Результаты диагностики личностной готовности к обучению
учащихся 1
(сентябрь – октябрь 2019 г.)
№ п/п |
ФИО |
Самоопределение |
Смысло- образование |
Нравственно – этическая ориентация |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
||
1 |
… |
1 |
$ |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
… |
2 |
# |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
… |
1 |
# |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
4 |
… |
2 |
# |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
5 |
… |
1 |
# |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
6 |
… |
2 |
N |
2 |
2 |
4 |
2 |
1 |
3 |
7 |
… |
1 |
N |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
8 |
… |
1 |
# |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
9 |
… |
2 |
N |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
2 |
10 |
… |
1 |
N |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
11 |
… |
0 |
# |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
12 |
… |
1 |
# |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
13 |
… |
3 |
# |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
2 |
14 |
… |
3 |
N |
1 |
2 |
5 |
2 |
1 |
3 |
15 |
… |
1 |
# |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
16 |
… |
3 |
N |
3 |
2 |
5 |
2 |
1 |
3 |
17 |
… |
1 |
# |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
18 |
… |
1 |
# |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
19 |
… |
3 |
# |
2 |
2 |
5 |
2 |
1 |
3 |
20 |
… |
2 |
# |
2 |
2 |
4 |
2 |
1 |
3 |
21 |
… |
1 |
# |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
22 |
… |
2 |
# |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
2 |
23 |
… |
1 |
# |
0 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
24 |
… |
1 |
# |
2 |
1 |
4 |
2 |
1 |
2 |
25 |
… |
2 |
# |
1 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
26 |
… |
3 |
N |
3 |
2 |
5 |
2 |
1 |
3 |
27 |
… |
2 |
# |
0 |
2 |
4 |
1 |
1 |
2 |
28 |
… |
1 |
# |
0 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Самоопределение
А. Уровень сформированности внутренней позиции школьника:
0 уровень – отрицательное отношение к школе и пребыванию в ней (3,6 % – 1 ч)
1 уровень – положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на
содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной
ориентации) – ребёнок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного
образа жизни (50 % – 14 ч)
2 уровень – ориентация на содержательные моменты школьной действительности
и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных
аспектов школьного образа жизни, а не учебных (28,4 % – 8 ч)
3 уровень – ориентация на социальные и собственно учебные аспекты школьной
жизни (18 % – 5 ч)
Б. Уровень сформированности самооценки:
заниженная самооценка – 3,6 % (1 ч)
адекватная самооценка – 25 % (7 ч)
завышенная самооценка – 71,4 % (20 ч)
В. Уровень развития рефлексивной оценки атрибуции успеха/неуспеха в деятельности:
0 уровень – низкая рефлексия – некритичная оценка своей деятельности
(43 % – 12 ч)
1 уровень – «способности, везение» – ребёнок ссылается на способности,
везение (32 % – 9 ч)
2 уровень – «объективная трудность задачи» – ссылается на объективную
трудность (18 % – 5 ч)
3 уровень – «усилия» – ссылается на недостаточность собственных усилий
(7 % – 2 ч)
Смыслообразование
Г. Уровень развития познавательного интереса и инициативы:
1 уровень – низкий – интереса к чтению сказки не проявляют, вопросов
не задают (72 % – 20 ч)
2 уровень – средний – проявляют интерес к сказке, но сами инициативы
не проявляет, после дополнительного вопроса взрослого
спрашивают, чем закончилась сказка и с интересом выслушивает
развязку (28 % – 8 ч)
Д. Уровень сформированности школьной мотивации:
1 уровень – негативное отношение к школе (3,6 % – 1 ч)
2 уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно,
предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются
посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения
в учебной деятельности (7 % – 2 ч)
3 уровень – положительное отношение к школе, но их школа привлекает больше
внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют
себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями,
с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,
ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей
степени и учебный процесс их мало привлекает (47 % – 13 ч)
4 уровень – хорошая школьная мотивация (28,4 % – 8 ч)
5 уровень – высокая школьная мотивация (14 % – 4 ч)
Нравственно – этическая ориентация
Е. Ориентация на моральное содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения:
1 уровень – 57 % (16 ч.) – норма справедливого распределения не усвоена полностью или частично, отсутствует ориентация на моральное содержание ситуации;
2 уровень – 43 % (12 ч.) – выделяют норму справедливого распределения и форму-лируют ее, как правило, которому необходимо следовать всем («нужно делиться с другими», «должно всем достаться поровну»)
Ж. Ориентация на моральное содержание ситуации и усвоения нормы взаимопомощи:
1 уровень – 93% (28 ч.) – не выделяют морального содержания рассказа ответа. Ориентировка на связь эмоций и невыполненного поручения отсутствует, хотя и принимают установку на просоциальное поведение – указание на неправильное поведение героя, ориентированы на норму взаимопомощи.
2 уровень – 7% (2 ч.) - выделяют моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев. Указывают на невыполненную просьбу матери («ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал»). Ориентировка на связь эмоций и невыполненной просьбы.
З. Ориентация на мотивы поступков героев (уровня моральной децентрации):
1 уровень – 14 % (4 ч.) – Отсутствует ориентация на обстоятельства проступка. Следует наказать обоих. («Оба виноваты, поступили оба плохо»).
2 уровень – 57 % (16 ч.) – Ориентация на объективные последствия поступка. Следует наказать Сережу («Сережа виноват больше, он разбил больше (много) чашек»).
3 уровень – 29 % (8 ч.) – Ориентация на мотивы поступка («Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя удовлетворить свои желания»).
Выводы
1) У 18% учащихся сформирована внутренняя позиция школьника. У этих детей положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы они продолжают стремиться к занятиям школьного содержания. Они проявляют особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа. Такие дети предпочитают классные коллективные занятия индивидуальным занятиям дома и социальный способ оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).
2) 25% учащихся имеет адекватную самооценку своих способностей.
3) Рефлексивная оценка атрибуции успеха/неуспеха в деятельности развита у 7 % учащихся. Эти дети считают, что их неуспех в какой-либо деятельности связан с недостаточностью собственных усилий. При этом 93% учащихся не могут критический оценить свою деятельность или приписывают неуспех внешним обстоятельствам. Это вполне закономерно так, как рефлексивная оценка собственной деятельности у учащихся 1-х классов ещё находится в стадии становления.
4) Познавательные интересы у 28% учащихся развиты на среднем уровне, но инициативность ещё проявляется недостаточно.
5) У 42,4% учащихся имеют высокий или хороший уровень развития учебной мотивации. Из них 14% отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. А 28,4% учащихся успешно справляются с учебной деятельностью.
6) 43% первоклассников осознанно ориентированы на норму справедливого распределения и поиск способов её реализации. 7% усвоили нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.
7) В целом, по результатам исследования только 5 учащихся (18 %) продемонстрировали личностную готовность к обучению в школе. Их характеризует зрелая мотивация учения, сформированность внутренней позиции школьника, ориентированность на моральные нормы и их выполнение. Остальные 82 % учащихся 1 «В» класса продемонстрировали недостаточную личностную готовность к обучению в школе (незрелая мотивация учения, несформированность внутренней позиции школьника, слабая ориентация на моральные нормы и их выполнение), что позволяет делать неблагоприятный прогноз адаптации к школе.
Рекомендации
1. Формировать внутреннюю позицию школьника и развивать учебную мотивацию через развитие учебно – познавательного интереса, эмоциональной привлекательности учения, школьно – учебной действительности, умения задавать вопросы.
2. Формировать моральные мотивы (чувство долга и ответственность) через развитие произвольности поведения и деятельности в целом.
3. Формировать адекватную самооценку через развитие рефлексивности, через обеспечение успешности детей в учёбе и адекватную систему оценивания учителем (включает адекватное описание степени достижения учащимися цели, допущенных ошибок, их причин, способы преодоления ошибок и затруднений), через ориентацию учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий, и поощрение усилий в преодолении трудностей.
4. Формировать нравственно – этическую ориентацию учащихся через развитие ориентации в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регулятора морального поведения, через освоение учащимися моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), развитие эмпатии, сопереживания, эмоционально – нравственной отзывчивости.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.