Паспорт программы для навигатора дополнительного образования
1. |
Полное наименование программы |
Волонтерский отряд «Барсы»
|
2. |
Публичное наименование программы |
Волонтерский отряд «Барсы»
|
3. |
Краткое описание программы |
Волонтерское движение России Волонтерский отряд «Барсы»
|
4. |
Описание программы |
Программа предназначена для обучающихся 2-4 классов средних общеобразовательных школ в форме дополнительного внешкольного образования. Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. -Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в начальной школе, так и к содержанию образования; -Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности; -Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовала появления новых подходов и методов активизации учащихся. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения учащихся в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне. Цели: 1. Инициировать и развить детское волонтёрское движение. 2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. Задачи: 1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России. 2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей. 3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений. 4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями. 5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере. Правовой базой для составления программы являются: • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48); • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5); • Конвенция ООН о правах ребенка • Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения). • Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011 • Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011 -Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД): - в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций; - в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка; - в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; - коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. -Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности. -Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях. -Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
|
5. |
Учебный план |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг. Раздел 1. Волонтерское движение в России. Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Раздел 2. Участие в благотворительных акциях. Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Программа рассчитана на 4 учебных года. Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы “Волонтерский отряд «Барсы»” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Срок освоения программы курса внеурочной деятельности и объем учебного времени Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей 7- 10 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью. Нормативный срок освоения программы курса внеурочной деятельности «Волонтерский отряд Барсы» рассчитан на 4 года. Продолжительность учебного года: II класс – не менее 34 учебных недель. Занятие по внеурочной деятельности проходит один раз в неделю по одному часу. Продолжительность занятия для II класса – 45 минут. 3 класс -68 учебных недели, два часа в неделю,продолжительность занятия -45 минут .4класс -68 учебных недели, длительность занятия 45 минут , два часа в неделю. Волонтерское движение в России. 2 класс4 часа,3-4 кл(8ч) Тренинг – 1(2) Проект – 1(2) Анкетирование - 1(2) Участие в благотворительных акциях.2 класс30ч , 3-4 кл.(60ч) Изготовление поделок – 13(26) Трудовые дела – 6(12) Проект – 2(4) Акции – 10(20) Вводный урок.Наша школа и волонтерское движение. «Спешите делать добрые дела!» Чем занимаются волонтеры? «Я - младший помощник волонтера» Правила волонтеров школы. Этическая беседа: «Будь непримирим к грубости и чѐрствос-ти». Всемирный день пожилых людей (1 октября) Изготовление праздничной открытки с Днём пожилого человека Поздравление пожилых людей с Днём пожилого человека Изготовление закладок для книг в подарок школьному библиотекарю Акция бережливых Береги воду! «Учись приносить людям пользу» Ремонт книг для школьной библиотеки. День народного единства. (4 ноября) День воинской славы (7 ноября) 13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела» День матери (последнее воскресенье ноября) Изготовление для мам подарков к Дню матери Международный день инвалида (3 декабря). День Героев Отечества (9 декабря) Крошка хлеба на землю упала. Бережное отношение к хлебу. Рассказ о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Всемирный день помощи бедным (19 декабря) К Всероссийскому дню зимующих птиц. «Покормите птиц зимой» О хороших и дурных привычках. Друзья Мойдодыра Минута час бережет. Зачем нужно беречь время? Что я могу сделать за 1 минуту? Проект. Разработка "Паспорта Волонтера" или визитки "Ты хочешь стать волонтером?", кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера" или "права волонтера" 17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг “Доброта как Солнце” Поздравление ветерана Великой Отечественной войны и тружеников тыла на квартирах с Днём защитника Отечества Изготовление подарков для тружениц тыла к Дню 8 Марта Поздравление ветеранов с Днём 8 Марта 2.04 - Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки 12.04 - Международный день милосердия. “Будьте милосердным” Проектирование действий по благоустройству. Подготовка к акции «Мой двор, моя улица» Трудовой десант Акция «Память» Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны. Подготовка концертных номеров, изготовление подарков, открыток к празднику Победы.
КТД Оформление и распространение электронных листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты Могу ли я быть волонтером? (анкетирование) |
6. |
Цель программы |
Цели: 1. Инициировать и развить детское волонтёрское движение. 2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. Задачи: 1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России. 2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей. 3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений. 4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями. 5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
|
7. |
Ожидаемые результаты |
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты освоения программы «Волонтерский отряд Барсы»: - формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные результаты освоения программы «Волонтерский отряд Барсы» проявляются в: -расширении круга приёмов составления разных типов плана; - расширении круга структурирования материала; - умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); - умении организовывать волонтёрскую деятельность; - способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников. Направления работы - духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность; - патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона; - здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ; - формирование толерантности – организация досуга молодежи Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся - Активность участия. - Умение планировать работу волонтёров. - Самостоятельность.
|
9. |
Преподаватели |
Павина Алена Владимировна, выпускница Якутского Государственного Университета им Аммосова, квалификация учитель начальных классов, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 142 Первомайского района, г.Новосибирска |
10. |
Материально –техническая база |
учебное помещение: учебный класс МБОУ СОШ № 142 инвентарь хозяйственный, перчатки, ведра информационное обеспечение : наглядные пособия: таблицы, схемы; тематическая литература
|
11 |
Обложка |
общая фотография волонтерского отряда |
12 |
Галерея |
|
13 |
Видеоматериал |
загружается с канала You Tube. https://www.youtube.com/watch?v=X5yOmYO0uj0 , https://www.youtube.com/watch?v=SLCPhmF3lP4 , https://www.youtube.com/watch?v=El-B-rGiwQc |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.