ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Концепция патриотического воспитания граждан РФ.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации, процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы.
Первые чувства гражданственности и патриотизма проявляются у детей дошкольного возраста в виде любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. Так, В.А. Сухомлинский отмечал, что «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является и участие его в общественно – полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.
Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.
Основными задачами патриотического воспитания дошкольников можно выделить:
· формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
· формирование духовно-нравственных отношений;
· формирование любви к культурному наследию своего народа;
· воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
· чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
· толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Патриотическое воспитание дошкольников делится на несколько этапов: предварительный или базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
художественно - ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
когнитивно - эмоциональный (развитие интереса к своей стране);
эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
Список литературы
1. Александрова, Е.Ю. Система патриoтического воспитания [Текст]/ Александрова, Е.П.Гордеева, М.В.Постникова, Г.П.Понова. Волгоград: Учитель, 2007
2. Иванова, В. Шедевры архитектуpы как средство художественного воспитания (подготовительная группа) [Текст] // Дошкольное воспитание 2001 -№ 6 - С.34-38.
3. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты зaнятий. Изд.4-е доп. – М.: УЦ «Перспектива», 2008
4. Александрова Е.Ю, Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в детском саду. - Волгоград: «Учитель», 2007
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М.Виноградовой. - М.: Просвещение, 1999
6. Дерягина Л.Б. Моя Родина – Россия. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007
7. Зацепина М.Б, Антонова Т.В... Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2008
8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт – Петербург: «Детство - Пресс», 2010
9. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. – М.:Мозаика – Синтез, 2008
10. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.