На определенной ступени становления человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли определенного уровня развития, воспитание превращается в социальное явление и приобретает особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются специалисты, профессией которых становится обучение и воспитание детей.
Таким образом, процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным. Осуществляется он в ходе взаимодействия старшего с младшим, опытного с менее опытным, обучающего с обучаемым. Это взаимодействие получило название – педагогический процесс.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, социального, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.
Педагогика– это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….
3
1. Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» …… 5
7
2. Цели и задачи патриотического воспитания ……………………………..
3. Формирование патриотизма ………………..………….…………………..
10
4. Патриотическое воспитание молодежи в настоящее время ……………..
12
5. Проблема патриотического воспитания в трудах известных философов
14
и педагогов …………………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………. 20
Список используемой литературы …………………………………………...
21
ВВЕДЕНИЕ
2Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой
событиями истории. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда
являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь именно в этом
возрасте есть все предпосылки для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из
наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни
общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности,
характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активнодеятельной
самореализации на благо Отечества. У школьников должно вырабатываться чувство
гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и
достойным страницам прошлого.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру
своих предков. Именно акцент на знании истории народа, его культуры поможет в
дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других
народов.
Патриотизм включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы
и независимости (защита Отечества);
его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в
стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету
Родины;
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа,
3
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, зарождаясь
из любви к своей «малой родине». Патриотические чувства, пройдя через целый ряд
этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного
патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
41.
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ПАТРИОТИЗМ» И «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ»
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789 –
1793годах. Патриотами в то время себя называли борцы за народное дело,
защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря
монархистов.
В Толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель
отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более
моральным содержанием это понятие раскрывается в философском словаре →
патриотизм (от греч. рatris – «отечество») нравственный и политический принцип,
социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству,
преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить
интересы родины.
Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству,
преданности, готовности служить своей Родине. Проявлением высокого уровня
культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, пред
полагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено
национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей
Родине, соотечественникам; в интернационализме — уважение и солидарность с
другими народами и странами.
С содержательной точки зрения патриотическое воспитание осуществляются
в процессе: включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей
Родины; формирования бережного отношения к истории отечества, к его
культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой
родине, к своим родным местам; воспитания готовности к защите Родины,
укреплению ее чести и достоинства, установлению братских, дружественных
отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и
культуры разных этносов.
5Содержание патриотического воспитания в учебной и внеучебной
деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную
роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению
государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики
других стран. Большое значение в этой работе придается предметам гуманитарного
и естественного циклов, при этом каждый школьный предмет обладает своими
специфическими особенностями, будь то природоведение или историческое чтение
в начальных классах, география или литература в старших классах. Изучение
природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается
ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.
Необходимой составной частью формирования патриотического сознания
является изучение фактического материала о защите нашего отечества, о воинской
доблести и славе народов нашей страны. Эта работа наиболее эффективна на
уроках литературы, истории, родного и русского языков, во внеклассной
воспитательной деятельности.
62. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное
направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую
взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и
др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем
части и целого.
Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками
прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное
отношение к патриотизму, что отражает сущность процесса воспитания – переход
внешнего, объективного во внутреннее, субъективное.
Определение цели патриотического воспитания основывается на следующих
философских положениях:
любая целенаправленная деятельность человека предполагает наличие у него
представления о ее результатах, поэтому цель означает наличие осознанного
представления конечного результата определенной деятельности;
цель является идеально предвосхищаемым результатом деятельности, она
порождается и определяется объективными условиями, существует во взаимосвязи
со средствами, объективно включает в себя результат и процесс и выступает как
главная направляющая человеческой деятельности, определяющая способ и
характер действий.
С учетом этого в качестве цели патриотического воспитания учащихся
выступает формирование патриотизма как социальнонравственного императива,
характеризующего их взаимоотношения с Родиной и Отечеством.
Такая формулировка цели патриотического воспитания требует
дополнительного анализа понятий «патриотизм» и «социальнонравственный
императив».
7Как сложный феномен патриотизм может рассматриваться в различных
аспектах. В философском аспекте патриотизм представляет общественно
историческое явление, обусловленное социальнополитическими, экономическими
характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ,
отражающих инвариантную (Родина) и вариативную (Отечество) характеристики
данного явления.
В социальнопедагогическом плане патриотизм может рассматриваться как
социальнонравственная ценность, которая выражает отношение личности к Родине
и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения.
В психологопедагогическом аспекте правомерно рассматривать патриотизм
как сложное нравственное качество.
Целостная характеристика патриотизма основывается на комплексном
анализе его аспектов, основанном на применении метода содержательного
обобщения и принципа дополнительности. При этом патриотизм связывается не с
отдельным политическим или нравственным принципом и не с отдельным
нравственным качеством личности, а с интегративностью ее свойств, что позволяет
рассматривать патриотизм как социальнонравственный императив, составляющий
неотъемлемую часть социальнонравственной направленности личности.
В современных исследованиях (Д. Ю. Гамбург и др.) нравственный императив
определяется как совокупность моральных, нравственных и этических норм
человеческого общества, без которых невозможно дальнейшее развитие
цивилизации. Патриотизм, отражая совокупность социальных и нравственных норм
конкретного общества,
составляет необходимое условие дальнейшего
прогрессивного развития страны,
Включая рациональный,
эмоциональнопсихологический и деятельностный компоненты, патриотизм
государства.
выступает как побуждение, толчок к патриотически направленной деятельности.
Причем данное побуждение носит относительно устойчивый характер, что
8позволяет рассматривать патриотизм как социальнонравственный императив,
который выражает ценностное отношение человека к Родине и Отечеству и
побуждает его к патриотически направленной деятельности.
Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры
понятия «патриотизм» и включают: воспитание патриотических чувств,
формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений
патриотического характера, расширение опыта и формирование положительного
отношения к патриотической деятельности.
Цель и задачи патриотического воспитания учащихся реализуются на основе
совокупности общепедагогических и специфических принципов организации
данного процесса, которая отражает общие закономерности и принципы целостного
педагогического процесса и специфику патриотического воспитания как составной
его части.
Присоединяясь к мнению ведущих педагогов (В. А. Сластенин,
П. И. Пидкасистый и др.), я выделила следующие общепедагогические принципы,
составляющие основу патриотического воспитания учащихся:
принцип гуманистической направленности;
научности;
ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и
поведения;
самостоятельности воспитанников;
педагогического взаимодействия и др.
преемственности, последовательности и систематичности;
наглядности;
сочетания педагогического управления с развитием инициативы и
сознательности и активности воспитанников;
согласованности требований субъектов педагогического взаимодействия;
связи теории с практикой;
единства образовательных, воспитательных и развивающих результатов
93.
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В
его основе лежит формирование патриотизма как личностного качества.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к
своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к
современной жизни, ее достижениям и проблемам.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое
воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку
старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность
участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой
природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство
собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные
мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые
годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот
период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже
связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке
народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках,
впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей,
среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие
взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на
раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств
личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе
родного края, воспитание эмоциональнодейственного отношения, чувства
сопричастности, привязанности к окружающим.
10Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста –
формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство
сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание,
сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
формирование духовнонравственного отношения и чувства сопричастности к
формирование духовнонравственного отношения к природе родного края и
формирование духовнонравственного отношения и чувства сопричастности к
включают:
родному дому семье, детскому саду, городу, селу;
культурному наследию своего народа;
чувства сопричастности к ней;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных
особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа,
и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам
и их родителям, соседям и другим людям).
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного
возраста раскрывается следующим образом:
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно
прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору,
народным играм.
знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками,
родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми,
играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом,
традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени,
достопримечательностями;
проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны
года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов,
овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в
которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в
разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и
ежедневно по необходимости.
114.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В НАСТОЯЩЕЕ
ВРЕМЯ
В конце ХХ века и в настоящее время проблеме патриотического воспитания
молодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано, на мой взгляд, с
изменением политических и
процессами,
происходящими в обществе,
экономических ориентиров в развитии страны и, следовательно, с изменением
концептуальных основ воспитания и образования подрастающего поколения.
Однако данная проблема не потеряла своего значения и в наше время. Более
того, она приобретает особую актуальность, так как появление многопартийной
системы в стране, демократизация общественной жизни привели к тому, что идеи
патриотизма берутся на вооружение различными партиями и движениями самого
разного, часто противоположного направления. Это приводит к тому, что понятия
«патриотизм» и «патриот» приобретают негативный оттенок. Кроме того, трактовка
этих понятий с позиций коммунистической идеологии делает их с точки зрения
некоторых исследователей устаревшими. С учетом этого в новых социально
экономических условиях проблема патриотического воспитания молодежи требует
переосмысления.
Среди причин,
обусловливающих необходимость
активизации
патриотического воспитания молодежи, можно выделить:
развитие процессов деполитизации системы образования и
демократизации общества;
увеличение потока информации;
сложность процессов преобразований, происходящих в обществе;
12 расширение международных связей;
усиление внимания к внутренним факторам развития личности в
процессе воспитательной работы с подрастающим поколением и др.
В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине
определяется Законом Российской Федерации об образовании в качестве одного из
принципов государственной политики в области образования. А необходимость
активизации работы по патриотическому воспитанию молодежи подчеркивается в
Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 20062010 годы», где отмечается, что воспитание патриотизма у
российских граждан составляет основу общества и укрепления государства.
С учетом современных исследований патриотическое воспитание может
рассматриваться как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников,
направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и
устойчивых норм патриотического поведения).
Анализ педагогической литературы по данной проблеме показывает, что,
признавая патриотическое воспитание как необходимую составную часть
воспитательной работы, разные ученые отводят ему различное место в общей
системе воспитания. Некоторые ученые (Л. Р. Болотина, О. И. Павелко,
Л. Ф. Спирин, П. В. Конаныхин и др.) рассматривают патриотическое воспитание
как часть идейнополитического, другие (В. В. Белорусова, Н. И. Болдырев,
Н. Е. Щуркова, И. Ф. Харламов, Г. И. Щукина, Л. И. Мищенко и др.) — как часть
нравственного воспитания, третьи (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников и др.)
выделяют его в самостоятельный раздел. На мой взгляд, вполне правомерна эта
последняя точка зрения, что объективно обусловлено сущностью патриотизма и
содержанием данного понятия. Для определения роли и места патриотического
воспитания, как отмечает М. А. Терентий, главным критерием «является его
13конечная цель: формирование патриотачеловека, для которого смысл жизни
заключается в стремлении сделать все для процветания Родины».
5.
ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ
ИЗВЕСТНЫХ ФИЛОСОФОВ И ПЕДАГОГОВ.
Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к
Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда
стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития
человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное
внимание с древнейших времен.
В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было
рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе.
Граждане мелких самостоятельных рабовладельческих государствполисов не
могли мыслить себя вне Родины, которая гарантировала их существование, и
поэтому высшей целью каждого гражданина и всего государства считалось благо
полиса. Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть
нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с
общественным долгом.
Ян Амос Коменский1 отмечал, что одним из главных направлений воспитания
должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами
возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь
1 Ян Амос Коменский (28.03.1592 – 15.10.1670) – чешский педагоггуманист, писатель,
общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики,
систематизатор и популяризатор классноурочной системы
14наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все
прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия».
Клод Адриан Гельвеций2 истинной целью воспитания считал формирование у
каждого человека глубокого понимания личного и общественного блага: если
сердца граждан раскроются для гуманности, а ум — для знаний, тогда появится
поколение новых людейпатриотов. По его мнению, общественное воспитание,
организованное государством, может сформировать из детей патриотов, обеспечив
их личное счастье и благополучие нации. Подчеркивая необходимость
патриотического воспитания, он писал: «Добродетели цивилизованного человека —
любовь к справедливости и к отечеству».
В российской науке проблеме патриотического воспитания также посвящено
немало исследований. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремлением
человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А. Н. Радищев3
отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же», он «ежели
уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится
пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые по его мнению,
должны быть присущи каждому человеку, он писал: «Тот есть прямо благороден,
которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени
отечества».
А. П. Куницын4 в «Наставлении воспитанникам» подчеркивал, что основными
задачами воспитания молодого поколения должны быть: «водворить в сердце сына
2 Клод Адриан Гельвеций французский литератор и философматериалист утилитарного
направления
аа
3 Алекс ндр Никол евич Рад щев (20.08.1749 – 12.09.1802) — российский прозаик, поэт,
философ, дефакто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению
законов при Александре I.
иа
аа
4 Алекс ндр Петр вич Кун цын (16.10.1783 – 1.07.1840) — русский юрист, профессор.
иа
оа
аа
15праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать
согражданам истинного соревнователя в общественных пользах».
Философ и педагог XIX века И. Ю. Ястребцов подчеркивал, что «у каждого
человека есть свои обязанности, которые состоят в том, чтобы быть полезным
человечеству, Отечеству и самому себе». Причем, долг к Отечеству требует, «чтоб
делиться с ним своими способностями… Безумно жертвовать своими выгодами
бесполезно для Отечества; еще безумнее жертвовать ими во вред ему». Определяя
понятие «Отечество», ученый отмечал, что «оно не есть земля только, на которой
человек живет. Оно есть идея, развивающаяся в религии, языке, науках, нравах того
народа, к которому человек принадлежит и для физического благосостояния
которого служит известная доля вод и земель с их животными, растительными и
минеральными произведениями. Сии произведения кроме физической пользы имеют
еще и пользу нравственную, содействуя своим образом к развитию общей идеи
народа; потому заключены сугубо в круге той симпатии, которая объемлет все
принадлежащее Отечеству и все ему споспешествующее, все отечественное. Долг
основывается не на одном только не определительном расположении сердца, а на
положительных началах рассудка». Рассматривая понятие «патриотизм», автор
подчеркивает, что «патриотизм может быть так же ложным или не достигающим
своей цели, как и неуместная благотворительность. Между благотворительностью и
патриотизмом много общего. Презренна притворная благотворительность,
презренна и притворная любовь к Отечеству, но и та и другая неизъяснимо
облагораживают душу, когда они чисты».
Важность патриотического воспитания подчеркивал и другой русский ученый
А. Ф. Афтонасьев, который считал, что воспитание должно приготовить человека
для общества, для жизни в государстве, должно «возрастить и образовать в нем
понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в
котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он
предназначается действовать».
16К. Д. Ушинский5, развивая принцип народности в воспитании, особо
подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности,
трудолюбия, ответственности. При этом он отмечал огромное влияние труда на
формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без
любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и
могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными,
семейными и родовыми наклонностями».
В. Г. Белинский6 также считал одной из главных задач воспитания развитие в
детях чувства патриотизма: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое
кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину — значит
пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил
своих споспешествовать этому».
Н. Г. Чернышевский7 и Н. А. Добролюбов8, рассматривая вопросы воспитания
подрастающего поколения, определяли в качестве его главной цели подготовку
гражданина, любящего свою Родину, принимающего активное участие в
общественных делах. Для этого необходимо предоставить молодому человеку
право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на
жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать твердость воли,
самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм.
5 Констант н Дм триевич Уш нский (19.02.1824 – 22.12.1870) — русский педагог, писатель,
основоположник научной педагогики в России.
иа
иа
иа
6 Виссари н Григ рьевич Бел нский (30.05.1811 – 26.05.1848) — русский литературный критик.
иа
оа
оа
аа
иа
7 Никол й Гавр лович Черныш вский (12.07.1828 – 17.10.1889) — русский философ
материалист, революционердемократ, энциклопедист, теоретик критического утопического
социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель.
еа
аа
аа
8 Никол й Алекс ндрович Доброл бов (24.01.1836 – 17.11.1861) — русский литературный
критик рубежа 1850х и 1860х годов, поэт, публицист, революционный демократ. Самые
известные псевдонимы бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался
юа
17После 1917 года в России вопросы патриотического воспитания молодежи
приобрели особую актуальность и новое содержание. Изменение идеологии и
определение целей коммунистического воспитания нашли отражение в работах
педагогов того времени. Многие государственные деятели, касаясь вопросов
воспитания подрастающего поколения, подчеркивали важность развития у
молодежи любви к Родине, советского патриотизма на основе знакомства детей с
родной страной, с историей народа, его культурой, бытом и активного их участия в
общественнотрудовой жизни страны.
Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания
советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как
теоретикометодологические аспекты (сущность понятия «патриотизм» и
«советский патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования и пр.),
так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно
патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа,
взаимосвязь патриотического, эстетического, трудового воспитания учащихся
различного возраста и др.).
А. С. Макаренко9, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал,
что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным,
трудолюбивым патриотом». При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется
не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только
«героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто
даже очень тяжелая, неинтересная, грязная».
В 3040 годах ХХ веках вопросы патриотического воспитания освещались в
работах В. В. Голубкова, В. А. Грузинской, О. М. Лобовой, В. А. Никольского, А. А.
Озеровой, М. М. Сазоновой, Л. М. Фарбера и др.
9 Ант н Семёнович Мак ренко (1.03.1888 – 1.04.1939) — советский педагог и писатель.
оа
аа
18В период после Великой Отечественной войны проблема патриотического
воспитания подрастающего поколения приобретает особое значение. Это
обусловлено тем, что патриотические чувства проявляются особенно ярко в
трудные периоды развития страны, трудности войны и послевоенного
восстановительного периода обусловили массовые проявления героизма и
трудового патриотизма советских людей. Данные вопросы рассматривались в
исследованиях педагогов того времени, в которых раскрывались и обосновывались
различные аспекты патриотического воспитания учащихся общеобразовательной
школы. Необходимо, однако, отметить, что все проблемы решались на основе
решений партии и правительства, с учетом идей социализма и коммунизма.
Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого
периода имеют работы В. А. Сухомлинского10, который считал, что школа должна
воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной
трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как
«благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству»,
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач
школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному
труду для общества, как к патриотической деятельности, причем сама деятельность
детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу
формирования личности растущего гражданина.
Среди педагогических исследований, посвященных данной проблеме в 5060
гг., выделяются работы И. С. Марьенко, В. А. Сластенина, М. А. Терентия,
Ф. И. Хвалова и др.
7080 годы характеризуются разработкой различных аспектов
патриотического воспитания подрастающего поколения. Авторы многочисленных
иа
10 Вас лий Алекс ндрович Сухомл нский (28.09.1918 – 2.09.1970) — выдающийся советский
педагогноватор, писатель.
аа
иа
19исследований рассматривают проблемы взаимосвязи патриотического воспитания с
другими направлениями воспитательной работы, определения эффективности
патриотического воспитания учащихся различного возраста, возможности
различных видов деятельности учащихся в патриотическом воспитании, подготовки
студентов педвуза к патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательной
школы и др. (Н. В. Ипполитова, Ф. С. Савченко, Т. В. Страго, К. 3. Сафиуллина,
Л. А. Саклешина, В. И. Шахненко и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему
Отечеству, стремление служить его интересам, готовность,
вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном
уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая
характеристика человека,
выражающаяся в его
мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и
развитие личности, обладающей качествами гражданина –
способной успешно выполнять
патриота Родины,
20гражданские обязанности в мирное и военное время, роль
школы в этом плане неоценима.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и
отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине
сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа –
привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей
чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то
при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством
любви и привязанности к своей стране.
На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы
посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному
дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких
людей, тех, кого зовут соотечественниками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. М., Айрис
пресс, 2002. – с. 224.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1956. — Т.
3. С. 24.
3. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание
школьников – 2005, № 8 – С. 17.
214. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие.
Шадринск: ШГПИ, 2004. – с. 83.
5. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.,1973.
6. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание: Воспитание! М.: Новая
школа, 1996.
7. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.
– с. 656.
8. Мищенко Л. И. Патриотическое воспитание младших школьников. М., 1982.
– с. 208.
9. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2006.
10.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика,
1989.
22