Патриотическое воспитание на уроках физики в Училище олимпийского резерва №1 города Екатеринбурга.
Оценка 4.9

Патриотическое воспитание на уроках физики в Училище олимпийского резерва №1 города Екатеринбурга.

Оценка 4.9
doc
13.02.2020
Патриотическое воспитание на уроках физики в Училище олимпийского резерва №1 города Екатеринбурга.
Московских_Екатеринбург_статья.doc

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №1 г. ЕКАТЕРИНБУРГА

Московских Г.Г.

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области

«Училище олимпийского резерва № 1 (колледж)»

Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.

Н.М. Карамзин

В училище олимпийского резерва №1 города Екатеринбурга работаю учителем физики сорок девятый год. За эти годы в нашем училище воспитались, выучились, получили путёвку в большую и яркую спортивную жизнь такие  спортсмены, как Чепиков Сергей, Кошкаров Юрий, Ухов Иван, Дацюк Павел, Хабибуллин Николай, Шипулин Антон, Белявский Давид и многие другие.

Работая со дня основания училища олимпийского резерва, будучи преданным и грамотным болельщиком, я накопила большой материал по спортивным результатам наших учащихся и выпускников.

Физкультура и спорт не только занимают одну из главных позиций в образовании и здоровьесбережении граждан России, но и дают возможность на примерах воспитывать в человеке, в частности, патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, гордости за славные деяния своего народа, готовности к выполнению гражданского долга.

Обучая физике юных спортсменов, будущих олимпийских чемпионов, стараюсь использовать любой повод для осуществления их патриотического воспитания. Не могла обойти стороной и этот светлый праздник, День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Тысячи спортсменов-уральцев защищали Родину с оружием в руках на полях Великой Отечественной. Тысячи бойцов самых разных специальностей прошли подготовку на Урале, и каждый из них внёс вклад в общую победу над врагом.

В 74-ый год празднования Великой победы я проводила со своими учениками такую работу: на разных уроках учащиеся, получив, так называемое, опережающее задание, рассказывали о нашем земляке, спортсмене – участнике ВОВ, о его боевом пути, воинском подвиге, наградах, полученных от правительства СССР и России. Каждый рассказ сопровождался яркой, красочной электронной презентацией. А затем я предлагала ученикам решить задачу по теме данного урока физики с условием спортивного содержания по виду спорта, которым занимался спортсмен – герой этого урока. Спортивный материал содержал информацию о современных достижениях чемпионов Мира, России. Некоторые задачи были о спортсменах – учениках или выпускниках училища олимпийского резерва №1 города Екатеринбурга. Приведу несколько примеров.

Героиня урока: Воротникова Ольга Павловна.

Участник Великой Отечественной войны и труженик тыла. Лыжными гонками и велоспортом занималась 55 лет. Выполнила норматив кандидата в мастера спорта по велоспорту. Входила в десятку лучших велогонщиц России 40-50-х годов ХХ века. Отличник физической культуры и спорта, ветеран спорта РСФСР [1].

Воротникова Ольга Павловна

Тема урока: Средняя скорость.

Задача по физике: В 1869 году впервые состоялись официальные соревнования по велоспорту. Они прошли во Франции, дистанция пролегала между Руаном и Парижем (120 км). Велосипеды участников тогда были деревянными. Победителю удалось достичь средней скорости 11 км/час. Сколько времени заняла первая шоссейная гонка?

Возможный макет да Винчи

Модель деревянного велосипеда

Далее на уроке была возможность поговорить об истории велосипеда, вообще, и шоссейного велосипеда, в частности.

Ещё пример. Герой урока: Мельников Николай Михайлович.

Участник ВОВ. Старшина 192-го полка связи, воевал на 1-ом и 2-м Белорусском фронтах. Освобождал Смоленск, Минск, брал Берлин. В 60-70-е годы ХХ века работал директором спортивного горнолыжного комплекса «Уктусские горы» [1].

Мельников Николай Михайлович

Тема урока: Движение тела под действием силы тяжести.

Задача по физике: С какой скоростью покидает стол трамплина спортсмен, если разность высот между стартом и столом 20метров?

Трамплин комплекса «Уктусские горы» в Екатеринбурге

Далее на уроке можно было обсудить результаты российских спортсменов — прыгунов с трамплина.

И ещё один пример. Герой урока: Кравченко Нина Александровна. Участник ВОВ, старший сержант 37-го полка ПВО города Москвы. После войны вернулась на родину, на Урал. Работала тренером по лёгкой атлетике Уралвагонзавода. Чемпионка области и Российской Федерации в беге на 1500 метров. Нина Александровна награждена боевыми и юбилейными наградами. Отличник физической культуры и спорта, заслуженный работник физической культуры России [1].

Кравченко Нина Александровна

Тема урока: Механическая работа. Мощность.

Задача по физике: Советская спортсменка Татьяна Казанкина пробегала дистанцию 1500 метров за 3 минуты 55 секунд. Рассчитайте механическую работу бегуньи по формуле:

.

Выведите формулу её мощности N и рассчитайте эту величину. Масса спортсменки 60 кг.

Советская легкоатлетка Татьяна Казанкина

Не могу не привести ещё такой пример.

Герой урока: памятник – монумент «Воинам – спортсменам, участникам Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.»

Монумент был открыт в Свердловске 7 мая 1996 года. Это первый и единственный в нашей стране памятник, установленный в память о воинах – спортсменах и физкультурных работниках, участниках ВОВ.

С той поры ежегодно накануне Дня Победы у этого памятника по традиции собираются ветераны. Под звуки военного оркестра торжественным шагом они проходят в колонне по площади. Звучат поздравления с праздником, ветеранов приветствуют воспитанники детско-юношеских спортивных школ, училища олимпийского резерва, колледжа физкультуры. Проходит минута молчания. К подножию монумента возлагаются цветы [1].

Тема урока: Плотность вещества.

Задача по физике: Гранитный постамент памятника воинам – спортсменам высотой 4 метра имеет сечение площадью 4,75 квадратных метра. Определите массу постамента.

Эта задача даёт возможность поговорить с учащимися об их бабушках и дедушках, других родственниках, которые были спортсменами, об их спортивных успехах.

Памятник – монумент «Воинам – спортсменам, участникам Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.» в Екатеринбурге

С января по май 2019 года  в училище олимпийского резерва было проведено 10 уроков такого рода по различным темам во всех классах училища. В работе приняли участие 25 учеников, которые подготовили материал по спортсменам – фронтовикам и по решению задач со спортивной тематикой, оформив его в виде электронных презентаций. Некоторые слайды из этих презентаций представлены в статье.

Проводя такие занятия, участвуя в них, мы отдаём дань уважения поколению ветеранов спорта Свердловской области. Сохраняем память о тех замечательных людях, которые в годы Великой Отечественной войны защищали Родину, о тех людях, кто пережил горечь и тяготы войны и радость Победы «со слезами на глазах». Они прошли через всё это и не предали спортивных идеалов, остались им верны.

В эпиграфе к моей статье есть такие слова Н.М. Карамзина: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества». Но не только это. Патриотизм – это ещё и «желание способствовать им во всех отношениях».

Смею надеяться, что имеющееся у меня такое «желание способствовать» я грамотно и с честью исполняю.

Литература

1. Солдаты спорта: физкультурники и спортсмены Среднего Урала в Великой Отечественной войне / С. Гущин, В. Воробьёв, В. Калистратов и др. – Екатеринбург, «Издательство «Баско», 2006.-344 с.: ил.


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ

Екатеринбурга. Приведу несколько примеров

Екатеринбурга. Приведу несколько примеров

Мельников Николай Михайлович

Мельников Николай Михайлович

Кравченко Нина Александровна

Кравченко Нина Александровна

Тема урока: Плотность вещества

Тема урока: Плотность вещества
Скачать файл