Содержание «Паспорта кабинета»
План кабинета
Оборудование кабинета
Технические средства обучения
Список оборудования в кабинете физики
Учебное оборудование
6.Правила пользования кабинетом физики
7.Инструкция по правилам безопасности труда для учащихся
8.Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике
9.Инструкция по охране труда в кабинете и лаборатории по физике
10.Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике
11.Инструкция инструктажа по электропожарной безопасности в кабинете физики
12.Инструкция для учащихся по охране труда при проведении занятий в кабинете и лаборатории физики
13.Программа инструктажа по оказанию первой помощи в кабинете физики
14.Программа инструктажа по использованию технических средств обучения и специального оборудования в кабинете физики.
15.Инвентарная ведомость на технические средства обучения учебного кабинета физики
16.График занятости кабинета физики 2014-2015 учебный год
17. План развития кабинета физики на 2014-2015 учебный год
Pasport_kabineta_fiziki_1432821710_97188 (1).docx
МБОУ «Леньковская средняя общеобразовательная школа №1»
Администрация Благовещенского района
Благовещенского района Алтайского края
Паспорт
кабинета №15
(КАБИНЕТА ФИЗИКИ)
Учитель физики,
ответственный за кабинет:
Ялова Надежда Васильевна
Год создания паспорта: 2010 Содержание «Паспорта кабинета»
1 План кабинета
2 Оборудование кабинета
3 Технические средства обучения
4 Список оборудования в кабинете физики
5 Учебное оборудование
6.Правила пользования кабинетом физики
7.Инструкция по правилам безопасности труда для учащихся
8.Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и
лабораторного практикума по физике
9.Инструкция по охране труда в кабинете и лаборатории по физике
10.Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов
по физике
11.Инструкция инструктажа по электропожарной безопасности в кабинете
физики
12.Инструкция для учащихся по охране труда при проведении занятий в
кабинете и лаборатории физики
13.Программа инструктажа по оказанию первой помощи в кабинете физики
14.Программа инструктажа по использованию технических средств обучения
и специального оборудования в кабинете физики.
15.Инвентарная ведомость на технические средства обучения учебного
кабинета физики
16.График занятости кабинета физики 20142015 учебный год
17. План развития кабинета физики на 20142015 учебный год в
о
к
и
з
и
ф
-
х
ы
н
е
ч
у
ы
т
е
р
т
р
о
п
1.План кабинета
стол
Шкафы
Цветы на
столе
ПАРТА
ПАРТА
ПАРТА
ПАРТА
ПАРТА
Цветы на
столе
ПАРТА
ПАРТА
ПАРТА
ПАРТА
ПАРТА
стол
Цветы на
столе
ПАРТА
ПАРТА
ПАРТА
ПАРТА
ПАРТА
о
н
к
О
о
н
к
о
о
н
к
о
ы
ф
а
к
ш
у
н
е
т
с
в
е
ы
н
н
е
о
р
т
с
в
и
Ы
Д
Н
Е
Т
С
Двери
в
коридор
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ЗАКРЕПЛЕННЫЙ НА ПОТОЛКЕ
Демонстрационный стол
Комп
ьюте
р на
стол
е
о
н
к
о
ЭКРАН НАД ДОСКОЙ
ДОСКА
Э/щит на стене
двери в
ЛАБОРАТОРИЮ 2. Оборудование кабинета
Наименование
Количество
15
32
6
1
1
1
1
1
1
1
4
№
1. Парты
2. Стулья
3. Шкафы
4. Стол демонстрационный
5. Доска
6. Стенд «Международная система единиц (СИ)»
7. Стенд «Шкала электромагнитных излучений»
8. Стенд «Приставки для образования десятичных
кратных и дольных единиц»
9. Стенд «Фундаментальные физические постоянные»
10. Стенд «Портреты ученых физиков и астрономов»
11. Жалюзи 3.Технические средства обучения
№
Наименование
Количество
1. Компьютер Pirit Codex (Комплект)
2. Мультимедийный проектор Acer P1265K
3. Экран Braun Photo Technik (13802)
4.
Графопроектор Braun Photo Technik Paxiluk 4003
5. Компьютерный измерительный блок БЛМО2
6. Сетевой фильтр ITR Home
7. Осциллографическая приставка – В101
8. Цифровая лаборатория «Архимед» по физике
1
1
1
1
1
1
1
1
4.Список оборудования в кабинете физики (лаборатория физики).
№П/
П
Название набора, комплекта или прибора
Количество
штук
НАБОРЫ
Набор по механике ЛМ
Набор по молекулярной физике и термодинамике
НМФТ 2ПС
Набор по электричеству ЛЭ
Набор по оптике ЛО
Набор электроизмерительных приборов постоянного и
переменного тока ЦИНТ
Набор демонстрационный «Ванна волновая»
Набор по термодинамике, газовым законам и
насыщенным парам, согласованный с компьютерным
измерительным блоком ГЗ
Набор демонстрационный «Тепловые явления»,
согласованный с компьютерным измерительным блоком
ТЯ
Набор капилляров
Набор для исследования электрических цепей
постоянного тока Э1
Набор для исследования тока в полупроводниках и их
технического применения Э2
Набор для исследования переменного тока, явлений
электромагнитной индукции и самоиндукции Э3
Набор по электростатике ДЭС
Набор спектральных трубок с источником питания
Набор по измерению постоянной Планка с
использованием лазера ПП
Набор датчиков ионизирующего излучения и магнитного
поля– М501
Набор «Динамометры демонстрационные (пара) с
принадлежностями
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
КОМПЛЕКТЫ
1
2
Комплект электроснабжения КЭ 400
Комплект соединительных проводов
15
15
15
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Комплект по механике поступательного
прямолинейного движения, согласованный с
компьютерным измерительным блоком ДМ
Комплект «Вращение», согласованный с компьютерным
измерительным блоком ВД
Комплект «Камертоны на резонирующих ящиках с
молоточком КРЯ
Комплект «Сосуды сообщающиеся»
Комплект «Цилиндры свинцовые»
Комплект «Электрометры с принадлежностями»
Комплект «Султаны электрические» СЭ
Комплект «Маятники электростатические (пара) МтЭ
Комплект «Палочки из стекла и эбонита» НПЭ 1
Комплект «Полосовых и дугообразных магнитов»
КПДМ
Комплект «По геометрической оптике на магнитных
держателях» ГО
Комплект «По волновой оптике» ВО
ПРИБОРЫ и лабораторное оборудование
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
2
3
4
5
6
7
8
15
16
17
18
19
Источник постоянного и переменно тока (4,5В, 2А)
Лоток для хранения оборудования ЛЛ
Весы учебные лабораторные
Динамометр лабораторный
Амперметр лабораторный АЛ
Вольтметр лабораторный ВЛ
Миллиамперметр МЛ
Источник постоянного и переменного напряжения ИП
24
Генератор звуковой частоты ФГ 100
9
10 Штатив универсальный физический
11
12
13
14
Насос вакуумный с тарелкой и колпаком
Груз наборный на 1 кг
Ведерко Архимеда
Прибор для демонстрации атмосферного давления АД
1
Рычаг демонстрационный РДРФ
Стакан отливной СОД
Прибор «Шар Паскаля» ШПс
Устройство для записи колебаний маятника
Прибор «Трубка для демонстрации конвекции в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
45
15
15
15
15
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 жидкости» ТДК
Прибор «Трубка Ньютона» ТН
Трансформатор универсальный ТрУ
Источник высокого напряжения – ВИДН 30
Звонок электрический демонстрационный ЗЭД
Стрелки магнитные на штативах СМ
Прибор для изучения правила Ленца
Барометр – анероид – БР 52
20
21
22
23
24
25
26
27 Манометр жидкостный демонстрационный МЖД
28
Термометр электронный – ТЭН 5
1
1
1
1
2
1
1
1
1 5.Учебное оборудование
1. Комплект электронных пособий по курсу физики 5дисков.
2. Набор учебнопознавательной литературы по КПМО 12 книг.
3. Учебники физики 711 класс.
4. Сборники задач по физике.
5. Методическая литература по преподаванию физики.
6.Перечень сайтов, полезных учителю физики: Физика в
Интернете, В помощь учителю
1. Крупнейшие образовательные ресурсы:
Российское образование. Федеральный портал http
Министерство образования и науки Российской Федерации.
:// www
. edu
. ru /
Федеральное агентство по образованию. http://www.ed.gov.ru/
Все образование. Каталог ссылок http
В помощь учителю.
:// catalog
. alledu
. ru /
Федерация интернетобразования
http
:// som
. fio
. ru /
Российский образовательный портал.
. school
:// www
информационных источников http
. edu
Учитель.ру – Федерация интернетобразования http
. ru /
Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов
. ru /
:// teacher
Каталог справочно
. fio
http
:// rating
. fio
. ru /
Интернетресурсы по обучающим программам Дистанционное
обучение – проект «Открытый колледж» http
:// www
. college
. ru /
Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru
Всероссийский августовский педсовет http://pedsovet.alledu.ru/
Образовательный
«Школы
сервер
в
Интернет»
http://schools.techno.ru/
Все образование Интернета http://all.edu.ru/
Естественнонаучный
http://www.en.edu.ru/
образовательный
портал
2. Каталоги
Электронные бесплатные библиотеки http
:// allbest
. ru / mat
. htm Естественнонаучный образовательный портал (учебники, тесты,
Электронная
олимпиады, контрольные) http
библиотека
http://www.libnet.ru/education/lib/
Электронная библиотека «Наука и техника» http://nt.org/
:// en . edu
. ru / db /
статей по
образованию
3. Методические материалы
Сайт для учащихся и преподавателей физики. На сайте размещены
учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач,
тесты, описания лабораторных работ. Учителя здесь найдут обзоры
учебной литературы,
тематические и поурочные планы,
методические разработки. Имеется также дискуссионный клуб
http://www.fizika.ru/
Методика физики http://metodist.i1.ru/
Кампус http://www.physcampus.bspu.secna.ru/
технологии в школе») http://www.uroki.ru/
Образовательный портал (имеется раздел «Информационные
Лаборатория обучения физике и астрономии ведущая
лаборатория страны по разработке дидактики и методики
обучения этим предметам в средней школе. Идет обсуждения
основных документов, регламентирующих физическое
образование. Все они в полном варианте расположены на этих
страница. Можно принять участие в обсуждении.
http://physics.ioso.iip.net/
Использование информационных технологий в преподавании
физики. Материалы (в том числе видеозаписи) семинара в РАО по
проблеме использования информационных технологий в
преподавании физики. Содержит как общие доклады, так и
доклады о конкретных программах и интернетресурсах.
http://ioso.ru/ts/archive/physic.htm
Лаборатория обучения физике и астрономии (ЛФиА ИОСО
РАО) . Материалы по стандартам и учебникам для основной и
полной средней школы. http://physics.ioso.iip.net/index.htm
Виртуальный методический кабинет учителя физики и
астрономии http://www.gomulina.orc.ru
Сайт кафедры методики преподавания физики МПУ http://www.mpf.da.ru/
4. Опыт работы
Банк педагогического опыта http://wwwwindows
1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/phys/turina/index.html
Физик представляет http://www.phizik.cjb.net/
5. Виртуальные шпаргалки
Делаем уроки вместе! http
Автоматизированный взаимный перевод разнообразных
me
физических единиц измерения http
. ru . convert
:// www
:// www
. otbet
. ru /
. com
/ ru /
6. Периодические издания в Интернет
. ru / mat
/
:// archive
http
.1 september
http://www.poisknews.ru/
Сайт Учительской газеты http
http
. ru / text
/ magaz
http
. ru / magazine
Электронный журнал «Вопросы Интернетобразования»
. ug . ru /
:// www
/ pedagog
2. shtml
. informika
. aboutstudy
:// www
:// www
. html
/ title
http://center.fio.ru/vio
Научнометодический журнал «Методист»
http://www.physfac.bspu.secna.ru/Metodist/
Сайт «Вестей» http://www.vesti.ru/fotovideo.html
Каталог всех публикаций в журнале "Квант" за 30 лет: 1970 – 1999
http://www.nsu.ru/materials/ssl/text/quantum/182.html
Журнал Компьютер в школе http://www.osp.ru/school
Живая физика http://www.intedu.ru/soft/fiz.html
7. Разное Физика в анимациях. На сайте размещены мультики с физическими
процессами и даны теоретические объяснения. Очень показательно
и поучительно. Есть материал по механике, оптике, волнам и
термодинамике. http://physics.nad.ru/physics.htm
Дифракция Сайт с интерактивными моделями
http://www.kg.ru/diffraction/
Программное обеспечение по физике в http://physika.narod.ru/
Инструментальная программная система "СБОРКА" для изучения
законов постоянного тока в средней школе
http
:// shadrinsk
1/ index
. html
. zaural
. ru /~ sda
/ project
Программа по физике «Абитуриент»
http://www.karelia.ru/psu/Chairs/KOF/abitur/index.htm
Дистанционная физическая школа http://school.komi.com/
Компьютерная поддержка уроков физики. Методика проведения
8. Уроки физики
уроков физики с компьютерной поддержкой http://tco
physics.narod.ru/
Российский Государственный университет инновационных
технологий и предпринимательства. Северный филиал.
Дистанционное обучение. Интерактивные уроки физики
http://domino.novsu.ac.ru/
Урок по теме «Решение задач. Относительность движения»
http://ivsu.ivanovo.ac.ru/alumni/grgr/index.htm 6 ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КАБИНЕТОМ ФИЗИКИ
1. На первом занятии в кабинете учащиеся знакомятся с инструкцией по охране
труда.
2. Учащиеся находятся в кабинете без верхней одежды.
3. Учащиеся находятся в кабинете только в присутствии преподавателя.
4. Учащиеся занимают только закрепленные за ними рабочие места.
5. Учащиеся должны быть внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте
указания учителя.
6. Учащиеся приступают к работе с приборами только после разрешения учителя.
7. Учащиеся должны размещать приборы, материалы, оборудование на своем
рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
8. Перед выполнением работы учащиеся внимательно изучают ее содержание и ход
выполнения.
9. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при
проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.
10. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных
приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.
Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.
11. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с
наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без
видимых повреждений.
12. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается
пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого
типа (при напряжении выше 42 В).
13. Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь.
Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя.
Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или
указателей напряжения. 14. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным
изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до
отключения источника электропитания.
15. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
16. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего
разберите электрическую цепь.
17. Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.
18. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся по
напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об
этом учителю.
19. Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными
соединениями.
20. При ремонте электрических приборов пользуйтесь розетками, гнездами,
зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.
21. Во время занятий учащиеся не покидают свои рабочие места без разрешения
22. Учащиеся соблюдают чистоту и порядок в кабинете.
23. Во время каждой перемены учащиеся выходят из кабинета, а дежурные его
учителя.
проветривают.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ЛСОШ №1
___________ В.П.Турецкая
«__» __________2010г.
Инструкция
по правилам безопасности труда для учащихся
1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом,
чтобы исключить их падение или опрокидывание.
4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и ход выполнения.
5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов
осторожно закрепляйте в лапке штатива.
6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При
работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из
пробирок с затвердевшим веществом.
7. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и
не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин.
8. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и
предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.
9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться
проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).
10. Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно
проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.
11. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции.
Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника
электропитания.
12. Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей
электрических машин. Не производите пересоединения в электрических цепях машин до полной
остановки якоря или ротора машины.
13. Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам
отключенных конденсаторов.
14. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
15. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите
электрическую цепь.
16. Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.
17. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся по напряжением,
немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.
18. Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.
19. При ремонте электрических приборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами,
выключателями с невыступающими контактными поверхностями.
Заведующий кабинетом Н.В.Ялова
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ЛСОШ №1
___________ В.П.Турецкая
«__» __________2010г.
по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного
ИНСТРУКЦИЯ
практикума по физике
1.ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯБЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются
учащиеся с 7го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не
имеющие
1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные
противопоказаний
состоянию
здоровья.
по
режимы труда
и
отдыха.
поражение
1.3. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике возможно
воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
электроприборами;
термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
порезы рук при небрежном обращение с лабораторной посудой и приборами из стекла;
возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими
током при работе
электрическим
с
жидкостями.
1.4. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых
медикаментов
1.5. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике соблюдать
перевязочных
средств.
и накидкой
правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения:
с песком
огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком
и
ткани.
1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан
немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента
прекратить
учителю.
1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ и
лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда,
привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж
огнезащитной
сообщить
работу
этом
об
из
и
по
охране
труда.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.
2.1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной работы или
лабораторного практикума,
а также безопасные приемы его выполнения.
2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование
разместить таким образом,
чтобы исключить их падение и опрокидывание.
2.3. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и
приборов
стекла.
из
ВО
ВРЕМЯ
3. ТРЕБОВАНИЯБЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Точно выполнять все указания учителя при проведении лабораторной работы или
лабораторного практикума, без его решения не выполнять самостоятельно никаких работ
3.2. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну
спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя
спиртовки
колпачком.
3.3. При нагревании жидкости в пробирке или колбе горлышко сосуда не направлять на себя и
3.4. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревать не выше 60700С, не
одноклассников.
специальным
РАБОТЫ
накрывая
гасить
своих
ртом,
его,
на
а
брать
их
незащищенными руками.
не
3.5. Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не
бросать,
их.
3.6. Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасаться и не
наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машин и механизмов.
3.7. При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых
повреждений изоляции, избегать пересечений проводов, источник тока подключать в последнюю
ударять
ронять
не
и
очередь.
или
лаборантом.
3.8. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее
учителем
3.9. Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, к корпусам
стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переключений в
цепях
тока.
Наличие напряжения в электрической цепи проверять только приборами.
3.10.
измерительных
3.11.
Не
приборов.
3.12. Не оставлять без надзора включенные электрические устройства и приборы.
отключения
предельных
источника
допускать
нагрузок
до
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под
напряжением, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д.
немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю.
4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки
незащищенными руками,
а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При разливе легко воспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить об этом
учителю
помещение.
4.4. При получении травмы сообщить об этом учителю, который должен немедленно оказать
указанию
покинуть
его
по
и первую помощь пострадавшему и сообщить администрации гимназии, врачу, при необходимости
отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.
5.1. Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и
разобрать
электрическую схему.
5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.
5.3. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы, оборудование, материалы и
тщательно вымыть руки с мылом.
Заведующий кабинетом Н.В.Ялова
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ЛСОШ №1
___________ В.П.Турецкая
«__» __________2010г.
.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда в кабинете и лаборатории по физике
1.ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯБЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К занятиям в кабинете физики допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и
инструктаж по
1.2. При проведении занятий учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание
учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных
охране труда.
факторов: размеров
ученической
мебели;
нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном
подборе
нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета и при работе
с электроустановками.
термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими
жидкостями.
1.4. При работе в кабинете физики должна использоваться спецодежда и средства
индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель
напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.
1.5. При проведении занятий необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, знать места
расположения первичных средств пожаротушения. В соответствии с требованиями пожарной
безопасности в кабинете все проходы должны быть свободными, их нельзя загромождать
посторонними предметами. В физическом кабинете шкафы для приборов, ящики с таблицами и
др. нельзя устанавливать вблизи дверей, поскольку они послужат препятствиями при экстренной
эвакуации учащихся. В качестве первичных средств пожаротушения в кабинетах физики
применяют сухой песок, накидки из толстой ткани, пропитанные огнезащитным составом,
огнетушители пенные и порошковые.
1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно
сообщить учителю, который сообщает об этом администрации гимназии, врачу. При
необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
1.7. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в
чистоте
1.8. Учащимся запрещается приносить острые, колющие, режущие и другие опасные для жизни и
безопасности
1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются
к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по
охране
труда.
рабочее место.
химические
предметы,
свое
вещества.
2. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
Учитель должен:
2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников.
Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при
люминисцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно
подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны
быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и
сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Убедится в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной
кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5 – 0,7 м, расстояние между внутренней стеной
кабинета и столами должно быть не менее 0,5 – 0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и
столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4 – 2,7
м, расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест
занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и
провести
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от
температуры наружного воздуха
проветривание кабинета.
сквозное
Наружная температура,
град °С.
Длительность проветривания помещения, мин.
в малые перемены в большие перемены и между
сменами От +10 до +6
От +5 до 0
От 0 до 5
От –5 до –10
Ниже 10
410 2535
37 2030
25 1525
13 1015
11 5 510
2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18 – 200 С.
2.6. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками, подготовить средства индивидуальной
защиты.
2.7. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность,
убедиться в наличии заземления электроустановок.
3. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
3.1. Пребывание учащихся в помещении кабинета и лаборатории физики разрешается только в
присутствии учителя физики.
3.2. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета физики.
3.3. Лабораторные работы, лабораторный практикум учащиеся проводят только в присутствии
учителя физики или лаборанта.
3.4. Запрещается пользоваться разбитой или треснутой стеклянной посудой, применять приборы и
устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, а также самодельные приборы.
Не применять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями.
3.5. Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы, запрещается
пользоваться приборами с открытой спиралью.
3.6. Запрещается подавать к рабочим столам учащихся напряжение свыше 42 В переменного и 110
В постоянного тока.
3.7. Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.
3.8. Посадку учащихся производить за рабочие столы, соответствующие их росту: мебель группы
№ 1 (оранжевая маркировка) – рост 100 – 115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) –
рост 115 – 130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130 – 145 см, мебель группы №
4 (красная маркировка) – рост 145 – 160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) – рост
свыше 175 см.
3.9. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми
столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми
столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым ангинам и острым
воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее
двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью
предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
3.10. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на
подоконниках цветы.
3.11. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть
исправными и иметь заземление или зануление.
3.12. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также проводится очистка
светильников не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке
окон запрещается.
3.13. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании
фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.14. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник. 3.15. Во время уроков следует проводить физминутки для глаз, осанки, пальцев, групп мышц
длительностью 12 минуты согласно приказу №121 от 3.09.2004 г. «Об организации работы по
сохранению и укреплению здоровья учащихся».
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
должен:
учреждение.
Учитель
4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре
администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага
возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в
тепловом узле здания и вызвать слесаря – сантехника.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом
администрации гимназии, врачу, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее
лечебное
4.4. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под
напряжением, (повышенном их нагревании, появлении искрения и т.д.) немедленно отключить
источник электропитания и сообщить администрации учреждения.
4.5. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно
отключить их от сети, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению
очага возгорания углекислотным (порошковым) огнетушителем или песком.
Ученик должен:
4.6. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
4.7. При возникновении нестандартной ситуации сохранять спокойствие и неукоснительно
выполнять указание учителя.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и
разобрать
электрическую схему.
5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.
5.3. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы, оборудование, материалы и
тщательно вымыть руки с мылом.
Заведующий кабинетом Н.В.Ялова УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ЛСОШ №1
___________ В.П.Турецкая
«__» __________2010г.
по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике
ИНСТРУКЦИЯ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются педагогические работники в
возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению
демонстрационных опытов по физике не допускаются.
1.2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по физике, должны соблюдать
правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы
труда и отдыха.
1.3. При проведении демонстрационных опытов по физике возможно воздействие на работающих и
обучающих следующих опасных и вредных производственных факторов:
поражение электрическим током при работе с электроустановками;
термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими
жидкостями.
1.4. При проведении демонстрационных опытов по физике должна использоваться следующая
спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические
перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.
1.5. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых
медикаментов и перевязочных средств.
1.6. При проведении демонстративных опытов по физике соблюдать правила пожарной безопасности,
знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен
первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем порошковым или
углекислотным, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.
1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно
сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить
работу и сообщить администрации гимназии.
1.8. При проведении демонстрационных опытов соблюдать правила пользования средствами
индивидуальной защиты, личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к
дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и,
при необходимости, внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной
защиты.
2.2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность,
убедиться в наличии заземления электроустановок.
2.3. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.
2.4. При проведении лабораторных работ вход класса в кабинет только по звонку или с
разрешения учителя.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки с оплавленными краями,
правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином. При смешивании или разбавлении
веществ, сопровождающемся выделением тепла, следует пользоваться фарфоровой или
термостойкой тонкостенной химической посудой. Большие химические стаканы с растворами
нужно поднимать двумя руками так, чтобы отогнутые края (бортики) стакана опирались на
указательные и большие пальцы.
3.2. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в
сторону от себя и обучающихся, не допускать резких изменений температуры и механических
ударов.
3.3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или
откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны обучающихся необходимо
устанавливать защитный экран из оргстекла, а учитель должен одеть защитные очки.
3.4. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также закрывать сосуд с
горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.
3.5. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной
машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических
описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Для исключения
возможности травмирования обучающихся на демонстрационном столе необходимо устанавливать
защитный экран из оргстекла.
3.6. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединять проводниками с
надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать
в последнюю очередь.
3.7. Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить
только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.
3.8. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном
питании.
3.9. Не допускать прямого попадания в глаза учителя и обучающихся света от электрической
дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера при демонстрации их работы.
3.10. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, немедленно прекратить
работу и отключить источник электропитания. Работу продолжать только после устранения
неисправности.
4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно
отключить их из сети, эвакуировать обучающихся из кабинета, сообщить о пожаре
администрации гимназии или в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага
возгорания с помощью углекислотного (порошкового) огнетушителя или песком.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании, удалить обучающихся из
кабинета, сообщить о пожаре администрации гимназии или в ближайшую пожарную часть и
приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их
осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом
администрации гимназии, врачу, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее
лечебное учреждение.
5.
ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника электропитания, по
указанию
учителя.
5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лабораторию в
шкафы.
5.3. Закончив работу, каждый ученик сдает оборудование лаборанту в целости и
сохранности.
5.4.
5.5. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
разрешения учителя.
уходить
Не
с
рабочего места
без Заведующий кабинетом Н.В.Ялова
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ЛСОШ №1
___________ В.П.Турецкая
«__» __________2010г.
ПРОГРАММА ИНСТРУКТАЖА
по электропожарной безопасности в кабинете физики
1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя
2. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке указанном
учителем.
4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
5. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описания, уясните ход
выполнение.
6. Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж и ремонт
электрических устройств только при отключении источника питания.
7. Не включайте источник электропитания без разрешения учителя.
8. Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановок с
помощью указателя напряжения.
9. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов наконечники, при
сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте
клеммами.
10. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не
прикоснуться к оголенным проводам/токоведущим частям, находящимся под напряжением.
11. Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника
электропитания: их сначала нужно разрядить.
12. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите
электрическую цепь.
13. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением,
немедленно отключите источники электропитания и сообщите об этом учителю.
14. На уроках физики при опытах не пользоваться зажигалками, а только спичками. Быть
осторожным с огнем.
15. Соблюдать меры пожарной безопасности по предупреждению пожара от замыкания
электрических схем, контактов подводящих проводов.
16. В случае пожара вспыхнувший огонь тушить песком, пеногасителем, имеющимся в
лаборатории огнетушителем
17. Выполняйте правила пожарной безопасности при выполнении опытов и экспериментальных
заданий.
18. В случае пожара звонить по телефону 01.
19. Запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.
20. Запрещается использовать металлические асбестированные сетки и нафталин
21. Нельзя оставлять включенные электро и радиоустройства без надзора и допускать к ним
посторонних лиц.
22. При выполнение работ на установление теплового баланса воду следует нагревать не выше 60
700 °С
23. Запрещается зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки.
24. Проведение лабораторных работ и демонстрационных опытов с применением ртути категорически запрещается.
25. Запрещается нагружать измерительные приборы выше предельных значений, обозначенных на
их шкале.
26. Учебные приборы, предназначенные для практических работ учащихся, присоединяются к
источникам питания с напряжением не выше 42 В.
Заведующий кабинетом Н.В.Ялова
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ЛСОШ №1
___________ В.П.Турецкая
«__» __________2010г.
для учащихся по охране труда при проведении занятий в кабинете и лаборатории физики
ИНСТРУКЦИЯ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К занятиям в кабинете физики и проведению опытов по физике допускаются ученики с 7
класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие
противопоказаний по здоровью. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных
опытов по физике не допускаются.
1.2. При проведении демонстрационных опытов по физике возможно воздействие на
работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
поражение электрическим током при работе с нагретыми жидкостями и различными
физическими телами;
термические ожоги при работе с нагретыми жидкостями и различными физическими
телами;
порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и
горючими жидкостями.
1.3. Учащиеся должны знать:
кабинет физики укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и
перевязочных средств.
кабинет физики работает с 8.10 до 16.00
дополнительные занятия с неуспевающими проводятся в назначенный день недели с 14.35
до 16.00
1.4. Учащиеся при проведении занятий и опытов по физике должны соблюдать правила
пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.5. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан
немедленно сообщить администрации гимназии, врачу. При неисправности оборудования,
приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить учителю или лаборанту.
1.6. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда
отстраняются от дальнейшего проведения лабораторной или практической работы.
1.7. Учащимся запрещается приносить острые, колющие, режущие и другие опасные для
жизни и безопасности предметы, химические вещества.
1.8. Учащимся запрещается открывать окна и фрамуги без разрешения учителя.
1.9. Учащимся запрещается кричать на переменах, так как крик притупляет внимание, сидеть
на столах, кататься на стульях.
1.10. За причиненный ущерб ученик несет материальную ответственность в пятикратном размере. Возмещение ущерба производится в течение 1 недели.
2.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Подготовить к работе рабочее место.
2.2. Убедиться в исправности оборудования и приборов.
2.3.Учащимся запрещается включать электрооборудование, брать подготовленные к уроку
приборы без разрешения учителя.
2.4. При проведении лабораторных работ вход в кабинет только по звонку или с разрешения
учителя.
3. ТРЕБОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки с оплавленными
краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении.
А концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.
При смешивании или разбавлении веществ, сопровождающемся выделением тепла, следует
пользоваться фарфоровой или термостойкой тонкостенной химической посудой. Большие
химические стаканы с растворами нужно поднимать двумя руками так, чтобы отогнутые
края (бортики) стакана опирались на указательные и большие пальцы.
3.2. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в
сторону от себя и обучающихся. Не допускать резкие изменения температуры и
механических ударов.
3.3. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также закрывать
сосуды с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.
3.4. Запрещается превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации
центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др.
указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих
приборах
3.5. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединять
проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы
источник тока подключать в последнюю очередь.
3.6. Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок
производить только после ее выключения и разрядки конденсаторов с помощью
изолированного проводника.
3.7. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при
включенном питании.
3.8. Не допускать прямого попадания в глаза учителя и обучающихся света от электрической
дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера при демонстрации работы.
3.9. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.
3.10. При выполнении различных видов работ по физике учащиеся должны следовать
следующим правилам:
ОБЩИЕ ПРАВИЛА:
1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны. Точно выполняйте указания учителя
2. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания
3. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните
ход выполнения.
4. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
5. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом,
чтобы исключить их падение или опрокидывание.
6. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении
опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.
7. Следите за исправностью всех креплений.
8. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машины.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ
1. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, не пользуйтесь
проводниками с изношенной изоляцией и выключателями открытого типа (при напряжении
выше 42 В).
2. Подключайте электрическую цепь к источнику тока в последнюю очередь, когда ее сборка
закончена. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя.
Наличие напряжения в цепи можно проверить только предназначенными для этого
приборами или указателями напряжения.
3. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепи, лишенным изоляции.
4. Не прикасайтесь к корпусу стационарного электрооборудования и к зажимам даже
отключенных конденсаторов.
5. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
6. Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.
7. По окончании работы, прежде всего, отключите источник тока, после чего разберите
электрическую цепь.
8. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
9. Обнаружив неисправность в электрическом устройстве, находящемся под напряжением,
немедленно отключите источник тока и сообщите об этом учителю
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ТЕПЛОВОГО
БАЛАНСА
1. Работа с горячей водой требует особого внимания и осторожности при смешивании.
Внутренний стакан калориметра незащищенной рукой трогать запрещается.
2. Будьте аккуратны при работе с термометром. Размешивать воду градусником запрещается
3. По окончании измерения температуры термометр убрать в чехол и положить на центр
стола.
4. При работе со стеклом (стакан, цилиндр) быть внимательным и аккуратным, не совершать
резких движений.
5. По окончании работы все оборудование сдается лаборанту.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ
1. Запрещается кидать мелкие предметы (рис, горох).
2. Быть аккуратным при работе со стеклом.
3. Аккуратно обращаться с иголкой, после работы положить ее в футляр.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ПО МЕХАНИКЕ
1. Перед работой проверьте закрепление конструкции в держателе.
2. Не допускайте падение грузов и шаров и т.д.
3. Запрещается нагружать измерительные приборы выше предельных значений, обозначенных
на их шкале
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОПТИКЕ
1. Запрещается направлять луч света в глаза.
2. Запрещается использование микроскопа не по его прямому назначению.
3. При работе с микроскопом соблюдать особую осторожность при настройке освещения
предметного стекла.
4. Запрещается направлять линзы (оптические системы) на мощные источники света (солнце,
прожекторы и т.д.).
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЛАЖНОСТИ
ВОЗДУХА
1. При работе с гигрометром соблюдать осторожность
2. Будьте аккуратны при работе с термометром. Размешивать воду градусником запрещается
3. По окончании измерения температуры термометр убрать в чехол и положить на центр
стола. 4. При работе со стеклом быть предельно аккуратным.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, немедленно
прекратить работу и отключить источник электропитания. Работу продолжать только после
устранения неисправности.
4.2. При коротком замыкание в электрических устройствах и их загорании, немедленно
отключить их от сети организованно покинуть помещение. Сообщить о пожаре в ближайшую
часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью углекислотного (порошкового)
огнетушителя или песком.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании сообщить учителю,
сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания
с помощью первичных средств пожаротушения.
4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их
осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом
администрации гимназии, врачу, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее
лечебное учреждение.
4.6. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
4.7. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и
неукоснительно выполнять указания учителя.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника электропитания по
указанию учителя.
5.2. Привести в порядок рабочее место.
5.3. Закончив работу, сдать оборудование в целости и сохранности учителю или лаборанту.
5.4. Не уходить с рабочего места без разрешения учителя.
5.5. Тщательно вымыть руки с мылом.
Заведующий кабинетом Н.В.Ялова ПРОГРАММА ИНСТРУКТАЖА
по оказанию первой помощи в кабинете физики
№ 1. ПРАВИЛА ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ.
Искусственное дыхание необходимо только в том случае, если пострадавший не дышит или
дышит очень плохо (редко, судорожно) или его дыхание постепенно ухудшается. Перед тем, как
начать процедуру, необходимо:
А) положить пострадавшего на твердую поверхность;
Б) быстро освободить человека от стесняющей дыхание одежды – расстегнуть ворот, развязать
шарф, расстегнуть брюки и т.д.; под плечи подложить валик из свернутой одежды;
В) также быстро надо освободить рот пострадавшего от посторонних предметов. Если рот крепко
стиснут, то его следует раскрыть путем выдвижения нижний челюсти: четырьмя пальцами обеих
рук, поставив из за углы нижней челюсти, выдвинуть ее так, чтобы нижние зубы оказались впереди
них. Если таким образом рот открыть не удается, то следует между задними коренными зубами
осторожно вставить крепкую тонкую дощечку, ручку ложки и т.п. и разжать зубы.
Во время проведения искусственного дыхания необходимо внимательно наблюдать за лицом
пострадавшего. Если он пошевелит губами или веками или сделает глотательное движение
гортанью, нужно проверить, не сделает ли он самостоятельного вздоха. Как только он начнет
дышать самостоятельно и равномерно, следует прекратить искусственное дыхание, иначе оно
может помешать его собственному дыханию и причинить ему вред.
В настоящее время применяется искусственное дыхание «изо рта в рот» и «изо рта в нос».
При первом способе оказывающий помощь максимально запрокидывает голову пострадавшего
назад, подкладывая под плечи валик из одежды. Затем очищает его рот от слизи и всего
постороннего указательным пальцем, обернутый марлей, носовым платком и т.д. Придерживая
рот пострадавшего полуоткрытым, спасатель делает глубокий вдох и, плотно приложив свой рот
через платок ко рту спасаемого и зажав его нос, выдыхает воздух. Выдох же у пострадавшего
происходит пассивно. Частота циклов «вдохвыдох» зависит от возраста пострадавшего: для
взрослого – 1012 в минуту, для школьника 15 18, но вдувание воздуха делается менее резко и
при неполном входе (значит, и выходе) взрослого человека, оказывающего помощь.
Искусственное дыхание «изо рта в нос» следует проводить только в том случае, если при дыхании
«изо рта в рот» желаемого расширения грудной клетки не наступило и если челюсти
пострадавшего остались плотно стиснутыми. Тогда оказывающий помощь рукой удерживает
голову пострадавшего в запрокинутом положении, делает глубокий вдох и, охватив плотно губами через платок его нос, выдувает воздух. Можно поступить несколько иначе –
воспользоваться трубкой из плотной резины: ввести ее конец в один из носовых ходов спасаемого,
другой носовой ход закрыть пальцем и, взяв свободный конец трубки в рот, периодически вдувать
воздух.
№ 2. ПРАВИЛА НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА
Проводя непрямой массаж, необходимо пострадавшего положить спиной на жесткую поверхность
и расстегнуть стесняющие тело пояс, воротник; потом встать с левой стороны от пострадавшего и
положить ладонь руки на нижнюю треть груди; другая рука накладывается на тыльную
поверхность первой для усиления давления. Затем периодически надо надавливать на грудину,
перенося на руки усилия всего туловища человека, оказывающего помощь.
Степень сужения зрачков может служить наиболее строгим показателем эффективности
оказываемой помощи. Узкие зрачки свидетельствуют о достаточном снабжении мозга
кислородом; наоборот, начинающееся их расширение указывает на ухудшение кровообращения и
необходимость усиления мер по оживлению организма.
Дополнительный полезный прием – подъем ног пострадавшего на 0,5 м от пола и фиксирование их
в этом положении в течение всего времени массажа сердце из вен нижней части тела.
№ 3. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УШИБАХ И РАНЕНИЯХ
Ушибы. Первая помощь при любом ушибе – полный покой. Для уменьшения боли и
предотвращения подкожного кровоизлияния на область ушиба накладывают давящую повязку, а
поверх ее «холод», например лед в полиэтиленовом мешочке или грелку с холодной водой.
Особенно опасны травмы головы, следствием которых может быть сотрясение мозга. Для
последнего случая характерны потеря сознания, рвота, исчезновение из памяти обстоятельств
травмы. После оказания пострадавшему первой помощи его лечение должно проходить
обязательно под контролем врача.
Раны и порезы. При работе с режущими и колющими инструментами учащиеся могут получить
резаные, рваные, колотые и ушибленные раны. Наиболее опасны колотые раны, так как они
зачастую проникают во внутренние органы. Опасность рванных и ушибленных ран в том, что они
обычно сильно загрязняются. При всех видах ран в начале необходимо чистыми руками
остановить или замедлить кровотечение: очистить вокруг раны поверхность кожи от грязи в
направлении от краев наружу; обработать края раны йодной настойкой или «зеленкой», не
допуская их попадания внутрь раны, на поврежденные ткани; остановить кровотечение с помощью
3%ного раствора пероксида Н2 О2(«перекиси водорода») или водного раствора хлорида железа.
Затем следует наложить на рану тампон и забинтовать ее. Если повязка намокает от крови, то
поверх нее накладывают еще слой материала. После этого ученика отправляют к врачу.
Если ранение сопровождается сильным кровотечением, то выше раны накладывается резиновый
жгут. Во избежание омертвления тканей нельзя задерживать кровообращение более чем на 2 ч,
поэтому перед отправкой к врачу раненому дают или вкладывают в повязку записку с указанием
времени наложения жгута.
№ 4. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОБМОРОКЕ, ТЕПЛОВОМ ИЛИ СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ,
ОТРАВЛЕНИИ ОКСИДОМ УГЛЕРОДА
При обмороке (внезапном головокружении, тошноте, стеснении в груди, потемнении в глазах)
больного надо уложить, приподняв его ноги, и дать ему нюхать нашатырный спирт; «холод» на
голову не класть.
Тепловой или солнечный удар поражает человека в душную безветренную погоду или когда он
находится в жарком помещении, на солнцепеке. При этом он чувствует внезапную слабость,
головную боль, головокружение. Его нужно немедленно вывести на свежий воздух в прохладное
место. При появившихся признаках недомогания надо без промедления уложить пострадавшего (в
прохладном месте), раздеть его и охлаждать тело, лицо, грудь обрызгивая их холодной водой. При
остановке же дыхания или резком его расстройстве необходимо делать искусственное дыхание.
Отравление оксидом углерода (угарным, а также светильным газом) происходит в большинстве
случаев изза неправильного обращения с отопительными и светильными приборами. Поскольку
угарный газ не имеет запаха, отравление (угарание) наступает постепенно и не заметно. Пахнут
угаром другие газы, образующиеся одновременно с ним; они то и предупреждают о том что в
воздухе появился ядовитый оксид углерода. Первые признаки отравления угарным газом –
головная боль, сердцебиение, общая слабость. Пострадавший начинает жаловаться на «звон в
ушах», «стук в висках», головокружение, тошноту. У него может быть рвота, ослабление
сердечной деятельности и дыхания, бессознательное состояние. Если в это время ему не будет
оказана срочная помощь, может наступить смерть. Угоревшего надо немедленно вывести на свежий воздух. Если можно, то следует срочно достать подушку с кислородом, чтобы он дышал
кислородом.
Первая помощь при отравлении угарным газом оказывается так же, как при обмороке. При
появлении рвоты нужно положить угоревшего на бок или повернуть на бок его голову. Если
пострадавший дышит судорожно, редко или совсем не дышит, необходимо до прибытия врача
делать искусственное дыхание.
Поскольку отравление сопровождается понижением температуры тела в следствии замедления в
нем тепла окислительных процессоров, пострадавшему дают пить горячие чай и молоко, а на
плечи набрасывают теплую одежду или закрывают теплым одеялом.
№ 5 ОСВОБОЖДЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА
Прикосновение к токоведущим деталям установок, находящимся под напряжением, в
большинстве случаев вызывает судорожное сокращение мышц, которое может быть весьма
опасным. Поэтому человеку, случайно попавшему под напряжение, надо немедленно, до прибытия
врача, оказать первую помощь, предварительно освободив его от действия электрического тока.
Для этого необходимо отключить цепь с помощью ближайшего выключателя (рубильника)или
путем вывертывания пробок на щитке. В случае отдаленности выключателя от места
происшествия можно перерезать провода или перерубить их (каждый провод в отдельности!)
любым режущим инструментом, но с сухой рукояткой из изолирующего материала! Если
рукоятка инструмента металлическая, нужно обернуть ее сухой шелковой, шерстяной или
прорезиненной тканью.
Освобождая человека от электрического тока, необходимо учитывать следующее:
при отключении установки может одновременно погаснуть электроосвещение, поэтому нужно
тут же, не задерживая отключения установки, позаботиться о другом источнике освещения;
если установку не удается отключить достаточно быстро, надо отделить пострадавшего от
токоведущих частей, к которым он прикасается; для этого (при напряжении до 500 В) можно
воспользоваться диэлектрическими материалами (пользоваться металлическими или мокрыми
предметами недопустимо) или взяться за одежду пострадавшего, если она сухая и отстает от его
тела (например, за полы пиджака). Оттаскивая пострадавшего за ноги, не следует касаться его
обуви, так как она может быть сырой, а находящиеся в ней гвозди или крючки для шнуровки –
проводники электрического тока;
для лучшей изоляции надо надеть на руки диэлектрические галоши или накинуть на
пострадавшего прорезиненную или сухую материю;
отделяя пострадавшего от токоведущих деталей, следует действовать одной рукой.
После освобождения пострадавшего необходимо оказать ему помощь. Поскольку меры первой
помощи зависят от его состояния, надо:
немедленно уложить его на спину;
проверить по подъему грудной клетки дышит ли он;
проверить наличие пульса (на лучевой артерии у запястья или на сонной артерии на шее);
посмотреть состояние зрачка – узкий он или широкий (широкий неподвижный зрачок – признак
отсутствия мозгового кровообращения).
Определение состояния пострадавшего нужно провести быстро, в течение 15 – 20 с.
Если пострадавший в сознании, его нужно уложить на ровную поверхность (кушетку, диван, стол)
и до прибытия врача обеспечить полный покой и наблюдение за пульсом и дыханием. (При
отсутствии возможности вызвать врача пострадавшего необходимо доставить в лечебное
учреждение при помощи транспортных средств или носилок.) Ни в коем случае нельзя позволять
ему двигаться, поскольку отсутствие тяжелых симптомов сразу после поражения током не
исключает возможности последующего ухудшения состояния.
При отсутствии сознания, но сохранившемся устойчивом дыхании и пульсе нужно срочно вызвать
врача, уложить пострадавшего удобно, ровно, расстегнуть одежду, создать приток свежего
воздуха, удалить лишних людей, давать ему нюхать нашатырный спирт, обрызгивать водой,
растирать и согревать тело.
Если пострадавший дышит плохо – очень редко, поверхностно или наоборот, судорожно,
рекомендуется делать искусственное дыхание.
При отсутствии признаков жизни (дыхания, сердцебиения, пульса) нельзя пострадавшего считать
мертвым. В первые минуты после поражения безжизненное состояние может быть кажущимся;
оно обратимо при оказании надлежащей помощи. Пострадавшему немедленно надо делать
искусственное дыхание с одновременным массажем сердца, причем не прерывно и на месте
происшествия (не перемещая человека) все время до прибытия врача. Заведующий кабинетом Н.В.Ялова
по использованию технических средств обучения и специального оборудования в кабинете
ПРОГРАММА ИНСТРУКТАЖА
физики.
№ 1. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С АППАРАТУРОЙ ТСО И
ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ
Правила техники безопасности для кабинетов физики предусматривают следующие меры
предосторожности:
1. До включения аппарата необходимо убедиться в соответствии положения его переключателя
сетевого напряжения номинальному напряжению сети, а также в исправности плавких
предохранителей и электроустановочных деталей (вилок, розеток)
2. Нельзя заменять в аппаратах (даже временно) заводские предохранители различными
металлическими проводниками – «жучками».
3. Надо постоянно следить за исправностью электропроводки, предохранительных щитов,
выключателей, штепсельных розеток, а также, шнуров, с помощью которых электроприборы
включаются в сеть (они должны быть снабжены штепсельными вилками). При работе с переносной
проекционной аппаратурой нужен исправный удлинитель (шнур с розетками на одном конце и
вилкой на другом), ибо нередко именно он становится причиной короткого замыкания и даже
пожара.
4. Во избежание повреждения изоляции нельзя перекручивать провода и шнуры удлинителей,
закладывать их за батареи отопления и водопроводные трубы, закрашивать и белить шнуры и провода, подвешивать их на гвоздях и металлических предметах, вешать что либо на проводах,
вынимать вилку из розетки, держась за шнур.
5. Нельзя касаться руками вращающихся зубчатых барабанов, баллонов проекционных и
электронных ламп, так как в первом случае можно поранить пальцы, во втором – вызвать их ожог
(поэтому лампы заменяют только после выключения и остывания аппарата). Следует избегать
прямого попадания света проекционных ламп в глаза при юстировке осветительнопроекционных
систем.
№ 2. ПРАВИЛА РАБОТЫ СО СПИРТОВКОЙ
Спиртовки (стеклянные или металлические) применяются чаще всего при постановке
лабораторнопрактических работ. Их нельзя использовать, если фитили не пропущены через
жестяные трубочки с кольцами – без них стеклянные резервуары обязательно лопнут, что может
вызвать растекание горящего спирта. Во время горения спиртовки нельзя регулировать величину
пламени, изменяя длину фитиля. Не следует допускать полного выгорания спирта, так как при
малом его количестве происходят периодические вспышки пламени: загораются пары спирта,
заполняющие резервуар. После первой же вспышки необходимо загасить спиртовку, остудить ее
и заполнить спиртом (при отсутствии спирта ее можно заправить керосином). Нужно обязательно
предупредить учащихся о том, что нельзя зажигать одну спиртовку от пламени другой; делать это
надо только спичкой, причем спиртовка должна находиться от человека на расстоянии вытянутой
руки.
№ 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕАКТИВОВ.
При постановке физического эксперимента, особенно в классах с углубленным изучением физики,
применяются следующие химикаты: серная и соляная кислота, щелочи – едкий натрий и едкий
калий, медный купорос, хлорная медь, двухромовокислый калий, йодистый калий. Аппарат для
получения газов дает водород, кислород, углекислый газ. При пользовании любыми реактивами
запрещается их нюхать и тем более пробовать на вкус.
Серная кислота нужна для опытов по изучению закона Ома для полной цепи, электропроводности
растворов электролитов и др., а также для приготовления хлористого цинка, применяемого при
паянии, для очистки от оксидов меди и латуни, получения углекислого газа.
Едкие щелочи вызывают сильные ожоги человеческой кожи и действуют разрушающе на
органические вещества. При обращении с ними нужно соблюдать не меньше предосторожностей,
чем с кислотами. При получении раствора дробить кусочки щелочи следует в какой – либо ткани,
не касаясь их руками и перенося потом в сосуд с дистиллированной водой стеклянной
лопаточкой и небольшими порциями – так, чтобы вода не разбрызгивалась.
Заведующий кабинетом Н.В.Ялова
16. График занятости кабинета на 20132014 учебный год:
Соответственно расписанию уроков.
17. План развития
кабинета физики
на 20132014 учебный год:
1.Сделать распечатки контрольных работ из УМК на каждого учащегося.
2.Постоянно обновлять информационные стенды.
3. Озеленить кабинет комнатными растениями.
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Паспорт кабинета физики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.