Школьная библиотека в патриотическом воспитании школьников.
«К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно заботливо воспитывать».
Лихачев Дмитрий Сергеевич.
Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм - это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями». Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.
Наша библиотека, как накопитель исторической памяти, выступает информационным проводником между поколениями, остается достойным хранителем патриотических традиций. Перед школьной библиотекой стоит нелёгкая задача – развитие у подрастающего поколения через книгу высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству.
Эффективность работы библиотеки по формированию патриотизма зависит от форм и методов работы с читателями. Которые разделяются на три группы - это индивидуальные, групповые и массовые.
В воспитании патриотических чувств я учитываю индивидуальные психологические особенности детей разных возрастных групп. В работе с младшими школьниками главным считаю эмоциональное воздействие на ребенка (игры-викторины, путешествия, беседы), а с подростками – формирование понятий и представлений о патриотизме, осмысление человеческих ценностей и идей (круглые столы, часы общения).
Патриотическое воспитание ведется по нескольким направлениям:
Историко-патриотическое воспитание, его цель пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн. («Пионеры - герои в годы Великой Отечественной Войны»- урок памяти; Книжная выставка «Читаем книги о войне»; «Живая классика» — рассказываем прозу о войне.)
Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популярность героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. («Отечества славные сыны» - книжная выставка; «Место подвига - Беслан» — час памяти и др.)
Военно-патриотическое Цель: воспитание патриотических чувств школьников через изучение военной истории России, Дней воинской славы, подвигов советских воинов, боевых и трудовых подвигов жителей в годы Великой Отечественной войны. «Вспоминая минувшие дни….» -9 мая встреча с ветеранами В О войны и тружениками тыла. конкурс рисунков « Война глазами детей», уроки мужества« Решающие битвы в Великой Отечественной войне».
С ребятами начальных классов, делаем книжки – малышки и выставляем на книжную полку для учащихся других классов.
Все формы использованные в работе школьной библиотеки по воспитанию патриотизма формирует у учащихся интерес к чтению и повышает интеллект. Воспитательное значение книги трудно переоценить. Ведь именно в детском, подростковом возрасте, когда человек восприимчив и к хорошему, и к плохому, появляется у него сильное подсознательное желание иметь идеал, которому хотелось бы подражать. Умно и тактично мы должны помочь нашим читателям осознать то, что в крови у каждого человека – любовь к Родине. Ведь только истинный патриотизм может быть интернациональным, ибо без любви к отчему краю, к родному народу, к его истории, культуре и языку нет и не может быть чувства уважения и дружбы к другим народам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.