Исмаил Гаспринский - основатель крымскотатарской публицистики
Оценка 4.7

Исмаил Гаспринский - основатель крымскотатарской публицистики

Оценка 4.7
Научные работы
docx
история
11 кл
01.02.2024
Исмаил Гаспринский - основатель крымскотатарской публицистики
statya_I_Gasprinskiy_2.docx

КУЛЬТУРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И. ГАСПРИНСКОГО

 

Аннотация. В статье рассмотривается культурно–просветительская деятельность И. Гаспринского. Раскрыты вопросы относительно педагогической и издательской деятельности просветителя, рассмотрено просветительское движение джадидизм. Выделяется что, важное место в культурно–просветительской деятельности И. Гаспринского занимала разработка и внедрение новой системы школьного образования. Издания И. Гаспринского были созвучными времени и получили широкую известность в обществе. В частности, его учебное пособие «Ходжа и субьян» («Учитель детей») было неоднократно переиздано и стало самым популярным изданием в тюркоязычных мире. В педагогической деятельности И. Гаспринского, важное место занимал вопрос женского образования. Исмаил Гаспринский будучи основателем просветительского движения джадидизм, способствовал открытию новометодных мектебе и медресе, которые были обеспечены необходимой литературой, таким образом, происходило формирование собственной идеология и литературного татарского языка, мусульманская элита начинает получать знание русского языка, создаются благотворительные общества как культурно–просветительские центры общин. Итогом является повышение уровня просвещения и общенационального светского образования.

Ключевые слова: И. Гаспринский, культурно–просветительская деятельность, педагогическая деятельность И. Гаспринского, джадидизм.

Введение. Исмаил Гаспринский был одним из самых известных учителей-реформаторов конца XIX–начала ХХ в. В крымскотатарском народе имя знаменитого просветителя является символом возрождения тюркизма, флагом перемен, отказом от старых догм и стереотипов. Его идеи сыграли важную роль в подготовке и реализации реформы национальной школы. Разработка проблем родной школы, создание первых национальных книг, были основаны на идеях и принципах И. Гаспринского. И. Гаспринский всегда был предан своей культуре, языку и религии, но, также всегда старался освоить все богатство европейской и русской культуры. [6, с. 2-3]. Культурно–просветительская деятельность И. Гаспринского была обширной и охватывала различные сферы: образование, политику, педагогику и т. д.

Рассматривая культурно–просветительскую деятельность Исмаила Гаспринского, необходимо отметить, что исследованием данного вопроса, занимались такие ученые как В. Бартольд, Н. Ильминский, А. Крымский, М. Миропеев, Н. Остроумов, А. Самойлович, В. Смирнов, Э. Шмидт. Различные аспекты педагогического наследия И. Гаспринского изучали Э. Э. Абибуллаева, Л. У. Алимова, Э. Р. Аметова, Э. А. Аблаев, В. Ю. Ганкевич, Э. Р. Зарединова, В. Г. Постовой, М. А. Хайруддинов и др.

Цель статьи. Рассмотреть культурно–просветительскую деятельность И. Гаспринского.

Изложение основного материала. Исмаил Гаспринский всегда был в центре событий, касающихся мусульман и его народа, он всегда стоял у истоков и был прямым участником общих исламских и тюркских движений, возникших в Российской империи в конце XIX века. Следует отметить, что его мировоззрение было гораздо шире, чем у большинства конфессионально и этнически ограниченных участников этих движений. Он не поддерживал национализм, избегал проявления какой-либо формы клерикализма, считал, что прежде всего необходимо заниматься образованием людей, с помощью просвещения, добиваться возрождения культуры народа. Следовательно, основой в этом вопросе является традиционная духовность, то есть традиции должны быть сохранены [4, с. 211]. И. Гаспринский понимал и видел всю мощь Запада, видел преимущества и недостатки в его развитии, а также понимал, что наши люди слабее в плане развития и знаний, поэтому побуждал людей к просвещению, призывал развиваться в правильном и позитивном направлении.

Изучая культурно–просветительскую деятельность И. Гаспринского, рассмотрим педагогическую деятельность просветителя, а также просветительское движение именуемое джадидизм.

Реализация идей Исмаила Гаспринского началась с разработки и внедрения новой школьной системы. Внедрение новой системы сначала практиковалось только для мусульман в Крыму, а затем и для других регионов Российской империи. Новая система образования позволила школьникам ознакомиться с основами русской и европейской культуры и привила навыки терпимости и толерантности, знания и уважения к науке.

По словам педагога, основы мировоззрения заложены в детстве, поэтому многочисленные учебники и книги для юных читателей написаны и изданы на крымскотатарском языке. Издания И. Гаспринского совпали со временем и стали широко известны в обществе. В частности, его учебное пособие «Ходжа и субьян» («Учитель детей») было неоднократно переиздано и стало самым популярным изданием в тюркоязычном мире. Кроме того, автор обращает внимание на проблему родительского воспитания. И. Гапринский подчеркивает, что семья является основой, на которой базируется ребенок, с которой формируются определенные представления о мире, следовательно, ребенок образованного человека будет близок к просвещению, будет стремиться к знаниям, а ребенок необразованного человека далек от всего вышеперечисленного. [5, с. 40].

Таким образом, воспитание и образование детей занимает важное место в культурно–просветительской деятельности И. Гаспринского, а именно, внедрение знаменитого звукового метода и создание новых (светских) школ стали центральными в публикации учителя-просветителя. И. Гаспринский всегда уверял своих читателей, что Коран и образование «не мешают друг другу, как думают многие мусульмане, а наоборот».

Следует отметить, что основные усилия Исмаила Гаспринского на протяжении всей его жизни были направлены на издание периодических изданий на татарском языке Крыма. Следовательно, И. Гаспринский считал, что религия и наука могут развиваться вместе, то есть, изучая Коран, исповедуя свою религию, мусульманин может одновременно получать светское образование.

Важно, что основные усилия Исмаила Гаспринского на протяжении всей его жизни были направлены на издание периодических изданий на крымскотатарском языке.

И. Гаспринский преподавал русский язык в начальных школах и Зынджырлы медресе, в совершенстве освоил работу учителя и пришел к выводу, что помимо религии стоит ввести такие предметы, как география, естественные науки, физика, математика, социология и т. д. Исмаил Гаспринский считал необходимыми реформы, которые были посвящены образованию, считал, что главной задачей этих реформ является народное образование, за ним следует просвещение народа. Он искал разные способы решения многих проблем, связанных с формированием общества.

В мектебе, где действовал старый метод обучения, И. Гаспринский видел много ошибок, считал, что уроки проводились в неправильном порядке, обучение чтению арабских текстов проводилось только с помощью механического метода чтения, который ученики не понимали, поэтому школьники были лишены контроля успеваемости. Все это послужило толчком для создания нового метода «усулсаутия»» – «звуковой метод», в котором для каждой буквы алфавита существовал определенный звук [3, с. 36–37]. Джадидистские мектебы превратились в передовые пункты реформирования всей духовной жизни турецких народов Российской империи в XIX и XX веках и способствовали совершенствованию образования, а также повышению его уровня. То есть в какой–то мере предположения о лидерстве российских мусульман начали воплощаться в жизнь с самого начала применения нового метода [4, с. 211].

И так, в XIX – начале XX века Исмаил Гаспринский разработал гармоничную дидактическую систему обучения, которая включала в себя новое содержание образования и соответствующие методы, формы, принципы и учебные пособия. И. Гасприский боролся за реализацию обучающих отношений с реальной жизнью. Учитель считает, что психологические и возрастные особенности каждого ребенка играют важную роль в образовании.

Следует также отметить, что проблема образования женщин занимала важное место в педагогической деятельности Гаспринского. Образование женщин Исмаил–бей считал неотъемлемым элементом общего образования народа. Гаспринский написал много книг о женском образовании, среди них: «Алем–и–нисван» («Женский мир»), «Арсланкыз» («Девушка львица»), «Дар–Уль–Рахатмусульманлары» («Мусульмане страны благоденствия») и др. Исмаил Гаспринский писал: «Добрые правила, усвоенные от матери, никогда не забываются, а потому, чем больше знает мать, т.е. женщина, тем лучше пойдет общее воспитание и жизнь» [7].

В 1893 году Исмаил Гаспринский в Бахчисарае в приходе Шахболат открыл первую школу нового метода для мусульманских женщин. Директором и учителем по совместительству была сестра Исмаила Бей Пембе–ханым Болатукова. Решительные действия Гаспринского были значительным шагом и первым шагом к образованию мусульманских женщин. Система образования была реформирована, что было напрямую связано с образованием женщин всего турецко–мусульманского населения России. Публикации об успехах новой школы для девочек, где ученики после пяти месяцев изучения татарского чтения начали изучать арабский язык, стали появляться на страницах газеты Терджиман. В школе были проведены экзамены, которые ученики успешно сдали на «отлично». Многие из–за своей бессознательности, по словам Исмаила Гаспринского, предполагают, что обучение девочек приведет к безнравственности. Такое мнение Исмаил Бей считал унижением науки и образования в целом. Гаспринскому приходилось в своих трудах убеждать и доказывать, что по закону ислама обучение обязательно (фарз) для мужчин и женщин. Он утверждал, что когда грамотная девочка станет матерью, она будет более ответственна за обучение детей, то есть самостоятельно заниматься образованием своих детей, особенно в тех местах, где нет метебах (школ). Обучение и знания матери в основном необходимы для будущего ее детей, потому что она заложит основы знаний для них, поэтому особенно важно воспитывать и обучать девочек, «призванных Аллахом, чтобы приносить рациональные и моральные плоды» [7].

И. Гаспринский считал, что каждый учитель должен обучать девочек начальной грамотности и вере, которые со временем могут стать учителями.

И. Гаспринский предложил и обосновал фундаментальные преобразования мусульманской этноконфессиональной системы народного образования. Разработка новых методов обучения, которые, помимо Крыма, использовались и в других странах.

Исмаил–бей издал серию учебных пособий таких как: «Къырайеттуркий» («Турецкая хрестоматия»), а также методическое пособие «Рехбермуаллимин яки муаллимлереелдаш» («Руководство учителю») для национальных новометодных школ. Большой популярностью пользовался учебник «Ховадже–и субъян» («Учитель детей») [1].

Важное место в культурно–просветительской деятельности И. Гаспринского занимает просветительское движение джадидизм. Основой джадидизма было учение усули–и–джадид (звуковой метод). Со стороны джадидов был предложен новый метод обучения, который включал введение светских общеобразовательных предметов – географии, естествознания и русского языка – в мусульманскую школу. Исмаил Гаспринский активно внедрял идеи джадидизма среди мусульманского населения [2, с. 5]. Другими словами, И. Гаспринский в последней четверти XIX века принимал непосредственное участие в развитии этого направления, произошли радикальные изменения в методах обучения в мектебах и медресе: были введены европейские методы обучения – усулджадид (новый метод). Позитивные изменения также наблюдались среди учителей, они стали более квалифицированными, поскольку реформа методов обучения постепенно использовалась и в медресе, в которых обучали учителей. Благодаря создателю образовательного движения «Джадидизм» Исмаилу Гаспринскому были открыты мектебы и медресе нового метода, оснащенные необходимой литературой, создана их собственная идеология и литературный татарский язык, мусульманские элиты стали приобретать знания русского языка, возникли благотворительные общества как культурные и образовательные центры. Итогом является повышение уровня просвещения и общенационального светского образования.

Конец этого просветительского движения был трагическим. В советской историографии он был оценен как буржуазное движение, «развращающее сознание масс идеями национализма и уводящее их от революционной борьбы», а сами джадиды подвергались репрессиям и разрушениям. Джадидизм был ликвидирован большевиками, потому что концепция построения национального государства и выхода общества из тупиков колониализма была серьезной альтернативой тоталитарной советской системе и угрожала ее крахом.

Выводы. Таким образом, культурно–просветительская  деятельность Исмаила Гаспринского была влиятельной, но была также критика, которая не видела успешных результатов предлагаемой системы образования. Основное недовольство выразили ученые, считавшие, что Коран и наука несовместимы, то есть они полагали, что религия и наука должны развиваться независимо друг от друга, а И. Гаспринский доказал, что мусульманину, который хочет получать знания в социальной, политической и других сферах религия не помешает. Основная цель И. Гаспринского – просвещать свой народ, и в то же время необходимо сохранять терпимость по отношению к другим народам. Педагогические идеи и взгляды Исмаила Гаспринского на образование очень глубокие и всесторонние. Одна из самых важных задач, которые Исмаил Бей определил для себя, заключалась в том, чтобы соединить обучение с реальностью; ему было важно построить систему обучения, основанную на психологических особенностях и возрастных стадиях развития детей. Следует отметить, что, несмотря на печальный конец, национально–прогрессивное движение, основанное джадидами, способствовало росту национального самосознания и сыграло важную роль в формировании и развитии национально–освободительной идеологии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Аблаев Э. А Исмаил Гаспринский и его научная педагогика [Электронный ресурс] Режим доступа: доступа: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/54953/54Ablaev.pdf?sequence=1

2.     Бенигсен А. Исмаил Гаспринский и джаджидское движение в России / А. Бенигсен. – Оксфорд, 1985. – С. 5.

3.     Велиева Э. Э., Зарединова Э. Р. Просветительская и педагогическая деятельность Исмаила Гаспринского / Э. Э, Велиева, Э. Р. Зарединова // Журнал Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 52. – С. 34–37.

4.     Возгрин И. Исторические судьбы крымских татар / И. Возгрин. – М.: Мысль. – 1992. – 246 с.

5.     Ганкевич В.Ю. К истории создания периодических изданий на крымскотатарском языке (Попытки И. Гаспринского организовать издание газет “Файдалы эглендже” и “Закон”) / В. Ганкевич // Культура народов Причерноморья. – 1997.– № 1.– С. 39 – 44.

6.     Педагогические взгляды и просветительская деятельность И. Гаспринского [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infopedia.su/14xdb0.html

7.     Чубукчиева Л. Женский вопрос на страницах журнала «Алеми нисван» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.islamisemya.com/istoriya/istoriya/istoriya–islama/7744–zhenskij–vopros–na–stranitsakh–zhurnala–alemi–nisvan–zhenskij–vopros–na–stranitsakh–zhurnala–alemi–nisvan


 

8.     Скачано с www.znanio.ru

КУЛЬТУРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КУЛЬТУРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И. Гаспринского. И. Гаспринский всегда был предан своей культуре, языку и религии, но, также всегда старался освоить все богатство европейской и русской культуры

И. Гаспринского. И. Гаспринский всегда был предан своей культуре, языку и религии, но, также всегда старался освоить все богатство европейской и русской культуры

Изучая культурно–просветительскую деятельность

Изучая культурно–просветительскую деятельность

Коран, исповедуя свою религию, мусульманин может одновременно получать светское образование

Коран, исповедуя свою религию, мусульманин может одновременно получать светское образование

И. Гасприский боролся за реализацию обучающих отношений с реальной жизнью

И. Гасприский боролся за реализацию обучающих отношений с реальной жизнью

Обучение и знания матери в основном необходимы для будущего ее детей, потому что она заложит основы знаний для них, поэтому особенно важно воспитывать и обучать…

Обучение и знания матери в основном необходимы для будущего ее детей, потому что она заложит основы знаний для них, поэтому особенно важно воспитывать и обучать…

Благодаря создателю образовательного движения «Джадидизм»

Благодаря создателю образовательного движения «Джадидизм»

Следует отметить, что, несмотря на печальный конец, национально–прогрессивное движение, основанное джадидами, способствовало росту национального самосознания и сыграло важную роль в формировании и развитии национально–освободительной идеологии

Следует отметить, что, несмотря на печальный конец, национально–прогрессивное движение, основанное джадидами, способствовало росту национального самосознания и сыграло важную роль в формировании и развитии национально–освободительной идеологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2024