Шуме́ры
Самоназвание: «черноголовые» (шум. sag-gig-ga)
Древнее население Южной Месопотамии (современный Ирак), говорившее на шумерском языке.
4 – 3 тыс.до н.э.
С ними традиционно связывается возникновение цивилизации, появление письменности, первых городов и государств Древней Месопотамии.
Шумерская цивилизация
То, что шумеры существовали, было установлено в середине XIX века в процессе исследования вавилоно-ассирийской клинописи. Внимание исследователей привлекали странные, нечитаемые места в вавилоно-ассирийских текстах, которые некоторые исследователи считали жреческой тайнописью.
Шумерскую цивилизацию называют первой цивилизацией в истории человечества.
Традиционно с шумерами связывается изобретение письменности, колеса, гончарного круга, первых городов, древнейших научных знаний и традиций (деление круга на 360 градусов, созвездий зодиака и т. д.), а также ряда расхожих мифологических сюжетов (включая библейский миф о Потопе).
Современные исследования Ветхового Завета (часть Библии) отмечают неоригинальность многих сюжетных линий, которые отчетливо отсылают нас к перипетиям шумерских преданий о Гильгамеше. Легенды о Гильгамеше изложены клинописью на глиняных табличках, найденных в Древнем Шумере.
Согласно шумерским легендам боги создали человечество из глины по своему подобию, не наделив его лишь бессмертием. Назначение людей состояло в служении богам. Прародиной человечества (и шумеров в частности) назван блаженная страна Дельмун где-то далеко на юге, за морем. Жители той страны не знают смерти, болезней и старости. Даже животные там не нападают друг на друга. Мифологический Дильмун обладал чертами Рая (прообраз библейского Эдема).
В то же время в источниках известен реальный Дильмун — страна на островах Бахрейнского архипелага. Прибыв с Дильмуна, человечество расселилось в Месопотамии, где вело полудикий образ жизни.
Наставником людей, приобщившим их к основам цивилизации, стал бог Энки — владыка подземных вод.
Древний Египет
С точки зрения исследователей античной системе образования предшествовала и питала ее древневосточная культура. Так исследователь А. Марру (История воспитания в античности (Греция) / Перевод с французского А. И. Любжина, М. А. Сокольской, А. В. Пахомовой. — М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1998.) пишет, что «история античного образования отражает постепенный переход благородных воинов к культуре писцов».
В Древнем Египте, исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что образование писцов имело высокие цели и претендовало на «полное воспитание характера и души, каковое по праву может быть названо мудростью». Об этом свидетельствуют многочисленный тексты в жанре поучений.
Хотя археологи при раскопках не обнаружили ни одного школьного здания, известны фрески и скульптурные изображения учащихся за столами. Исходя из полученных учеными данных до 4х лет дети в Древнем Египте обучались дома. Затем дети посещали общую школу. В 7-16 лет наступает следующий этап обучения разным специальностям: ремесленники и художники обучались у мастеров, писцы избирали специальность врача, юриста, жреца, чиновника. Дети простых египтян заканчивали учебы в 10 лет и работали в поле, помогая семьям и родителям.
В школе дети изучали каллиграфию, чтение, математику (счет, астрономия, геометрия), историю, этикет, гимнастику, а также медицину и музыку. Дети заучивали наизусть, переписывали назидательные тексты, гимны, документы, постепенно привыкая выбирать нужные обороты речи, правильно и образно выражать свои мысли. Перед началом переписываемого отрывка обычно ставились число, месяц и день урока. Дисциплина и послушание прививались через физические наказания розгами, «ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют» (из Папируса Ани (писца), ок. 1250 г. до н. э.). По окончании обучения ученики сдавали экзамены.
Бактрия. Статуэтки богинь
Найдены на территории нынешнего Афганистана.
Относятся к эпохе Бактрийско-Маргианской цивилизации, которая существовала на территории современных восточного Туркменистана, южного Узбекистана, северного Афганистана и западного Таджикистана с XXIII по XVIII вв. до н. э. — в одно время с индской цивилизацией в Пакистане и Древне вавилонским царством в Междуречье.
Древняя Средняя Азия
На территории Узбекистана во 2 тыс. до н.э. возникает протогородскаях цивилизаций с развитым уровнем художественного ремесла, культур степного круга. Керамика, ювелирные украшения с символико-знаковой орнаментацией отражают древние религиозно-культовые представления народов, проживающих на этой территории.
К концу 2 тыс. до н.э. - в первой половине 1 тыс. до н.э. на территории современного Узбекистана складываются три историко-культурных региона: Бактрия, Согд(иана) и Хорезм. В них наблюдаются взаимодействие культурных традиций кочевых племен и населения земледельческих оазисов.
Около 2-2,5 тыс. и более лет тому назад образовались города Самарканд, Мерв, Хива, Бухара.
В регионе появляются зачатки земледельческой культуры - возделываются злаковые. Затем возникает искусственное орошение, зарождается хлопководство, шелководство. Развивается ирригационная техника, прокладывалась оросительная система. В это же время сложилось литературное и фольклорное творчество народов Центральной Азии. В Центральную Азию проникает арамейский алфавит, создаётся письменность хорезмийцев и согдийцев.
в 1-м тысячелетии до н.э. территорию нынешней Центральной Азии населяли народы, именуемые у греческих историков скифами.
Начиная с VI века до н.э. на территории нынешнего Узбекистана возникает Зороастризм. Одной из самых древних памятников, найденных на территории нынешнего Узбекистана является АВЕСТА - собрание священных книг зороастризма. Среди книг Авесты выделяются сочинения Заратуштры/Заратустры. Его учение обогатило Грецию примерно за четыре века до того, как было принято учение Христа. Заратуштру знал уже Платон.
Завоевательные походы Александра Македонского (334-326 гг. до н.э.), положившие конец существованию Ахаменидской державы, ознаменовали наступление нового периода в истории культуры и искусства Центральной Азии - эллинизированного. Наиболее распространенными и типичными видами искусства в период античности становятся архитектура, скульптура, настенная фигуративная живопись.
Античное образование
В античной культуре имелось устойчивое представление, что достойной свободного гражданина является лишь та деятельность, которая основана на духовных способностях и не служит целям заработка. Архаический идеал воина-аристократа культивировался в Спарте вплоть до V века до н.э. Получаемое в этом полисе образование было преимущественно военным.
В Афинах существовала иная, музыкально-гимнастическая система. Эта система долгое время обслуживала только аристократический слой. Со временем, благодаря деятельности ученых того времени – софистов – интеллектуальное образование распространялось все шире и становилось доступным не только детям аристократов.
Элементарное обучение прививало навыки письма, чтения и счета параллельно с занятиями гимнастикой и музыкой.
Среднее образование, начиная с эпохи Эллинизма, приобреталось в гимнасиях. Гимнасии на тот момент представляли собой публичные заведения с твердым/устоявшимся распорядком. На этом этапе изучались грамматика, риторика и математика. Спортивные и музыкальные занятия тоже проводились, но на более высоком уровне.
Высшее образование рассматривалось как кульминация обучения и целью его было формирование философа и ритора.
Греческая модель образования со II века до н.э. стала утверждаться в Римской империи и к началу нашей эры окончательно оформилась в латинском мире.
По мнению передовых мыслителей того времени гражданин (свободный житель) Республики (Рим) должен быть во время войны воином, а во время мира – достойным земледельцем. Такой гражданин должен был владеть знаниями военного искусства, агрономии, врачевания и красноречия. Когда Римская республика стала империей, на первое место выдвинулись юридические науки. Изучение и литературы (латинской и греческой) велось параллельно изучению истории, которая считалась частью красноречия. Образованный человек также должен был владеть фехтованием, верховой ездой и плаванием.
Римские граждане завершали свое высшее образование (при желании) в крупнейших греческих интеллектуальных центрах, особенно в Афинах и Александрии.
Образование в Византии
В Византийской империи высокого уровня развития достигли домашние формы воспитания и обучения детей и молодежи, характерные еще для греко-римского мира.
Высокая культура домашнего воспитания - характерная черта византийской жизни. Конечно, о воспитании детей особенно заботились в семьях с высоким социальным статусом, но и в семьях ремесленников дети обучались письму и чтению, если грамотными были их родители. В знатных семьях мальчика 5-7 лет отдавали в руки наставника-педагога, в обязанности которого входило наблюдать за играми ребенка и учить его грамоте.
Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой. В Византии не существовало социальных ограничений на получение образования, и школы могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.
На первой ступени обучения - в школах грамоты - дети получали элементарное образование. Число таких школ могло сокращаться или увеличиваться, но сеть их была более широкой, чем в Западной Европе. Курс обучения длился 2-3 года, а дети начинали учиться с 5-7 летнего возраста.
Византийская школа грамоты являлась продолжением эллинистической элементарной школы. Произошли некоторые изменения в средствах обучения: свитки были заменены тетрадями; пергамент и папирус с 11 века вытесняется бумагой; палочка-стиль сменилась птичьим пером.
Элементарные школы для большинства детей были первой и последней ступенью организованного обучения. Были и такие начальные школы, где учились исключительно по библейским книгам и сочинениям христианских писателей.
В 425 году в Константинополе была организована высшая школа «Аудиториум». 30 преподавателей вели обучение как на греческом так и на латинском языке. С 7-8 веков языком всего образования стал греческий.
Средневековые школы Европы
Суровая дисциплина
Телесные наказания
Церковные школы: монастырские (7-10 лет), епископальные (более высокий уровень обучения – помимо счета, чтения, письма, изучались грамматика, риторика, диалектика (три предмета), иногда еще и арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четыре предмета), приходские (самые распространённые и непритязательные – священник за небольшую плату обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению).
Цеховые – для детей ремесленников (чтение, письмо, счет элементы геометрии и естествознания). Обучение велось на латинском и родном языках
Гильдейские – те же предметы но для детей состоятельных купцов.
В конце XII – начале XIII вв. в Европе появились первые университеты (от латинского целостность, что означало корпорацию педагогов и студентов). Первые университеты включали юридический, медицинский, богословский, философский факультеты. Был еще подготовительный, где изучались семь свободных искусств. Этот факультет назывался артистическим, поскольку на латыни «искусство» – «артес». Преподавание велось на латинском языке.
Для женского населения обучение было домашним.
Ян Амос Коменский
Чешский педагог-гуманист, основоположник педагогики как самостоятельной дисциплины, популяризатор классно-урочной системы обучения
1592-1670
Иоганн Генрих Песталоцци
Швейцарский педагог-гуманист
1746 – 1827
Разработал теорию элементарного природосообразного воспитания
Первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития интеллектуальных, физических и нравственных задатков человеческой личности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.