В современном мире, в условиях радикальной социокультурной модернизации и становлении демократии, проблема патриотического воспитания приобретает особую остроту. Происходящие перемены обусловили потребность в современном понимании патриотизма.
Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК
СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В современном мире, в условиях радикальной
социокультурной модернизации и становлении демократии, проблема
патриотического воспитания приобретает особую остроту.
Происходящие перемены обусловили потребность в современном
понимании патриотизма.
Значимость изучения системы патриотического воспитания
учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание
патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств
национального возрождения.
Цель статьи — показать важность патриотического воспитания
учащихся.
Ключевые слова: патриотизм, патриотического воспитание.
Среди проблем общественного бытия особое место занимают вопросы
теоретического осмысления такого сложного, неоднозначного и во многом
еще не до конца изученного феномена, как патриотизм. В современном
мире, в условиях радикальной социокультурной модернизации и
становлении демократии, тема патриотизма является особенно актуальной.
В наши дни происходит переоценка понятия «патриотизм» и его значения в
жизни общества. Наблюдается процесс отрицания некоторых элементов его
содержания, а также наполнения их новыми чертами. Все это требует
уточнения природы патриотизма и выявления его современных признаков.
Отдельными сторонами, проявлениями сущности общей комплексной
системы является воспитание патриотизма – воспитание гражданского
отношения к Родине, движущим силам ее жизни, к ее культуре, к ее
прошлому, настоящему и будущему; интернациональное воспитание –
воспитание уважительного отношения к жизни, традициям, культуре
народов других стран; воспитание гуманизма – воспитание гуманного
отношения к людям, их внутреннему миру, опыту, памяти, уважительного
отношения к их деятельности, прежде всего к труду, обычаям, морали;
воспитание коллективизма – воспитание умения и желания жить в
коллективе – семейном, классном, школьном, трудовом, воспитание
уважительного отношения к деятельности коллектива, к его опыту,
развитию, традициям и особенностям.
Сегодня большое значение приобретают теоретические и
практические проблемы патриотического воспитания школьников ее
развития, соотношения различных поколений Российского общества. На2
протяжении всей русской истории патриотизм был важнейшей
составляющей общественного сознания.
Патриотическое воспитание детей в современной школе направлено
на формирование успешности социализации подрастающих поколений в
современных условиях и саморазвитии человека как субъекта
деятельности, как индивидуальности.
Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача,
требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные
педагогические кадры.
Формирование патриотических качеств личности – это
целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические
качества – это качества личности, характеризующие ее способность к
активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно
лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую
деятельность.
Таким образом, можно сказать, что школа выступает одним из
важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни
современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего
развития личности.
Исследуя данную проблему, можем отметить, что роль патриотизма
всегда возрастает в переходные периоды развития государства. Поэтому мы
считаем, что патриотическое воспитание в школе на данный момент
является приоритетной задачей.
Необходимость воспитать в человеке любовь к Родине ставилась
всегда. Ведь на этой основе человек осознает себя как личностьгражданин,
берет на себя ответственность перед другими за свои поступки. И конечно
же лучше всего взращивать патриотизм именно со школьной скамьи.
В проекте Федерального закона «О патриотическом воспитании
граждан Российской Федерации» патриотическое воспитание определяется
как система мер, направленных на формирование у граждан Российской
Федерации высокого патриотического сознания, чувства верности своему
Отечеству,
готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Основной целью реализуемой ныне программы «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» является
внедрение инновационного подхода, дальнейшее совершенствование
системы патриотического воспитания, приведение ее в соответствие с
новыми историческими реалиями развития российского общества.
Целью патриотического воспитания является формирование в
российском обществе высокой социальной активности, гражданской
ответственности,
обладающих
становление граждан,
духовности,3
позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в
созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства,
обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Исходя из выше сказанного, патриотическое воспитание призвано стать
отдельной системой воспитания личности.
Важно определить понятие патриотизма. Для современной
политической обстановки уместно будет принять определение А.И.
Солженицына: Патриотизм нравственный и политический принцип,
социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и
готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм
предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание
сохранять ее характер и культурные особенности, идентификация себя с
другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего
народа.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей
школьного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка
может взволновать только что услышанный рассказ о героическом
поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее
первое чувство может угаснуть, поэтому необходимо закрепить это чувство
в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные
ситуации.
Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны
способствовать формированию
иметь воспитательную ценность,
нравственных чувств.
Таким образом, патриотическое воспитание призвано сформировать
в российском обществе высокую социальную активность, гражданскую
ответственность, духовность. Глубокие патриотические чувства помогают
воспитать граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами,
способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества,
укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и
устойчивого развития. Исходя из выше сказанного, патриотическое
воспитание призвано стать отдельной системой воспитания личности.
Наша задача воспитание школьников на примерах любви к Родине,
беззаветного служения ей, которые во все времена были присущи нашему
народу.4
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 №1493 (ред. от
13.10.2017) «О государственной программе «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016 2020 годы» //
2.
Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Некоторые проблемы
воспитания студенческой молодежи // Молодежь и образование. М., 1972.
– 239 с.
3.
Проект федерального закона «О
Медведев Д.А.
патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», 2011.
4.
Патриотизм: история, современность, образ будущего :
Международная научнопрактическая конференция, посвященная 70летию
Победы в Великой Отечественной войне (г. Ульяновск, 14–16 апреля 2015
г.) : сборник научных трудов. В 2 частях / под ред. Т.В. Петуховой. –
Ульяновск : УлГТУ, 2015.