Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 8»
Патриарх Сергий и православная церковь в годы Великой Отечественной войны.
Работу выполнил:
Огулин Николай Алексеевич
командир взвода кадетского
казачьего класса,
мастер производственного
обучения
Ржев
2015 г.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, роль РПЦ в СССР, патриотизм, подвиг, СМИ о Патриархе Сергии.
.
Патриарх Сергий и православная церковь в годы Великой Отечественной войны.
Начавшаяся 22 июня 1941 года война, вопреки ожиданиям многих, не обострила отношения Московской Патриархии с государством. Церковь не поддалась искушению рассчитаться за нанесенные ей ранее жесточайшие удары. С первого дня войны руководство Московской Патриархии под руководством Митрополита Московского Сергия призвало народ к защите Родины, поддержав этим государство. По книгам, кинофильмам, рассказам ветеранов мы знаем о подвиге на полях сражений и в тылу, который совершили наши соотечественники, чтобы победить врага. А вот о подвиге сотен монашествующих, церковно- и священнослужителей нам известно мало. Проявления патриотической деятельности Русской Православной Церкви были очень многообразны: морально-нравственное влияние через послания и проповеди; сбор денежных средств, драгоценностей, медикаментов, одежды в Фонд обороны; служба церковнослужителей в рядах действующей армии и участие их в партизанском движении, помощь раненым бойцам, шефство над госпиталями и создание санитарных пунктов.
Об одном из таких священников газета "Красная звезда" в номере от 04.09.43 рассказывала следующее: Вместе с жителями деревни Белый Колодезь на Орловщине был освобожден от немецкой неволи сельский священник иеромонах Владимир Шестаков, 91 года. Древний старец был в течение двух лет свидетелем чудовищных издевательств немцев над мирным населением, сам подвергался унижениям и оскорблениям. Помещенный ниже рассказ священника Владимира Шестакова о зверствах немцев был напечатан на днях в красноармейской газете «Боевой призыв».
Как-то меня вызвали в деревню Анафино на похороны умершей. В хату собрался
народ. В углу под иконами я увидел портрет Гитлера — кровавого палача.
Разгневался я, видя подобное кощунство. Я сорвал портрет и бросил его в
топившуюся печку. Портрет сгорел. Об этом кто-то донес немецким властям. В ту
же ночь меня схватили жандармы и бросили в глубокий темный подвал. Потом каждый
день таскали на допросы, угрожали пытками и расстрелом, требуя признания вины.
Но тут я, грешник, покривил душой и сказал, что портрет Гитлера ветром снесло
со стола и он сам попал в огонь. Всё же меня продержали в подвале без пищи 6
дней. На седьмой день вытащили наружу еле живого. Я тут же упал и долго лежал в обмороке. ("Красная звезда".)
Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви во время великой битвы с фашизмом оказала заметное влияние на изменение религиозной политики советского руководства в годы войны. А начало этому было положено следующими событиями.
Когда началась Великая Отечественная война, Патpиаpх Антиохийский Александр III обратился к христианам всего мира с посланием о молитвенной и материальной помощи России.
Митрополит Гоp Ливанских Илия (Антиохийский патpиаpхат) всегда молился о спасении России. После обращения Александра III митpополит Илия усилил молитвы о спасении России от вражеского нашествия. Он ушел в затвоp. В каменном подземелье, где не было ничего, кpоме иконы Божией Матеpи, митрополит Гор Ливанских просил Богородицу открыть, чем можно помочь России. В подземелье не доносился ни один звук с земли. Затворник не ел, не пил, не спал - только стоял на коленях перед иконой Божией Матери с лампадой и молился. Каждое утро ему приносили сводки с фронтов. Через трое суток молитвы ему явилась в огненном столпе Сама Матерь Божия и объявила, что он должен передать определение Божие для страны Российской. Если все, что определено, не будет выполнено, то Россия погибнет.
Должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священников необходимо вернуть с фронтов и из тюрем и позволить им служить. Нельзя сдавать Ленинград. Надо вынести Казанскую икону и обнести ее с крестным ходом вокруг города, и тогда ни один враг не ступит на его землю. В Москве перед Казанской иконой также нужно совершить молебен. Икону надо привезти в Сталинград, который сдавать нельзя. Икона должна идти с войсками до границ России. Когда закончится война, митрополиту Илии следует приехать в Россию и рассказать, как она была спасена. Сталин приказал выполнить всё, что было предложено сделать Митрополитом Гоp Ливанских Илией.
В первые месяцы обороны Ленинграда, когда
положение было самое
тяжелое и умирали тысячи людей, из Владимирского собора
вынесли
Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным
ходом вокруг Ленинграда. Город выстоял. Затем Казанскую икону перевезли в
Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба - молебны и поминовения
погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы
не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда
защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли
столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери. Сталинградская битва,
сообщает протоиерей Швец, началась с молебна перед этой иконой, и только после
этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки
фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления.
Священство служило молебны, солдат кропили святой водой.
Да и Киев - матерь городов русских - был освобожден нашими войсками 22 октября - в день празднования Казанской иконы Божией Матери по церковному календарю, или 4 ноября гражданского стиля. И это было весьма знаменательно для народа России: с Киева началась Русь наша; здесь произошло Крещение нашего народа.
Нам не стоит забывать о том, что эти события в России происходили в то тяжёлое время, когда церковью руководил Митрополит Московский Сергий.
В 1947 году Сталин исполнил свое обещание и в октябре пригласил митрополита Илию в Россию. Он опасался не исполнить данных ему указаний, ибо все пpоpочества, переданные владыкой Ливана, сбылись.
Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Алексия, ставшего уже Патpиаpхом, и спросил: "Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь?" Патриарх предложил подарить митрополиту Ливанскому икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. По pаспоpяжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест.
Митрополит Илия прибыл в Москву, встретили его торжественно. На цеpемонии - встpече ему поднесли икону, крест и панагию. Как он был pастpоган! Тогда же правительство наградило его Сталинской премией за помощь нашей стране во время Великой Отечественной войны.
От премии владыка отказался, сказав, что монаху деньги не нужны: "Пусть они пойдут на нужды вашей страны. Мы сами решили передать вашей стране двести тысяч долларов для помощи детям-сиpотам, у которых родители погибли на войне".
Одним из главных действующих лиц этого тяжелейшего для нашей страны периода был Владыка Сергий (Иван Николаевич Страгородский). В журнале "Time", США, в номере от 27 декабря 1943 года была опубликована статья об этом замечательном человеке. Предлагаю вам ознакомиться с содержанием этой статьи, и взглянуть на всё происходящее в то время глазами американского репортёра.
Патриарх Сергий.
Обложка журнала TIME, 27 декабря 1943
года.
Великий прорыв: церковь выходит из катакомб
"Time",
США. Статья
опубликована 27 декабря 1943 года.
'Всякая религиозная
идея... есть невыразимейшая мерзость... '. Ленин.
'Да благословит Вас Господь на успешный и славный труд на благо нашей Родины'.
Сергий Сталину.
Рождество 1943-го было самым радостным с 1916 года - последнего Рождества прошлой войны и прошлого порядка. Было оно и наиболее торжественным. Снежный покров, который каждое Рождество в Москве превращает в белое Рождество, укрыл столицу - сердце нации. И сердце это в третье за войну Рождество билось сильно и ровно, преисполненное радостной гордостью побед. Как будто весь русский народ, ждущий восхода первой вечерней звезды, которая согласно русской православной традиции возвещает о конце строгого рождественского поста, смотрел на запад от Москвы и видел, как российская армия, подобно движущейся стене, шаг за шагом теснит своих стародавних врагов - немцев.
Но для русского
духа это Рождество было исполнено торжественности не только из-за военных
побед, но и по более глубинным причинам. Советское правительство, официально
признав Русскую Православную Церковь и восстановив патриархию, вернуло Москве
статус религиозной столицы 100.000.000 православных христиан (протестантов в
России сравнительно мало) и уничтожило пропасть, которую в течение 25 лет
большевики пытались создать между верующими и атеистами. И опять крестьянин,
бредущий из деревни в город, при виде блестящих на солнце золотых маковок
уцелевших московских церквей сможет с привычной нежностью произнести
традиционную присказку: 'Москва! Москва! Золотая голова!'.
Признание Церкви советским правительством не только вернуло Москве статус
столицы религиозно единой России. Этот шаг позволил объединить европейских
славян, живущих по берегам Дуная и на Балканах, и создать славянский
религиозный континент, чьим центром является Россия, а метрополией - Москва.
Станет или нет новый статус Русской Православной Церкви постоянным (а многое свидетельствует в пользу того, что станет), в любом случае этот тактический ход советского правительства вызвал к жизни перемены такого политического значения, что они непременно станут вехой в истории России и Европы, а, следовательно, и всего мира.
Это свершение
стало возможным благодаря трем людям:
1) Адольфу Гитлеру, который полагал, что русские православные
церковнослужители и их паства встанут на сторону нацистских захватчиков,
поскольку те освободят их от гонений большевиков. Чего не мог предугадать
Гитлер, так это того, что после его вторжения Россия из страны, где большинство
беззащитных христиан находилось во власти агрессивного атеистического
меньшинства, превратится во вставшую под ружье нацию, и охваченное пламенным
патриотизмом большинство перестанет быть беспомощным.
2) Иосифу Сталину, главному реалисту России, который с большим интересом обратил внимание на этот факт, ибо он, как и Ленин, чьим верным учеником, по его собственному утверждению, он является, считает, что факты - упрямая вещь. Сталин также прекрасно понимал, что восстановление Русской Православной Церкви станет неким эквивалентом российской религиозной оккупации Балкан.
3) Митрополиту Московскому Сергию, одному из величайших российских богословов, который внешностью своей совсем не походил на деятеля исторического масштаба. Он был уже в летах (76), полный и невысокий (рост его составлял 5 футов 5 дюймов, как у Сталина), почти глухой, с сильным тиком на левой щеке. Его карие глаза проницательно и добродушно взирали на Вас сквозь очки с толстыми линзами поверх окладистой бороды Деда Мороза.
Человек из катакомб
Этот
почтенный человек не возник, как кролик из шляпы фокусника, по мановению пальца
правительства России. Сергий (Иван Николаевич Страгородский) появился на свет в
городе Арзамасе Нижегородской губернии в семье священника. Он вел миссионерскую
деятельность в Японии, по пути куда он посетил
Соединенные Штаты (патриарх до сих пор не отказывает себе в удовольствии
попрактиковаться в полузабытом английском: Hello, how are you, nice day).
Сергий был ректором одной из четырех крупнейших российских духовных академий,
управлял Финляндской епархией, был вхож ко двору последнего царя Николая II,
где снискал немилость царицы из-за своего неприятия Распутина. Но за пределами
России о Сергии мало кто слышал, частично потому, что немногие православные
священники известны в западном мире, а, частично, по причине того, что
большевистская революция на 25 лет похоронила его заживо. Ибо Сергий - человек
из катакомб: и гэпэушных (политические тюрьмы, куда он попадал трижды), и
церковных, так как церковь при большевизме постигла участь большевизма при
царизме - вынужденное подполье.
Церковь после долгого и тяжелого пути смогла покинуть катакомбы и получить
официальное признание, и это практически полностью является результатом
деятельности Сергия, его искренней христианской веры, его понимания, что
составляет основную силу Церкви (религиозные массы) и главную слабость
советского правительства (религиозные массы), его убежденности в том, что
главным условием выживания Церкви является мирное сосуществование с
большевиками.
В
начале большевикам не составляло большого труда направлять революционную
ненависть против Церкви, ибо она в течение долгого времени была частью царского
правительства, и от имени Господа оправдывала все его политические и социальные
прегрешения. Нельзя сказать, что большевики прибегали исключительно к грубому и
незатейливому террору. Они также использовали принцип 'разделяй и
терроризируй'.
Расстрел и анафема
Большевики
закрывали церкви, разрушали часовни, они уничтожили 637 из 1026 существовавших
в России монастырей, конфисковали освященную церковную утварь, одеяния, иконы,
церковную недвижимость и казну (1.500.000.000 долларов США), арестовали за
неповиновение государству множество церковнослужителей - епископов,
священников, монахов, а также набожных прихожан. Многих приговорили к 'высшей
мере социальной защиты' - расстрелу. Патриарх Тихон, предшественник Сергия,
прямо высказал советской власти, что он о ней думает в Послании с анафемой,
которое звучало, как передовица из 'Правды': 'Ведь то, что творите вы, не только
жестокое дело, это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню
гееннскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни
настоящей - земной... Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви
Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какие-либо
общения...'.
Изверги, не долго думая, упрятали дерзкого патриарха за решетку. Но эти гонения
не смогли выкорчевать христианскую веру из мистических душ миллионов верующих
россиян. Те, кто укрывали священников, или посещали богослужения, могли
лишиться продовольственных карточек, работы или просто сгинуть в тюрьме
где-нибудь далеко на севере. Они не имели права собираться вместе, за исключением
тех случаев, когда 20 верующих шли на риск, регистрировались в местном Совете и
получали разрешение отправлять религиозный культ.
Советское правительство быстро заметило, что его действия неуспешны, и в дополнение к политической борьбе с Церковью начало проводить просветительские мероприятия.
На свет появился Союз воинствующих безбожников. Его возглавил ныне покойный Емельян Ярославский, автор цветистых дифирамбов Сталину. Во времена своего расцвета Союз безбожников насчитывал более 5.500.000 членов. Союз издавал два журнала - 'Безбожник' и 'Антирелигиозник'. В лучшие времена Безбожники устраивали антирелигиозные шествия, в ходе которых давались театрализованные представления, высмеивающие религиозные сюжеты, например, непорочное зачатие. Это фиглярство внушало отвращение многим россиянам, создавало плохую репутацию стране за рубежом, и в конечном итоге было упразднено. Были попытки проводить публичные дебаты между священниками и 'безбожниками', но и их пришлось прекратить. Служители Церкви слишком убедительно отстаивали свои позиции. Антирелигиозные музеи, которые чаще всего открывали в зданиях храмов, также большим успехом не пользовались. Но основной миссией 'безбожников' было воспитание молодого поколения атеистов. Используя лозунги 'ячейку безбожников в каждую школу' и 'нет верующим учителям', 'безбожники' пополнили свои ряды двумя миллионами школьников. Правда, не примкнувших к ним было гораздо больше, чем два миллиона.
Правдивая перепись.
В 1937 году советское правительство провело Всесоюзную перепись населения.
В нее был включен вопрос об отношении к вере. Увидев результаты, руководство
страны схватилось за голову, обвинило сотрудников Бюро переписи в троцкизме и
приказало ликвидировать большую их часть. Эта перепись (глава безбожников
Ярославский признал, что приведенные в ней цифры правдивы) показала, что даже
после 20 лет непрекращающихся гонений на Церковь, одна треть городского
населения России и две трети российских крестьян остались христианами и не
сочли нужным утаить этот факт от переписчиков.
Таков был грустный результат антирелигиозных потуг советского правительства. Причины его стоит искать в тяжелом ударе, который был нанесен по правительству ранее, но чья важность в свое время не была осознана: Митрополит Московский Сергий, руководствуясь, судя по всему, принципом - если не можешь их победить, присоединись к ним, - стал сотрудничать с большевиками. Он не перестал быть христианином, отнюдь нет, и партийный билет он не получил (Коммунистическая партия не принимает в свои ряды верующих). Сергий всего-навсего буквально воспринял декрет советского правительства, гласящий, что Русская Православная Церковь должна заниматься только религией, и ничем иным (революционный подход для страны, где Церковь на протяжении веков не была отделена от государства). Сергий также заверил советское правительство в своей абсолютной преданности, пытаясь таким образом сохранить Церковь.
Когда он был избран патриархом в 1925 году (в 1925 году он стал заместителем патриаршего местоблюстителя - прим. пер.) он первым делом заявил, что церковь должна спасать души, а не заниматься политикой. Он также заверил советское правительство в лояльности своей Церкви. Достижения Сергия не ослабили волну направленной на него критики. По-прежнему по всей стране находились скептики, которые называли его марионеткой советского правительства. Его политика, безусловно, давала пищу для подобных нареканий. Но самые мудрые члены Русской Православной Церкви признают, что за всю историю существования РПЦ мало найдется патриархов, сделавших для Церкви столько, сколько патриарх Сергий.
Патриарх за работой
Успех мало что изменил в жизни Сергия. Теперь он живет в бывшей резиденции посла Германии фон дер Шуленбурга в Чистом переулке в центре Москвы. Расположенная на втором этаже комната Сергия отличается монашеской простотой. Его рабочий кабинет на первом этаже являет собой смесь старой и новой России. На стенах висят старинные иконы и современные военные карты.
Сергий начинает свой день в семь часов утра, до девяти он молится в одиночестве в своей комнате или в небольшой патриаршей часовне, освященной две недели назад. В девять Сергий завтракает - пьет чай - и просматривает газеты. Затем он читает свою личную Библию, написанную на иврите (Сергий также знает греческий, старославянский, немного латынь и финский язык).
С десяти до двух патриарх Сергий работает в своем кабинете, занимается патриаршими делами, дает интервью. Затем, если погода позволяет, он совершает часовую прогулку по своему саду. Его обед состоит из блюд, приготовленных из грибов или рыбы. Единственный замеченный за ним грех чревоугодия - страсть к вареному луку. Ему положен комиссарский пищевой паек, так что обычно еды остается достаточно и для других служителей патриархии.
Невзирая на больное сердце (его наблюдают два русских кардиолога), Сергий относится к себе без поблажек и ведет аскетический образ жизни российских монахов. Те, кто с ним встречались, отзываются о Сергии как о сердечном, дружелюбном человеке, почти святом. Он обладает ровным характером, любит беседы и шутки. Во время воздушных налетов на Москву два года назад он отказывался спускаться в убежище, и пока длились бомбардировки сидел у себя в комнате и читал. 'Для моих лет холод страшнее снарядов', - сказал он. Позже его эвакуировали в Ульяновск. Прошлой осенью он весьма своевременно вернулся в Москву: правительство признало Церковь, сам он был избран патриархом, в Россию с визитом прибыл архиепископ Йоркский.
Патриарх
Сергий - сама любезность. Поскольку Русская Православная Церковь сохранила
приверженность юлианскому календарю, и Рождество приходится на первую неделю января,
Сергий совершил рождественскую службу специально для корреспондента TIME Лаутербаха, чтобы показать, как она проводится.
И корреспондент Лаутербах, стоя (в российских церквях нет скамей) и дрожа от
холода (российские церкви не отапливаются в военное время), провел два с
половиной часа в Богоявленском соборе. Служба была роскошной. В соборе
собралось 5.000 верующих, среди которых были и мужчины, и женщины, и много
молодежи. И хотя патриарх Сергий носит теплое белье под своим одеянием из золотого
бархата, расшитого красными и зелеными цветами, на прошлой неделе он заболел
гриппом и был вынужден оставаться в постели.
Союзник – вечность
Советское правительство известно любовью к резким переменам политического курса. Долго ли продержится патриарх Сергий? Надолго ли вернулась Русская Православная церковь в Россию? Или на нее обрушится новая волна гонений? В будущем может произойти много непредвиденного, и точного ответа на эти вопросы никто дать не может. Патриарх Сергий на прошлой неделе со своего больничного ложа мог бы сказать, что первые двадцать пять лет гонений были самыми тяжелыми. Он мог бы также привлечь наше внимание к тому, что наблюдаются очевидные признаки относительного равновесия, единственного типа равновесия которое (с философской точки зрения) признает марксизм:
- Две недели назад советское правительство разрешило Церкви открыть семинарию для обучения будущих священников. До этого времени подобное обучение запрещалось государством, чем обусловлена острая нехватка священников в России.
- Президент России Калинин призвал граждан не поднимать на смех солдат, носящих религиозные медали.
- Впервые со времен революции была издана библия. В то же самое время 'Безбожник' и 'Антирелигиозник' перестали выходить из-за внезапно возникшего дефицита бумаги.
- Союз воинствующих безбожников был распущен.
- Его глава Емельян Ярославский скончался.
Но патриарху Сергию нет нужды приводить эти факты в поддержку своей позиции. Ибо она зиждется на факте гораздо более простом и менее непостоянном: политические курсы изменяются, правительства приходят и уходят, но потребность человека в религии - вечна. И до тех пор, пока в красном углу русской избы стоит икона, правда будет на стороне патриарха Сергия. Именно в этом заключалось его рождественское послание, которое, облеченное в образную форму русской народной пословицы, было понятным далеко за пределами земли русской: даже во тьме тоталитаризма Бог незримо присутствует и ждет своего часа.
Святейший Патриарх Сергий, (в миру Иван Николаевич Страгородский) - двенадцатый глава Русской православной Церкви
Родился 11 января (по старому стилю) 1867 г, в городе Арзамасе Нижегородской губернии.
Дед и отец Ивана Николаевича были протоиереями в Арзамасе.
В январе 1890 года принял пострижение в монашество с именем Сергия
(Валаамского). В июне 1890 года иеромонах Сергий Страгородский окончил
Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
13 июня 1890 г. он был назначен в Японию членом православной духовной миссии, состоявшей под управлением епископа Николая.
В 1894 г. был назначен инспектором Московской духовной академии и в том же году - настоятелем русской посольской церкви в Афинах с возведением в сан архимандрита.
После ряда других церковных назначений 25 февраля 1901 года в Санкт-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской Лавры архимандрит Сергий хиротонисан во епископа Ямбургского.
В 1905 году епископ Ямбургский Сергий получил высокое назначение на кафедру архиепископа Финляндского. Опубликовал ряд богословских трудов.
Во время Собора 1917-1918 годов архиепископ Сергий возводится в сан митрополита и занимает последовательно архиерейские кафедры во Владимире, а потом в Нижнем Новгороде.
В 1925 года к митрополиту Сергию перешло управление Русскою Церковью.
14 апреля 1934 года митрополиту Сергию усвоен титул «Блаженнейшего Митрополита» с правом ношения двух панагий и предношения креста при священнослужении.
8 сентября 1943 года митрополит Сергий Собором русских архиереев избран Патриархом Московским и всея Руси.
15 мая 1944 г. в 6 ч. 50 м. утра Святейший Патриарх Сергий скончался от кровоизлияния в мозг.
18 мая погребен в Никольском приделе того же собора.
1. газета "Красная звезда" номер от 04.09.43
2. журнал TIME, номер от 27 декабря 1943 года.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.