Патриотическое воспитание

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 21.09.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На определенной ступени становления человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли определенного уровня развития, воспитание превращается в социальное явление и приобретает особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются специалисты, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Таким образом, процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным. Осуществляется он в ходе взаимодействия старшего с младшим, опытного с менее опытным, обучающего с обучаемым. Это взаимодействие получило название – педагогический процесс. Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, социального, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе. Педагогика– это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Иконка файла материала Педагогика ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ кр.docx
СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………. 3 1. Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» …… 5 7 2. Цели и задачи патриотического воспитания …………………………….. 3. Формирование патриотизма ………………..………….………………….. 10 4. Патриотическое воспитание молодежи в настоящее время …………….. 12 5. Проблема патриотического воспитания в трудах известных философов  14 и педагогов ……………………………………………………………………. Заключение ……………………………………………………………………. 20 Список используемой литературы …………………………………………... 21 ВВЕДЕНИЕ 2Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось   одной   из   важнейших   задач   современной   школы,   ведь   именно   в   этом возрасте есть все предпосылки для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее   значимых,   непреходящих   ценностей,   присущим   всем   сферам   жизни общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно­деятельной самореализации на благо Отечества. У школьников должно вырабатываться чувство гордости   за   свою   Родину   и  свой   народ,  уважения   к   его   великим   свершениям   и достойным страницам прошлого. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знании истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы     и независимости (защита Отечества);     его обычаям и традициям;  ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в  стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету  Родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа,  3 гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, зарождаясь из любви к своей «малой родине». Патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов   на   пути   к   своей   зрелости,   поднимаются   до   общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. 41. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ПАТРИОТИЗМ» И «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789 – 1793годах.   Патриотами   в   то   время   себя   называли   борцы   за   народное   дело, защитники   республики   в   противовес   изменникам,   предателям   родины   из   лагеря монархистов. В   Толковом   словаре   В.   И.   Даля   слово   «патриот»   означает   «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более моральным   содержанием   это   понятие   раскрывается   в   философском   словаре   → патриотизм (от греч. рatris – «отечество») ­ нравственный и политический принцип, социальное   чувство,   содержанием   которого   является   любовь   к   отечеству, преданность   ему,   гордость   за   его   прошлое   и   настоящее,   стремление   защитить интересы родины. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности,   готовности   служить   своей   Родине.   Проявлением   высокого   уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, пред­ полагающее   равенство   и   сотрудничество   всех   народов.   Оно   противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;  в  интернационализме  — уважение  и  солидарность с другими народами и странами. С содержательной точки зрения патриотическое воспитание осуществляются в процессе: включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины;   формирования   бережного   отношения   к   истории   отечества,   к   его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой родине,   к   своим   родным   местам;   воспитания   готовности   к   защите   Родины, укреплению   ее   чести   и   достоинства,   установлению   братских,   дружественных отношений   с   представителями   других   стран   и   народов,   изучению   обычаев   и культуры разных этносов. 5Содержание   патриотического   воспитания   в   учебной   и   внеучебной деятельности   реализуется   с  помощью   многообразных   форм   и   методов.  Важную роль  в   патриотическом   воспитании   играет   организация   работы   по   изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Большое значение в этой работе придается предметам гуманитарного и   естественного   циклов,   при   этом   каждый   школьный   предмет   обладает   своими специфическими особенностями, будь то природоведение или историческое чтение в   начальных   классах,   география   или   литература   в   старших   классах.   Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Необходимой   составной   частью   формирования   патриотического   сознания является изучение фактического материала о защите нашего отечества, о воинской доблести   и   славе   народов   нашей   страны.   Эта   работа   наиболее   эффективна   на уроках   литературы,   истории,   родного   и   русского   языков,   во   внеклассной воспитательной деятельности. 62. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Выделяя   патриотическое   воспитание   в   относительно   самостоятельное направление   воспитательной   работы,   необходимо   отметить   его   органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого.  Сущностью   данного   процесса   является   освоение   воспитанниками прогрессивного   патриотического   опыта,  позволяющего   сформировать   ценностное отношение к патриотизму, что отражает сущность процесса воспитания – переход внешнего, объективного во внутреннее, субъективное. Определение цели патриотического воспитания основывается на следующих философских положениях:  любая целенаправленная деятельность человека предполагает наличие у него представления   о   ее   результатах,   поэтому   цель   означает   наличие   осознанного представления конечного результата определенной деятельности;  цель   является   идеально   предвосхищаемым   результатом   деятельности,   она порождается и определяется объективными условиями, существует во взаимосвязи со средствами, объективно включает в себя результат и процесс и выступает как главная   направляющая   человеческой   деятельности,   определяющая   способ   и характер действий. С   учетом   этого   в   качестве   цели   патриотического   воспитания   учащихся выступает   формирование   патриотизма   как   социально­нравственного   императива, характеризующего их взаимоотношения с Родиной и Отечеством. Такая   формулировка   цели   патриотического   воспитания   требует дополнительного   анализа   понятий   «патриотизм»   и   «социально­нравственный императив». 7Как   сложный   феномен   патриотизм   может   рассматриваться   в   различных аспектах.   В   философском   аспекте   патриотизм   представляет   общественно­ историческое явление, обусловленное социально­политическими, экономическими характеристиками   конкретного   общества   и   наличием   «естественных»   основ, отражающих   инвариантную   (Родина)   и   вариативную   (Отечество)   характеристики данного явления. В социально­педагогическом плане патриотизм  может рассматриваться как социально­нравственная ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения. В психолого­педагогическом аспекте правомерно рассматривать патриотизм как сложное нравственное качество. Целостная   характеристика   патриотизма   основывается   на   комплексном анализе   его   аспектов,   основанном   на   применении   метода   содержательного обобщения и принципа дополнительности. При этом патриотизм связывается не с отдельным   политическим   или   нравственным   принципом   и   не   с   отдельным нравственным качеством личности, а с интегративностью ее свойств, что позволяет рассматривать патриотизм как социально­нравственный императив, составляющий неотъемлемую часть социально­нравственной направленности личности. В современных исследованиях (Д. Ю. Гамбург и др.) нравственный императив определяется   как   совокупность   моральных,   нравственных   и   этических   норм человеческого   общества,   без   которых   невозможно   дальнейшее   развитие цивилизации. Патриотизм, отражая совокупность социальных и нравственных норм конкретного   общества,   составляет   необходимое   условие   дальнейшего прогрессивного   развития   страны,   Включая   рациональный, эмоционально­психологический   и   деятельностный   компоненты,   патриотизм   государства. выступает как побуждение, толчок к патриотически направленной деятельности. Причем   данное   побуждение   носит   относительно   устойчивый   характер,   что 8позволяет   рассматривать   патриотизм   как   социально­нравственный   императив, который   выражает   ценностное   отношение   человека   к   Родине   и   Отечеству   и побуждает его к патриотически направленной деятельности. Задачи   и   содержание   патриотического   воспитания   вытекают   из   структуры понятия   «патриотизм»   и   включают:   воспитание   патриотических   чувств, формирование   на   основе   патриотических   знаний   взглядов   и   убеждений патриотического   характера,   расширение   опыта   и   формирование   положительного отношения к патриотической деятельности. Цель и задачи патриотического воспитания учащихся реализуются на основе совокупности   общепедагогических   и   специфических   принципов   организации данного процесса, которая отражает общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса и специфику патриотического воспитания как составной его части. Присоединяясь   к   мнению   ведущих   педагогов   (В.   А.   Сластенин, П. И. Пидкасистый и др.), я выделила следующие общепедагогические принципы, составляющие основу патриотического воспитания учащихся: принцип гуманистической направленности;  научности;  ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и    поведения;     самостоятельности воспитанников;      педагогического взаимодействия и др. преемственности, последовательности и систематичности; наглядности;  сочетания   педагогического   управления   с   развитием   инициативы   и сознательности и активности воспитанников;  согласованности требований субъектов педагогического взаимодействия;  связи теории с практикой; единства   образовательных,   воспитательных   и   развивающих   результатов 93. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит формирование патриотизма как личностного качества. В  широком понимании  патриотизм   трактуется как  олицетворение любви к своей   Родине,   активная   сопричастность   к   ее   истории,   культуре,   природе,   к современной жизни, ее достижениям и проблемам. На   каждом   возрастном   этапе   проявления   патриотизма   и   патриотическое воспитание   имеют   свои   особенности.   Патриотизм   применительно   к   ребенку старшего   дошкольного   возраста   определяется   нами   как   его   потребность участвовать   во   всех   делах   на   благо   окружающих   людей,   представителей   живой природы,   наличие   у   него   таких   качеств,   как   сострадание,   сочувствие,   чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы   жизни   ребенка,   во   многом   зависит   все   его   последующее   развитие.   В   этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают   его   со   своим   народом,  своей   страной.  Корни   этого   влияния   в   языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях  о  природе  родного  края, о  труде,  быте,  нравах  и  обычаях  людей, среди которых он живет. Под   патриотическим   воспитанием   детей   мы   понимаем   взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие   и   формирование   в   ребенке   общечеловеческих   нравственных   качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного   края,   воспитание   эмоционально­действенного   отношения,   чувства сопричастности, привязанности к окружающим. 10Цель   воспитания   патриотизма   у   детей   старшего   дошкольного   возраста   – формирование   у   них   потребности   совершать   добрые   дела   и   поступки,   чувство сопричастности   к   окружающему   и   развитие   таких   качеств,   как   сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Задачи   патриотического   воспитания   детей   старшего   дошкольного   возраста формирование духовно­нравственного отношения и чувства сопричастности к формирование духовно­нравственного отношения к природе родного края и формирование духовно­нравственного отношения и чувства сопричастности к включают:  родному дому семье, детскому саду, городу, селу;  культурному наследию своего народа;  чувства сопричастности к ней;  воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям). Содержание   патриотического   воспитания   детей   старшего   дошкольного возраста раскрывается следующим образом:  приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно­ прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.  знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми,   игрушками,   традициями;   с   городом,   селом,   его   историей,   гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;  проведение   целевых   наблюдений   за   состоянием   объектов   в   разные   сезоны года,   организация   сезонного   земледельческого   труда   в   природе   посев   цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;  организация   творческой   продуктивной,   игровой   деятельности   детей,   в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным  условиям и ежедневно по необходимости. 114. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В конце ХХ века и в настоящее время проблеме патриотического воспитания молодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано, на мой взгляд, с   изменением   политических   и процессами,   происходящими   в   обществе, экономических   ориентиров   в   развитии   страны   и,   следовательно,   с   изменением концептуальных основ воспитания и образования подрастающего поколения. Однако данная проблема не потеряла своего значения и в наше время. Более того,  она   приобретает   особую  актуальность,  так   как   появление   многопартийной системы в стране, демократизация общественной жизни привели к тому, что идеи патриотизма берутся на вооружение различными партиями и движениями самого разного, часто противоположного направления. Это приводит к тому, что понятия «патриотизм» и «патриот» приобретают негативный оттенок. Кроме того, трактовка этих понятий с позиций коммунистической идеологии делает их с точки зрения некоторых   исследователей   устаревшими.   С   учетом   этого   в   новых   социально­ экономических условиях проблема патриотического воспитания молодежи требует переосмысления. Среди   причин,   обусловливающих   необходимость   активизации патриотического воспитания молодежи, можно выделить:   развитие   процессов   деполитизации   системы   образования   и демократизации общества;  увеличение потока информации;  сложность процессов преобразований, происходящих в обществе; 12 расширение международных связей;  усиление   внимания   к   внутренним   факторам   развития   личности   в процессе воспитательной работы с подрастающим поколением и др. В   настоящее   время   воспитание   гражданственности   и   любви   к   Родине определяется Законом Российской Федерации об образовании в качестве одного из принципов   государственной   политики   в   области   образования.   А   необходимость активизации работы по патриотическому воспитанию молодежи подчеркивается в Государственной   программе   «Патриотическое   воспитание   граждан   Российской Федерации   на   2006­2010   годы»,   где   отмечается,   что   воспитание   патриотизма   у российских граждан составляет основу общества и укрепления государства. С   учетом   современных   исследований   патриотическое   воспитание   может рассматриваться   как   процесс   взаимодействия   воспитателей   и   воспитанников, направленный   на   развитие   патриотизма   (патриотических   чувств,   убеждений   и устойчивых норм патриотического поведения). Анализ   педагогической   литературы   по   данной   проблеме   показывает,   что, признавая   патриотическое   воспитание   как   необходимую   составную   часть воспитательной   работы,   разные   ученые   отводят   ему   различное   место   в   общей системе   воспитания.   Некоторые   ученые   (Л.   Р.   Болотина,   О. И. Павелко, Л. Ф. Спирин, П. В. Конаныхин и др.) рассматривают патриотическое воспитание как   часть   идейно­политического,   другие   (В. В. Белорусова,   Н.   И.   Болдырев, Н. Е. Щуркова, И. Ф. Харламов, Г. И. Щукина, Л. И. Мищенко и др.) — как часть нравственного   воспитания,   третьи   (Т.   А.   Ильина,   И.   Т.   Огородников   и   др.) выделяют его в самостоятельный раздел. На мой взгляд, вполне правомерна эта последняя   точка   зрения,  что   объективно   обусловлено   сущностью   патриотизма   и содержанием   данного   понятия.   Для   определения   роли   и   места   патриотического воспитания,   как   отмечает   М.   А.   Терентий,   главным   критерием   «является   его 13конечная   цель:   формирование   патриота­человека,   для   которого   смысл   жизни заключается в стремлении сделать все для процветания Родины». 5. ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ ИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФОВ И ПЕДАГОГОВ. Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине   и   преданности   Отечеству,   законопослушных   граждан   государства   всегда стояли   в   центре   внимания   ученых   на   протяжении   всей   истории   развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен. В   концепциях   воспитания   Древней   Греции   характерной   чертой   было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе. Граждане   мелких   самостоятельных   рабовладельческих   государств­полисов   не могли   мыслить   себя   вне   Родины,   которая   гарантировала   их   существование,   и поэтому высшей целью каждого гражданина и всего государства считалось благо полиса.   Демокрит   утверждал,   что   результатом   воспитания   должен   быть нравственный   человек,   умеренный   во   всем,   действующий   в   соответствии   с общественным долгом. Ян Амос Коменский1 отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь 1 Ян Амос Коменский (28.03.1592 – 15.10.1670) – чешский педагог­гуманист, писатель,  общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики,  систематизатор и популяризатор классно­урочной системы 14наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия». Клод Адриан Гельвеций2 истинной целью воспитания считал формирование у каждого   человека   глубокого   понимания   личного   и   общественного   блага:   если сердца граждан раскроются для гуманности, а ум — для знаний, тогда появится поколение   новых   людей­патриотов.   По   его   мнению,   общественное   воспитание, организованное государством, может сформировать из детей патриотов, обеспечив их   личное   счастье   и   благополучие   нации.   Подчеркивая   необходимость патриотического воспитания, он писал: «Добродетели цивилизованного человека — любовь к справедливости и к отечеству». В российской науке проблеме патриотического воспитания также посвящено немало   исследований.   Выдающиеся   педагоги   считали   патриотизм,   стремлением человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А. Н. Радищев3 отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать   жизнью».   Раскрывая   важные   качества,   которые   по   его   мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал: «Тот есть прямо благороден, которого   сердце   не   может   не   трепетать   от   нежной   радости   при   едином   имени отечества». А. П. Куницын4 в «Наставлении воспитанникам» подчеркивал, что основными задачами воспитания молодого поколения должны быть: «водворить в сердце сына 2 Клод Адриан Гельвеций ­ французский литератор и философ­материалист утилитарного  направления аа 3 Алекс ндр Никол евич Рад щев (20.08.1749 – 12.09.1802) — российский прозаик, поэт,  философ, де­факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению  законов при Александре I. иа аа 4 Алекс ндр Петр вич Кун цын (16.10.1783 – 1.07.1840) — русский юрист, профессор. иа оа аа 15праотеческие   добродетели,   учинившие   бессмертным   целое   поколение;   даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах». Философ и педагог XIX века И. Ю. Ястребцов подчеркивал, что «у каждого человека   есть   свои   обязанности,   которые   состоят   в   том,   чтобы   быть   полезным человечеству, Отечеству и самому себе». Причем, долг к Отечеству требует, «чтоб делиться   с   ним   своими   способностями…   Безумно   жертвовать   своими   выгодами бесполезно для Отечества; еще безумнее жертвовать ими во вред ему». Определяя понятие «Отечество», ученый отмечал, что «оно не есть земля только, на которой человек живет. Оно есть идея, развивающаяся в религии, языке, науках, нравах того народа,   к   которому   человек   принадлежит   и   для   физического   благосостояния которого служит известная доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями. Сии произведения кроме физической пользы имеют еще   и   пользу   нравственную,   содействуя   своим   образом   к   развитию   общей   идеи народа;   потому   заключены   сугубо   в   круге   той   симпатии,   которая   объемлет   все принадлежащее Отечеству и все ему споспешествующее, все отечественное. Долг основывается не на одном только не определительном расположении сердца, а на положительных   началах   рассудка».   Рассматривая   понятие   «патриотизм»,   автор подчеркивает, что «патриотизм может быть так же ложным или не достигающим своей цели, как и неуместная благотворительность. Между благотворительностью и патриотизмом   много   общего.   Презренна   притворная   благотворительность, презренна   и   притворная   любовь   к   Отечеству,   но   и   та   и   другая   неизъяснимо облагораживают душу, когда они чисты». Важность патриотического воспитания подчеркивал и другой русский ученый А. Ф. Афтонасьев, который считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, для жизни в государстве, должно «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором   человек   будет   жить,   по   обширности   того   поприща,   на   котором   он предназначается действовать». 16К.   Д.   Ушинский5,   развивая   принцип   народности   в   воспитании,   особо подчеркивал   важность   воспитания   у   детей   любви   к   Родине,   гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал огромное влияние  труда на формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную   опору   для   борьбы   с   его   дурными   природными,   личными, семейными и родовыми наклонностями». В. Г. Белинский6 также считал одной из главных задач воспитания развитие в детях чувства патриотизма: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Н. Г. Чернышевский7 и Н. А. Добролюбов8, рассматривая вопросы воспитания подрастающего   поколения,   определяли   в   качестве   его   главной   цели   подготовку гражданина,   любящего   свою   Родину,   принимающего   активное   участие   в общественных   делах.   Для   этого   необходимо   предоставить   молодому   человеку право   нормально   и   свободно   развиваться,   внушить   ему   правильные   взгляды   на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать твердость воли, самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм. 5 Констант н Дм триевич Уш нский (19.02.1824 – 22.12.1870) — русский педагог, писатель,  основоположник научной педагогики в России. иа иа иа 6 Виссари н Григ рьевич Бел нский (30.05.1811 – 26.05.1848) — русский литературный критик. иа оа оа аа иа 7 Никол й Гавр лович Черныш вский (12.07.1828 – 17.10.1889) — русский философ­ материалист, революционер­демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического  социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель. еа аа аа 8 Никол й Алекс ндрович Доброл бов (24.01.1836 – 17.11.1861) — русский литературный  критик рубежа 1850­х и 1860­х годов, поэт, публицист, революционный демократ. Самые  известные псевдонимы ­бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался юа 17После 1917 года в России вопросы патриотического воспитания молодежи приобрели   особую   актуальность   и   новое   содержание.   Изменение   идеологии   и определение   целей   коммунистического   воспитания   нашли   отражение   в   работах педагогов   того   времени.   Многие   государственные   деятели,   касаясь   вопросов воспитания   подрастающего   поколения,   подчеркивали   важность   развития   у молодежи любви к Родине, советского патриотизма на основе знакомства детей с родной страной, с историей народа, его культурой, бытом и активного их участия в общественно­трудовой жизни страны. Педагогические   исследования   по   проблеме   патриотического   воспитания советского   периода   многочисленны   и   разнообразны.   В   них   раскрываются   как теоретико­методологические   аспекты   (сущность   понятия   «патриотизм»   и «советский патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования и пр.), так  и   прикладные  (различные   направления  патриотического   воспитания:  военно­ патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь   патриотического,   эстетического,   трудового   воспитания   учащихся различного возраста и др.). А. С. Макаренко9, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что   каждый   воспитанник   «должен   быть   смелым,   мужественным,   честным, трудолюбивым патриотом». При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая   вспышка»,   но   и   длительная,   мучительная,  нажимная   работа,   часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». В 30­40 годах ХХ веках вопросы патриотического воспитания освещались в работах В. В. Голубкова, В. А. Грузинской, О. М. Лобовой, В. А. Никольского, А. А. Озеровой, М. М. Сазоновой, Л. М. Фарбера и др. 9 Ант н Семёнович Мак ренко (1.03.1888 – 1.04.1939) — советский педагог и писатель. оа аа 18В   период   после   Великой   Отечественной   войны   проблема   патриотического воспитания   подрастающего   поколения   приобретает   особое   значение.   Это обусловлено   тем,   что   патриотические   чувства   проявляются   особенно   ярко   в трудные   периоды   развития   страны,   трудности   войны   и   послевоенного восстановительного   периода   обусловили   массовые   проявления   героизма   и трудового   патриотизма   советских   людей.   Данные   вопросы   рассматривались   в исследованиях педагогов того времени, в которых раскрывались и обосновывались различные   аспекты   патриотического   воспитания   учащихся   общеобразовательной школы.   Необходимо,   однако,   отметить,   что   все   проблемы   решались   на   основе решений партии и правительства, с учетом идей социализма и коммунизма. Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В. А. Сухомлинского10, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой   и   общественной   деятельности.   Определяя   советский   патриотизм   как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству», В.   А.   Сухомлинский   подчеркивал,   что   одной   из   главных   воспитательных   задач школы   является   подготовка   учащихся   к   простому,   будничному,   повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей,   организуемая   педагогом   с   данной   целью,   представляет   движущую   силу формирования личности растущего гражданина. Среди педагогических исследований, посвященных данной проблеме в 50­60 гг.,   выделяются   работы   И.   С.   Марьенко,   В.   А.   Сластенина,   М. А. Терентия, Ф. И. Хвалова и др. 70­80   годы   характеризуются   разработкой   различных   аспектов патриотического  воспитания подрастающего поколения. Авторы многочисленных иа 10 Вас лий Алекс ндрович Сухомл нский (28.09.1918 – 2.09.1970) — выдающийся советский  педагог­новатор, писатель. аа иа 19исследований рассматривают проблемы взаимосвязи патриотического воспитания с другими   направлениями   воспитательной   работы,   определения   эффективности патриотического   воспитания   учащихся   различного   возраста,   возможности различных видов деятельности учащихся в патриотическом воспитании, подготовки студентов педвуза к патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы и др. (Н. В. Ипполитова, Ф. С. Савченко, Т. В. Страго, К. 3. Сафиуллина, Л. А. Саклешина, В. И. Шахненко и др.). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – способной успешно выполнять патриота Родины, 20гражданские обязанности в мирное и военное время, роль школы в этом плане неоценима. Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец,   родители,   те,   кто   дает   жизнь   новому   существу.   Чувство   любви   к   Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. На   мой   взгляд,   суть   патриотического   воспитания   состоит   в   том,   чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. ­ М., Айрис ­ пресс, 2002. – с. 224. 2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1956. — Т. 3. ­ С. 24. 3. Ефремова   Г.   Патриотическое   воспитание   школьников   //   Воспитание школьников – 2005, № 8 – С. 17. 214. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. ­  Шадринск: ШГПИ, 2004. – с. 83. 5. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.,1973. 6. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание: Воспитание! ­ М.: Новая  школа, 1996. 7. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. ­ М.: Учпедгиз, 1955. – с. 656. 8. Мищенко Л. И. Патриотическое воспитание младших школьников. ­ М., 1982. – с. 208. 9. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2006. 10.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика,  1989. 22