Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному краю, к родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного поведения.
Формирование у дошкольников чувство патриотизма, любви и привязанности к Родине, не представляется возможным без воспитания любви к родному краю, к тому месту, где человек родился и вырос. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине, следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек к своей семье.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
В современном образовании остро стоит вопрос о воспитании чувства патриотизма у дошкольников, чувства гордости за Родину, любви к родному краю. На территории Тамбовской области встречается немало чудесных уголков природы, которые восхищают и ласкают человеческий взгляд. Их красота своеобразная - не броская, но трепетная и запоминающаяся. Знакомство дошкольников с родным городом, способствует воспитанию патриотических чувств, любви к традиционно русскому, устанавливает связь поколений, ставит детей в положение хозяев родного края, наследниками дел ушедших поколений. Всё это способствует познанию своих корней, приобщает к национальному, близкому, помогает прикосновению к делам ушедших поколений - его культуре, говору, обычаям, обрядам, традициям.
Организовывая экскурсии по историческим местам, следует обращать внимание, что родной край, тем не менее, понятие очень широкое. Через всю жизнь люди проносят любовь к нему. С особым чувством они относятся к тем местам, где родились, где протекало их детство и юность, где проходят годы сознательной жизни.
Что нас ждёт в будущем? Чему нас учит прошлое? Краеведение помогает ответить на эти важные вопросы, даёт материал для вдумчивого и взвешенного анализа места и роли родного края, народов, населяющих его в историческом развитии России, а также задуматься о его будущем.
Вопросы изучения краеведения и возможности использования краеведческого материала рассмотрены в работах М.М.Кузьмина и Л.С.Протасова «Туристскими тропами Тамбовского края», «Тамбовская и Козловская сторожевая черта» А.Н.Нарцова, «Край родной» И.С.Артёмова и П.А.Гоноровского, «Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области» Н.В.Муравьёва, «У самого края дикого поля. ХVII век» В.Д.Филатовой, которые обращали внимание на важность этой работы и по сути дела наметили основные пути организации краеведческой работы.
Актуальной проблемой современного образования, является то, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаточное сочувствие в сострадании к чужому горю.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий, связанных с родным городом;
- знакомство с историческим и культурным наследием своего края;
- обогащать словарный запас детей в соответствии с возрастными характеристиками новыми понятиями и историческими данными о родном языке;
- вызвать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и родного края;
- формировать представления о правилах поведения в дошкольном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- формировать элементарные представления о православных праздниках, знакомство с церквями города;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- бережное отношение к растениям и животным;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- вызывать интерес к произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке.
Нередко считают, что интересное где-то далеко от нас, а рядом с нами, там, где мы живём, вроде бы и нет ничего примечательного. Конечно же, это не так. А самое интересное – это история родного края. Детей нужно знакомить с природой края, историей основания, социально – экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края и любимыми местами горожан. Детям нужно показать связь и значение истории края в истории страны, подвести их к важности и необходимости ее изучения, способствовать развитию интереса, воспитывать уважение к его прошлому и настоящему.
Особый интерес у детей вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива. Изучение истории Отечества содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания детей.
Знание прошлого своего края вооружает человека нравственно и идейно, обогащает духовно. История Тамбовского края насыщена событиями. Особое место занимают героические страницы истории нашего края. На берегу реки Воронеж ( на месте современного села Ст. Тарбеево) в 1659 году была основана верфь для строительства гребных и парусных судов и оттуда отправились 4оо судов на юг по реке к Азову, везя с собой припасы 8.000 воинов-стрельцов.
Наши земляки сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, прославив своими подвигами Тамбовский край. Их имена чтит народ, их ратные дела отмечены боевыми наградами, героизм наших земляков на фронте и в тылу запечатлены в монументах, музейных экспозициях, изданных книгах.
Организуя походы и путешествия по родному краю, воспитатель не только знакомит своих питомцев с достижениями нашей Родины, но и дает им возможность ярче увидеть героический путь, пройденный старшим поколением и людьми которые прославили наш город.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств
Большую роль отводится углубление и расширение знаний детьми по истории родного края, развитие у них творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания, приобщение дошкольников к поисково-исследовательской деятельности. В совместной деятельности воспитатели используют дидактические, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, которые помогают получить необходимы знания о родном крае.
Фундамент будущего человека и достойного человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны, наибольшая податливость педагогическим влиянием, сила и глубина впечатлений.
Поэтому, что все что усвоено в этот период- знания, навыки, привычки, способы поведения складываются через черты характера- оказываются особенно прочными и являются в полном смысле фундаментом дальнейшего развития личности. необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества.
При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственно эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Все это направлено, на воспитание достойного человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.