Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"
Оценка 4.9

Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"

Оценка 4.9
Игры
doc
воспитательная работа
6 кл—7 кл
08.02.2017
Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"
Данный материал будет интересен для руководителей краеведческих кружков. В паспорте есть описание игры, теоретический материал, объяснение символики игры. Материал можно использовать на занятиях краеведческого кружка, представить его на конференциях по краеведению в качестве конкурсного. Дети младшего и среднего школьного возраста с удовольствием принимают участие в этой игре
Русская народная игра.doc
Русская народная игра «А мы просо сеяли» 1. Мы представляем вашему вниманию старинную русскую игру «А мы просо сеяли». Она связана с народными весенними обрядами празднования Троицы, которую в народе еще называют Весенние святки или Пятидесятница, так как празднуется Троица на пятидесятый день после Пасхи. 2. В народной традиции Троицын день включается в цикл связанных между собой праздников. 1-ый – это четверг седьмой недели после Пасхи - Семик. 2-ой — суббота накануне Троицы – поминальный родительский день. 3-ий – сама Троица и 4-ый – Духов день – понедельник после Троицы. 3. По русским поверьям считалось, что в Духов день земля празднует свое рождение, поэтому ее нельзя трогать, то есть копать, садить. Так и говорили – земля-именинница. И именно к этому дню были приурочены обряды, частью которых является игра «А мы просо сеяли». Сейчас мы научим вас играть и одновременно будем рассказывать о глубоком символическом смысле этой игры. 4. В этой игре участвовали незамужние девушки и молодушки, то есть женщины, недавно вышедшие замуж. Почему? Да потому что в эту игру играли в день земли, а женщина – это символ плодородия, хорошего будущего урожая. 5. Играющие становились в две линии друг напротив друга. (ПОСТРОИТЬСЯ В ЛИНИИ) Причем первая линия всегда двигается по солнцу (с востока на запад), второй ряд против солнца - с запада на восток. Таким образом, первый ряд символизирует положительное пространство – то есть замужнюю жизнь, в которую должна перейти девушка после определенных испытаний. Поэтому второй ряд в игре составляют девушки-невесты, которые пока являются чужими, принадлежащими к другому роду. 6. А еще эта игра является имитацией части свадебного обряда. Также как и во время свадебного обряда происходит изменение состояния невесты и признание её нового статуса замужней женщины. 7. Первый ряд – молодушки - начинал движение со словами: «А мы просо сеяли, сеяли. Ходим ладом, сеяли, сеяли!» Второй ряд – незамужние девушки – двигались навстречу со словами: «А мы просо вытопчем, вытопчем! Ходим ладом, вытопчем, вытопчем.» (РАЗЫГРАТЬ) 8. Посев проса – это символ будущего урожая и одновременно девушки, которая скоро станет женщиной, но пока еще сопротивляется. Об этом говорит ее намерение «вытоптать просо». 9. Дальше первый ряд наступает на второй с вопросом: «А чем же вам вытоптать, вытоптать?» А девушки смело отвечают «А мы его конями, конями.» 10.Замужние женщины не сдаются: А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем». На что девушки поют: «А мы коней выкупим, выкупим». (РАЗЫГРАТЬ) 11. Образ коня символизирует преждевременную (т.е. внебрачную) любовную связь. Но появление коней также и показатель выдачи девушек замуж: коня давали в качестве выкупа за невесту. «А мы коней в плен возьмем» - эти слова олицетворяет свадебный обряд. Девушки сопротивляются, пытаясь выкупить коней обратно, то есть отстаивают свою свободную незамужнюю жизнь. 12. Дальше идет торг. Замужние женщины интересуются: «А чем же вам выкупить, выкупить?» И получают ответ: «Мы дадим вам сто рублей, сто рублей». Это предложение кажется недостаточным: «Нам не надо ста рублей, ста рублей». Девушки в недоумении спрашивают: «А чего ж вам надобно, надобно?» Первая линия называет имя той, которую они хотят забрать к себе. Эта девушка символически переходит в другое состояние – становится замужней. «А нам надо Машеньку, Машеньку». (РАЗЫГРАТЬ) 13. Затем происходит преобразование девушки, удаляют ее нечистоту: «вычесывают ее вшей» гребешком. Гребешок выступает как оберег от нечистой силы, порчи и как символ женской доли. Расчесывание волос и заплетение косы символизирует переход невесты в группу женщин и подчинение жениху. 14. Давайте разыграем. 15. Она у нас вшивая, вшивая 16. А мы ее вычешем, вычешем 17. А чем ее вычесать, вычесать 18. А мы ее гребешком, гребешком 19. Она у нас дурочка, дурочка 20. А мы ее выучим, выучим. 21.Чем же ее выучить, выучить. 22. А мы ее плеточкой, плеточкой. 23. Девушку учат плеточкой. Удар невесты плеткой является частью свадебной обрядности. Это напоминает невесте о ее полной подчиненности молодому. Кроме этого, бичевание - обряд изгнания демона зла, нечистоты. 24. После всех этих испытаний девушки кричат: «Открывайте ворота, принимайте девицу» и выбранная девушка переходит в линию замужних женщин. (РАЗЫГРАТЬ) 25. Концовка игры символизирует свадьбу. «В нашем полку пиво пьют, пиво пьют». «В нашем полку слезы льют, слезы льют». (РАЗЫГРАТЬ) 26. Пиво – прямая связь со свадебной обрядностью. Во-первых, пиво как хмельной напиток приготавливалось к дням, строго определенным традицией: к праздникам и важным событиям в жизни семьи (свадьба, похороны). Во-вторых, варить пиво и пить его означает биться на свадебном пиру. Плач невесты - необходимый элемент свадебного обряда у русских. Со слезами невеста прощалась с родителями, родным домом, со своими подругами, с девичьей волей. 27. Игра продолжалась до тех пор, пока все девушки, пройдя испытания, вступали в общество замужних женщин. 28.А теперь давайте сыграем в эту игру полностью. МБОУ «Куженерская основная общеобразовательная школа» Районный слет юных краеведов Паспорт игры русской народной обрядовой «А мы просо сеяли» Составили: члены краеведческого объединения «Следопыт» Руководитель: Петухова Л.В. П. Куженер 2012 год 1. Название – «А мы просо сеяли». Тип – обрядовая. 2. Игра русская, бытовала на всей территории России, была приурочена к Духову дню, то есть понедельник после Троицы. Играли только девушки и молодушки – женщины, недавно вышедшие замуж. 3. Игра записана со слов Софроновой Татьяны Александровны: русская, 1940 г.р., образование среднее специальное, пенсионерка, уроженка деревни Лом Салтакъяльского сельсовета, ныне проживает в п. Куженер. 4. Записали Шолнерова Татьяна и Эльтерова Елена, 1997 и 1998 г.р., ученицы Куженерской основной школы. 5. Дата записи – 2 июня 2012 года. Место записи – п.Куженер, ул. Заречная, д.38, кв.25. 6. Для игры необходимо ровное место. 7. Количество играющих – от 10 человек. 8. Начало игры – построение играющих в две шеренги друг напротив друга. 9. Ход игры – первая шеренга начинает движение навстречу второй со словами «А мы просо сеяли, сеяли», и отходят назад, приговаривая «Ходим ладом, сеяли, сеяли». Вторая линия действует точно так же, отвечая первой. А мы просо сеяли, сеяли. Ходим ладом, сеяли, сеяли. А мы просо вытопчем, вытопчем. Ходим ладом, вытопчем, вытопчем. А чем же вам вытоптать….. А мы его конями…. А мы коней в плен возьмем…. А мы коней выкупим…. А чем же вам выкупить….. Мы дадим вам 100 рублей…. Нам не надо тысячи… А чего ж вам надобно… А нам надо Настеньку… Она у нас вшивая… А мы ее вычешем… А чем же вам вычесать… А мы ее гребешком…. Она у нас дурочка…. А мы ее выучим… А чем же вам выучить…. А мы ее плеточкой… 29. После этих слов говорят: «Открывайте ворота, принимайте девицу». Выбранная девушка переходит в другую линию, и игра продолжается до тех пор, пока девушки из одной линии не перейдут в другую. Образ коня просо». 30. Комментарий - эта игра является имитацией части свадебного обряда. Также как и во время свадебного обряда происходит изменение состояния невесты и признание её нового статуса замужней женщины. Посев проса – это символ будущего урожая и одновременно девушки, которая скоро станет женщиной, но пока еще сопротивляется. Об этом говорит ее намерение «вытоптать символизирует преждевременную (т.е. внебрачную) любовную связь. Но появление коней также и показатель выдачи девушек замуж: коня давали в качестве выкупа за невесту. «А мы коней в плен возьмем» - эти слова олицетворяет свадебный обряд. Девушки сопротивляются, пытаясь выкупить коней обратно, то есть отстаивают свою свободную незамужнюю жизнь. Затем происходит преобразование девушки, удаляют ее нечистоту: «вычесывают ее вшей» гребешком. Гребешок выступает как оберег от нечистой силы, порчи и как символ женской доли. Расчесывание волос и заплетение косы символизирует переход невесты в группу женщин и подчинение жениху. Девушку учат плеточкой. Удар невесты плеткой является частью свадебной обрядности. Это напоминает невесте о ее полной подчиненности молодому. Кроме этого, бичевание - обряд изгнания демона зла, нечистоты. Концовка игры символизирует свадьбу. «В нашем полку пиво пьют, пиво пьют». «В нашем полку слезы льют, слезы льют». Пиво – прямая связь со свадебной обрядностью. Во-первых, пиво как хмельной напиток приготавливалось к дням, строго определенным традицией: к праздникам и важным событиям в жизни семьи (свадьба, похороны). Во-вторых, варить пиво и пить его означает биться на свадебном пиру. Плач невесты - необходимый элемент свадебного обряда у русских. Со слезами невеста прощалась с родителями, родным домом, со своими подругами, с девичьей волей.

Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"

Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"

Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"

Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"

Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"

Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"

Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"

Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"

Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"

Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"

Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"

Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"

Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"

Паспорт русской народной игры "А мы просо сеяли"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017