Тестирование как средство контроля исторических знаний обучающихся в общеобразовательных школах
Оценка 4.6

Тестирование как средство контроля исторических знаний обучающихся в общеобразовательных школах

Оценка 4.6
Научные работы
docx
история +1
5 кл—11 кл
06.07.2024
Тестирование как средство контроля исторических знаний обучающихся в общеобразовательных школах
Шрамова А.Н. Статья.docx

Тестирование как средство контроля исторических знаний обучающихся в общеобразовательных школах

Одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования является совершенствование контроля качества образования и повышение эффективности образовательной системы на каждой ее ступени.

Важно осуществлять внутри школьный контроль за качеством образования, который отслеживает результаты предметных достижений обучающихся. Но результаты предметных достижений базируются на индивидуальных образовательных достижениях обучающихся. И здесь возложена огромная работа на педагогов, в том числе и на учителей истории.

Каждый  учитель истории, осуществляя свою педагогическую деятельность в современных условиях, прежде всего должен руководствоваться такими нормативно-правовыми документами как Конституция РФ, Федеральный закон об образовании в РФ, Фундаментальное ядро содержания общего образования, ФГОС основного общего образования, ФГОС среднего (полного) общего образования и историко- культурный стандарт.

Проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования всегда была актуальной, и подходить к её решению стоит со всей серьёзностью. В связи с этим в настоящее время ведется серьезная исследовательская и практическая работа по разработке и апробации различных систем педагогического мониторинга, построенные преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся.

Отсюда возникает проблема, каким образом организовать мониторинг учебных достижений, обучающихся для более эффективной оценки и устранения пробелов в усвоении исторических знаний школьниками. Приведение качества контроля в соответствие с современными требованиями выдвигает на передний план проблему создания научно и методически обоснованной, экспериментально апробированной тестовой системы многоэтапного контроля.

Вопрос о тестировании как средстве контроля исторических знаний, обучающихся в общеобразовательных школах не остался без внимания в историографии. Многие исследователи, такие как А.А. Кузнецов, О.В. Левина, И.В. Петрова и др., изучали эту проблему с различных точек зрения.

О.В. Левина в своей работе «Тестирование в системе образования: проблемы и перспективы» подчеркивает, что тестирование может быть не только средством контроля, но и эффективным методом обучения. Автор рассматривает различные типы тестов и их применение в образовательной практике, а также описывает преимущества и недостатки тестирования.[1]

И.В. Петрова в своей работе «Тестирование как метод контроля знаний в историческом образовании» анализирует опыт применения тестирования в историческом образовании. Автор подчеркивает, что тестирование позволяет более объективно оценить уровень знаний учащихся, а также способствует развитию критического мышления и умения анализировать информацию.[2]

Тестирование (от слова test — испытание, проверка) применяется для определения соответствия предмета испытания заданным спецификациям.  Тестирование - один из разделов диагностики. Тестирование применяется в технике, медицине, психиатрии, образовании для определения пригодности объекта тестирования для выполнения тех или иных функций.

Итак, можно определить тест, как стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.

В наши дни существует много видов тестов, поэтому дать универсальное определение для всех этих видов вряд ли можно.

И тогда возникает один из главных вопросов теории тестов - вопрос выбора наилучшего теста из практически неограниченного множества всех возможных тестов. Каждый тест может отличаться от других по числу заданий и другим характеристикам. С прагматической точки зрения выгодней делать тест, имеющий сравнительно меньшее число заданий, но обладающий большинством достоинств, присущих более длинным, как говорят в зарубежной теории, тестам. Понятие «длина теста» введено в начале XX века Ч. Спирманом и обозначает, на русском языке, количество заданий в тесте. Чем длиннее тест, тем больше в нем заданий. От числа заданий некоторым образом зависит точность педагогического измерения.

Педагогический тест определяется как система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся.

Система означает, что в тесте собраны такие задания, которые обладают системообразующими свойствами. Здесь, в первую очередь, надо выделить общую принадлежность заданий к одной и той же системе знаний, т.е. к одной учебной дисциплине, одному разделу, теме и т.д., их связь и упорядоченность. Для итоговой аттестации выпускников школ нужно разрабатывать интегрированные задания, содержание которых охватывает систему знаний. В педагогическом тесте задания располагаются по мере возрастания трудности - от самого легкого до самого трудного. Иначе говоря, главным формальным системообразующим признаком теста является различие заданий по степени их трудности.

История возникновения и использования тестирования как диагностического метода уходит в глубь веков. Есть сведения, что уже с III тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока использовались системы конкурсных испытаний интеллектуального характера, предназначенные для отбора персонала на правительственные должности. Однако всё вышеперечисленное нельзя назвать тестами в современном понимании этого термина.

Широкое развитие применение тестов в образовательном процессе получило за рубежом. В школьной практике тесты начали применяться Ф.Галтоном в 1892 году. В 1894 году впервые в школах появились тесты успешности (для проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным учебным дисциплинам – первыми стали применяться тесты для проверки правописания). Американец В.А. Макколл разделил тесты напедагогические (EducationalTest) и психологические (IntelligenceTest).Макколл обосновал цель использования педагогических тестов – объединение в группы учащихся, усваивающих равный по объёму материал с одинаковой скоростью. Однако основоположником педагогических измерений считается американский психолог Э. Торндайк (1874—1949). Ему приписывают разработку первого педагогического теста.  В 1904 году вышла его книга «Введение в теорию психологии и социальных измерений».

Тестирование привносит в учебный процесс ряд существенных преимуществ, в числе которых:

1.Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

2.Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.

3.Тесты — это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

4. Тест — это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырех.

5. Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов.

6. Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Но применение тестов в качестве контроля за знаниями школьников имеет и свои недостатки, такие как:

1. Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.

2. Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

3. Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

4. Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

5. Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

6. В тестировании присутствует элемент случайности. Например, обучающийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе. Но школьник, отвечающий наугад, может рассчитывать лишь на тройку, в лучшем случае. Конечно, случайность исключить нельзя, но определяющей она не является.

Таким образом, наиболее актуальной на сегодняшний день является форма контроля в виде тестовых заданий. Она может с успехом применяться для текущей проверки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, учитель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний. Система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так как позволяет избавиться от психологических проблем, связанных с проецируемой на ученика истинной или мнимой правдой.

Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.  А тестовый контроль служит основой мониторинга, в котором отражаются результаты учебных достижений обучающихся.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]О.В. Левин Тестирование в системе образования: проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1999.

[2]И.В. Петрова Тестирование как метод контроля знаний в историческом образовании - СПб, 1998г.

Тестирование как средство контроля исторических знаний обучающихся в общеобразовательных школах

Тестирование как средство контроля исторических знаний обучающихся в общеобразовательных школах

Вопрос о тестировании как средстве контроля исторических знаний, обучающихся в общеобразовательных школах не остался без внимания в историографии

Вопрос о тестировании как средстве контроля исторических знаний, обучающихся в общеобразовательных школах не остался без внимания в историографии

Каждый тест может отличаться от других по числу заданий и другим характеристикам

Каждый тест может отличаться от других по числу заданий и другим характеристикам

Ф.Галтоном в 1892 году. В 1894 году впервые в школах появились тесты успешности (для проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным учебным дисциплинам –…

Ф.Галтоном в 1892 году. В 1894 году впервые в школах появились тесты успешности (для проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным учебным дисциплинам –…

Тест — это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки…

Тест — это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки…

В тестировании присутствует элемент случайности

В тестировании присутствует элемент случайности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2024