Паспорт игр и упражнений по коррекции слоговой структуры слова (I тип слоговой структуры)
Оценка 5

Паспорт игр и упражнений по коррекции слоговой структуры слова (I тип слоговой структуры)

Оценка 5
docx
08.02.2024
Паспорт игр и упражнений по коррекции слоговой структуры слова (I тип слоговой структуры)
Паспорт пособия по слоговой структуре слова (1).docx

 

ПАСПОРТ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ПО КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

(I ТИП СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ)

«Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь?»

 

 

Составила учитель-логопед

высшей квалификационной категории Волковыская Н.В.

 

 

 

Новосибирск 2023

 

 

 

 

      

Паспорт игр и упражнений по коррекции слоговой структуры слова

(I тип слоговой структуры)

 

 

 В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

      ОНР у детей дошкольного возраста может проявляться по-разному. При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи дополнительно нарушается слоговая структура слова. (Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.)

    При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

1.     Нарушение количества слогов:

-         сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”

-         опускание слогообразующей гласной –  “пинино” = “пианино”

-         увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

2.     Нарушение последовательности слогов в слове:

-         перестановка слогов – “деворе” = “дерево”

-         перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

3.     Искажение структуры отдельного слога:

-         сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”

-         вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

4.     Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

5.     Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) “били…били…билитекарь” + “библиотекарь”

6.     Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) “нананасы”=“ананасы”.

7.     Контаминации (смешение слов) “в холодильнице” = “в хлебнице и холодильнике”.

 

      Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.  Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

     При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

     Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

     Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на их актуальность.

     Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

     Опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи, как подготовительный этап в обучении грамоте.

     Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания). 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.

 

     Первый год обучения детей 5-ти летнего возраста с ОНР в детском саду условно делятся на 3 периода обучения, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами и объемом изучаемого материала.

- Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова целесообразно в начале 2-го периода обучения. Такие временные рамки обусловлены тем, что на фронтальных занятиях по формированию правильного произношения в 1-ом периоде изучены практически все гласные звуки 1-го ряда и звук “И”.  На индивидуальных занятиях к этому времени должна быть проведена работа по исправлению недостатков произношения йотированных гласных (как слогообразующих), мягкого согласного “Л” и работа по дифференциации этих звуков.

    - Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

   - Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова.

    - Из лексического материала упражнения необходимо исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова.

    - Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть “разбито” ребенком на 2-3 более простых и изученных слоговые структуры.

    - Характерной особенностью коррекционной работы будет являться многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале.

       

   

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.

(1-ый тип слоговой структуры.)

 

Упражнение «УЗНАЙ, КТО ЭТО?»

Цель:

1.     Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.

2.     Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.

3.     Развивать слуховое внимание и память.

                                                        

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

              Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:

Мама купает Вову.

    Папа играет с сыном.

    Дядя идет домой.

    Во дворе стоит баба из снега.

    Няня гуляет с детьми.

А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:

        Логопед:                                                       Ребенок:

Кто купает Вову?                                                    Мама.

Кто играет с сыном?                                              Папа.

Кто стоит во дворе?                                               Баба.

Кто гуляет с детьми?                                             Няня.

Кто идет домой?                                                     Дядя.

 

 

Упражнение «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ».
Цель:
1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.

2. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.

3. Активизировать и расширять словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

     Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог.  Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.                                                         

Логопед:                   Ребенок:                          Логопед:                  Ребенок:      

 

Но                                нота                                     ба                          баня

Ва                                 вата                                     ня                          няня

Да                                 дата                                    ды                         дыня

Ха                 ТА          хата                                     То            НЯ       Тоня

Мя                                мята                                     А                          Аня

Би                                 бита                                     Ва                         Ваня

Фа                                фата                                     Та                         Таня 

 

 

Ка                                  Катя                                    и                           иди

Пе                 ТЯ            Петя                                    бу           ДИ        буди

Ви                                  Витя                                    ве                         веди

Ми                                 Митя                                   хо                         ходи                           

                                

(Лексический материал этого упражнения можно разделить на два занятия.

Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить).

 

 

Упражнение «НАЙДИ И НАЗОВИ».
Цель:

1.     Учить произносить слова слоговой структуры

     1-ой при образовании имен существительных множественного числа       именительного падежа

2.  Учить соотносить слова и картинки.

3.  Развивать слуховое и зрительное внимание.

 

Оборудование: картинки с изображением предметов во множественном числе

 

 

 

Ход игрового упражнения.

      Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: «Я   назову предмет, а ты найдешь картинку, где таких предметов несколько, и назовешь их».

 

а) с окончанием -И                                            б) с окончанием -Ы           

Логопед:            Ребенок:                                  Логопед:                 Ребенок:

 

      муха               мухи                                            дуб                         дубы

      нога                ноги                                           кот                          коты

      дыня               дыни                                          нота                        ноты

      конь                кони                                           кит                          киты 

          мак                 маки                                            ива                          ивы

          тень                тени                                           липа                        липы

          ель                  ели                                              хата                         хаты

          дуга                дуги

  

(Лексический материал упражнения можно разделить на 2 занятия).


 

ПАСПОРТ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО КОРРЕКЦИИ

ПАСПОРТ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО КОРРЕКЦИИ

Паспорт игр и упражнений по коррекции слоговой структуры слова (I тип слоговой структуры)

Паспорт игр и упражнений по коррекции слоговой структуры слова (I тип слоговой структуры)

Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь

Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь

Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения

Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения

Кто идет домой?

Кто идет домой?

Ход игрового упражнения.

Ход игрового упражнения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2024