«Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе».
Оценка 4.9
Педсоветы +2
doc
воспитательная работа
4 кл
06.05.2017
В развитии образовательной системы России начинается новый этап.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.В развитии образовательной системы России начинается новый этап.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117»
Индустриального района г. Барнаула
СТАТЬЯ
«Патриотическое воспитание младших школьников
в современной школе».
Подготовила
Е.В.Астафьева. Барнаул 2015
Патриотическое воспитание младших школьников
в современной школе.
В развитии образовательной системы России начинается новый этап.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач
общества и государства является воспитание нравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется
внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое
воспитание
граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям,
общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе
современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего
школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная
формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения
гражданина и патриота России.
В условиях становления гражданского общества и правового государства
необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического
типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской
личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую
культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса
вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём
достойно,
формирования ценностных отношений личности ребёнка к
окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность
решения проблем воспитания патриотизма.
Любовь к Родине во все времена в российском государстве была чертой
национального характера. Вопросы патриотической работы, становления
гражданственности в нашей стране были важнейшей составной частью воспитания
граждан.
Начиная с детского возраста, молодым людям прививались качества будущего
защитника, патриота своей Родины. Проблема воспитания новых поколений
россиян с каждым годом звучит всё острее. Педагогические проблемы воспитания
превращаются порой в общенациональную трагедию. Очень актуально звучат
сегодня слова К.Д. Ушинского: «Наше призвание – сеять семена, сеять всегда,
сеять даже в знойную почву и даже тогда, когда наверняка знаешь, что не взойдет».
Наверное, не вызовет спора утверждение о том, что сейчас нравственное
воспитание молодежи в стране резко ухудшилось, а отсюда – ошибки в выборе
жизненных позиций, отношение к защите Отечества, к труду по созданию
материальных ценностей, к ветеранам войны и труда. В процессе формирования
современной цивилизованной личности необходимо решать много воспитательных задач. Одной из них является воспитание патриота гражданина личности,
осознающей свою причастность к происходящим в современном обществе
процессам и решению его насущных проблем. Гармонизация гражданских и
патриотических качеств – одна из сложных проблем, с решением которой
сталкивается учитель в современной школе. И решать эту проблему следует с
опорой на закономерность психологовозрастного развития школьников.
Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя как члена
общества, народа, представителя страны и государства.
Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних
лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, к ее народу. Стержнем
гражданского воспитания является патриотизм.
Организация освоения
национальной культуры в общем контексте мировой культуры, понимание и
уважение национальных традиций и обычаев наполняют конкретным
патриотическим содержанием процесс формирования гражданственности у
учащихся. В условиях школы большая роль в воспитании подрастающего
поколения принадлежит педагогам.
Воспитание гражданских качеств – это, прежде всего воспитание морально
нравственных качеств. Нравственная основа тот стержень, на котором должна
основываться жизнедеятельность каждого гражданина. Главное для педагога,
классного руководителя передать детям знания о традиционных
демократических и гражданских ценностях, создать обстановку, способствующую
воспитанию патриотизма в юных гражданах, на личном примере показать связь
традиционной национальной культуры с современностью.
Источниками и средствами патриотического воспитания наших школьников
являются: классные часы, внеурочное и неформальное общение педагога с
воспитанниками, личный пример, занятия в кружках, секциях, студиях,
рассчитанные на то, чтобы помочь ребятам разобраться в сложном мире
человеческих отношений, научиться тому, что может пригодиться в жизни
гражданину, живущему в обществе; научиться определять, что хорошо и что плохо
для каждого отдельного человека и всего общества в целом, воспитать в каждом
ученике высоко гражданственную личность. Целью воспитательной работы в
классе является формирование нравственных основ,
патриотического
мировоззрения и гражданской позиции воспитанников. Главное в воспитательной
работе – взаимодействие педагога и учащихся. Эти отношения, основанные на
коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности учителя и
детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают
условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль,
функции, цели, задачи и содержание деятельности куратора, что позволяет
правильно и эффективно организовать работу с ними.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
• расширение представлений об истории Родины, России;
• воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию
Отечества;
• развитие творческих способностей детей; • создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного
коллектива;
• сохранение и укрепление здоровья школьников;
• объединение усилий куратора и педагоговпредметников для совместной
деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
• сплочение коллектива для совместной творческой деятельности Используются
следующие формы работы:
• классные часы
• тематические встречи и беседы с ветеранами войн
• сюжетно – ролевые игры
• индивидуальные беседы
• участие в общешкольных и районных соревнованиях
• КВН, проводимые между классами
• общешкольные творческие конкурсы
• интеллектуальные классные викторины
В этом году наша страна отмечает 70летие Победы в Великой Отечественной
войне. Что знают об этой войне сегодняшние первоклассники? Задача учителя –
использовать все возможности для того, чтобы дать своим ученикам максимум
информации на эту тему. На уроках внеклассного чтения я читаю и обсуждаю с
учениками стихи и рассказы о Великой Отечественной войне. На уроках рисования
предлагаю детям нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям о войне.
В рамках подготовки к классному часу на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»
даю ученикам домашнее задание – собрать семейные истории о войне, это поможет
детям ощутить собственную причастность к событиям тех далёких лет и
благодарность победителям за мирное небо над головой. Классный час планирую
провести (по опыту прошлых юбилеев Победы) с участием родителей, дедушек и
бабушек. Будет музыка, стихи, слайдшоу и чаепитие. Цель этого мероприятия
расширять кругозор детей по истории Великой Отечественной войны, воспитывать
уважение к славному прошлому нашей страны, чувство ответственности и
национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
Ученики младших классов – самая восприимчивая и благодарная аудитория
на встречах с ветеранами войны и тыла. К сожалению, их всё меньше с каждым
годом. И так хочется успеть, пока это возможно, познакомить наших детей с
живыми участниками тех событий, забыть о которых мы не должны никогда. Дать
им возможность посмотреть в глаза ветеранам. И выразить свою признательность и
уважение.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой
культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно
вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного,
трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой
цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились
любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов,
которые ее населяют. Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой,
которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою
Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс
духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на
пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать
качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма
является актуальной задачей в настоящее время.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданскопатриотическое воспитание
занимало, и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И
благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть
уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов
России.
Использованная литература:
1.
2.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.programs/patriot_2015.shtml.
Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской
педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. №1. – С. 93
– 102.
3.
Постановление правительства Российской Федерации от 16.02.2001
№122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» [Электронный
txt.
ресурс]. – Режим доступа: http
4. Конаржевский Ю.А. Воспитательное мероприятие: состав, структура,
анализ. / Ю.А. Конаржевский – Магнитогорск, РЯШ, 1979. – С.8.
5.Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. / Н.И. Болдырев
– М., Просвещение, 1984.
/ G 010122.
/ document
:// www
. ybs
. ru / mincult
«Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе».
«Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе».
«Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе».
«Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе».
«Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.