ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ
Коряков Виктор Николаевич – директор МОУ - СОШ с. Орловское Марксовского района Саратовской области
В.В. Путин
В августе 2021 года меня назначили директором МОУ - СОШ с. Орловское Марксовского района Саратовской области. В школе, носящей имя Героя Советского Союза Венцова В. К. (Венцеля В. К.) имелись некоторые наработки по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Тем не менее, они показались мне недостаточными, этим и объясняется актуальность создания в 2021-2022 учебном году целостной системы гражданско-патриотического воспитания в школе, ориентированного на становление и развитие личности:
ü готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве;
ü свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной;
ü любящей свою семью, школу, край, малую и большую Родину;
ü личности культурной, нравственной, готовой к самореализации в общественно-полезной и личностно-значимой деятельности .
Воспитать человека, любящего свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача, но она, безусловно, осуществима.
Опыт работы в данном направлении я имел, так как я был основателем и первым директором Государственного общеобразовательного учреждения " Саратовская кадетская школа".
Для решения поставленных задач я посоветовал выбрать следующую систему приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания, которая включает:
1.Духовно – нравственное воспитание.
2.Гражданско – правовое воспитание.
3.«Историко-краеведческое».
4.«Социально-патриотическое».
5.«Военно-патриотическое».
6.«Героико-патриотическое».
7.«Спортивно-патриотическое».
8.«Информационно-патриотическое».
Предложенная мной воспитательная система по развитию гражданско-патриотических компетенций обучающихся открытая, что позволяло ей эффективно действовать и интенсивно развиваться.
Воспитательная система предполагала 3 этапа развития:
I этап: – проектный (август-сентябрь 2021-2022 учебного года).
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
ü изучить нормативную базу, подзаконные акты;
ü разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию «Патриот» на 2021-2022 учебный год;
ü проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы;
ü подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический (октябрь-май 2021-2022 учебного года).
Цель:
реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Патриот» на 2021-2022 учебный год.
Задачи:
ü отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
ü разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию;
ü расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивных школ города Маркса и Марксовского района;
ü вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
ü проводить мониторинг реализации программы;
ü принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический (июнь-август 2021-2022 учебного года).
Цель:
анализ итогов реализации программы воспитания «Патриот» на 2021-2022 учебный год;
Задачи:
ü обобщить результаты работы образовательной организации;
ü провести коррекцию затруднений в реализации программы воспитания «Патриот»;
ü разработать, обсудить и утвердить долгосрочную программу по гражданско-патриотическому воспитанию «Патриот» на 2022-2025 г.г.
Одним из средств решения проблемы воспитания в подрастающем поколении патриотических чувств является обращение к составной части музыкальной культуры – гимну. Эта патриотическая музыка – мощное средство воспитательного и эмоционального воздействия на личность, ведь чувства и эмоции есть сильнейшие стимулы поступков.
Работая директором Государственного общеобразовательного учреждения
" Саратовская кадетская школа", я видел как исполнение гимна школы, музыку и слова которого написал я, оказывает сильное влияние на воспитание патриотических чувств обучающихся. Поэтому для обучающихся МОУ - СОШ с. Орловское Марксовского района Саратовской области я тоже сочинил слова и музыку гимна школы, который ученики исполняют на рабочих линейках два раза в неделю: понедельник и пятницу и торжественных линейках. Текст гимна тесно связан с историей школы. Все линейки начинаются с внесения знамени школы и Флага РФ знаменной группой отряда «Патриот», который был создан по моей инициативе в начале учебного года, в состав которого вошли лучшие обучающиеся школы.
Основными отличительными особенностями отряда «Патриот» являются:
· кадетская форма одежды (повседневная и парадная);
· символы;
· усиленные занятия спортом, строевые тренировки;
· реализация программ внеурочной деятельности, имеющих целью физическую, военную подготовку.
В рамках спортивно - патриотического направления в школе в ноябре месяце был открыт клуб бокса имени Виктора Соснера. Заниматься боксом, не выезжая из села, теперь не мечта, а реальность для обучающихся школы.
Огромную роль в военно-патриотическом воспитании сегодняшней молодежи без сомнения играют средства массовой информации. Круг читателей одного школьного издания может насчитывать от ста до нескольких тысяч человек: самих подростков, их родителей, родственников, педагогов, выпускников школы прежних лет. В процессе коллективной работы над школьной газетой формируются нравственные ценности, в том числе и любовь к Родине.
Издание нашей школьной газеты «Патриот» также является частью большой, целенаправленной работы по воспитанию патриотизма и гражданственности. Газета «Патриот» начала издаваться в нашей школе в этом учебном году. С этого же года и действует творческое объединение «Юный журналист», на котором школьники обучаются по моей авторской программе основам журналистского мастерства. Все обучающиеся, которые прошли обучение по программе основам журналистского мастерства, получили свидетельства «Юный журналист». Газета помогает учащимся раскрыть свои задатки и возможности, в ней публикуются юные авторы.
Именно газета обладает рядом преимуществ:
1. Конечно, это большой охват читателей разных возрастов. В нашем случае, детей и взрослых (педагогов и родителей).
2. Работа над очередным выпуском газеты сближает, объединяет школьников и взрослых в одно целое.
3. Ребята открывают в своих одноклассниках таланты и радуются за успехи учеников и учителей нашей школы.
4. Герои публикаций чувствуют свою успешность, другие ребята хотят равняться на них, происходит самореализация личности обучающихся.
В состав редколлегии школьной газеты «Патриот» входят ученики 4-11 классов.
На вопрос о том, нужна ли общешкольная газета, отвечу – да. Достаточно посмотреть, как она переходит из рук в руки: от учителя к ученику, а от них - к их родителям, которые просят своих детей принести очередной номер. Поэтому нет сомнений - газета нужна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.