Паспорт экологической тропы "Берёзка" в МБДОУ детском саду "Солнышко"
Оценка 5

Паспорт экологической тропы "Берёзка" в МБДОУ детском саду "Солнышко"

Оценка 5
docx
07.04.2020
Паспорт экологической тропы "Берёзка" в МБДОУ детском саду "Солнышко"
Паспорт ЭТ.docx

                  Паспорт экологической тропы «Березка»

 

МБДОУ – детский сад «Солнышко» п. свх. Прибытковский

 Название экологической тропы: «Березка»

 Место нахождения: МБДОУ – детский сад «Солнышко» п. свх. Прибытковский

 Тропа расположена в рекреационной зоне дошкольного учреждения

 Длина тропы  - 150 метров

 Продолжительность путешествия 30 минут

 Назначение тропы тропа рассчитана для экологического воспитания детей с четырех до семи лет. Выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

 Краткое описание маршрута. Обследовав территорию детского сада, выделили наиболее интересные объекты для наблюдения:

 Остановка 1 «Радуга цветов»

 Остановка 2 «Березка»

 Остановка 3 «Чудесная яблонька»

 Остановка 4 «Могучий тополь»

 Остановка 5 «Черемуха душистая»

 Остановка 6 «Грибная поляна»

 Остановка 7 Привал – «Отдохни на природу посмотри»

 Остановка 8 «Красавица рябина»

 Остановка 9 «Зеленый огород»

 Остановка 10 «Забавные муравьи»

 Остановка 11 «Чудесная поляна»

 Остановка 12 «Птичий дом»

 Остановка 13 «Почва, воздух и вода наши лучшие друзья ( лаборатория)»

Остановка 14 Привал у домика « Старичка – Боровичка»

 Необходимые мероприятия по оборудованию тропы (краткий перечень)

 - Детальное обследование территории и наиболее интересных объектов

 - Составление картосхемы

 - Выбор вместе с детьми «Хозяина» тропинки (сказочный персонаж)

 - Описание всех точек по схеме, оформление альбома

 - Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек

 - Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми

 Возможность использования тропы по сезонам года -  используется во все времена года

 Режим пользования:

 • Экскурсионные учебные занятия,  экологические исследования.

 • Экологические прогулки.

 • Отдых.

 • Место для проведения досуговых мероприятий (экологические праздники, конкурсы и пр.)

 

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей на Экологической тропе – «Березка»

1.   Общие требования безопасности

 1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

 1.1.1.Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

 1.1.2.Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

 1.1.3.Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

 1.1.4.Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

 1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

 1.2.1.Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

 1.2.2.Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Экологическую тропу"

 2.1. Заместитель заведующего по АХР обязан:

 2.1.1.Ежедневно осматривать территорию "Экологической тропы", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

 2.1.2.Ежедневно проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на "Экологической тропе", надежность крепления лестниц, горок, мостиков, безопасность водоемов, баллонов, пеньков.

 2.1.3.Ежедневно менять воду в водоемах.

 2.1.4.Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3.   Требования безопасности во время нахождения на "Экологической тропе"

 3.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

 3.1.1.Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Экологической тропе", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.

 3.1.2.Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.

 3.1.3.Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

 3.2.Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

 3.3.Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

 3.4.Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4.   Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

 4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

 4.1.1.При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Экологической тропы" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

 4.1.2.При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5.   Требования безопасности по выходу с территории "Экологической тропы"

 5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

 5.1.1.Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

 5.1.2.В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

 

                                                  Заведующий д/с  _____________ Л.С.Дроздова

 

                                                                             «___» _________ 20__ г.

 С инструкцией ознакомлены:

 

 

 

 

Необходимые мероприятия:

                                 Остановка 1. «Радуга цветов»

 Объекты для наблюдений:   рассматривать цветение цветов, их разнообразие, строение; сбор семян.

 Вспомнить стихотворение:

 Нарядные сестрёнки

 Весь день гостей встречают,

 Мёдом угощают.

 На альпийской горке  расположились солнцелюбивые растения собраны такие цветы, как: хоста, камнеломка, портулак, петуния и другие растения.

Дети рассматривают строение цветка под лупу, находят семена.

  (Приложение 1)

                                    Остановка 2. «Березка»

Объекты для наблюдений: рассматривать стволы деревьев кору, листву.

Береза

Большинство видов берёз - деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй.

         В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры — бересту, чтобы на ней можно было писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели, листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани.

 Стоит Аленка, платок зеленый

Тонкий стан, белый сарафан.

                      (Береза)

Остановка 3. «Чудесная яблонька»

 Объекты для наблюдения: рассматривать стволы деревьев кору, листву и ветки цветения, плоды.

 

 Остановка 4 «Могучий тополь» »

 Объекты для наблюдений: рассмотреть лекарственные травушки одуванчик, подорожник, мелиса, календула, ромашка, мята, крапива.

Рассказ о тополе «Тополиная алея», загадки, стихи.

 Остановка 5 «Черемуха душистая»

Объекты для наблюдений: рассматривать стволы деревьев кору, листву и ветки цветения, плоды.

Сергей Есенин - стих    «Черёмуха»

 Черемуха душистая

 С весною расцвела

 И ветки золотистые,

 Что кудри, завила.

 Кругом роса медвяная

 Сползает по коре,

 Под нею зелень пряная

 Сияет в серебре.

 А рядом, у проталинки,

 В траве, между корней,

 Бежит, струится маленький

 Серебряный ручей.

 Черемуха душистая

 Развесившись, стоит,

 А зелень золотистая

 На солнышке горит.

 Ручей волной гремучею

 Все ветки обдает

 И вкрадчиво под кручею

 Ей песенки поет.

 

 

 Остановка 6. «Грибная поляна»

Объекты для наблюдений: грибы в натуральном виде, на плакатах и картинках ,а так же на макетах. Игра « Собери съедобные грибы в лукошко»

Остановка 7. Привал – «Отдохни на природу посмотри»

Дети садятся на коврики, отдыхают воспитатель проводит аутотренинг.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Остановка 8. «Красавица рябина»

Объекты для наблюдений: рассматривать стволы деревьев кору, листву и ветки цветения, плоды.

( Загадки)

Она к осеннему балу

 Снова надела кораллы,                                 

 Пылают они далеко,

 Всякий увидит легко.

 Ответ: Рябина

 

В том лесу, не в огороде,

 Только осень на подходе,

 Новый у нее наряд,

 Бусы красные висят.

 

Дрозд, снегирь, другая птица,

 Могут ею угоститься,

 Как усилится мороз,

 Возрастёт на пищу спрос.

 Ответ: Рябина

 

Увидал в лесу,

 Ягоду-красу,

 Тяжела корзина,

 Хороша... Рябина

 

Красные горошины,

 Снегом припорошены.

 Ответ: Рябина

 

Это дерево по моде,

 Осенью одели вроде,

 У зеленого пальто,

 Пуговки красны зато.

 Ответ: Рябина

 

Рябина – настоящая царица осеннего леса. Красные, яркие красавицы-гроздья видны издалека. Они привлекают внимание всего живого. Как мудро распорядилась природа, подарив нам эту красоту. Но не только броским нарядом привлекает это растение. Это лакомство для птиц, и, конечно же, полезный продукт для людей.

 

Заготовка рябины на зиму осуществляется осенью, до наступления заморозков. В этом случае ценные вещества лучше сохраняются. Вначале ягоды просто провяливают на воздухе, следом сушат при температуре 60º С в печи. Заготовленную таким образом ягоду хранят в течение одного года.

Остановка 9 «Зеленый огород»

 Объекты для наблюдений: грядки с овощами, грядки с зеленью.

Игра «Мы капусту режим, режим».  Определение названий растений на грядке , отгадывание загадок.

Остановка 10 «Забавные муравьи»

 Объекты для наблюдений: муравьи, их поведение.

 «На полянке среди елок,

 Дом построен из иголок,

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион».

Конечно же, каждый человек, побывавший в лесу, сталкивался с муравьиными домиками, сооруженными из веточек и опавшей хвои. А знаете ли вы, что в этих домах существуют свои строгие правила общежития и у всех жителей есть свои обязанности? Уклад жизни семьи муравьев сходен у большинства видов. Один раз в году, с наступлением теплого времени, в гнезде-муравейнике появляются крылатые самцы и самки муравьев, которые разлетаются в так называемый "брачный лет". Самцы вскоре погибают, а самки сбрасывают крылья и становятся царицами – основателями нового гнезда. Найдя подходящее для муравейника место – в земле, под камнями, в старых пнях, под корой гниющих деревьев, самка откладывает первую порцию яиц. Вылупившихся личинок она кормит своей слюной. Личинки превращаются в куколок, а из куколок получаются первые рабочие особи, и начинается жизнь нового муравейника. Самок-цариц в муравейнике бывает одна или несколько, они живут до 15 лет и все время откладывают яйца. Рабочие муравьи, самая многочисленная часть семьи, живут меньше – несколько лет. Все рабочие муравьи образуют отдельные группы – касты. У каждой касты свои обязанности – одни ухаживают за самками и молодыми муравьями, другие строят и ремонтируют муравейник, третьи чистят его, четвертые защищают муравейник от врагов, пятые – снабжают всех обитателей пищей.

Остановка 11 «Чудесная поляна»

Обьекты для наблюдения: рассматривание насекомых.

 Загадка: Что за домик, расскажите.

 В нём летает каждый житель.

 Славно трудится народ,

 Собирая сладкий мёд.

Остановка 12 «Птичий дом»

Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички;  кормлением птиц, искать различие между птицами

Птицы -  класс позвоночных животных. Передние конечности превратились в крылья, большинство приспособлено к полету. Тело покрыто перьями, температура тела постоянная, обмен веществ очень интенсивный. Размножаются, откладывая яйца.

Голуби:

 Голуби живут по всему земному шару, кроме полярных и антарктических районов. Особенно много их в Австралии и на Малайском архипелаге. Науке известно свыше 300 видов диких голубей. Впервые человек одомашнил голубя ещё пять тысяч лет назад. С тех пор эти птицы неразлучны с человеком.

Сороки:

 У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.

 Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно определить по голосу с типичным звучанием "ча, ча, ча". Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.

Вороны:

 Предпочтение отдает городам, населенным пунктам. Всеядна. Эти сообразительные птицы пpeкрасно приспособились к соседству человека. В последние годы они, например, научились систематически проверять вывешенные зимой за окно сумки с продуктами. Умеют поднимать крыши скворечников, если они не прикручены проволокой.

Воробьи:

 Всем известны эти дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в шумных, многолюдных городах. Приближение весны мы привыкли отмечать по поведению воробьёв. Стоит поярче засветить и пригревать солнцу, как на крышах и возле оттаявших луж, на деревьях городских бульваров начинают громко чирикать весёлые воробьи. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье!

Синицы:

 Хорошо заметная, подвижная птица величиной с воробья (масса тела 15-21 г). Голова, горло, подхвостье черные. Щеки и пятно на затылке белые. Грудь и брюшко ярко-желтые с черной продольной полосой и 'галстуком', более широкими у самцов. Хвост и крылья серо-голубые, спина зеленая. У самок 'галстук' доходит только до брюшка. Распространена в лесной зоне России от западных границ до тихоокеанского побережья и на Кавказе. Обитательница лиственных и смешанных лесов, садов и парков. Ведет оседлый и кочующий образ жизни. Питается в основном насекомыми.

 ( Загадки)

 Небольшая пестрая птица

 Не боится зимой простудиться,

 Угощенье наше ей снится.

 Прилетает к нам часто ...

(Синица)

 Буян-мальчишка

 В сером армячишке

 По дворам шныряет,

 Крохи собирает.

(Воробей)

 Окраской - сероватая,

 Повадкой - вороватая,

 Крикунья хрипловатая –

 Известная персона.

 Кто она?..

(Ворона) 

 Вертится, стрекочет,

 Весь день хлопочет.

 Все стрекочет и вертится,

 Ей на месте не сидится,

 Длиннохвоста, белобока

 Вороватая ...

(Сорока)

 

 Подбирает он проворно

 Кинутые ему зерна

 И гнездится на карнизе

 Наш любимый ...

(Голубь сизый)

Остановка 13 «Почва, воздух и вода наши лучшие друзья»  (лаборатория)

Объекты для наблюдений: вода, почва, песок, воздух ( приложение 2)

Остановка 14 Привал у домика « Старичка – Лесовичка»

Обсуждение увиденного , зарисовка объектов наблюдения в альбомы.

Угощения от Старичка – Лесовичка

 

 

 

 

 

 

 

 

 Цели и задачи составления экологического паспорта:

 1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.

 2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.

 3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.

 4. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.

 5. Составить перспективу развития экологического образования ДОУ.

 6.Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.

 7. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.

 8. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.

 Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания.

 Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по экологической тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций.

 Посетители экологических троп имеют возможность непосредственного общения с природой и наблюдения за животным и растительным миром в естественных условиях. Это дополняется визуальной информацией на стендах и указателях, которые установлены на маршруте, а также рассказом воспитателей.

 Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

 • пониманию самоценности природы;

 • осознанию ребенком себя как части природы;

 • воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

 • формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

 • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

 • пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

 • формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить) ;

 • формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

 • — формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе) ;

 • — развитие познавательного интереса к миру природы;

 • — формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

 • — воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства к объектам природы;

 • — формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

 • — формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой) ;

 • — освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

 • — формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

 • — формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

 Общие задачи:

 - Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.

 - Формирование первых представлений о существующих в природе взаимосвязях.

 - Воспитание экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

 Развивающая задача экологической тропы состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления и восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности.

 Воспитательная задача состоит в воспитании любви к природе, развитии экологической культуры. Любовь к природе не приходит сама собой - ее нужно пробудить. И здесь особенно важен опыт непосредственного общения детей с природой.

 Проводя наблюдения на экологической тропе, дети познают родную природу, видят ее красоту и ранимость, начинают понимать, что каждый вид является важным звеном экологической системы. Понимание единства всей живой и неживой природы лежит в основе осознанного экологически правильного поведения.

 Участие в общей работе по созданию и благоустройству экологической тропы приучает детей к труду, развивает у них чувство ответственности и бережное отношение к плодам своих и чужих рук.

 Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

 • экологические беседы;

 • наблюдения в природе;

 • уроки доброты;

 • целевые прогулки;

 • познавательные вечера;

 • решение экологических ситуативных задач;

 • чтение художественной литературы;

 • детские проекты;

 • обсуждение и проигрывание ситуаций;

 • труд в природе;

 • «Красная книга природы»;

 • «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений) ;

 • выставки и экспозиции;

 •экологические сказки.

 

 

 

 

 

 


 

Паспорт экологической тропы «Березка»

Паспорт экологической тропы «Березка»

Составление картосхемы - Выбор вместе с детьми «Хозяина» тропинки (сказочный персонаж) -

Составление картосхемы - Выбор вместе с детьми «Хозяина» тропинки (сказочный персонаж) -

Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др

Оборудование, расположенное на территории "Экологической тропы" (малые игровые и архитектурные формы, пособия для экспериментальной и исследовательской деятельности, физкультурные пособия и др

Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории

Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории

Объекты для наблюдений: рассматривать цветение цветов, их разнообразие, строение; сбор семян

Объекты для наблюдений: рассматривать цветение цветов, их разнообразие, строение; сбор семян

Стоит Аленка, платок зеленый

Стоит Аленка, платок зеленый

Черемуха душистая Развесившись, стоит,

Черемуха душистая Развесившись, стоит,

Всякий увидит легко. Ответ:

Всякий увидит легко. Ответ:

Рябина – настоящая царица осеннего леса

Рябина – настоящая царица осеннего леса

Вылупившихся личинок она кормит своей слюной

Вылупившихся личинок она кормит своей слюной

Сороки: У сороки есть прозвище - белобока

Сороки: У сороки есть прозвище - белобока

Хвост и крылья серо-голубые, спина зеленая

Хвост и крылья серо-голубые, спина зеленая

Весь день хлопочет. Все стрекочет и вертится,

Весь день хлопочет. Все стрекочет и вертится,

Цели и задачи составления экологического паспорта: 1

Цели и задачи составления экологического паспорта: 1

• формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из…

• формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из…

Общие задачи: - Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней

Общие задачи: - Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней

Красная книга природы»; • «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений) ; • выставки…

Красная книга природы»; • «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений) ; • выставки…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020