Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)
Оценка 4.7

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
информатика
Взрослым
26.09.2017
Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)
Патриотическое воспитание является одним из основных направлений воспитательной работы в техникуме. Оно предполагает формирование у обучающихся общественно значимой ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, развивает способность преодоления чуждых российскому обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» работа по патриотическому воспитанию студентов может гармонично проводится на уроках информатики и ИКТ.Патриотическое воспитание является одним из основных направлений воспитательной работы в техникуме. Оно предполагает формирование у обучающихся общественно значимой ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, развивает способность преодоления чуждых российскому обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» работа по патриотическому воспитанию студентов может гармонично проводится на уроках информатики и ИКТ.
Патриотическое воспитание на уроках информатики. Методические рекомендации.docx
Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ Патриотическое воспитание является одним из основных направлений воспитательной   работы   в   техникуме.   Оно   предполагает   формирование   у обучающихся   общественно   значимой   ориентации,   гармоничного   сочетания личных   и   общественных   интересов,   развивает   способность   преодоления чуждых российскому обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.  В   рамках   реализации   государственной   программы   «Патриотическое воспитание   граждан   Российской   Федерации»     работа   по   патриотическому воспитанию студентов может гармонично проводится на уроках информатики и ИКТ.   Цели:   осознание обучающимися своей причастности к судьбе Отечества,  его прошлому, настоящему, будущему;  развитие   у   обучающихся   высокой   социальной   активности, гражданской ответственности, духовности;  становление   личности,   обладающей   позитивными   ценностями   и качествами,   способной   проявить   их   в   созидательном   процессе   в интересах Отечества.  Задачи:  утверждение   в   сознании   и   чувствах   обучающихся   социально значимых   патриотических   ценностей,   уважения   к   культурному   и историческому   прошлому   России,   к   традициям,   повышение престижа государственной и военной  службы;  воспитание   обучающихся   в   духе   уважения   к   Конституции Российской   Федерации,   законности,   нормам   общественной   и коллективной жизни;  привитие   обучающимся   чувства   гордости,   глубокого   уважения   и почитания символов Российской Федерации ­ Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;  создание   условий   для   усиления   патриотической   направленности средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной   жизни,   активное   противодействие   антипатриотизму, манипулированию   информацией,   пропаганде   образцов   массовой культуры,   основанных   на   культе   насилия,   искажению   и фальсификации истории Отечества;  формирование   расовой,   национальной,   религиозной   терпимости, развитие   дружеских   отношений   между   обучающимися   различной национальности. В связи с усилением патриотического воспитания студентов  на уроках информатики   и   во   внеурочное   время   можно   выделить   следующие направления работы преподавателя информатики:  Духовно­нравственное воспитание На   современном   этапе   развития   информационного   общества   именно уроки информатики способствуют формированию у обучающихся нового типа мышления,   ориентации   на   самообучение   и   саморазвитие,   осознание   и реализацию   своих   информационных   потребностей,   а   соответственно   и выработку   культуры   потребностей.   Духовно­нравственное   воспитание   на уроках информатики  препятствует превращению студента в неразборчивого потребителя   информационно­телекоммуникационных   услуг.   Оно воспитывает у обучающихся  новую коммуникативную культуру, основанную на осмыслении полученной информации, критическим подходам к различным источникам, манипулирующим фактами и искажающим исторические факты, умении противостоять потоку негативной, антигуманной, антипатриотической информации.  Художественно­эстетическое воспитание Художественно­эстетическое   воспитание   реализуется   не   только   на этапах   обучения   информатики     «Обработка   графической   информации», «Обработка звуковой информации», но и в процессе выполнения проектных  и творческих работ, создании школьных СМИ. Именно на этом направлении патриотической   работы   удачно   формируются   национальная   и   религиозная терпимости.   В   ходе   создания   проектов   по   художественным   промыслам, этническим   музыкальным   особенностям  развиваются   дружеские   отношений между обучающимися многонационального образовательного учреждения. Правовое воспитание Правовое воспитание реализуется   в рамках направления «Социальная информатика»   в   вопросах,   связанных   с   использованием   и   защитой информации и авторских прав. Гражданско­ патриотическое воспитание Гражданско­патриотическое   воспитание   реализуется   в   рамках общетехникумовских, муниципальных, региональных творческих конкурсных работ   в   области   информационных   технологий   (компьютерная   графика, презентации,   анимация,   web­сайты,   посвященные   знаменательным   датам   в истории   малой   Родины   и   Отечества).   Немаловажную   роль   в   гражданско­ патриотическом   воспитании   играет   краеведческая   и     исследовательская работа, проводимая в музее техникума. Помимо этого необходимо включать в процесс обучения задачи, несущие исторические данные о своей семье, о нашей   стране   и   народе,   статистические   данные   Российской   Федерации (население, национальности, географические данные, исторические сведения и т.п.), сведения о героях ВОВ, людях, являющихся гордостью России. Экологическое воспитание Экологическое   воспитание   реализуется   в   рамках   организации межпредметных   связей   информатики   предметами   естественнонаучного направления (география, биология, экология, химия, физика). Ведущую роль в данном направлении играют   проектная и исследовательская деятельность на уроках и во внеклассной работе.  Все вышеперечисленные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в образовательный процесс через: знаниевый компонент;   региональный   компонент   с   рассмотрением   гражданской   и патриотической тематики;  систему   тематических,   творческих   внеклассных   воспитательных мероприятий по предмету;  средства массовой информации в техникуме;  участие в тематических конкурсах, выставках и т.д.;  активное сотрудничество с социумом и общественными организациями. Данная   модель   патриотического   воспитания   основывается   на следующих документах  Конституция Российской Федерации,   федеральные   законы   Российской   Федерации   "Об   образовании",   "О ветеранах",   "О   днях   воинской   славы   (победных   днях)   России",   "Об увековечении   Победы   советского   народа   в   Великой   Отечественной войне 1941­1945 годов",   Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации",   постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан   Российской   Федерации   на   2011­2015   годы",   другие нормативные   правовые   акты   Российской   Федерации   и   субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания. Модель   патриотического   воспитания   обучающихся   на   уроках информатики   помогает   обеспечить   целенаправленное   формирование   у студентов   активной   позиции,   способствовать   включению   их   в   решение общественных   задач,   создавать   условия   для   развития   у   них   привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Оценка результативности патриотического воспитания  Оценка результативности патриотического воспитания выполняется на основании   системы   объективных   критериев   (методическое   пособие «Критерии   и   основы   методики   оценки   результатов   работы   по патриотическому воспитанию», издано Российским государственным военным историко­культурным   центром   при   Правительстве   Российской   Федерации). Данная система включает в себя не только целенаправленность и системный характер   воспитательного   процесса,   но   и   научное   обоснование   методов   и технологий воспитательного воздействия.  Основным критерием результативности является уровень патриотизма. Как определяет Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации,     «патриотизм   ­   это   любовь   к   Родине,   преданность   своему Отечеству,   стремление   служить   его   интересам   и   готовность,   вплоть   до самопожертвования, к его защите».  Исторически сложилось так, что патриотизм стал одной из наиболее ярких черт характера россиян. Русскому патриотизму присущи свои особенности:   высокая гуманистическая направленность;   веротерпимость;   соборность и законопослушание;   потребность россиян к коллективной жизни;   особая любовь к родной природе. Показатели критерия: Когнитивный (познавательный): знание   собственной   истории   (семьи,   рода,   фамилии)   на   фоне   знания логики отечественного историко­культурного процесса; знание о малой родине (родной край: история, культура, традиции, до­ стижения, проблемы и др.); знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, военной истории, достижениях, проблемах и др.;     понимание сущности и особенностей российского патриотизма;  знание   содержания   таких   понятий   и   категорий,   как   «Отечество», «патриотизм»,   «служение   Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;   «патриот»,   «долг»,  понимание   роли,   места   и   значения   России   в   мировой   цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;  способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих   обществу   и   государству,   понимание   их   причин   и   путей решения   в   интересах     динамичного   развития,   обеспечения национальной и военной безопасности России. Мировоззренческо­ценностный:      осмысление   Отечества   как   высшей   социально   значимой,   духовно   ис­ торической  и интегрированной ценности;  осознание неразрывности с Отечеством, неразрывной сопричастности с тем,   что   его   составляет   (природа,   история,   язык,   культура, национальная   принадлежность,   родословие,   религия,   территория, менталитет и др.);  гордость   за   принадлежность   к   истории,   традициям,   культуре, героическим свершениям  и достижениям Отечества;  приоритетность   ценностей   и   интересов   Отечества   перед   корпоративными,   групповыми, индивидуальными, национальными,  политическими и др.;   семейными,  осмысление   своей   роли   и   места   в   жизни   общества,   государства   и служении Отечеству (социально­ценностное самоопределение);  убеждение   в   необходимости   достижения   и   защиты   национальных интересов России, возрождения ее силы и могущества. Мотивационно­потребностный:  потребность в познании исторического прошлого и современного этапа развития России;  проявление устойчивого интереса к истории (особенно военной) России, к проблемам и особенностям развития современного общества,   госу­ дарства, Вооруженных Сил;  наличие   патриотических   идеалов,   нравственных   и культурных   образцов   как   регулятивов   жизнедеятельности   личности, группы;   духовных,  позитивное   отношение   и   интерес   к   Вооруженным   Силам,   другим войскам,   воинским   формированиям   и   органам,   желание   выполнить гражданский и воинский долг по защите Отечества;  проявление смыслообразующих ценностных мотивов жизнедеятельности по созиданию и защите Отечества;  наличие опыта патриотической мотивации в социально значимых видах деятельности, особенно воинской;  следование   патриотическим   принципам,   проявление   гражданской   и патриотической позиции, прежде всего в обеспечении национальной и военной безопасности России. Деятельностно­поведенческий: готовность к непосредственному участию в созидательной деятельности на благо Отечества и его защиты;   отстаивание   и   утверждение   патриотизма,   достойного   служения Отечеству   как   жизненно   важного   принципа   в   борьбе   с   русофобией, космополитизмом,   с   его   деформациями   и извращениями как высшей ценности.   маргинальностью, Конечным   результатом   реализации   модели   патриотического воспитания  должны   стать   духовный   и   культурный   рост   студента, гражданская   позиция   и   патриотическое   осознание   себя   как   гражданина великой страны, достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей   и   традиций   российского   государства,   а   также   повышению   их социальной активности. Проблемы,   с   которыми   может   столкнуться   преподаватель   в реализации данной модели Основной   проблемой   является   отсутствие   достаточного   объёма методической   литературы   по   информатике,   имеющей   патриотическое направление.   В   этом   случае   огромную   роль   играет   наличие   скоростного доступа   к   сети   Интернет   и   умение   находить   необходимый   материал   в огромном   море   информации.     В   связи   с   этим   приходится   затрачивать дополнительное время на подготовку к урокам, самостоятельно выискивать данные для задач, постоянно контролировать работу обучающихся по поиску информации   для   исследовательских   проектов.   В   случае   планомерной   и непрерывной   работы   у   преподавателя   накопится   необходимая информационная база, которая в дальнейшем уберёт ряд проблем. Но, в связи с постоянным развитием общества и изменением международной ситуации, исследовательские работы будут неизменно требовать пристального внимания преподавателя,   так   как   возможны   выходы   обучающихся   на   недостоверные сетевые источники информации. Ниже в таблицах 1­3 представлены примерное планирование материала, возможные  задания на уроках, темы диспутов, конференций проектов. Таблица 1 Примерное планирование материала. Возможные задания на уроках Тема Вид деятельности Содержание Человек и информация Информация и знания.  Восприятие  информации человеком.  Объяснение нового материала Информационные носители древних славян Информационные  процессы. Правовой ликбез Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, поиска, хранения, распространения и использования информации. В результате исполнения информационных процессов осуществляются информационные права и свободы, выполняются обязанности соответствующими структурами производить и в вводить обращение затрагивающую информацию, права и интересы граждан, а также решаются вопросы общества, защиты личности, государства ложной от информации и дезинформации, защиты и информационных ресурсов ограниченного доступа от несанкционированного доступа. С зрения информационного права, при выполнении информационных процессов возникают обществен ные отношения, подлежащие правовому регулированию в информационной сфере. Ввод   и   редактирование   отрывков   из произведений   классиков   о   величии России, её роли в мировой истории информации точки Решение   задач   с   использованием древнеславянского алфавита Работа с тренажёром  клавиатуры Практическая  работа Измерение информации (алфавитный подход).  Единицы измерения  информации. Решение задач Историческая справка Компьютер: устройство и программное обеспечение Работа с файловой  структурой  операционной системы Практическая работа  Поиск,   создание,   сохранение   файлов содержащих   текстовую   и   графическую информацию патриотической направленности   Текстовая информация и компьютер Практическая работа Ввод   и   редактирование   стихотворений русских поэтов­классиков о России Сохранение и загрузка  файлов. Основные  приемы ввода и редактирования текста Работа со шрифтами,  приёмы  форматирования  текста.  Орфографическая  проверка текст. Печать  документа. Использование буфера  обмена для  копирования и  перемещения текста.  Режим поиска и замены Практическая работа Оформление   документа   по   образцу (воинская присяга Российской Армии) Практическая работа Для   работы   используются   отрывки русских поэтов, высказывания известных людей о России, Отечестве. Работа с таблицами Исследовательска я работа Построение   и   анализ   диаграмм   по статистическим   данным   связанным   с народонаселением, развитием и экологией России Графическая информация и компьютер Работа с растровым  графическим  редактором Кодирование  изображения Работа с векторным  графическим  редактором Понятие о  мультимедиа.  Компьютерные  презентации Практическая работа Решение задач     социальной Создание рекламы, поздравительных открыток, посвящённых памятным   и   праздничным   датам Российской Федерации Решение   задач   с   использованием изображений,   имеющих   патриотическую направленность Практическая работа Создание   изображения   государственной символики России Мультимедиа и компьютерные презентации Практическая работа Создание   интерактивных   презентаций   о России, Смоленской области, г.Ярцево Передача информации в компьютерных сетях Работа в локальной  сети компьютерного  класса в режиме обмена файлами. Информационный марафон Работа в группах Групповая   работа   по   созданию   и пересылке   документа,   содержащего исторические данные о Смоленском крае, известных   русских   учённых,   основных правах ребёнка в России и т.п. Найти сайты, содержащие информацию о воина   –   героях   Советского   Союза, воинах­интернационалистах, многообразии   национальностей   нашего государства. Собрать данные и переслать на почтовый ящик преподавателя. Из   списка   телеконференций   выбрать конференции,   связанные   с   вопросами гражданственности, воспитания патриотизма,   телеконференции   об истории Отечества    Объяснение  нового материала   Основные образовательные информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы России Практическая  работа Разработка web­сайта «Мой город»,  «История  техникума», «Гражданин  России» и т.п. Информационное моделирование Практическая работа Домашнее задание Создание   инфографики,   содержащей статистические   данные   о   российском обществе Практическая работа Домашнее задание Исследовательска я работа Создание   табличных   моделей   по экологическим и статистическим данным Построение   диаграмм   и   проведение анализа   данных,   основанных   на статистических   данных   Тульской области.   Построение   математической модели развития общества. Электронная почта,  телеконференции,  обмен файлами. Работа  с электронной почтой Исследовательска я работа. Домашняя работа Домашнее задание Интернет –  марафон Интернет  Служба  World Wide Web.  Способы поиска  информации в  Интернете Работа с WWW:  использование URL­ адреса и гиперссылок,  сохранение  информации на  локальном диске. Создание простейшей  Web­страницы с  использованием  текстового редактора Понятие модели.  Назначение и свойства  моделей. Графические  информационные  модели. Табличные модели Информационное  моделирование на  компьютере.  Проведение компьютерных  экспериментов с   математической и  имитационной моделью Хранение и обработка информации в базах данных Проектирование  однотабличной базы  данных. Форматы  полей. Проектирование  однотабличной базы  данных и создание БД  на компьютере. Условия поиска  информации, простые  логические выражения Сортировка записей,  простые и составные  ключи сортировки Использование  сортировки, создание  запросов на удаление и  изменение Работа с базами данных Проектирование   базы   данных   о российских   спортсменах­олимпийцах, призёрах Олимпиад Работа с базами данных Поиск данных, формирование простых и сложных   запросов   в   базе   данных «Спортсмены­олимпийцы»,   сортировка данных, редактирование данных. Табличные вычисления на компьютере Работа   с   таблицами,   использующими   в расчётах   формулы   российских   и советских учённых, исторические данные о героях России, экологические данные и т.п. Табличные расчёты и  электронные таблицы.  Практическая работа электронной таблицей. Абсолютная и  относительная  адресация. Понятие  диапазона. Встроенные  функции.  Использование встроенных  математических и  статистических  функций.  Сортировка  таблиц Деловая графика.  Логические операции и  условная функция.  Абсолютная адресация.  Функция времени Математическое  моделирование с  использованием  электронных таблиц.  Имитационные модели Линейные алгоритмы Ветвление Циклы Одномерные массивы Сортировка массива. Практическая работа Построение   диаграмм, графиков успеваемости в школе, классе   гистограмм, Исследовательска я работа Математическое экологических процессов   моделирование Программирование Практическая работа Историческая справка Создание   программ,   использующих   в своих   расчётах   формулы   российских   и советских учённых, исторические данные о героях России и т.п. Информационные технологии и общество Предыстория  информатики. История  ЭВМ, программного  обеспечения и ИКТ Социальная  информатика:  информационные  ресурсы,  информационное  общество Объяснение нового материала История   развития   информационных технологий в России Дискуссия Информационное   общество:   права   и обязанности гражданина Социальная  информатика:  информационная  безопасность Правовой ликбез Законодательство информационной   авторского права     в области безопасности   и Темы  возможных диспутов и конференций Тема Содержание Таблица 2 Информационная цивилизация.  Информационные ресурсы общества.  Информационная культура.  Защита информации. Методы защиты. «Информационно­культурный человек, кто  он?»  «Этические и правовые нормы  информационной деятельности человека» Основные направления информационной  безопасности Российской федерации Правовая охрана информационных ресурсов. Проблемы защиты информации Информационное общество, его особенности и основные черты. Информационные ресурсы  общества. История развития программного обеспечения  и ИКТ в России «Является ли наше общество  информационным?» «Информационные ресурсы России» Прикладное программное обеспечение в  различных сферах деятельности Темы возможных проектов Тема Содержание Таблица 3 Использование цифрового фотоаппарата, видеокамеры, сканера при создании  мультимедийных документов. История развития вычислительной  техники. Мультимедийные технологии  (внеурочная работа) «Моя семья», «Животный и растительный  мир нашей области», «Исторические  памятники города», «Фотографии из  школьного музея», «Оцифровка и обработка исторических  фотографий» Российские создатели ЭВМ Сайт техникума

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)

Патриотическое воспитание на уроках информатики и ИКТ (методические рекомендации)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2017