Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды:
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение богатства сенсорных представлений;
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский
сад № 36 «Тополек» компенсирующего вида
Паспорт
Речевого уголка
Воспитатели:
Ивентьева Татьяна Дмитриевна,
Березняк Дарья Александровна,
учительлогопед:
Галкина Наталья Александровна
Осинниковский городской округ
Содержание
11. Введение…………………………………………………………..……….3
2. Оснащение речевого уголка……………………………………………...4
3. Материал для обследования………………………………………….…..5
4. Развитие воздушной струи…………………………………………….…6
5. Развитие фонематического восприятия и слуха……………………..….7
6. Развитие артикуляционного аппарата……………………………….…..8
7. Формирование правильного звукопроизношения………………………9
8. Развитие мелкой моторики………………………………………………10
9. Развитие звуковой культуры речи………………………………………11
10. Формирование лексикограмматического строя речи………………..12
11. Развитие связной речи……………………………………………….…15
2Введение
Я – обезьянка «Знайка»,
Я – в уголке хозяйка.
Здесь много интересного на полках у ребят:
Картинки и вертушки, различные игрушки.
Я жду вас с нетерпеньем,
Чтоб с вами поиграть.
Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного
развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему
высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками
и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее
чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения,
которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского
языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на
деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная
осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми,
нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое
произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как
письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи
могут привести к неуспеваемости.
Уже давно доказано, что на развитие ребенкадошкольника большое
влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Педагоги,
работающие с детьмилогопатами, давно пришли к выводу, что речевые
3уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей,
желание играть, именно в данном отведенном пространстве.
Речевая развивающая среда должна способствовать реализации
следующих факторов:
восприятие речи взрослых;
наблюдение за языком;
вовлеченность в активную речевую среду;
диалог между взрослыми.
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное
окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи
каждого ребенка.
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение
окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка
дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды:
обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
обеспечение богатства сенсорных представлений;
обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой
деятельности ребенка;
обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых
реакций;
обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой
системе.
Название речевого уголка «ЗНАЙКА»
4Паспорт речевого уголка –
материальнотехническое состояние и оснащённость речевого уголка
основной документ, который отражает
Оснащение речевого уголка
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Наименование
Шкаф для пособий
Детские столы
Стулья
Зеркало настенное
Зеркало индивидуальное
Доска магнитная
Напольная двусторонняя доска
Стеллаж для книг
Часы настенные
Коврограф
Количество
2
2
5
1
27
1
1
1
1
1
5№ п/п
1
2
3
4
5
Материал для обследования
Наименование
Грибочки
Самолетики
Ёлочки
Тесты для дошкольников
Альбомы с наглядным материалом для обследования:
«Обследование произношения».
«Обследование
фонематического
восприятия,
фонематического анализа и синтеза, фонематических
представлений».
«Обследование слоговой структуры слова».
«Обследование словаря».
«Обследование грамматического строя речи».
«Самостоятельная речь».
6Развитие воздушной струи
Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения
контролировать силу и длительность воздушной струи
«Волшебный мячик»
«Капельки»
«Зимняя полянка»
«Волшебные яйца»
«Дудочка»
«Волшебный шарик»
«Султанчики»
«Ветрячки» (большие, маленькие)
«Снежинки, осенние листочки»
«Листочки»
«Разноцветные бревнышки»
«Бабочки»
«Волшебный пушок»
«Разноцветные шарики»
«Бумажные снежинки»
«Вертушки»
«Загони мяч в ворота»
7Развитие фонематического восприятия и слуха
Шумовые инструменты;
звуковые коробочки;
Гитара
Барабан
Бубны
Маракасы
Трещотки
Колотушки
Металлофоны
Баян
Аккордеон
Дудочки
Свистульки
Говорящий попугай «Кеша»
8Развитие артикуляционного аппарата
Предметные картинкиопоры;
артикуляционные уклады схемы;
артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук;
схема характеристики артикуляции звуков;
артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;
формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах;
альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики
звука;
артикуляционные комплексы упражнений.
9Формирование правильного звукопроизношения
Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков
(изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).
Мелкие игрушки;
предметные картинки;
сюжетные картинки;
различные виды театров;
альбомы на каждый звук;
логопедические альбомы для автоматизации различных звуков,
чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков;
схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л;
«Логопедическое лото»;
«Веселая гимнастика»;
«Звуки, я вас различаю (Р, Л)».
10Развитие мелкой моторики
1. Массажеры «Суджок»
2. «Пирамида».
3. Пирамида «Зайчик».
4. Вкладыши «Геометрические фигуры».
5. Вкладыши «Стаканчики».
6. Объемные вкладыши».
7. «Волшебный куб».
8. «Домик».
9. «Волшебный ключик».
10.«Чудесные моточки».
11. Настольная игра «Золушка».
12. Игра «Собери бусы».
13. «Набор счетных палочек».
14. Объемные пазлы «Животные».
15. «Шнуровка».
16. Бусы «Мир зверей».
17. «Сухой бассейн» (рис, пшено, песок).
18. Игры с манкой».
19. «Трафареты».
20. «Мозаика» (магнитная, настольная, плоская, объемная).
11Развитие звуковой культуры речи
Магнитная доска;
Двусторонняя доска;
наборы магнитных букв;
цветные мелки;
цветные маркеры;
символы для звуко – буквенного анализа,
набор букв;
кубики «Азбука в картинках»; «Умные кубики»;
волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова,
12Формирование лексикограмматического строя речи
Папки по лексическим темам
№ п/п
Лексические темы в ДОУ на 20152016 учебный год
средняя группа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Безопасность. Городской транспорт
Осень. Дары осени (овощи, фрукты)
Осень. Дары осени (Грибы, ягоды)
Я в мире – человек. День дошкольного работника. Профессии в детском
саду.
День пожилого человека
Осень разноцветная. Осень в лесу, в поле. (Изменения в природе, деревья)
В мире животных (дикие животные, в том числе Кузбасса, особенности их
поведения осенью)
Жизнь на ферме (Труд работников с/х, домашние животные, птицы их
детеныши)
Моя страна. Мой край. День народного единства
Игрушки
Народная игрушка
Я и моя семья. Профессии. День матери
Мой город. Мой дом.
Квартира, мебель
Зима (изменения в природе).
Новогодний праздник
каникулы
1318.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Зима. Зимние забавы.
Животные севера
Наши верные друзья (зимующие птицы)
Человек в мире вещей (посуда)
Одежда, обувь, головные уборы
Народные традиции. Продукты питания. Масленица
Наша армия. День защитника Отечества
Международный женский день
Водные обитатели.
Всемирный день воды
Весна ранняя (изменения в природе). День театра
Неделя детской книги. Международный день детской книги. День смеха.
Я вырасту здоровым. Всемирный день здоровья
Космос. День авиации и космонавтики
Весна. Растительный мир весной. Перелетные птицы.
Международный день земли. Инструменты. День труда
День Победы
Животные жарких стран
Скоро лето! Изменения в природе. Цветы. Насекомые.
Летние забавы. Безопасность
Развивающая игра «Кто что делает?».
Игралото «В саду, на поле, в огороде».
Развивающая игра «Цвета».
Лото «Растенияживотные».
Лото «Профессии».
Развивающая игра «Где чей домик?».
Игра «Играем в театр».
Лото Ассоциации».
Развивающая игра «Дары природы».
Развивающая игра «Рукавички».
Кубики «Мои любимые сказки».
Обучающие пазлы «Цвет, форма, объём».
Развивающая игра «Контрасты».
Развивающая игра «Что есть что?»
Логопедическое лото «Говори правильно «Л».
Логопедическое лото «Говори правильно «Р».
Логопедическое лото «Говори правильно «С».
Развивающая игра «Животные и птицы».
Игра «Учимся группировать по цвету и форме».
14Игра на развитие восприятия и речи «Кто в домике живет?»
Игра «Времена года».
Лото «Одежда и обувь».
Игра «Парные картинки».
«Предметное лото».
Лото «Что где растет?».
Развивающая игра «Кто спрятался?».
«Делим слова на слоги»;
«Найди себе пару»;
«Разложи картинки»;
лото, «Подбери пару»,
«Кто больше назовет»,
«Часть и целое»
15Развитие связной речи
Серии сюжетных картинок;
Картинный материал для составления предложений;
Набор плакатов по лексической теме;
Сюжетные картинки;
разные виды театра;
чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, загадки;
библиотека детских книг;
Книжный уголок
Александрова З. Новая столовая. М.: «Малыш», 1984
Андерсен Г.Х. Гадкий утенок. – Пзаводск. «Карелия», 1978
Асеев А. Про зверят. Познавательная серия. – М.: СП «Интербук»,
Бианки В. Лесные детеныши. – М.: ООО «СтрекозаПресс», 2005
Благинина Е. Не мешайте мне трудиться. – М.: «Малыш», 1988
Бобовое зернышко. Русские народные сказки. – М.: Детская
1.
2.
3.
1991
4.
5.
6.
литература, 1985
7.
Бородицкая М. Синяя сказка. – М.: «Малыш», 1990
8.
9.
Васильева М. Кто сказал мяу. – М.: «Клип», 1992
Весна красна цветами. – М.: «Малыш», 1989
1610.
11.
Гурина И. Новогодние загадки. – М.: ООО «Фламинго», 2006
Гусилебеди. Русские сказки. – М.: «РосменЛига», 1996
12. Два братца в воду глядятся. Загадки в картинках. – М.: «Омегапресс»,
2009
13. Два веселых гуся. Серия «Читаем детям» Р.наД.: «ПрофПресс»,
илл., 2007
14. Дружинина М. Любопытный цыпленок. М.: «РОСМЭНЛИГА», 1996
15.
Еремеев С. Воздушные шары. – М.: «Ч.А.О. и К», 2001
16.
2005
17.
18.
Забавные котята. Серия «Читаем детям». – М.: «ПрофПресс», илл.,
Загадки. Серия «Читаем детям». – Р.наД. «ПрофПресс», илл., 2005
Зайчихацветочница. Серия «Читаем детям». – Р.наД.: «ПрофПресс»,
илл., 2004
19.
Заходер Б. Кто ходит в гости по утрам… М.: РИО «Самовар», 1990
20.
21.
Заяцхваста. – М.: ООО «ЛИНГБУК», 2002
Зимовье. Русская народная сказка. – М.: «Малыш», 1984
Зимовье. Русская народная сказка. – М.: «Фламинго», 1992
22.
23. Каука Р. Медвежонок Миша. – М.: ЗАО «ЭКСМО», 1995
24. Книга для чтения детям от года до семи лет. М.: АСТ Астрель, 2005
25. Козлов С. Песенка львенка и черепахи. – М.: «ПрофПресс», 2014
26. Кони и пони. Серия «Мама, папа и я». – М.: «Росмэн – Лига», 1996
27. Корнеева О. Назови цвета. Серия «Читаем детям» М.: «ПрофПресс»,
илл., 2008
28. Кот в сапогах. М.: ООО «ЛИНГКНИГА», 2008
29. Кот в сапогах. Серия «Пять сказок». – М.: ООО «Фламинго», 2010
30. Крошка Енот. Серия «Читаем детям». М.: ООО «Яблоко», 2010
31. Ладонщиков Г. Дождик, лей веселей! – М.: Детская литература, 1972
32. Лиса и заяц. Русская народная сказка. – М.: Детская литература, 1987
33. Лисонька. Народные потешки. – М.: ООО «РИШАПРЕСС», 2001
1734. Маршак С. Багаж. – М.: Детская литература, 1988
35. Маршак С. Детки в клетке. Стихи. – М.: Детская литература, 1986
36. Маршак С. Курочка Ряба и десять утят. – М.: «Малыш», 1982
37. Маршак С. Про все на свете. Азбука в стихах и картинках – Кград.:
кн.издво, 1976
38. Маршак С. Тихая сказка. – М.: ИПО «Орбита», 1991
39. Машины спешат на помощь. – М.: «Малыш», 1986
40. Маяковский В. Что ни страница, то слон, то львица. – Мск.: ПКООО
«МАКБЕЛ», 1997
41. Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо. – М.: Детская
литература, 1982
42. Михайленко Е. В зоопарке. – М.: ООО «Фламинго», 2001
43. Мишка косолапый. Серия «Ладушки». – М.: «РИПОЛ классик», 2005
44. Морозко. Русская народная сказка. М.: «Фламинго», 2003
45. Небылицы. Стихи. – М.: ООО «ЛИНГ – КНИГА», 2008
46. Павлова Н. Послушай, прочитай – перескажи. – М.: ЭКСМО, 2004
47. Прейсн Алф. Про козленка, который умел считать до десяти. – М.:
«Самовар», 1990
48.
49.
50.
51.
Репка. Русские сказки. – М.: «Росмэн – Лига», 1996
Репка. – М.: «Алтей», 2001
Рукавичка. Украинская народная сказка. – М.: «Малыш», 1990
Рукавичка. – М.: ООО «Фламинго», 2002
Русские народные сказки. Книгаигра. – РООССА, 2012
52.
53. С добрым утром. Стихи русских поэтов. – М.: Детская литература,
1974
54. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Русские сказки. М.: «Росмэн
– Лига», 1996
55. Сладков Н. Синичкина кладовая. М.: «Малыш», 1988
56. Совушка – Сова. Русские народные потешки. – М.: «Малыш», 1989
1857. Солнышко. Веселый снеговик. – Р.наД. ООО «Леда», 2010
58. Спят усталые игрушки. – Р.наД.: «ПрофПресс», 2010
59. Степанов В. Азбука игрушек. Учебник для малышей. – М.: ООО
«Фламинго», 2011
60. Степанов В. Атлас животного мира. Учебник для малышей. – М.: ООО
«Фолиант Пресс», 2004
61. Степанов В. Баба – Яга и Иван царевич. – М.: ООО «Фламинго, 2005
62. Степанов В. Весенний лес. Стихи. – Мск.: «Книжный дом», 2001
63. Степанов В. Время. Времена года. Учебник для малышей. – М.: ООО
«Фолиант Пресс», 2004
64. Степанов В. Гусь и цыпленок. – М.: ООО «Фламинго», 1998
65. Степанов В. 10 сказок малышам. – Р.наД.: «Проф Пресс», 2010
66. Степанов В. Жить бы Зорьке в терему. – М.: ПО «Детская книга», 1992
67. Степанов В. Математика. Учебник для малышей. – М.: ООО «Фолиант
Пресс», 2004
68. Степанов В. Хочу быть первым. – М.: ООО «Фламинго», 2001
69. Стихи для мальчиков. Серия «Лучшие стихи и сказки малышам». – Р.
наД.: «ПрофПресс», 2011
70. Стоит Антошка. Русские народные загадки. – М.: ООО «АлтейБук»,
2000
71. Суслов В. Где встает утро? Стихи. – М.: Детская литература, 1982
72. Сутеев В. Сказки в картинках. – М.: «Детская литература», 1989
73.
74.
75.
76.
77.
78.
Теремок. Сборник русских народных сказок. – М.: «ОНИКС», 1996
Титова Т. Пропал ПетяПетушок. Мультсказка. – М.: «Яблоко», 2010
Толстой Л. Три медведя. Сказка. – М.: «ПАНОРАМА», 1994
Толстой Л.Н. Девочка и разбойники. – М.: «Малыш», 1990
Три медведя. – М.: «Малыш», 1977
Трубин Д. Озорной медвежонок. – М.: ИПО «Орбита», 1992
1979. Хрестоматия для дошкольников 24 года. Пособие для воспитателей
детского сада и родителей. – М.: АСТ, 1996
80. Чуковский К. Айболит. – М.: Детская литература, 1987
81. Чуковский К. Айболит. – М.: «Фламинго», 2009
82. Чуковский К. Ежики смеются. М.: Искатель, 1998
83. Чуковский К. Загадки. – М.: Искатель, 1998
84. Чуковский К. Краденое солнце. – М.: Детская литература, 1979
85. Чуковский К. МухаЦокотуха. М.: Детская литература, 1977
86. Чуковский К. МухаЦокотуха. М.: ООО «АлтейБук», 2010
87. Чуковский К. Тараканище. М.: «Малыш», 1983
88. Чуковский К. Телефон. – М.: ЗАО «Омега», 2003
89. Чуковский К. Цыпленок. – М.: «Малыш», 1976
90. Шалаева Г. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. –
М.: «Эксмо», 2006
91. Это кто? Читаем с мамой. – М.: ООО ЛИНГ, 2006
20