Приемы и средства активизации творческо-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории
Оценка 5

Приемы и средства активизации творческо-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории

Оценка 5
Научные работы
docx
история
06.07.2024
Приемы и средства активизации творческо-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории
статья Шрамова А.Н..docx

Приемы и средства активизации творческо-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории

Главная задача учителя - обеспечить возникновение положительных эмоций у школьников по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, понимания, делает эти процессы более интенсивными, тем самым повышая эффективность достигнутых целей.

На уроках истории задания должны быть направлены на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учеников умения анализировать и сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственную оценку и суждения по рассматриваемой проблеме. Это учит детей вырабатывать собственное отношение к любой рассматриваемой проблеме, что подтверждает наше мнение о саморазвитии личности при формировании критического мышления. Учебный процесс начинает нести исследовательский характер, а педагог берет на себя функцию организатора и координатора самостоятельной работы учеников.

Для формирования мотивации применяются методы и приемы стимулирования учащихся. Под методами и приёмами стимулирования, мы понимаем единство деятельности педагога и учащихся: стимулов педагога и изменение мотивации школьников. Среди них: положительная оценка знаний; учебная перспектива; практическая значимость; актуальность; одобрение деятельности учащихся; настрой на положительный результат; общественное положительное мнение коллектива; взаимоподдержка.

Зная проблемные места в изучении предмета, заинтересованности учащихся и найдя подход к мотивированию учащихся, педагог сможет активизировать творческо-поисковую деятельность на уроках истории и тем самым сформировать самодостаточные личности, которые способны креативно и свободно мыслить, находить новые пути к решению проблем.

В нашей стране проблемы активизации творческо-поисковой деятельности стали разрабатываться в 60-е годы XX века с целью усовершенствования учебной деятельности учащихся. Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы А.В. Брушлиского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, и многих других учёных.

Идея активизации творческо-поисковой деятельности имеет большую историю. Ещё в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же приём известен в школе Пифагора.

За активизацию познавательной деятельности в обучении выступал Ж.Ж. Руссо: - «Сделайте вашего ребенка, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, вы сказали, а что он сам понял». В этих словах Руссо чётко выражена идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности.

Идея формирования обучения, с помощью самостоятельного решения учеником сложных вопросов, получила свое дальнейшее развитие в трудах Ф.К Дистерверга, который утверждал: - «Хорош только тот метод обучения, который активизирует его только на запоминание изучаемого материала, то, что человек не приобрел путем своей самостоятельности - не его».

К. М. Трубинова интерпретировала «познавательную деятельность», как единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.[1]

Н.П. Добренко считает, что творческо-поисковая деятельность – это важнейший компонент учебной деятельности учащихся, так как она не только определяет умение учиться, но и оказывает непосредственное воздействие на формирование умений и навыков, которых не хватает, чтобы решить стоящие перед ними задачи и позволяет получить недостающий объем знаний и умений.[2]

К. М. Трубинова интерпретировала «познавательную деятельность», как единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.[3]

Н.П. Добренко считает, что творческо-поисковая деятельность – это важнейший компонент учебной деятельности учащихся, так как она не только определяет умение учиться, но и оказывает непосредственное воздействие на формирование умений и навыков, которых не хватает, чтобы решить стоящие перед ними задачи и позволяет получить недостающий объем знаний и умений.[4]

Проблема активации творческо-поисковой деятельности учащихся заключается в проблеме заинтересованности предметом изучения. Проблема интереса - одна из важнейших при обучении в школе.[5]

В переводе с латинского слово интерес (interest) означает «имеет значение, важно» (Этимологические онлайн-словари русского языка). Это избирательная направленнось личности, ее стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Это отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному и привлекательному. Основы формирования познавательного интереса подробно разработаны педагогами. Нас же интересует эта проблема применительно к обучению истории.

Существуют три основных фактора, влияющих на интерес:

1. содержание исторического материала;

2. методы, приемы и средства его подачи;

3. межличностные отношения учителя и учащихся.

Специфичным для учителей истории в этом вопросе будет отбор содержания. Учитель обычно учитывает характер материала - фактический, теоретический, историко-биографический, краеведческий; его организацию - соотношение теории и фактов, главных и неглавных фактов, выделение ведущих идей, доказательность.

Как правило, на уроках осуществляется изучение и усвоение главных исторических фактов. Вместе с тем для поддержания интереса следует привлекать и менее важные факты, биографические сведения и другие. Чтобы поддерживать на уроке интерес к новой теме, к менее интересному, но нужному материалу, можно подключить более интересный или тот, который ранее оставил у учеников глубокий след. Прежний положительный эмоциональный фон поможет поддержать интерес к изучаемым фактам. Интерес связан с новизной, увлекательностью и занимательностью, неожиданными сравнениями, новыми аспектами подачи материала, со сменой приемов деятельности, с эмоциональным воздействием на учащихся. Под таким воздействием обычно понимают эмоционально-нравственные переживания, эмоции удивления, радости, успеха.

Способность управлять познавательной деятельностью учащихся зависит от многих факторов. Одним из самых важных является способность учителя сделать свой предмет интересным для учащихся так как интерес положительно влияет на все психические процессы и функции: восприятие, внимание, мышление, волю. Межличностные отношения между учителями и учащимися также играют ключевую роль. Использование влияния межличностных отношений на ребенка приводит к формированию положительного или отрицательного отношения к учебному процессу, к школе в целом.

1. Игры на уроках истории.

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Дидактическая игра - одна из уникальных форм, которая делает работу учащихся интересной и увлекательной. Развлекательность условного мира игры способствует запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка.В процессе игры у ребенка создается жизненный баланс между ним и взрослым.

Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в образовании:

- Во-первых, и это было отмечено многими исследователями, игра является мощным стимулом для обучения, это универсальная и сильная мотивация. Благодаря игре возбуждение познавательных интересов происходит гораздо активнее и быстрее.

- Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

Игра, с другой стороны, носит эмоциональный характер, а потому может оживить и сделать даже самую сухую ситуацию яркой и запоминающейся.

В игре можно вовлечь всех в активную работу, это форма, которая препятствует пассивному слушанию или чтению.[6]

 2 . Использование исторических данных в процессе обучения.

Проблема - это вопрос, который требует поиска решения от известных субъектов данных при известных условиях.

Исторические задачи основаны на сути событий, действиях отдельного человека, скрытом смысле материала, лежащего на исторической поверхности, оправдании непредсказуемых действий, нелогичных шагов, невероятных фактов и так далее.

Проблемные задания не включают в себя такие вопросы, как «сколько?», «Где?», «Когда?». Они требуют от студентов подробного объяснения «почему?», «Как дела?», «Но это должно быть по-другому?», «Неужели они не могли этого понять?», «Получается, что они знали, но сделали наоборот?».

Биографические данные - требуется разъяснение «кто есть кто». Что включают в себя эти данные?

Учащийся получает разнообразную информацию о конкретном человеке, не называя его: когда он родился, как учился, чем занимался, чем занимался, чем прославился. Учащийся, проанализировав эту информацию, приходит к определенному решению - кто этот человек.

 3. Работа с видеоматериалами на уроках истории.

 Формирование познавательной активности на уроках истории возможно в процессе работы не только с документами, научно-популярными и учебными текстами, но и с видеоматериалами.

Необходимость развития исследовательских навыков учащихся актуализирует проблему фактической достоверности видеоматериала, что определяет возможность рассмотрения его в качестве самостоятельного исторического источника.

Работая с учащимися таким образом, они могут сформировать следующие исследовательские навыки и способности:

- работа с видеоматериалами как с конкретным историческим источником;

- наблюдение и анализ исторических событий;

- выявлять и решать практические проблемы;

- использовать знания в области смежных дисциплин (общественные науки, основы государства и права и т.д.).

Наиболее эффективными методами повышения познавательной активности учащихся на занятиях могут быть:

 1. Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, костюм, видеоклип, увертюра, ребус, загадка)

Эмоциональный всплеск.

Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, назвать их местоположение, ярко и образно представить изучаемый материал, что способствует его усвоению. Удивление - это начальная стадия развития познавательного интереса. Постоянное обновление содержания учебных материалов, благодаря эффекту неожиданности, вызывает удивление у учащихся, что, в свою очередь, порождает положительные эмоции. Методический прием: яркое (запоминающееся, увлекательное и т.д.) начало урока: «Внимание! Важная информация!»; «Внимание! Черный ящик!», «Ты знал, что...” Этот метод позволяет сообщать учащимся новые факты, информацию, теории, о существовании которых многие дети ранее не слышали или даже не подозревали.

 2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

В то же время происходит сравнение ранее усвоенной информации с той, которая доводится до него сегодня, сейчас. Это один из способов оживить общение детей с историей, увлечь и заинтересовать весь класс и каждого ученика в отдельности.

3. Использование видео и компьютерной визуализации.

Использование информационных технологий в процессе обучения школьников позволяет нам решать следующие задачи:

- он может обеспечить доступ к большому объему информации,

- позволяет использовать образную и наглядную форму изложения изучаемого материала,

- поддерживать активные формы обучения,

- моделировать процессы и явления,

- она должна развивать личность учащихся, уметь адаптироваться к новым достижениям научно-технического прогресса.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории позволяет учащимся развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности. Учащиеся учатся собирать факты, необходимые для решения конкретной проблемы, анализировать их, выдвигать гипотезы для решения проблем, делать необходимые обобщения, сравнения с аналогичными или альтернативными решениями, устанавливать статистические закономерности, делать обоснованные выводы, применять результаты для выявления и решения новых проблем.

 4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «проектный метод», «мозговой штурм», «интервьюирование исторических персонажей».

 6. Элементы - «основные моменты» (исторический анекдот, «историческая мозаика», интеллектуальная разминка).

 7. Исторические данные.

Информация обогащается новыми историческими данными, до сих пор неизвестными студентам. Биографические задания требуют, чтобы учащиеся выяснили, кто есть кто. Конкретные задачи должны определить событие, выяснить, о ком или о чем идет речь, и т.д.

Этот прием оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению полученных ими знаний и, что также важно, развивает у них потребность в чтении.

 7. Внедрение индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, Организация групповых занятий для школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах смен).

 8. Нетрадиционные виды уроков истории и обществознания (ролевые игры, путешествия, экскурсии, интегрированный урок), которые отличаются от традиционных следующими принципами:

- обеспечение максимального вовлечения учащихся в активную деятельность на занятиях;

- поддержка альтернативных и разнообразных взглядов;

Это педагогически мотивированная дифференциация учащихся по следующим критериям: возможности обучения, интересы и склонности, характер мышления.

Их цель - мотивировать школьников к изучению истории, а также развивать творческий потенциал детей.

 9. Игры,игровые моменты (ролевые игры, моделирование, дидактика).

 10. Выполнение творческих заданий школьниками (мини-эссе, эссе, фотовыставка, видеоинтрига, кроссворды, сканворды, ребусы, исторические рисунки, диктанты).

 11. Эффективное использование наглядных учебных пособий в качестве наглядной поддержки, позволяющей повысить познавательную и мыслительную активность учащихся на занятиях и их самостоятельную творческую деятельность, а также более глубоко и убедительно раскрыть сложные теоретические вопросы и оживить урок, пробудить интерес к изучаемому материалу, что способствует к его глубокой и длительной ассимиляции.

Используя учебную картинку, чтобы учащиеся не только «смотрели на картинку», но и действительно видели, что там изображено, необходимо обращать внимание не только на общий план, но и учитывать детали, которые часто являются наиболее важными для исторического анализа.

12. Дополнительные трюки: чтение «исторического свитка», сбор «чемодана», викторина «Как вы думаете...?», соревнование по скрэбблу.

 Реализация через визуальные образы выполняет следующие когнитивные функции:

- познавательный (информативный);

- контроль и регулирование (управление);

- эмпирический.

Необходимо использовать различные типы наглядных материалов:

1) печатные руководства;

2) наглядные пособия;

3) видео;

4) звуки, музыка.

 13. Проверка знаний и умений учащихся по истории в форме теста.

 14.Игра.

  15. Активизация деятельности.

Задача состоит в том, чтобы «оживить» жизнь крестьян, феодалов, рыцарей. Ученику необходимо представить себя тем или иным человеком и описать не только его внешность, но и его образ жизни.

 16. Нестандартный урок.

Провести такие нетрадиционные формы урока, как урок-поездка в «средневековый город»; урок-выставка «крестьяне» с демонстрацией рисунков. урок-исследование «Культура наших предков»; урок-игры и другие.

Во время игры учащиеся могут свободно выражать свои мысли, не опасаясь совершить ошибки и получить неудовлетворительные оценки. На таких уроках учащиеся работают более активно.

 17. Кроссворды.

Используется для активизации умственной деятельности учащегося, подготовки его к изучению нового материала, повторению ранее изученной темы или блока тем. Кроссворды хороши тем, что формируют у учащихся научное мировоззрение, развивают речь и способствуют правильному запоминанию определений, понятий, имен исторических деятелей.

 18. Информационно-коммуникационные технологии.

Технология делает процесс обучения более доступным, увлекательным и запоминающимся (используются видеоролики, мультимедийные презентации, тестовые задания, исторические разминки и т.д.).

Мы считаем, что использование вышеперечисленных форм, видов и элементов занятий позволяет добиться значительных результатов.

Представляемая нетрадиционная форма урока позволяет мотивировать учащихся на более конкретное изучение исторических событий, личностей, анализ исторической ситуации, обобщать учебный материал и выбирать правильное решение. Вызывает у детей интерес к истории своей страны, сравнивать развитие России с развитием европейских стран, проявлять творчество, реализовывать имеющиеся способности. В процессе подготовки и проведения урока формируются чувства патриотизма, гордости за своё Отечества, гражданской позиции.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]Трубинова, К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 9-14.

[2] Добренко Н. П. Приёмы и средства творческо-поисковой деятельности учащихся на уроках права //Образовательный портал «Справочник». — URL https://spravochnick.ru/pedagogika/priemy_i_sredstva_tvorchesko-poiskovoy_deyatelnosti_uchaschihsya_na_urokah_prava/ (дата обращения: 10.06.2024)

[3]Трубинова, К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 9-14.

[4] Добренко Н. П. Приёмы и средства творческо-поисковой деятельности учащихся на уроках права //Образовательный портал «Справочник». — URL https://spravochnick.ru/pedagogika/priemy_i_sredstva_tvorchesko-poiskovoy_deyatelnosti_uchaschihsya_na_urokah_prava/ (дата обращения: 10.06.2024)

[5] Зиборова А. А. Творческо-поисковая деятельность обучающихся как способ активизации позновательного интереса / А. А. Зиборова. - Актуальные проблемы экономики, социологии и права № 4, 2020. – С 43 – 45.

[6] Шурупов С. П. Деловые и ролевые игры на уроке: рекомендации, конспекты уроков. М.: издательство Учитель , 2020.- 127 с.

Приемы и средства активизации творческо-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории

Приемы и средства активизации творческо-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории

В нашей стране проблемы активизации творческо-поисковой деятельности стали разрабатываться в 60-е годы

В нашей стране проблемы активизации творческо-поисковой деятельности стали разрабатываться в 60-е годы

Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении

Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении

Н.П. Добренко считает, что творческо-поисковая деятельность – это важнейший компонент учебной деятельности учащихся, так как она не только определяет умение учиться, но и оказывает непосредственное…

Н.П. Добренко считает, что творческо-поисковая деятельность – это важнейший компонент учебной деятельности учащихся, так как она не только определяет умение учиться, но и оказывает непосредственное…

Как правило, на уроках осуществляется изучение и усвоение главных исторических фактов

Как правило, на уроках осуществляется изучение и усвоение главных исторических фактов

Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в образовании : -

Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в образовании : -

Учащийся , проанализировав эту информацию, приходит к определенному решению - кто этот человек

Учащийся , проанализировав эту информацию, приходит к определенному решению - кто этот человек

Внимание! Важная информация!»; «Внимание!

Внимание! Важная информация!»; «Внимание!

Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «проектный метод», «мозговой штурм», «интервьюирование исторических персонажей»

Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «проектный метод», «мозговой штурм», «интервьюирование исторических персонажей»

Выполнение творческих заданий школьниками (мини-эссе, эссе, фотовыставка, видеоинтрига, кроссворды, сканворды, ребусы, исторические рисунки, диктанты)

Выполнение творческих заданий школьниками (мини-эссе, эссе, фотовыставка, видеоинтрига, кроссворды, сканворды, ребусы, исторические рисунки, диктанты)

Задача состоит в том, чтобы «оживить» жизнь крестьян, феодалов, рыцарей

Задача состоит в том, чтобы «оживить» жизнь крестьян, феодалов, рыцарей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2024