Патриотическое воспитание учащихся через систему работы по краеведению во внеклассной работе
Оценка 4.8

Патриотическое воспитание учащихся через систему работы по краеведению во внеклассной работе

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
5 кл—8 кл
01.04.2017
Патриотическое воспитание учащихся через систему работы по краеведению во внеклассной работе
Бабушкина Е.А. Office Word (2).docx
Бабушкина Елена Андреевна, учитель русского языка и литературы  КОГОАУ «Вятский многопрофильный лицей». СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ  ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ                                                         В конечном счёте, основой всех человеческих                ценностей служит нравственность. А. Эйнштейн.    Как вы считаете, какой предмет в школе самый главный? Чему учить в  школе? «Про глагол и про тире», об интерференции света и о фотосинтезе? Я  убеждена, «самое главное – образование души».     Я уверена в том, что школа – это место, где ребёнок учится не только  читать, писать, считать, но и приобретает твёрдые нравственно­этические  устои.   Литература обладает огромными возможностями помочь молодому человеку войти в сегодняшний мир, воспринять существующие культурные нормы.  Перед нами, филологами, проблема нравственного и патриотического  воспитания стоит особо остро. Вряд ли можно считать нравственным  человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и  литературы. Я убеждена, что изучение русской литературы способствует  воспитанию чувства долга, патриотизма, ответственности за свои поступки,  любви к ближнему, доброты, уважения к старшим. Ведь мы имеем очень  сильное оружие – это слово, книга.    Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших учеников  просто отсиживает положенное. А  очень хочется, чтобы на уроках литературы  горевали и смеялись, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников  понимать поведение героя, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в  литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные  проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо. На своих  уроках стараюсь задеть струны души каждого, «ибо пока душа болит мы люди, а не  болит, что за душа?!»     Так, например, неизгладимое впечатление, отклик в душе каждого ребёнка  оставил урок внеклассного чтения в 6 классе «Что есть красота?» по повести В.К.  Железникова «Чучело». Анализируя повесть, мы говорили о чести и честности, о милосердии, самопожертвовании. Ребята размышляли о героях книги, о своих  ровесниках, о взаимоотношениях в классном коллективе и над следующими  вопросами: Что привлекает в характере Лены Бессольцевой?            Почему Лена прощает предательство Димы Сомова?            Можно ли поведение Лены охарактеризовать как самопожертвование?          ●  Могли бы вы оказаться такими же стойкими, как Лена?            Приходилось ли вам сопротивляться в своей жизни несправедливости? Дети задумались, «что есть красота и почему её обожествляют люди?», сопоставляя внешний облик и внутреннюю красоту человека. Какими качествами необходимо  обладать, чтобы быть Человеком с большой буквы? На этом уроке я использовала  один из излюбленных мной приёмов, это ответ на вопрос самому себе, когда дети  отвечают максимально честно, как бы глядя со стороны, оценивают своё поведение. ●  Внимателен ли ты к тем, кто нуждается в твоей помощи, добром слове?  Не отворачиваешься ли ты от чужой беды, когда в состоянии помочь?            ● ●  Красивый ли ты человек? Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и  поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам  рассказывают А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, Л.Н.  Толстой, Ф. М. Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их  произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и  несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь,  подвиг и трусость, любовь и дружба – эти и многие другие нравственные проблемы  являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников. Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного  творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности,  правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме,  осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.  Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный  разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и  зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Невозможно не обсуждать на  уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом  «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом  человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне  известно…» Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке  удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.  Отрывок «Отец и  сын» из повести Д.Олдриджа «Последний дюйм» помогает разобраться в  таких понятиях, как взаимопонимание, мужество, самообладание.  Ярким  примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора  служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Мысль автора о  моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает  ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», понять смысл  человеческой жизни помогает противопоставление Ужа и Сокола из «Песни о  Соколе» М.Горького, завораживает ребят верность в любви в трагедии  У.Шекспира «Ромео и Джульетта, жить праведно и честно наставляет книга  Ч.Айтматова «Плаха».    Начиная урок  «А люди проходят мимо» по рассказу  Е.И. Носова «Кукла», предлагаю учащимся высказать своё мнение об  увиденных кадрах. (Видео)  И вновь  речь идёт о милосердии, доброте,  святотатстве Видео)    Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников  обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной  прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной  ответственности за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора  и патриотической памяти. Поэзия периода Великой Отечественной войны  воспринимается ребятами по­особому, ведь она соединяет высокие  патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического  героя. Всеобщее чувство: желание сберечь родную землю, свое гнездо ­  чувство обыкновенного человека становится понятнее, ближе и роднее. Война воспринимается не только как подвиг, геройство, но и как проверка на  человечность. Книги о войне несут огромный воспитательно­патриотический  заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня,  прежде всего  проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.   Иначе взглянуть на ветеранов войны, на своих бабушек и дедушек побудил  урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Б.П.  Екимова «Ночь  исцеления». В ходе подготовки к уроку  мои ученики написали сочинения и  оформили cтенгазету о родственниках­участниках Великой Отечественной  войны. С какой гордостью дети рассказывали о своих близких! (Видео)              И снова мы говорим об эгоизме, гуманности, милосердии…(Видео)                 Развивая творческие способности учащихся, предлагаю домыслить, сочинить  монолог главного героя, подростка Гриши, сидящего возле болеющей  бабушки.( Видео). Кадры военной хроники, использованной на уроке, анализ  взаимоотношений героев рассказа, строки из стихотворения А.Дементьева  «Как важно вовремя успеть» в сопровождении презентации  не оставили  равнодушными никого. По признаниям некоторых  детей, в ближайший после  урока выходной они с родителями навестили своих бабушек и дедушек. А это  уже здорово!   На своих уроках, учитывая индивидуальные интересы каждого ребёнка,  предлагаю желающим нарисовать иллюстрации к прочитанному тексту или  подобрать музыкальное сопровождение, передающее настроение после чтения художественного произведения, ученики по­своему интерпретируют  произведение, выражая своё эмоциональное отношение к нему.    Выразительное чтение и анализ прочитанного считаю одним из самых  полезных видов работы на уроке. Вдумчивое чтение, передающее настроение  героя и его чувства помогают ребёнку понять внутренний мир героя,  соотнести его поступки со своим мироощущением.     Основы нравственного воспитания закладываются в семье, поэтому я  считаю очень важной работу с семьёй. Работая над глубоким нравственным  смыслом сказок, провожу конкурс инсценированных сказок, свои актёрские  способности проявляют и дети, и их родители.  Патриотическому воспитанию способствуют внеклассные занятия о  литературе Вятского края и участие в конкурсе книголюбов­краеведов.  (фото).    Часто практикую на своих уроках сочинение­миниатюры,  сочинения­ рассуждения о нравственных понятиях: совесть, милосердие, доброта, благородство. Значение приёмов нравственной активизации личности, в  основе которых лежит запись своих мыслей велико. Как бы хороши ни были  коллективные, совместные виды ценностно­ориентирующей деятельности,  основным условием нравственного развития личности является погружение  человека в  свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта,  пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутреннего  состояния. Также использую приём незаконченное предложение, чтобы  ученик попробовал проецировать на поведение другого человека свой способ  действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации. Например,  В  классе был мальчик, которого почему­то не любили, мне…    Если б я была Настей, дочерью Катерины Петровны, то я бы…      Написание письма самому себе, герою или автору произведения, значимому  для подростка, создаёт ситуацию сомораскрытия, внутреннего очищения,  которая ведёт к изменению нравственного сознания личности.   Сложно говорить о результативности моей работы по воспитанию учащихся  средствами уроков литературы и русского языка, потому что невозможно  измерить приборами чуткость души и сосчитать количество милосердия, но  всё же приятно отметить, что мои ученики могут оценить поступки героев  литературных произведений и одноклассников, умеют рассуждать. Я надеюсь, что уроки доброты, милосердия запомнятся моим ученикам, как и то, что не  только слова должны быть добрыми, но и поступки.

Патриотическое воспитание учащихся через систему работы по краеведению во внеклассной работе

Патриотическое воспитание учащихся через систему работы по краеведению во внеклассной работе

Патриотическое воспитание учащихся через систему работы по краеведению во внеклассной работе

Патриотическое воспитание учащихся через систему работы по краеведению во внеклассной работе

Патриотическое воспитание учащихся через систему работы по краеведению во внеклассной работе

Патриотическое воспитание учащихся через систему работы по краеведению во внеклассной работе

Патриотическое воспитание учащихся через систему работы по краеведению во внеклассной работе

Патриотическое воспитание учащихся через систему работы по краеведению во внеклассной работе

Патриотическое воспитание учащихся через систему работы по краеведению во внеклассной работе

Патриотическое воспитание учащихся через систему работы по краеведению во внеклассной работе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017