МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН №18 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
ВСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ 19.10.2020
Зав.библиотекой
Погромская Н.И.
Донецк, 2020
«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».
Лихачев Д.С.
Содействие в воспитании у детей и подростков любви к родной земле, к языку своего народа, его традициям, культуре – стало одним из приоритетных направлений работы нашей школьной библиотеки.
Наша библиотека, как накопитель исторической памяти, выступает информационным проводником между поколениями, остается достойным хранителем патриотических традиций. Перед школьной библиотекой стоит нелёгкая задача – развитие у подрастающего поколения через книгу высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству.
Исходя из основных целей патриотического воспитания, в работе библиотеки, каковыми являются:
- формирование активной жизненной позиции гражданина -патриота, гордящегося своей Родиной;
- воспитание любви к Родине, своему краю, чувства верности Отечеству. Вытекают основные задачи, которые стремится решить библиотека:
1) формирование у подрастающего поколения чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому, особенно к Великой Победе над фашизмом;
2) доведение до обучающихся боевых традиций вооружённых Сил, примеров мужества и героизма защитников отечества, проявленных нашими войнами в военные годы;
3) сохранение памяти о великих полководцах, формирование готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
4) воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии;
5) формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим отечеством;
6) побуждение желания соответствовать высокому званию гражданина, уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;
7) изучение истории и культуры Отечества и родного края.
Эффективность работы нашей библиотеки по формированию патриотизма зависит от форм и методов работы с читателями.
В воспитании патриотических чувств я учитываю индивидуальные психологические особенности детей разных возрастных групп. В работе с младшими школьниками главным считаю эмоциональное воздействие на ребенка (игры-викторины, путешествия, беседы) а с подростками – формирование понятий и представлений о патриотизме, осмысление человеческих ценностей и идей, вовлечение их в нравственно ориентированную жизнедеятельность (круглые столы, часы общения, групповые проекты).
Патриотическое воспитание ведется по нескольким направлениям:
- Историко-патриотическое;
- Духовно-нравственное;
- Историко-краеведческое;
- Военно-патриотическое;
- Гражданско-патриотическое;
- Героико-патриотическое
Очень кратко остановлюсь на каждом из них.
Историко-патриотическое воспитание, его цель пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн.
«Многое забудется, такое - никогда» рассказ-хроника военных лет, посвященный Дню памяти и скорби. «Пионеры - герои в годы Великой Отечественной Войны»- урок памяти. «Память, которой не будет конца» - урок мужества. Библиотечный флешмоб «Читаем книги о войне»
« Спасибо, солдат, за Победу»- выставка книг о войне.
Следующий аспект патриотизма духовно-нравственное воспитание, направлено на осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров, формирование способности руководствоваться ими в жизненных ситуациях. Патриотизм самым тесным образом связан с культурой человека, и можно сказать, что – это свойство культурного человека, воспитанного на сокровищах отечественной и зарубежной литературы. Воспитание патриота на лучших образцах отечественной литературы – главное в работе библиотек. Приобщению к наследию классической литературы, духовному ее осмыслению способствуют литературные часы, бенефис лучшего читателя, в рамках предметной недели выставка «Аллея добрых книг», библиотечный урок « Гордится Русь богатырями».
Историко-краеведческое воспитание. Оно нацелено на формирование гордости за историческое прошлое своей Родины и края, уважения к российской культуре и традициям предков. Викторины «Здесь я родился и живу» и ,конечно же, постоянно действующая выставка « Книгу города листая».
Военно-патриотическое Цель: воспитание патриотических чувств школьников через изучение военной истории Донецка, Дней воинской славы, подвигов советских воинов, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны. Ежегодный конкурс чтецов «И помнит мир спасенный», конкурс рисунков «Война глазами детей», уроки мужества «Решающие битвы в Великой Отечественной войне».
Гражданско-патриотическое воспитание: формирует правовую культуру и законопослушность, гражданскую позицию, готовность к служению своему народу. «Моя Родина - Россия» — уроки патриотизма. «Три символа родной державы» — информационный час, читательская конференция «Строка, оборванная пулей»
Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
«Отечества славные сыны» - выставка. «Солдату - победителю посвящается…», библиотечный урок « Час памяти», викторина « По следам мужества и стойкости»
Накопленный мною опыт по теме «Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения» обобщен и представлен в публикации работы в книге ДРИДПО «Мы служим книге, чтобы книга служила детям», публикаций разработок библиотечных мероприятий на сайте «Урок РФ», «Копилка уроков», « Педсовет», « Инфоурок». Публикации работ на сайте библиотеки, публикация в электронном журнале «Золотые страницы образования», участие в конкурсе «Методический шедевр»
Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна.
На основании вышесказанного рекомендовано:
1. Зав. библиотекой Погромской Н.И.
1.1. Продолжить работу в направлении патриотического воспитания читателей школьной библиотеки.
Срок: постоянно
1.2. Отобразить проведенную работу по патриотизму в материалах на сайте библиотеки.
Срок: систематически
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.