Патриотическое воспитание
Оценка 4.6

Патриотическое воспитание

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
21.09.2018
Патриотическое воспитание
На определенной ступени становления человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли определенного уровня развития, воспитание превращается в социальное явление и приобретает особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются специалисты, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Таким образом, процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным. Осуществляется он в ходе взаимодействия старшего с младшим, опытного с менее опытным, обучающего с обучаемым. Это взаимодействие получило название – педагогический процесс. Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, социального, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе. Педагогика– это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Педагогика ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ кр.docx
СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………. 3 1. Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» …… 5 7 2. Цели и задачи патриотического воспитания …………………………….. 3. Формирование патриотизма ………………..………….………………….. 10 4. Патриотическое воспитание молодежи в настоящее время …………….. 12 5. Проблема патриотического воспитания в трудах известных философов  14 и педагогов ……………………………………………………………………. Заключение ……………………………………………………………………. 20 Список используемой литературы …………………………………………... 21 ВВЕДЕНИЕ 2 Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось   одной   из   важнейших   задач   современной   школы,   ведь   именно   в   этом возрасте есть все предпосылки для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее   значимых,   непреходящих   ценностей,   присущим   всем   сферам   жизни общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно­деятельной самореализации на благо Отечества. У школьников должно вырабатываться чувство гордости   за   свою   Родину   и  свой   народ,  уважения   к   его   великим   свершениям   и достойным страницам прошлого. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знании истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы     и независимости (защита Отечества);     его обычаям и традициям;  ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в  стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету  Родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа,  3  гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, зарождаясь из любви к своей «малой родине». Патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов   на   пути   к   своей   зрелости,   поднимаются   до   общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. 4 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ПАТРИОТИЗМ» И «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789 – 1793годах.   Патриотами   в   то   время   себя   называли   борцы   за   народное   дело, защитники   республики   в   противовес   изменникам,   предателям   родины   из   лагеря монархистов. В   Толковом   словаре   В.   И.   Даля   слово   «патриот»   означает   «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более моральным   содержанием   это   понятие   раскрывается   в   философском   словаре   → патриотизм (от греч. рatris – «отечество») ­ нравственный и политический принцип, социальное   чувство,   содержанием   которого   является   любовь   к   отечеству, преданность   ему,   гордость   за   его   прошлое   и   настоящее,   стремление   защитить интересы родины. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности,   готовности   служить   своей   Родине.   Проявлением   высокого   уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, пред­ полагающее   равенство   и   сотрудничество   всех   народов.   Оно   противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;  в  интернационализме  — уважение  и  солидарность с другими народами и странами. С содержательной точки зрения патриотическое воспитание осуществляются в процессе: включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины;   формирования   бережного   отношения   к   истории   отечества,   к   его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой родине,   к   своим   родным   местам;   воспитания   готовности   к   защите   Родины, укреплению   ее   чести   и   достоинства,   установлению   братских,   дружественных отношений   с   представителями   других   стран   и   народов,   изучению   обычаев   и культуры разных этносов. 5 Содержание   патриотического   воспитания   в   учебной   и   внеучебной деятельности   реализуется   с  помощью   многообразных   форм   и   методов.  Важную роль  в   патриотическом   воспитании   играет   организация   работы   по   изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Большое значение в этой работе придается предметам гуманитарного и   естественного   циклов,   при   этом   каждый   школьный   предмет   обладает   своими специфическими особенностями, будь то природоведение или историческое чтение в   начальных   классах,   география   или   литература   в   старших   классах.   Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Необходимой   составной   частью   формирования   патриотического   сознания является изучение фактического материала о защите нашего отечества, о воинской доблести   и   славе   народов   нашей   страны.   Эта   работа   наиболее   эффективна   на уроках   литературы,   истории,   родного   и   русского   языков,   во   внеклассной воспитательной деятельности. 6 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Выделяя   патриотическое   воспитание   в   относительно   самостоятельное направление   воспитательной   работы,   необходимо   отметить   его   органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого.  Сущностью   данного   процесса   является   освоение   воспитанниками прогрессивного   патриотического   опыта,  позволяющего   сформировать   ценностное отношение к патриотизму, что отражает сущность процесса воспитания – переход внешнего, объективного во внутреннее, субъективное. Определение цели патриотического воспитания основывается на следующих философских положениях:  любая целенаправленная деятельность человека предполагает наличие у него представления   о   ее   результатах,   поэтому   цель   означает   наличие   осознанного представления конечного результата определенной деятельности;  цель   является   идеально   предвосхищаемым   результатом   деятельности,   она порождается и определяется объективными условиями, существует во взаимосвязи со средствами, объективно включает в себя результат и процесс и выступает как главная   направляющая   человеческой   деятельности,   определяющая   способ   и характер действий. С   учетом   этого   в   качестве   цели   патриотического   воспитания   учащихся выступает   формирование   патриотизма   как   социально­нравственного   императива, характеризующего их взаимоотношения с Родиной и Отечеством. Такая   формулировка   цели   патриотического   воспитания   требует дополнительного   анализа   понятий   «патриотизм»   и   «социально­нравственный императив». 7 Как   сложный   феномен   патриотизм   может   рассматриваться   в   различных аспектах.   В   философском   аспекте   патриотизм   представляет   общественно­ историческое явление, обусловленное социально­политическими, экономическими характеристиками   конкретного   общества   и   наличием   «естественных»   основ, отражающих   инвариантную   (Родина)   и   вариативную   (Отечество)   характеристики данного явления. В социально­педагогическом плане патриотизм  может рассматриваться как социально­нравственная ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения. В психолого­педагогическом аспекте правомерно рассматривать патриотизм как сложное нравственное качество. Целостная   характеристика   патриотизма   основывается   на   комплексном анализе   его   аспектов,   основанном   на   применении   метода   содержательного обобщения и принципа дополнительности. При этом патриотизм связывается не с отдельным   политическим   или   нравственным   принципом   и   не   с   отдельным нравственным качеством личности, а с интегративностью ее свойств, что позволяет рассматривать патриотизм как социально­нравственный императив, составляющий неотъемлемую часть социально­нравственной направленности личности. В современных исследованиях (Д. Ю. Гамбург и др.) нравственный императив определяется   как   совокупность   моральных,   нравственных   и   этических   норм человеческого   общества,   без   которых   невозможно   дальнейшее   развитие цивилизации. Патриотизм, отражая совокупность социальных и нравственных норм конкретного   общества,   составляет   необходимое   условие   дальнейшего прогрессивного   развития   страны,   Включая   рациональный, эмоционально­психологический   и   деятельностный   компоненты,   патриотизм   государства. выступает как побуждение, толчок к патриотически направленной деятельности. Причем   данное   побуждение   носит   относительно   устойчивый   характер,   что 8 позволяет   рассматривать   патриотизм   как   социально­нравственный   императив, который   выражает   ценностное   отношение   человека   к   Родине   и   Отечеству   и побуждает его к патриотически направленной деятельности. Задачи   и   содержание   патриотического   воспитания   вытекают   из   структуры понятия   «патриотизм»   и   включают:   воспитание   патриотических   чувств, формирование   на   основе   патриотических   знаний   взглядов   и   убеждений патриотического   характера,   расширение   опыта   и   формирование   положительного отношения к патриотической деятельности. Цель и задачи патриотического воспитания учащихся реализуются на основе совокупности   общепедагогических   и   специфических   принципов   организации данного процесса, которая отражает общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса и специфику патриотического воспитания как составной его части. Присоединяясь   к   мнению   ведущих   педагогов   (В.   А.   Сластенин, П. И. Пидкасистый и др.), я выделила следующие общепедагогические принципы, составляющие основу патриотического воспитания учащихся: принцип гуманистической направленности;  научности;  ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и    поведения;     самостоятельности воспитанников;      педагогического взаимодействия и др. преемственности, последовательности и систематичности; наглядности;  сочетания   педагогического   управления   с   развитием   инициативы   и сознательности и активности воспитанников;  согласованности требований субъектов педагогического взаимодействия;  связи теории с практикой; единства   образовательных,   воспитательных   и   развивающих   результатов 9 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит формирование патриотизма как личностного качества. В  широком понимании  патриотизм   трактуется как  олицетворение любви к своей   Родине,   активная   сопричастность   к   ее   истории,   культуре,   природе,   к современной жизни, ее достижениям и проблемам. На   каждом   возрастном   этапе   проявления   патриотизма   и   патриотическое воспитание   имеют   свои   особенности.   Патриотизм   применительно   к   ребенку старшего   дошкольного   возраста   определяется   нами   как   его   потребность участвовать   во   всех   делах   на   благо   окружающих   людей,   представителей   живой природы,   наличие   у   него   таких   качеств,   как   сострадание,   сочувствие,   чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы   жизни   ребенка,   во   многом   зависит   все   его   последующее   развитие.   В   этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают   его   со   своим   народом,  своей   страной.  Корни   этого   влияния   в   языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях  о  природе  родного  края, о  труде,  быте,  нравах  и  обычаях  людей, среди которых он живет. Под   патриотическим   воспитанием   детей   мы   понимаем   взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие   и   формирование   в   ребенке   общечеловеческих   нравственных   качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного   края,   воспитание   эмоционально­действенного   отношения,   чувства сопричастности, привязанности к окружающим. 10 Цель   воспитания   патриотизма   у   детей   старшего   дошкольного   возраста   – формирование   у   них   потребности   совершать   добрые   дела   и   поступки,   чувство сопричастности   к   окружающему   и   развитие   таких   качеств,   как   сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Задачи   патриотического   воспитания   детей   старшего   дошкольного   возраста формирование духовно­нравственного отношения и чувства сопричастности к формирование духовно­нравственного отношения к природе родного края и формирование духовно­нравственного отношения и чувства сопричастности к включают:  родному дому семье, детскому саду, городу, селу;  культурному наследию своего народа;  чувства сопричастности к ней;  воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям). Содержание   патриотического   воспитания   детей   старшего   дошкольного возраста раскрывается следующим образом:  приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно­ прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.  знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми,   игрушками,   традициями;   с   городом,   селом,   его   историей,   гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;  проведение   целевых   наблюдений   за   состоянием   объектов   в   разные   сезоны года,   организация   сезонного   земледельческого   труда   в   природе   посев   цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;  организация   творческой   продуктивной,   игровой   деятельности   детей,   в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным  условиям и ежедневно по необходимости. 11 4. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В конце ХХ века и в настоящее время проблеме патриотического воспитания молодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано, на мой взгляд, с   изменением   политических   и процессами,   происходящими   в   обществе, экономических   ориентиров   в   развитии   страны   и,   следовательно,   с   изменением концептуальных основ воспитания и образования подрастающего поколения. Однако данная проблема не потеряла своего значения и в наше время. Более того,  она   приобретает   особую  актуальность,  так   как   появление   многопартийной системы в стране, демократизация общественной жизни привели к тому, что идеи патриотизма берутся на вооружение различными партиями и движениями самого разного, часто противоположного направления. Это приводит к тому, что понятия «патриотизм» и «патриот» приобретают негативный оттенок. Кроме того, трактовка этих понятий с позиций коммунистической идеологии делает их с точки зрения некоторых   исследователей   устаревшими.   С   учетом   этого   в   новых   социально­ экономических условиях проблема патриотического воспитания молодежи требует переосмысления. Среди   причин,   обусловливающих   необходимость   активизации патриотического воспитания молодежи, можно выделить:   развитие   процессов   деполитизации   системы   образования   и демократизации общества;  увеличение потока информации;  сложность процессов преобразований, происходящих в обществе; 12  расширение международных связей;  усиление   внимания   к   внутренним   факторам   развития   личности   в процессе воспитательной работы с подрастающим поколением и др. В   настоящее   время   воспитание   гражданственности   и   любви   к   Родине определяется Законом Российской Федерации об образовании в качестве одного из принципов   государственной   политики   в   области   образования.   А   необходимость активизации работы по патриотическому воспитанию молодежи подчеркивается в Государственной   программе   «Патриотическое   воспитание   граждан   Российской Федерации   на   2006­2010   годы»,   где   отмечается,   что   воспитание   патриотизма   у российских граждан составляет основу общества и укрепления государства. С   учетом   современных   исследований   патриотическое   воспитание   может рассматриваться   как   процесс   взаимодействия   воспитателей   и   воспитанников, направленный   на   развитие   патриотизма   (патриотических   чувств,   убеждений   и устойчивых норм патриотического поведения). Анализ   педагогической   литературы   по   данной   проблеме   показывает,   что, признавая   патриотическое   воспитание   как   необходимую   составную   часть воспитательной   работы,   разные   ученые   отводят   ему   различное   место   в   общей системе   воспитания.   Некоторые   ученые   (Л.   Р.   Болотина,   О. И. Павелко, Л. Ф. Спирин, П. В. Конаныхин и др.) рассматривают патриотическое воспитание как   часть   идейно­политического,   другие   (В. В. Белорусова,   Н.   И.   Болдырев, Н. Е. Щуркова, И. Ф. Харламов, Г. И. Щукина, Л. И. Мищенко и др.) — как часть нравственного   воспитания,   третьи   (Т.   А.   Ильина,   И.   Т.   Огородников   и   др.) выделяют его в самостоятельный раздел. На мой взгляд, вполне правомерна эта последняя   точка   зрения,  что   объективно   обусловлено   сущностью   патриотизма   и содержанием   данного   понятия.   Для   определения   роли   и   места   патриотического воспитания,   как   отмечает   М.   А.   Терентий,   главным   критерием   «является   его 13 конечная   цель:   формирование   патриота­человека,   для   которого   смысл   жизни заключается в стремлении сделать все для процветания Родины». 5. ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ ИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФОВ И ПЕДАГОГОВ. Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине   и   преданности   Отечеству,   законопослушных   граждан   государства   всегда стояли   в   центре   внимания   ученых   на   протяжении   всей   истории   развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен. В   концепциях   воспитания   Древней   Греции   характерной   чертой   было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе. Граждане   мелких   самостоятельных   рабовладельческих   государств­полисов   не могли   мыслить   себя   вне   Родины,   которая   гарантировала   их   существование,   и поэтому высшей целью каждого гражданина и всего государства считалось благо полиса.   Демокрит   утверждал,   что   результатом   воспитания   должен   быть нравственный   человек,   умеренный   во   всем,   действующий   в   соответствии   с общественным долгом. Ян Амос Коменский1 отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь 1 Ян Амос Коменский (28.03.1592 – 15.10.1670) – чешский педагог­гуманист, писатель,  общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики,  систематизатор и популяризатор классно­урочной системы 14 наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия». Клод Адриан Гельвеций2 истинной целью воспитания считал формирование у каждого   человека   глубокого   понимания   личного   и   общественного   блага:   если сердца граждан раскроются для гуманности, а ум — для знаний, тогда появится поколение   новых   людей­патриотов.   По   его   мнению,   общественное   воспитание, организованное государством, может сформировать из детей патриотов, обеспечив их   личное   счастье   и   благополучие   нации.   Подчеркивая   необходимость патриотического воспитания, он писал: «Добродетели цивилизованного человека — любовь к справедливости и к отечеству». В российской науке проблеме патриотического воспитания также посвящено немало   исследований.   Выдающиеся   педагоги   считали   патриотизм,   стремлением человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А. Н. Радищев3 отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать   жизнью».   Раскрывая   важные   качества,   которые   по   его   мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал: «Тот есть прямо благороден, которого   сердце   не   может   не   трепетать   от   нежной   радости   при   едином   имени отечества». А. П. Куницын4 в «Наставлении воспитанникам» подчеркивал, что основными задачами воспитания молодого поколения должны быть: «водворить в сердце сына 2 Клод Адриан Гельвеций ­ французский литератор и философ­материалист утилитарного  направления аа 3 Алекс ндр Никол евич Рад щев (20.08.1749 – 12.09.1802) — российский прозаик, поэт,  философ, де­факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению  законов при Александре I. иа аа 4 Алекс ндр Петр вич Кун цын (16.10.1783 – 1.07.1840) — русский юрист, профессор. иа оа аа 15 праотеческие   добродетели,   учинившие   бессмертным   целое   поколение;   даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах». Философ и педагог XIX века И. Ю. Ястребцов подчеркивал, что «у каждого человека   есть   свои   обязанности,   которые   состоят   в   том,   чтобы   быть   полезным человечеству, Отечеству и самому себе». Причем, долг к Отечеству требует, «чтоб делиться   с   ним   своими   способностями…   Безумно   жертвовать   своими   выгодами бесполезно для Отечества; еще безумнее жертвовать ими во вред ему». Определяя понятие «Отечество», ученый отмечал, что «оно не есть земля только, на которой человек живет. Оно есть идея, развивающаяся в религии, языке, науках, нравах того народа,   к   которому   человек   принадлежит   и   для   физического   благосостояния которого служит известная доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями. Сии произведения кроме физической пользы имеют еще   и   пользу   нравственную,   содействуя   своим   образом   к   развитию   общей   идеи народа;   потому   заключены   сугубо   в   круге   той   симпатии,   которая   объемлет   все принадлежащее Отечеству и все ему споспешествующее, все отечественное. Долг основывается не на одном только не определительном расположении сердца, а на положительных   началах   рассудка».   Рассматривая   понятие   «патриотизм»,   автор подчеркивает, что «патриотизм может быть так же ложным или не достигающим своей цели, как и неуместная благотворительность. Между благотворительностью и патриотизмом   много   общего.   Презренна   притворная   благотворительность, презренна   и   притворная   любовь   к   Отечеству,   но   и   та   и   другая   неизъяснимо облагораживают душу, когда они чисты». Важность патриотического воспитания подчеркивал и другой русский ученый А. Ф. Афтонасьев, который считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, для жизни в государстве, должно «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором   человек   будет   жить,   по   обширности   того   поприща,   на   котором   он предназначается действовать». 16 К.   Д.   Ушинский5,   развивая   принцип   народности   в   воспитании,   особо подчеркивал   важность   воспитания   у   детей   любви   к   Родине,   гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал огромное влияние  труда на формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную   опору   для   борьбы   с   его   дурными   природными,   личными, семейными и родовыми наклонностями». В. Г. Белинский6 также считал одной из главных задач воспитания развитие в детях чувства патриотизма: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Н. Г. Чернышевский7 и Н. А. Добролюбов8, рассматривая вопросы воспитания подрастающего   поколения,   определяли   в   качестве   его   главной   цели   подготовку гражданина,   любящего   свою   Родину,   принимающего   активное   участие   в общественных   делах.   Для   этого   необходимо   предоставить   молодому   человеку право   нормально   и   свободно   развиваться,   внушить   ему   правильные   взгляды   на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать твердость воли, самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм. 5 Констант н Дм триевич Уш нский (19.02.1824 – 22.12.1870) — русский педагог, писатель,  основоположник научной педагогики в России. иа иа иа 6 Виссари н Григ рьевич Бел нский (30.05.1811 – 26.05.1848) — русский литературный критик. иа оа оа аа иа 7 Никол й Гавр лович Черныш вский (12.07.1828 – 17.10.1889) — русский философ­ материалист, революционер­демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического  социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель. еа аа аа 8 Никол й Алекс ндрович Доброл бов (24.01.1836 – 17.11.1861) — русский литературный  критик рубежа 1850­х и 1860­х годов, поэт, публицист, революционный демократ. Самые  известные псевдонимы ­бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался юа 17 После 1917 года в России вопросы патриотического воспитания молодежи приобрели   особую   актуальность   и   новое   содержание.   Изменение   идеологии   и определение   целей   коммунистического   воспитания   нашли   отражение   в   работах педагогов   того   времени.   Многие   государственные   деятели,   касаясь   вопросов воспитания   подрастающего   поколения,   подчеркивали   важность   развития   у молодежи любви к Родине, советского патриотизма на основе знакомства детей с родной страной, с историей народа, его культурой, бытом и активного их участия в общественно­трудовой жизни страны. Педагогические   исследования   по   проблеме   патриотического   воспитания советского   периода   многочисленны   и   разнообразны.   В   них   раскрываются   как теоретико­методологические   аспекты   (сущность   понятия   «патриотизм»   и «советский патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования и пр.), так  и   прикладные  (различные   направления  патриотического   воспитания:  военно­ патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь   патриотического,   эстетического,   трудового   воспитания   учащихся различного возраста и др.). А. С. Макаренко9, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что   каждый   воспитанник   «должен   быть   смелым,   мужественным,   честным, трудолюбивым патриотом». При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая   вспышка»,   но   и   длительная,   мучительная,  нажимная   работа,   часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». В 30­40 годах ХХ веках вопросы патриотического воспитания освещались в работах В. В. Голубкова, В. А. Грузинской, О. М. Лобовой, В. А. Никольского, А. А. Озеровой, М. М. Сазоновой, Л. М. Фарбера и др. 9 Ант н Семёнович Мак ренко (1.03.1888 – 1.04.1939) — советский педагог и писатель. оа аа 18 В   период   после   Великой   Отечественной   войны   проблема   патриотического воспитания   подрастающего   поколения   приобретает   особое   значение.   Это обусловлено   тем,   что   патриотические   чувства   проявляются   особенно   ярко   в трудные   периоды   развития   страны,   трудности   войны   и   послевоенного восстановительного   периода   обусловили   массовые   проявления   героизма   и трудового   патриотизма   советских   людей.   Данные   вопросы   рассматривались   в исследованиях педагогов того времени, в которых раскрывались и обосновывались различные   аспекты   патриотического   воспитания   учащихся   общеобразовательной школы.   Необходимо,   однако,   отметить,   что   все   проблемы   решались   на   основе решений партии и правительства, с учетом идей социализма и коммунизма. Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В. А. Сухомлинского10, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой   и   общественной   деятельности.   Определяя   советский   патриотизм   как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству», В.   А.   Сухомлинский   подчеркивал,   что   одной   из   главных   воспитательных   задач школы   является   подготовка   учащихся   к   простому,   будничному,   повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей,   организуемая   педагогом   с   данной   целью,   представляет   движущую   силу формирования личности растущего гражданина. Среди педагогических исследований, посвященных данной проблеме в 50­60 гг.,   выделяются   работы   И.   С.   Марьенко,   В.   А.   Сластенина,   М. А. Терентия, Ф. И. Хвалова и др. 70­80   годы   характеризуются   разработкой   различных   аспектов патриотического  воспитания подрастающего поколения. Авторы многочисленных иа 10 Вас лий Алекс ндрович Сухомл нский (28.09.1918 – 2.09.1970) — выдающийся советский  педагог­новатор, писатель. аа иа 19 исследований рассматривают проблемы взаимосвязи патриотического воспитания с другими   направлениями   воспитательной   работы,   определения   эффективности патриотического   воспитания   учащихся   различного   возраста,   возможности различных видов деятельности учащихся в патриотическом воспитании, подготовки студентов педвуза к патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы и др. (Н. В. Ипполитова, Ф. С. Савченко, Т. В. Страго, К. 3. Сафиуллина, Л. А. Саклешина, В. И. Шахненко и др.). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – способной успешно выполнять патриота Родины, 20 гражданские обязанности в мирное и военное время, роль школы в этом плане неоценима. Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец,   родители,   те,   кто   дает   жизнь   новому   существу.   Чувство   любви   к   Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. На   мой   взгляд,   суть   патриотического   воспитания   состоит   в   том,   чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. ­ М., Айрис ­ пресс, 2002. – с. 224. 2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1956. — Т. 3. ­ С. 24. 3. Ефремова   Г.   Патриотическое   воспитание   школьников   //   Воспитание школьников – 2005, № 8 – С. 17. 21 4. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. ­  Шадринск: ШГПИ, 2004. – с. 83. 5. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.,1973. 6. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание: Воспитание! ­ М.: Новая  школа, 1996. 7. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. ­ М.: Учпедгиз, 1955. – с. 656. 8. Мищенко Л. И. Патриотическое воспитание младших школьников. ­ М., 1982. – с. 208. 9. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2006. 10.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика,  1989. 22

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2018