Пасхальный благовест.Конспект урока.
Оценка 4.7

Пасхальный благовест.Конспект урока.

Оценка 4.7
docx
25.05.2020
Пасхальный благовест.Конспект урока.
конспект урока Пасхальный благовест.docx

Урок-праздник на тему: «Пасхальный благовест».

Подготовила:  учитель начальных классов МБОУ СШ №85 г. Ульяновска

Широкова Екатерина Владимировна

Цель урока: формирование интереса к истории православной культуры нашей Родины.

Задачи урока:

1.       Знакомство с историей, традициями русской культуры.

2.       Развитие жизненного опыта учащихся в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.

3.       Формирование уважительного отношения к русским обычаям и православным праздникам.

Тип занятия: комбинированный.

Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, беседа, наглядно-иллюстрационный, практический.

Оборудование: изображение пасхальных яиц, куличей, храмов.

План-сценарий урока.

1.       Организационный момент( приветствие, настрой на занятие).

2.       Сообщение целей занятия.

3.       Выявление знаний детей о происхождении праздника (актуализация знаний).

4.       Рассказ об истории зарождения праздника (мотивация).

5.       Рассказ об украшениях, символике, атрибутах праздника, словарная работа,  (работа по теме урока).

6.       Раскрашивание  яиц, конкурсы для учащихся (закрепление знаний).

7.       Итог урока( чтение стихов учителем, анализ  выводов, сделанных учащимися).

8.       Рефлексия.

 

1.       Оргмомент.

Здравствуйте ребята.  Посмотрите на доску. Что вы видите? Какие первые впечатления у вас от увиденного?

2.       Вступительное слово учителя.

«Пасха! Праздников Праздник и Торжество из торжеств». Самый великий и светлый христианский

Праздник. Недаром его называют Светлое Воскресение. В этот день душа прославит имя Господне – молитвой, крашеным яичком, возгласом 2Христос Воскресе!», на который тебе обязательно ответят: « Воистину Воскресе!»

Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и радость сердца исходят от спасителя нашего. От сердца к сердцу, от души к душе торопиться радостная весть – Христос Воскрес!

Воскрес однажды, чтобы навсегда озарить мир светом Своего Воскресения.

        

 Учитель:     Повсюду благовест гудит,

                      Из всех церквей народ валит.

                      Заря глядит уже с небес…

                   Христос Воскрес! Христос Воскрес!

                    

                   Христос Воскресе! Люди братья!

                   Друг друга в теплые объятья

                   Спешите радостно принять!

                   Забудьте ссоры, оскорбленья,

                   Да светлый праздник Воскресенья

                    Ничто не будет омрачать.

Сегодня мы будем говорить о Пасхе. Самом приятном христианском празднике.

3.       Выявление знаний детей о праздновании Пасхи.

Что вы знаете об том празднике? Как давно наши предки отмечают этот день как великий религиозный праздник? Ребята, а знаете ли вы, как правильно отмечать этот праздник? (ответы детей)

4.       Рассказ учителя об истории происхождения праздника.

                   

 На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем много нового об этом празднике, его обрядах и традициях, атрибутах.

    Пасха – это празднование воскресения Иисуса Христа. Пасха празднуется только в воскресенье, при этом Пасха празднуется между 22 марта и 25 апреля, но никогда не бывает в одно и то же число. Хочу сказать, что празднику Пасхи предшествует вербное воскресенье. Это когда люди идут в церковь с веточками вербы, освящают их в храмах.  Праздник Пасхи это самый главный, самый значимый праздник, он празднуется 40 дней. Все ходят друг к другу в гости и радуются, что Ииисус Христос открыл путь к светлой жизни.

Работа с новыми словами.

Ребята, мы с вами встретили несколько новых слов. Давайте поработаем с ними. С их происхождением и написанием.

На доску  выписаны следующие слова:

Благовест

Пасха

Воскресение

Воскресенье

1)      Благовест  (толковый словарь  С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой) - колокольный звон перед началом церковной службы, перед началом важнейшей части литургии.

Хочется дополнить это определение словами стихотворения  Сергея Есенина.

 

                                                                      Пасхальный благовест

 

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

 

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

 

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

 

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

 

Слово Благовест  образовано сложение корней двух слов -  благая   весть.

Подберем однокоренные слова.

Благовестить – звонить в колокол перед началом службы

Благовещенье – один из 12 праздников в память принесенной деве Марии вести об ее непорочном зачатии и будущем рождении Иисуса Христа.

2)      Пасха (греческое) – « избавление».

Празднику Пасхи предшествует длительный строгий пост, посещение служб в церкви, исповеди (избавление от грехов), за тем причащение ( вкушение освященного хлеба и вина (кагор), символизирующего тело и кровь Спасителя, и тем самым символом прощения Богом кающемуся смертному его грехов.

3)      Воскресение (толковый словарь  Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.) – воскреснуть. В религиозных представлениях возвращение к жизни Иисуса Христа.

4)      Воскресенье – седьмой  день недели, общий день для отдыха.

Подберем однокоренные слова.

Воскресение                           воскресенье

 


                                                      Воскресить

Воскресник           воскреснуть

                   Воскресе (старин глаг прош. вр.)

Употребление слов в речи.

-  Христос Воскресе ! – поздравление всех с праздником Пасхи

Больной воскрес на юге. ( переносное значение) – приобрел новые силы.

Прошлое воскресло в памяти.    Вспомнить прежние чувства.

 

5.       Символика праздника.

А сейчас давайте более подробно остановимся на атрибутах праздника Пасхи.

(учитель демонстрирует иллюстрации пасхальных блюд)

На стол обязательно ставится кулич, крашеные яйца. Согласно церковной традиции яйца красят в «Чистый четверг». В этот день принято наводить порядок в доме, избавляться от грязи. В этот же день готовят четверговую соль, которая хранится в доме хозяев и защищает его.

Есть в этом христианском празднике и  унаследованные языческие традиции.

Древнему человеку представлялось, что кулич – это как солнце красное у него в праздник на столе, и, если опробовать его, это как прикоснуться к солнцу, вобрать в себя его живительные лучи, и, как все на земле оживает весной под солнцем, так и человек приобретает новые силы. К Пасхе наши предки относились благоговейно.

  Яйца принято красить в светлые радостные тона. Преимуществом обладает красный цвет.

По легенде, Мария Магдалина(ученица Христа) римскому императору Тиберию сказала, что Христос воскрес, но он не поверил, тогда Мария Магдалина подарила ему яйцо со словами : «Христос Воскресе!», и яйцо сразу стало ярко-красное, символизируя кровь, которую пролил Христос.

Символика цветов, используемая при крашении яиц.

Красный – знак счастья

Желтый – знак солнца

Зеленый – знак жизни

Коричневый – цвет земли

Синий – ночь и таинство

 Для крашения использовали только натуральные красители: дубовую и яблоневую кору, ольховые шишки, луковую шелуху, свекольный отвар, крапиву.

Рисунки на яйцах

Так же на пасхальные яйца наносились узоры, имеющие  определенную символику.

Преобладали геометрические рисунки. Рисунки наносились женщинами вручную. Женщина испокон веков считалась хранительницей очага.

 


           - единство духа, разума, тела; мать , отец, сын; земля, воздух, вода.

Кукушка – птица, хранящая ключи от рая.

Лист дуба – мужская сила

Звезды – женское здоровье

Точечки – слезинки Божьей матери

Круг – знак бесконечности.

6.        А сейчас мы  перейдем к практической части нашего урока и закрепим полученные знания на практике.

Пасхальные яйца не только дарили друг другу, но и, прежде чем съесть, играли с ними.

Игры с яйцами

 Детям раздаются крашеные яйца.

Раскручивание .

Ребята по команде раскручивают яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

               Катание.

Дощечка кладётся на край стула, таким образом, получается горка. По команде участники должны прокатить яйцо по горке. Чьё  яйцо укатится дальше, тот и победитель.

              Эстафета.

Дети делятся на 2 команды, яйцо кладётся в ложку. Нужно пронести яйцо в ложке до кегли, оббежав ее, вернуться к команде и передать ложку с яйцом следующему участнику. Чья команда быстрее выполнит задание, та и победила.

        Раскрашивание яиц.

Детям раздаются шаблоны яиц и предлагается раскрасить их, используя полученные на уроке знания о символике цветов и знаков.  Участники выполняют презентацию своих работ.

Затем выбираются лучшие работы.

7.       Итог урока.

Итак, мы сегодня с вами много говорили о празднике Пасха, об её истории, традициях, обрядах, символике. Поработали мы не только с символами но и со словами, о значении которых не задумывались ранее.

Чтение учителе стихотворения Ф.И. Тютчева «День православного Востока…» (1872 г.)

День православного Востока,

Святись, святись, великий день,

Разлей свой благовест широко

И всю Россию им одень!

Но и святой Руси пределом

Его призыва не стесняй:

Пусть слышен будет в мире целом,

Пускай он льется через край,

Своею дальнею волною

И ту долину захватя,

Где бьется немощию злою

Мое родимое дитя, -

Тот светлый край, куда в изгнанье

Она судьбой увлечена,

Где неба южного дыханье

Как врачебство лишь пьет она.

Отрадой в душу ей повей,

Чтобы в Христово Воскресенье

Всецело жизнь воскресла в ней.

8.       Рефлексия.

 

    Вам понравился урок? Какие чувства вызвал он у вас? Как празднуют этот праздник в вашем доме? Есть ли у вас семейные традиции? (ответы детей) 

   В каждой религии есть свои праздники, свои традиции, своя символика, но многие из них имеют схожую историю и традиции. Недаром говорят, что Бог един. Мы должны стараться исполнять его заповеди.

Кто из вас на Пасху собирает яйца? Как вы это делаете? С кем?

Рассказывали ли ваши бабушки и родители, как они праздновали  этот праздник в своем детстве? Есть ли разница с тем, как празднуют Пасху сейчас.

(ответы детей)

Да, сегодня ослабевают традиции, и это не всегда хорошо: ведь это наша культура, наша душа.

Мне понравился наш с вами сегодняшний урок и в закончить я хочу его стихами Игоря Северянина, поэта 20 века

                                       

 

Пасха в Петербурге ( 1931)

Гиацинтами пахло в столовой,

Ветчиной, куличом и мадерой,

Пахло вешнею Пасхой Христовой,

Православною русскою верой.

 

Пахло солнцем, оконною краской

И лимоном от женского тела,

Вдохновенно-веселою Пасхой,

Что вокруг колокольно гудела.

 

И у памятника Николая

Перед самой Большою Морскою,

Где была из торцов мостовая,

Просмоленною пахло доскою.

 

Из-за вымытых к празднику стёкол,

Из-за рам бес песка и без ваты

Город топал, трезвонил и цокал,

Целовался, восторгом объятый.

 

Было сладко для чрева и духа

Юность мчалась, цветы приколовши,

А у старцев, хотя было сухо,

Шубы, вата в ушах и галоши..

 

Поэтичность религии, где ты?

Где поэзии религиозность?

Все «бездельные» песни пропеты,

«Деловая» отныне серьезность…

 

Пусть нелепо, смешно, глуповато

Было в годы мои молодые,

Но зато было сердце объято

Тем, что свойственно только России!

 

 

 

Урок окончен. До свидания.


 

Урок-праздник на тему: «Пасхальный благовест»

Урок-праздник на тему: «Пасхальный благовест»

Из всех церквей народ валит.

Из всех церквей народ валит.

Хочется дополнить это определение словами стихотворения

Хочется дополнить это определение словами стихотворения

Воскресение (толковый словарь

Воскресение (толковый словарь

Для крашения использовали только натуральные красители: дубовую и яблоневую кору, ольховые шишки, луковую шелуху, свекольный отвар, крапиву

Для крашения использовали только натуральные красители: дубовую и яблоневую кору, ольховые шишки, луковую шелуху, свекольный отвар, крапиву

Святись, святись, великий день,

Святись, святись, великий день,

Пасха в Петербурге ( 1931) Гиацинтами пахло в столовой,

Пасха в Петербурге ( 1931) Гиацинтами пахло в столовой,

Было в годы мои молодые, Но зато было сердце объято

Было в годы мои молодые, Но зато было сердце объято
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020