Педагогическая диагностика
1 класс
Мо с к ва
Из да тель ский центр
«Вен та наГраф» 2012
Со дер жа ние
Всту п ле ние............................................................................................................. 3
Ру ко во дство по про ве де нию пе да го ги че ской ди аг но сти ки 12
Ди аг но сти че ская ра бо та № 1
(на ча ло учеб но го го да) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Ди аг но сти че ская ра бо та № 2
(се ре ди на учеб но го го да) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Ма те ма ти ка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Рус ский язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Ди аг но сти че ская ра бо та № 3
(ко нец учеб но го го да) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Ма те ма ти ка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Рус ский язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Оце ни ва ние ди аг но сти че ских ра бот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Ди аг но сти че ская ра бо та № 1
(на ча ло учеб но го го да) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Ди аг но сти че ская ра бо та № 2
(се ре ди на учеб но го го да) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Ма те ма ти ка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Рус ский язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Ди аг но сти че ская ра бо та № 3
(ко нец учеб но го го да) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Ма те ма ти ка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Рус ский язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Пе ред ва ми ма те риа лы для про ве де ния пе да го ги че ской ди аг но сти ки пер во класс ни ков. В пе ри од пе ре хо да с од но го стан дар та на дру гой осо бен но ак ту аль ным ста но вит ся во прос о том, как ор га ни зо вать про цесс обу че ния в со от вет ст вии с идео ло ги ей но во го стан дар та, что нуж но из ме нить в ра бо те учи те ля, что бы уче ни ки клас са ус пеш но вы пол ни ли те тре бо ва ния, ко то рые бу дут предъ яв ле ны к их под го тов ке по за вер ше нии обу че ния в на чаль ной шко ле. В со от вет ст вии с фе де раль ным го су дар ст вен ным об ра зо ва тель ным стан дар том на чаль но го об ще го об ра зо ва ния (2009 г.) в пе ри од обу че ния в на чаль ной шко ле осу ще ст в ля ет ся
форм ир ов а ние осн ов умен ия учитьс я и спос обн ос ти к орг ан из ац ии свое й деят ельн ос ти — умен ия прин и- мать, со хра нять це ли и сле до вать им в учеб ной деят ельн ос ти, план ир ов ать свою деят ельн ость, осущ ес тв - лять её конт роль и оценк у, взаим од ейс тв ов ать с пед аг о- гом и сверс тн ик ам и в учебн ом проц есс е.
Пред ме том ито го вой оцен ки вы пу ск ни ков на чаль ной шко лы ста но вит ся дос ти же ние не толь ко пред мет ных, но и, как под чёр ки ва ет ся в стан дар те, ме та пред мет ных ре зуль та тов, вклю чаю щих ос во ен ные уча щи ми ся уни вер саль ные учеб ные дей ст вия (по зна ва тель ные, ре гу ля тив ные и ком му ни ка тив ные), ко то рые обес пе чи ва ют ов ла де ние клю че вы ми ком пе тен ция ми, со став ляю щи ми ос но ву уме ния учить ся.
Всё это треб уе т серьё зн ых изм ен ен ий в конт рольн о-оцен оч- ной деят ельн ос ти пед аг ог а: сег од ня учит ель долж ен пон ять, что, во-перв ых, нельз я осущ ес тв л ять пров ерк у тольк о предм етн ых знан ий, умен ий и нав ык ов и, во-втор ых, оценк у степ ен и овл ад ен ия уни вер саль ны ми учеб ны ми дей ст вия ми не об хо ди мо про во дить в проц есс е всег о пер иод а обуч ен ия школьн ик а. След ов ат ельн о, акт уа льн ой стан ов итс я разр аб отк а нов ых мет од ов и форм тек ущ ег о конт рол я и оцен ив ан ия, кот ор ые учит ель мож ет исп ольз ов ать для пос тоя нн ог о конт рол я усп ешн ос ти обуч ен ия свои х учен ик ов, овл а- ден ия ими унив ерс альн ым и учебн ым и дейс тв иям и как осн ов ой умен ия учитьс я.
В сис те ме учеб ни ков «На чаль ная шко ла ХХI ве ка» в ка че ст ве та кой но вой фор мы кон тро ля пред ла га ет ся ре гу ляр но про во ди мая учи те лем пе да го ги че ская ди аг но сти ка.
В больш ей степ ен и пед аг ог ич ес кая диа гн ос тик а нап равл ен а на оценк у след ующ их мет ап редм етн ых рез ульт ат ов осв оен ия осн овн ой обр аз ов ат ельн ой прог рамм ы нач альн ог о общ ег о обр аз о- ван ия:
— ов ла де ние спо соб но стью при ни мать и со хра нять це ли и за да чи учеб ной дея тель но сти; по иск средств её осу ще ст в ле ния;
— ос вое ние спо со бов ре ше ния про блем твор че ско го и по ис ко во го ха рак те ра;
— уме ние пла ни ро вать, кон тро ли ро вать и оце ни вать учеб ные дей ст вия в со от вет ст вии с по став лен ной зад ач ей и усл ов иям и её реал из ац ии; опр ед ел ять наиб ол ее эфф ект ивн ые спос об ы дост иж ен ия ре зуль та та;
— уме ние по ни мать при чи ны ус пе ха/не ус пе ха учеб ной дея тель но сти;
— ов ла де ние ло ги че ски ми дей ст вия ми срав не ния, ана ли за, син те за, обоб ще ния, клас си фи ка ции по ро дови до вым при зна кам, ус та нов ле ния ана ло гий и при чин но-след ст вен ных свя зей, по строе ния рас су ж де ний, от не се ния к из вест ным по ня ти ям.
Раз ра бо тан ная в рам ках сис те мы учеб ни ков «На чаль ная шко ла ХХI ве ка» пе да го ги че ская ди аг но сти ка стро ит ся на ма те риа ле двух ос нов ных учеб ных пред ме тов: рус ско го язы ка и ма те ма ти ки — и в ка че ст ве ос нов ной це ли ста вит не толь ко про вер ку ус вое ния оп ре де лён но го объ ё ма зна ний по этим пред ме там, но и пре ж де все го вы яс не ние уров ня сфор ми ро ван но сти ком по нен тов учеб ной дея тель но сти. Сфор ми ро ван ность учеб ной дея тель но сти школь ни ков пред по ла га ет са мо стоя тель ную по ста нов ку учеб ных за дач, со пос тав ле ние раз ных спо со бов учеб ных дей ст вий и вы бор наи бо лее аде к ват но го из них, вла де ние раз ны ми ви да ми са мо кон тро ля. Ес- те ст вен но, да же к кон цу обу че ния в на чаль ной шко ле труд но ожи дать сфор ми ро ван но сти у млад ше го школь ни ка пол но цен ной учеб ной дея тель но сти: её фор ми ро ва ние бу дет про дол жать ся в хо де
даль ней ше го обу че ния. Но свое вре мен ная оцен ка ус пеш но сти ов ла де ния учеб ной дея тель но стью по зво ля ет вы явить труд но сти это го про цес са, ус та но вить их при чи ны и свое вре мен но вне сти кор рек ти вы, что обес пе чит дос ти же ние уча щи ми ся уров ня под го тов ки, оп ре де лён но го но вым стан дар том.
В чём про яв ля ет ся осо бое зна че ние пе да го ги че ской ди аг но сти ки в по вы ше нии ка че ст ва на чаль но го об ра зо ва ния? Её ре зуль та ты по зво ля ют учи те лю:
— вы яс нить, как у уче ни ков клас са идёт фор ми ро ва ние учеб ной дея тель но сти, как из ме ня ет ся уро вень ов ла де ния от дель ны ми её ком по нен та ми, в том чис ле про сле дить за уров нем сфор ми ро ван но сти са мо кон тро ля и са мо оцен ки;
— вы явить спо со бы ра бо ты, ко то ры ми ов ла де ли уче ни ки;
— об ра тить вни ма ние на ре зуль та ты вы пол не ния спе ци аль ных за да ний, вы яс няю щих уро вень са мо стоя тель но сти уча щих ся.
Имен но этим пе да го ги че ская ди аг но сти ка су ще ст вен но от ли ча ет ся от обыч ных кон троль ных ра бот, тес то вых за да ний, вы яс няю щих лишь полн от у и прочн ость пол уч енн ых знан ий и умен ий уча щих ся, т. е. их пред мет ную под го тов ку. Про во дя пе да го ги че скую ди аг но сти ку, учи тель по лу ча ет до пол ни тель ный ма те ри ал для пол ной объ ек тив ной оцен ки учеб ных воз мож но стей ре бён ка, мо жет про сле дить за ка че ст вен ны ми из ме не ния ми, ко то рые про ис хо дят с уче ни ком в ре зуль та те обу че ния. Это не воз мож но сде лать, ис поль зуя толь ко при выч ные ме то ды оцен ки зна ний и уме ний уча щих ся.
При оце ни ва нии вы пол не ния за да ний в пе да го ги че ской ди аг но сти ке ис поль зу ет ся не две оцен ки (вер но/не вер но), а че ты ре — от 0 до 3 бал лов. При этом толь ко 0 бал лов сви де тель ст ву ет о пол ном не вы пол не нии за да ния. Лю бой вы бор од но го из пред ло жен ных ва ри ан тов от ве та име ет ка че ст вен ную ха рак те ри сти ку и точ но ука зы ва ет, в чём оши боч ность рас су ж де ний уче ни ка.
Срав не ние по лу чен ных ре зуль та тов ре гу ляр но про во ди мых ди аг но сти че ских ра бот по ка зы ва ет, на сколь ко проч но вла де ют уче ни ки из вест ны ми им спо со ба ми ра бо ты, как удер жи ва ют по став лен ную учеб ную за да чу. Важ но по сто ян но фик си ро вать, ка кие из ме не ния про ис хо дят с ре бён ком в про цес се обу че ния, как из ме ня ет ся по ни ма ние им учеб ных тре бо ва ний, в ка кой по мо щи учи те ля он ну ж да ет ся. На этой ос но ве учи тель смо жет бо лее эф фек тив но осу ще ст в лять диф фе рен циа цию и ин ди ви дуа ли за цию обу че ния.
Вы пол не ние за да ний пе да го ги че ской ди аг но сти ки тре бу ет от уча щих ся по ни ма ния смыс ла не стан дарт но го за да ния, са мо стоя тель но го на хо ж де ния но во го спо со ба дей ст вия, уме ния са мо стоя тель но ото брать не об хо ди мые спо со бы дей ст вия, вы пол няя при этом мыс ли тель ные опе ра ции ана ли за, син те за, срав не ния, обоб ще ния.
Лю бой пе да гог зна ет, что ус вое ние зна ний про хо дит не сколь ко эта пов: от пер вич но го ос мыс ле ния и бу к валь но го вос про из ве де ния к по ни ма нию, а за тем и к при ме не нию зна ний в зна ко мых и но вых ус лов иях. По нят но, что ес ли уче ник ос та ёт ся на пер вом, ре про дук тив ном эта пе, то роль ус во ен ных зна ний для раз ви тия не ве ли ка. За да чей ди аг но сти ки и яв ля ет ся оп ре де ле ние то го, на ка ком уров не — ре про дук тив ном или про дук тив ном — ус вое ны те или иные зна ния. Ес ли уче ник дей ст ву ет толь ко по об раз цу или по ин ст рук ции, то не сто ит ожи дать сколь ко-ни будь серь ёз ных из ме не ний в раз ви тии его мыш ле ния, во об ра же ния, твор че ст ва. О про дук тив ном уров не ус вое ния мож но го во рить, ес ли уче ник уме ет са мо стоя тель но осу ще ст в лять по иск ре ше ния, при ме нять не стан дарт ный спо соб дей ст вия. Вы пол не ние та ких за да ний в ди аг но сти че ской ра бо те по зво ля ет су дить о гиб ко сти мыш ле ния уча щих ся, его шаб лон но сти или ори ги наль но сти.
Кон ечн о, всё зав ис ит от раб от ы учит ел я: диа гн ос тик а лишь предл аг ае т особ ый спос об пров ерк и рез ульт ат ов обуч ен ия, а след о- ват ельн о, на осн ов е этог о и возм ожн ость сов ерш енс тв ов ан ия проц есс а обуч ен ия, кот ор ая поз вол яе т учит ел ю не прос то дать дет ям опр ед ел ённ ые знан ия, но приу чить их дум ать, сом нев атьс я, расс у- жд ать.
Об ра тим вни ма ние на ещё од но по ло же ние стан дар та, а имен но на од ну из ха рак те ри стик порт ре та вы пу ск ни ка на чаль ной шко лы:
вла дею щий ос но ва ми уме ния учить ся, спо соб ный к ор га ни за ции соб ст вен ной дея тель но сти.
По нят но, что этот обоб щён ный ре зуль тат кон кре ти зи ру ет ся в та ком ме та пред мет ном ре зуль та те, как форм ир ов ан ие умен ия план ир ов ать, конт рол ир ов ать и оцен ив ать учебн ые дейс тв ия в соо тв етс тв ии с по став лен ной за да чей и ус ло вия ми её реа ли за ции; оп ре дел ять наиб ол ее эфф ект ивн ые спос об ы дост иж ен ия рез ульт ат а.
Как в про цес се обу че ния идёт фор ми ро ва ние дан но го уни вер саль но го учеб но го дей ст вия, так же мо жет по ка зать пе да го ги че ская ди аг но сти ка. Она по зво ля ет оп ре де лить, на сколь ко сфор ми ро ван этот ком по нент учеб ной дея тель но сти: как уче ник вы пол ня ет учеб ные дей ст вия, как уме ет за да вать во про сы са мо му се бе в хо де вы пол не ния то го или ино го за да ния, как про ве ря ет и обос но вы ва ет ка ж дый вы пол няе мый шаг ре ше ния, как вы би ра ет из тек ста дан ные, не об хо ди мые для вы пол не ния за да ния, как уме ет объ яс нить, на ка ком ос но ва нии вы пол не но то или иное дей ст вие, как по ни ма ет кон крет ный смысл вы пол нен ных дей ст вий.
Ди аг но сти че ские ра бо ты по зво ля ют оп ре де лить, уме ет ли уче ник пла ни ро вать от дель ные дейс твия до на ча ла ра бо ты (пла ни рую щий са моко нтроль), про ве рять се бя в се ре ди не и в проце ссе ра бо ты (по ша го вый са мо кон троль), про ве рять се бя по сле окон ча ния ра бо ты (итог овый са мо кон троль).
Дей ст вие са мо кон тро ля за клю ча ет ся в том, что оно со вер ша ет ся как свое об раз ный по иск, оп ро бо ва ние не ко то рых воз мож ных ва ри ан тов, как по иск и со пос тав ле ние (срав не ние и по сте пен ное от бра сы ва ние) раз ных спо со бов дей ст вия. Как ой бы из спос об ов ре ше ния уче ник ни вы брал, ему не об хо ди мо по сто ян ное вы пол не ние кон троль но-оце ноч ных дей ст вий.
В пед аг ог ич ес кой диа гн ос тик е с каж д ым год ом всё чащ е встре ча ют ся за да ния, имею щие не сколь ко ва ри ан тов пра виль но го ре ше ния. По это му в том слу чае, ко гда уче ник на хо дит все правильные ва ри ан ты, вы пол не ние за да ния оце ни ва ется выс шим бал лом; ес ли най ден один из вер ных ва ри ан тов, уче ник по лу ча ет два бал ла из трёх возм ожн ых. Осо бен ность ди аг но сти че ской ра бо ты и сос тои т в том, чтоб ы не тольк о пров ер ить, вып олн ен о или не вы пол не но за да ние, но и вы яс нить, в чём при чи на не вы пол не ния или час тич но го вы пол не ния. Час то это сви де тель ст ву ет о не дос та точ ной сте пе ни сфор ми ро ван но сти са мо кон тро ля: уче ник ог ра ни чи ва ет ся на хо ж де ни ем од но го вер но го от ве та и не про ве ря ет иные воз мож ные ва ри ан ты ре ше ния.
Один из за яв лен ных в стан дар те ре зуль та тов —
ов ла де ние ло ги че ски ми дей ст вия ми срав не ния, ана ли за, син те за, обоб ще ния, клас си фи ка ции по ро дови до вым при зна кам, ус та нов ле ния ана ло гий и при чин но-след ст вен ных свя зей, по строе ния рас су ж де ний, от не се ния к из вест ным по ня ти ям.
Дос ти же ние это го ре зуль та та то же мож но про ве рить с по мо щью ди аг но сти ки. В ней до воль но мно го за да ний на прав ле но на вы яв ле ние уров ня ов ла де ния деть ми этими уни вер саль ными учеб ными дей ст ви ями. Для ус пеш но го вы пол не ния за да ний на обоб ще ние, вы яв ле ние об ще го су ще ст вен но го при зна ка уче ник дол жен пе ре брать не сколь ко воз мож ных ва ри ан тов осн ов ания для объ е ди не ния слов в груп пу, про ве рить, ка ким об щим при зна ком об ла да ет та или иная груп па слов. На при мер, в кон це 1 клас са в ди аг но сти че ской ра бо те по рус ско му язы ку уча щие ся вы пол ня ют следующее за да ние.
В ка ж дой груп пе най ди «лиш нее» сло во и под черк ни его.
1) твёр дый, мяг кий, удар ный, звон кий
2) за глав ная, пе чат ная, пись мен ная, во про си тель ная
3) точк а, воп рос ит ельн ый знак, зап ят ая, воск лиц ат ельн ый знак
Уче ник чи та ет ка ж дую груп пу слов, вы би ра ет из ка ж дой по три сло ва, ко то рые мо гут быть объ е ди не ны по об ще му для них при зна ку, а од но сло во, не со от вет ст вую щее этим тре бо ва ни ям, под чёр ки ва ет. В пер вой груп пе об щим при зна ком для объ е ди не ния яв ля ет ся то, что три сло ва представляют собой ха рак те ри сти ки со глас ных зву ков (твёр дый, мяг кий, звон кий), «лиш ним» сло вом ока зы ва ет ся слов о ударн ый (как ха рак те ри сти ка глас но го зву ка). За ме тим, что в ка ж дой груп пе ме ня ет ся при знак, по ко то ро му про ис хо дит вы бор «лиш не го» сло ва. Это даёт воз мож ность об на ру жить уме ние уче ни ка бы ст ро пе ре клю чить вни ма ние с од но го су ще ст вен но го при зна ка на дру гой, при ме няя зна ния то о зву ках рус ско го язы ка, то о бу к вах, то о зна ках пре пи на ния в кон це пред ло же ния. Ка ж дый раз уче ник дол жен, вы пол няя срав не ние слов, по сто ян но кон тро ли ро вать свои дейс тв ия.
Про ве де ние пе да го ги че ской ди аг но сти ки и её ана лиз — де ло, без ус лов но, дос та точ но тру до ём кое, но, ес ли учи тель за ду мы ва ет ся об эф фек тив но сти сво ей пе да го ги че ской дея тель но сти, хо чет дос тичь ре зуль та тов, оп ре де лён ных в но вом стан дар те на чаль но го об ра зо ва ния, сре ди ко то рых осо бое ме сто за ни ма ет фор ми ро ва ние уни вер саль ных учеб ных дей ст вий, пе да го ги че ская ди аг но сти ка ока зы ва ет по мощь, ко то рую труд но пе ре оце нить.
Пе да го ги че ская ди аг но сти ка про во дит ся три раза в год: на вто рой не де ле сен тяб ря, в де каб ре-ян ва ре и в ап ре ле, по это му в ком плек те вам пред ла га ют ся три ра бо ты. Об ра ти те вни ма ние на то, что вто рая и тре тья ра бо ты да ют ся в двух ва ри ан тах.
Осо бен но сти пе да го ги че ской ди аг но сти ки го тов но сти к школь но му обу че нию
Пед аг ог ич ес кая диа гн ос тик а как особ ая форм а конт рол я пред по ла га ет изу че ние ин ди ви ду аль ных осо бен но стей и воз мож но стей де тей на са мом пер вом эта пе школь но го обу че ния. Пер вое ди аг но сти че ское об сле до ва ние но сит ком плекс ный ха рак тер (со дер жит ма те ма ти че ские и лин гвис ти че ские за да ния), про во дит ся на вто рой не де ле сен тяб ря в це лях ус та нов ле ния уров ня го тов но сти пер во класс ни ка к школь но му обу че нию.
Ус пеш ное ов ла де ние чте ни ем и пись мом не воз мож но без срав ни тель но вы со ко го уров ня уст ной ре чи, раз ви тия слу хо-ре че вой па мя ти, сфор ми ро ван но сти пред по сы лок к ов ла де нию зву ко вым ана ли зом, раз ви тия ря да не ре че вых функ ций (зри тель но го и про стран ст вен но го вос при ятия, зри тель но-мо тор ной ко ор ди на ции, об щей и мел кой мо то ри ки), на гляд но-об раз но го мыш ле ния, на чал ло ги че ско го мыш ле ния, а так же оп ре де лён но го уров ня об ще го (дея тель но ст но го, лич но ст но го) раз ви тия ре бён ка.
Для ус пеш но го ов ла де ния про грам мой по ма те ма ти ке не об хо дим дос та точ но вы со кий уро вень раз ви тия зри тель но го и про стран ст вен но го вос при ятия, на гляд но-об раз но го мыш ле ния, ос нов ло ги че ско го мыш ле ния (в том чис ле опе ра ции клас си фи ка ции, на хо ж де ния при зна ка, по ко то ро му про из ве де на клас си фи ка ция), зри тель но-мо тор ных ко ор ди на ций, оп ре де лён ный уро вень до чи сло вых пред став ле ний.
Имен но по это му на ми бы ли вы де ле ны сле дую щие по ка за те ли пе да го ги че ской ди аг но сти ки го тов но сти к школь но му обу че нию: уро вень об ще го раз ви тия; сте пень раз ви тия не ре че вых функ ций, ле жа щих в ос но ве ов ла де ния гра мо той — ма те ма ти че ской и лин гвис ти че ской; на ли чие до чи сло вых пред став ле ний; уро вень раз ви тия ре чи.
По ре зуль та там пер вой ди аг но сти ки у вас поя вят ся дан ные об уров не раз ви тия у ка ж до го ре бён ка:
— зри тель но го вос при ятия, зри тель но-мо тор ных ко ор ди на ций (за да ние 1);
— про стран ст вен но го вос при ятия, уме ния слу шать и по ни мать за да ние, вы пол нять ин ст рук цию, со стоя щую из не сколь ких по сле до ва тель ных дей ст вий (за да ние 2);
— уме ния по нять ин ст рук цию (учеб ную за да чу) и точ но сле до вать ей до кон ца вы пол не ния за да ния (за да ние 3);
— пред став ле ний, ле жа щих в ос но ве счё та, пред став ле ний об опе ра ци ях сло же ния и вы чи та ния, уме ния пра виль но по нять текст за да чи и вы пол нить дей ст вия по мо де ли ро ва нию за дан ной си туа ции: пе рей ти от чис ла к со от вет ст вую ще му ко неч но му мно же ст ву пред ме тов (за да ние 4);
— уме ния срав ни вать два мно же ст ва по чис лу эле мен тов, не вы пол няя пе ре счёт, точ но сле до вать ин ст рук ции (за да ние 5);
— уме ния на хо дить ос но ва ние, по ко то ро му мо жет быть про из ве де на клас си фи ка ция, и в со от вет ст вии с этим оп ре де лить ме сто объ ек та (за да ние 6);
— сфор ми ро ван но сти фо не ма ти че ско го слу ха и вос при ятия (за да ние 7);
— сфор ми ро ван но сти пред по сы лок к ус пеш но му ов ла де нию зву ко вым ана ли зом (за да ние 8);
— мел кой мо то ри ки и зри тель но-мо тор ных ко ор ди на ций (за дан ия 1, 2).
Пе да го ги че ская ди аг но сти ка в се ре ди не и в кон це учеб но го го да
Пров ед я диа гн ос тич ес кую раб от у в сер ед ин е учебн ог о год а, вы сраз у увид ит е прод виж ен ие свои х восп ит анн ик ов за прош ед- шие полг од а и в то же врем я выя сн ит е, что нужн о изм ен ить в обу- чен ии каж д ог о реб ёнк а в пос лед ующ ие полг од а, чтоб ы дост ичь план ир уем ых рез ульт ат ов перв ог о год а обуч ен ия. А диа гн ос тик а, пров ед ённ ая в конц е год а, даст возм ожн ость подв ест и итог раб о- ты, увид еть, как ов ы усп ех и каж д ог о учен ик а в усв оен ии нео бх о- дим ых знан ий и умен ий, как ое влиян ие оказ ыв ае т ваш е обуч ен ие на форм ир ов ан ие учебн ой деят ельн ос ти и на инт елл ект уа льн ое разв ит ие учащ ихс я.
Дан ные, ко то рые вы по лу чи те в ре зуль та те про ве де ния пе да го ги че ской ди аг но сти ки в кон це учеб но го го да, по зво лят оп ре де лить уро вень дос ти же ний ка ж до го уче ни ка, ус та но вить, ка ко вы ус пе хи в фор ми ро ва нии его учеб ной дея тель но сти; что ус вое но проч но, осоз нан но, а что ну ж да ет ся в по вто ре нии и уг луб ле нии; ка кие ком по нен ты учеб ной дея тель но сти сфор ми ро ва ны.
Про ве де ние пе да го ги че ской ди аг но сти ки
Пе да го ги че ская ди аг но сти ка осу ще ст в ля ет ся как груп по вое об сле до ва ние, в хо де ко то ро го пер во класс ни ки вы пол ня ют за да ния на ди аг но сти че ских блан ках. В на ча ле и в се ре ди не 1 клас са уча щие ся не долж ны са ми чи тать за да ния. Ка ж дое ди аг но сти че ское за да ние вслух чи та ет учи тель, что бы раз ни ца в ов ла де нии деть ми тех ни кой чте ния не влия ла на ре зуль та ты вы пол не ния ими за да ний. Пе ре хо дить к чте нию сле дую ще го за да ния мож но толь ко то гда, ко гда де ти в ос нов ном за кон чи ли вы пол не ние пре ды ду ще го. В кон це 1 клас са за да ния чи та ют са ми уча щие ся. Об щая про дол жи тель ность груп по вой ди аг но сти че ской ра бо ты в на ча ле учеб но го го да, вклю чая за да ния линг вист ич ес кой и мат ем ат ич ес кой част и, сос тавл яе т один урок. В се ре ди не и в кон це учеб но го го да ди аг но сти че ские за да ния ус лож ня ют ся, по это му и на ма те ма ти ку, и на рус ский язык нуж но по тра тить по це ло му уро ку. Обя за тель но под дер жи вай те во вре мя ра бо ты до ве ри тель ную, доб ро же ла тель ную ат мо сфе ру, не вы ска зы вай те сво его не до воль ст ва не пра виль ны ми дей ст вия ми де тей, не ука зы вай те на ошиб ки, не вы но си те оце ноч ных су ж де ний, по ча ще го во ри те сло ва «очень хо ро шо», «вы мо лод цы», «я ви жу, у вас всё за ме ча тель но по лу ча ет ся». Во вре мя вы пол не ния деть ми ди аг но сти че ских за да ний вы не мо же те по мо гать то му или ино му ре бён ку, под ска зы вать, от ве чать на во про сы — в хо де ди аг но сти че ской ра бо ты ва ши уче ни ки всё долж ны вы пол нять са мо стоя тель но. Ва ша за да ча в мо мент про ве де ния ди аг но сти ки — по лу чить дос то вер ные данн ые о том, что и как учен ик мож ет сдел ать сам.
Воз мож но сти ис поль зо ва ния ре зуль та тов пе да го ги че ской ди аг но сти ки
Рез ульт ат ы пед аг ог ич ес кой диа гн ос тик и служ ат осн ов ан ие м для дифф ер енц иац ии обуч ен ия. Данн ые, пол уч енн ые в рез ульт ат е пров ед ен ия пед аг ог ич ес кой диа гн ос тик и, поз вол ят вам опр ед е- лить уров ень дост иж ен ий каж д ог о учен ик а, уст ан ов ить, как ов ы усп ех и в форм ир ов ан ии его учебн ой деят ельн ос ти, уст ан ов ить прич ин ы трудн ос тей и выб рать пут и их устр ан ен ия. С пом ощ ью зад а- ний пед аг ог ич ес кой диа гн ос тик и, кот ор ая пров од итс я в сер ед ин е и в конц е учебн ог о год а, вы смож ет е выя сн ить кач ес тв о усв оен ия учащ им ис я изуч енн ог о учебн ог о мат ер иал а, в том числ е их умен ие прим ен ить осв ое нн ые спос об ы дейс тв ия (мод ел ир ов ан ие, ус- тан овл ен ие отн ош ен ий, звук о-бук в енн ый анал из) в нов ой или нес танд артн ой сит уац ии.
Пед аг ог ич ес кая диа гн ос тик а даё т возм ожн ость учит ел ю оказ ать нео бх од им ую пом ощь каж д ом у учен ик у. Анал из ир уя диа гн о- стич ес кие раб от ы, ошибк и учен ик ов, вы мож ет е выя вить трудн о- сти в усв оен ии спос об ов раб от ы, в форм ир ов ан ии тех или иных учебн ых дейс тв ий, нед ост атк и сам ок онт рол я и т. д. и вов рем я исп рав ить это.
Все учеб ни ки и ра бо чие тет ра ди сис те мы «На чаль ная шко ла ХХI ве ка» по строе ны та ким об ра зом, что бы уча щие ся не про сто ус вои ли зна ния, а нау чи лись ду мать, рас су ж дать, под вер гать со мне нию, ка за лось бы, не со мнен ные ис ти ны.
Пе да го ги че скую ди аг но сти ку вы про во ди те не толь ко для то го, что бы вы явить уро вень раз ви тия у сво их бу ду щих уче ни ков вы ше пе ре чис лен ных уме ний, но и для то го, что бы на ме тить пред ва ри тель ный план пре одо ле ния ка ж до го на ру ше ния, об на ру жен но го в хо де об сле до ва ния. Прин ци пи аль ной осо бен но стью пе да го ги че ской ди аг но сти ки как уни вер саль ной фор мы кон тро ля в на чаль ной шко ле яв ля ет ся её дву сто рон ний ха рак тер: воз мож ность ана ли за ди на ми ки про дви же ния ка ж до го уче ни ка и со от вет ст вую щая кор рек ти ров ка учи те лем сво ей дея тель но сти.
Ди аг но сти че ские ра бо ты, вы пол нен ные пер во класс ни ка ми, мог ут мног ое расс каз ать вам и о себ е, дать осн ов ан ие для разм ыш- ле ний о соб ст вен ной ра бо те. Ес ли вы за ду мы вае тесь о дей ст ви тель ных ре зуль та тах сво ей пе да го ги че ской дея тель но сти, хо ти те кор рек ти ро вать соб ст вен ную ра бо ту, до би вать ся мак си маль ных ре зуль тат ов, пед аг ог ич ес кая диа гн ос тик а окаж ет вам в этом пом ощь, ко то рую труд но пе ре оце нить.
Ди аг но сти че ская ра бо та № 1
(на ча ло учеб но го го да)
Для вы пол не ния ра бо ты ка ж до му пер во класс ни ку ну жен на бор ка ран да шей: крас ный, си ний, зе лёный, жёл тый и про стой.
При про ве де нии пе да го ги че ской ди аг но сти ки го тов но сти к школь но му обу че нию мы со ве ту ем вам при дер жи вать ся сле дую щих прав ил.
1.Пе ред ка ж дым за да ни ем де лай те не об хо ди мые объ яс не нияв точ ном со от вет ст вии с ин ст рук ци ей, не от кло няй тесь от тек ста, ни ка ких слов «от се бя», кро ме тек ста за да ния, из ло жен но го в ин ст рук ции, до бав лять не нуж но, так как это мо жет на ру шить ра вен ст во ус ло вий, воз мож ность со пос тав ле ния ре зуль та тов про во ди мых об сле до ва ний.
2.За да ние чи тай те дос та точ но гром ко, в ров ном и спо кой ном темп е.
3.Пе ре хо ди те к чте нию сле дую ще го за да ния толь ко то гда, ко гда убе ди тесь, что боль шин ст во де тей (бо лее 75 %) за кон чи ли вы пол не ние пре ды ду ще го.
4.На вы пол не ние ка ж до го за да ния от во дит ся в сред нем небо лее трёх ми нут. При пе ре хо де к чте нию сле дую ще го за да ния пре ду пре ди те об этом сло ва ми: «Слу шай те сле дую щее за да ние».
5.Ес ли при вы пол не нии за да ний 7 и 8 у ко го-то из пер во классн ик ов появ итс я воп рос о том, как наз вать ту или иную карт ин- ку, обя за тель но от веть те.
6.Ес ли в хо де ра бо ты вы за ме ти те, что мно гие де ти ус та ли,ор га ни зуй те иг ро вую пау зу (физ ми нут ку).
7.Под дер жи вай те во вре мя ра бо ты до ве ри тель ную, доб ро же ла тель ную ат мо сфе ру, не вы ска зы вай те сво его не до воль ст ва не пра виль ны ми дей ст вия ми де тей, не ука зы вай те на ошиб ки, не вы но си те оце ноч ных су ж де ний, по ча ще го во ри те сло ва «за ме ча тель но», «вы мо лод цы», «я ви жу, у вас всё очень хо ро шо по лу ча ет ся».
8.Об щая про дол жи тель ность ра бо ты не долж на пре вы шать35–40 ми нут.
Пе ред на ча лом вы пол не ния ра бо ты со об щи те де тям:
Де ти, про верь те, у ка ж до го ли из вас на сто ле ле жат ка ран да ши: крас ный, си ний, зе лё ный, жёл тый и про стой. За ме ча тель но. Сей час мы с ва ми бу дем вы пол нять ин те рес ную ра бо ту. В ней не сколь ко за да ний. Я бу ду вам чи тать за да ния по по ряд ку. Ес ли кто-ни будь не усп ел вып олн ить зад ан ие, а я уже прис туп ил а к чтен ию дру го го, то нуж но сра зу пе рей ти к ра бо те над но вым за да ни ем. Будь те вни ма тель ны. Слу шай те пер вое за да ние.
Ин ст рук ции к за да ни ям
По смот ри те сю да (учи тель ука зы ва ет на ри су нок к за да нию). Здесь вы бу де те вы пол нять за да ние. У ка ж до го на лис те внут ри ра м ки на ри со ва на фи гу ра. Рассмо тр ите её очень вни ма тель но. Возь ми те ка ран даш. На ри суй те та кую же фи гу ру в пус той ра м ке (учи тель об во дит указ кой пус тую ра м ку).
За да ние бу де те вы пол нять на клет ча той час ти сво его лис та (ука зы ва ет ся ме сто для вы пол не ния за да ния). Най ди те на клет ча том по ле чёр ную кле точ ку.
1.Возь ми те крас ный ка ран даш. От чёр ной клето чки от счи тай те впра во че ты ре кле точ ки и пя тую за крась те крас ным кара нд ашом.
2.Возь ми те си ний ка ран даш. От крас ной клет очки от сту пи тевниз две кле точ ки и тре тью за крась те си ним ка ран да шом.
3.Возь ми те зе лё ный ка ран даш. От си ней клеточ ки вле во про пус ти те од ну клеточ ку, а вто рую за крась те зе лё ным ка ран да шом.
4.Возь ми те жёл тый ка ран даш. От счи тай те от зе лё ной клет оч ки вверх пять кле точек и шес тую за крась те жёл тым ка ран да шом.
Обр ат ит е вним ан ие: каж д ый пункт инс тр укц ии чит ае тс я в спо кой ном тем пе, при этом пау зы ме ж ду от дель ны ми ша га ми внут ри пунк та НЕ де ла ют ся, ин ст рук ция НЕ по вто ря ет ся два ж ды.
Здесь вы бу де те вы пол нять третье за да ние (ука зы ва ет ся ме сто для вы пол не ния за да ния 3). По смот ри те на свои лис ты. По слу шай те за да ние.
Рас крась те са мую круп ную бу син ку крас ным ка ран да шом. Ос таль ные бу син ки в обе сто ро ны от крас ной рас крась те так, что бы цве та бу си нок че ре до ва лись: зе лё ный, си ний, жёл тый.
Здесь вы бу де те вы пол нять чет вёр тое за да ние (ука зы ва ет ся ме сто для вы пол не ния за да ния 4). По смот ри те на свои лис ты. По слу шай те за да ние.
1.В ваз е семь цветк ов. Из них два цветк а — это роз ы, а ост аль ные — ас т ры. На ри суй те столь ко круж ков, сколь ко цвет ков в ва зе. Скольк о в ваз е астр? Зак расьт е стольк о кружк ов, скольк о астр в ва зе. (Текст зад ачи по вто ря ет ся ещё раз.)
2.На дер ев е сид ел о пять вор он. Снач ал а улет ел а одн а вор о- на, за ней друг ая. Скольк о вор он улет ел о? Нар ис уйт е столь- ко квадр ат ов, скольк о вор он улет ел о. (Текст зада чи пов тор яе тс я ещё раз.)
Най ди те у се бя на лис те ри су нок, на кот ором изо бра же ны кру ги и тре уголь ни ки (ука зы ва ет ся ри су нок к за да нию 5). Оп ре де ли те, че го боль ше: кру гов или тре уголь ни ков. Ес ли боль ше кру гов, то на ри суй те ря дом ещё один круг. Ес ли боль ше тре уголь ни ков, то на ри суй те ещё один тре уголь ник.
Расс мотр ит е эти два рис унк а (указ ыв аю тс я рис унк и к зад а- нию 6). На одн ом из этих рис унк ов нужн о нар ис овать бел очк у. Под у- май те, на ка ком ри сун ке вы бы её на ри со ва ли. От бе лоч ки к это му ри сун ку про ве ди те ка ран да шом ли нию.
По смот ри те на эти кар тин ки. Да вай те вме сте на зо вём их: солн це, слон, зон тик, са мо лёт, ко са, шап ка, ли са, ро за, цы п лё нок, ва за, чаш ка, авт об ус. По смот ри те, под ка ж дой кар тин кой есть не боль шой кру жо чек. Сей час вам нуж но бу дет са мо стоя тель но на звать ка ж дую кар тин ку и, ес ли в на зва нии кар тин ки есть звук [с], зач еркн уть круж ок под ней. Перв ая карт инк а — «солнц е», в слов е солн це есть звук [с], зна чит, нуж но за черк нуть кру жок. А те перь при сту пай те к сам осто ятел ьн ому вы пол не нию за да ния.
Об ра ти те вни ма ние: при на зы ва нии кар ти нок зву ки ин то на ци он но НЕ вы де ля ют ся.
В цен тре вы ви ди те до ми ки с око шеч ка ми: в пер вом до ми ке три око шеч ка, во вто ром — че ты ре, в треть ем — пять. Ка ж дое окош ко — звук в сло ве. Во круг до ми ков на ри со ва ны кар тин ки. Да вай те их на зо вём: сыр, ба нан, жук, ут ка. Вам нуж но со еди нить кар тин ки с нуж ны ми до ми ка ми, для это го вам нуж но бу дет счи тать зву ки в сло ве. Да вай те вме сте нач нём вы пол нять за да ние. В сло ве сыр три зву ка, по это му мы со еди ним кар тин ку с до ми ком, в ко то ром три око шеч ка. А те перь сам осто ятел ьно со еди ни те кар тин ки с нуж ным до ми ком.
Ди аг но сти че ская ра бо та № 2
(се ре ди на учеб но го го да)
Математика
Диа гн ос тич ес кая раб от а предл ож ен а в двух вар иа нт ах. Есл и у вас есть возм ожн ость пос ад ить учащ ихс я по одн ом у за парт у, вы мож ет е исп ольз ов ать тольк о один вар иа нт раб от ы. Есл и так ой возм ожн ос ти у вас нет, прос лед ит е за тем, чтоб ы у сос ед ей по парт е был и разн ые вар иа нт ы раб от ы. Это обесп еч ит бЏльш ую объе кт ив- ность рез ульт ат ов.
Пе ред на ча лом вы пол не ния ра бо ты со об щи те де тям:
Реб ят а! Пер ед вам и лист с зад ан иям и по мат ем ат ик е. Зад а- ния разн ые. Вам встрет ятс я зад ан ия, в кот ор ых нужн о буд ет чтото нар ис ов ать, пров ест и лин ию, зак рас ить фиг ур у, зап ис ать реш ен ие зад ач и, исп ольз уя цифр ы и знак и дейс тв ий, подч еркн уть отв ет. В одн ом зад ан ии нужн о буд ет пров ер ить вып олн енн ую раб от у учен ик а и исп рав ить его ошибк и: зач еркн уть нев ерн о зап и- санн ое числ о и вмес то нег о зап ис ать верн ое. (Учит ель мож ет пок аз ать обр аз ец исп равл ен ия на доск е, нап рим ер зап ис ать числ о 9
из нес кольк их предл ож енн ых. Выб рав прав ильн ый отв ет, вы буд ет е став ить гал очк у (учит ель рис уе т на доск е гал очк у: ✓) в клет оч- ке ряд ом с прав ильн ым отв ет ом. Есл и вы снач ал а выб рал и отв ет, а пот ом пон ял и, что ошибл ись, зач еркн ит е свой перв ый отв ет вот так: ✓ и пос тавьт е гал очк у ряд ом с прав ильн ым отв ет ом. Вам встрет ятс я зад ан ия, в кот ор ых нужн о буд ет подч еркн уть отв ет, в друг их зад ан ия х нужн о буд ет впис ать проп ущ енн ые слов а, зап и- сать нес кольк о свои х прим ер ов, буд ет зад ан ие, в кот ор ом нужн о буд ет опр ед ел ить пос лед ов ат ельн ость предл ож ен ий. Есл и вы вним ат ельн о буд ет е чит ать зад ан ия, вам буд ет пон ятн о, что и как нужн о дел ать. Пож ал уйс та, не волн уйт есь, у вас всё пол уч итс я. Нач и- найт е раб от ать.
Диагностическая работа № 1
(начало учебного года)
Цель: вы явить уме ние вос про из во дить (ко пи ро вать) пред ло жен ную фи гу ру, пе ре да вать фор му фи гу ры, со блю дая про пор ции ме ж ду эле мен та ми фи гу ры, уме ние ри со вать пря мо ли ней ные от рез ки, угл ы, не окр угл яя их, пров од ить чётк ие лин ии.
0 бал лов — изо бра жена ка кая-ли бо замк ну тая ли ния, но не схва че на об щая фор ма фи гу ры.
1 балл — об щая фор ма фи гу ры схва че на пло хо, су ще ст вен но из ме не ны про пор ции ме ж ду эле мент ами фи гу ры.
2 бал ла — изо бра же на по доб ная или рав ная фи гу ра, но при этом пропо рции слег ка из ме не ны, не все уг лы пря мые, не вез де со блю да ет ся па рал лель ность ли ний. Этот же балл ста вит ся, ес ли об щая фор ма фи гу ры схва че на хо ро шо, все уг лы пря мые и со блю де на па рал лель ность, но про пор ции ме ж ду эле мен та ми фи гу ры су ще ст вен но из ме не ны.
3 бал ла — изо бра же на по доб ная или рав ная фи гу ра, пропо р ции ме ж ду эле мен та ми фи гу ры в ос нов ном со хра не ны.
При ме ча ние. Ес ли фи гу ра изо бра же на «не твёр дой» ру кой, что сви де тель ст ву ет о про бле мах с мел кой мо то ри кой, в допо лн ение к бал лу ста вит ся по мет ка «м».
22
Цель: вы явить уме ние слу шать и по ни мать за да ние; уме ние вы пол нить ин ст рук цию, со стоя щую из не сколь ких по сле до ва тель ных дей ст вий: 1) отс чит айт е от чёр ной кле т ки вправ о; 2) 4 клет - ки; 3) пя тую за крась те крас ным ка ран да шом.
Кро ме это го, за да ние по зво ля ет вы явить уме ние ори ен ти ро вать ся на плос ко сти (вле во, впра во, вверх, вниз); уме ние пе ре счи тывать кле точ ки.
0 бал лов — не сколь ко кле ток за кра ше ны, но их рас по ло же ние не со от вет ст ву ет инс тру кции.
1 балл — вып олн ен верн о тольк о один пункт зад ан ия, при вы пол не нии дру гих пунк тов до пущ ены ошиб ки в на прав ле нии, пе ре счё те кле ток, на ча ле от счё та.
2 балл а — вып олн ен ы верн о два или три пункт а зад ан ия.
3 бал ла — все пунк ты за да ния вы пол не ны вер но: пя тая спра ва от чёр ной клет ки за кра ше на крас ным кара нд ашом, тре тья вниз от крас ной клет ки за кра ше на си ним ка ран да шом, вто рая сле ва от си ней клет ки за кра ше на зе лё ным ка ран да шом, шес тая вверх от зе лёной клет ки за кра ше на жёл тым ка ран да шом.
При ме ча ние. Ес ли клет ки пло хо рас кра ше ны, что сви де тель ст ву ет о про бле мах с мел кой мо то ри кой, в допо лн ение к бал лу ста вит ся по мет ка «м».
Цель: вы явить уме ние по нять ин ст рук цию (учеб ную за да чу) и точ но сле до вать ей до кон ца вы пол не ния за да ния.
0 бал лов — уче ник не сле ду ет ин ст рук ции: рас кра ше ны бу син ки, на чи ная спра ва и сле ва; или бу син ки за кра ше ны в про из воль ном че ре до ва нии, не в со от вет ст вии с ин ст рук ци ей.
1 балл — в со от вет ст вии с ин ст рук ци ей рас кра ше ны толь ко три бус инк и, справ а или слев а от красн ой бус инк и; или бу син ки рас кра ше ны с че ре до ва ни ем цве тов от на ча ла нит ки (сле ва на пра во или спра ва на ле во).
2 бал ла — за да ние вы пол не но час тич но вер но: рас кра ше на толь ко од на по ло ви на бус (впра во или вле во от крас ной бу си нки), при этом вы дер жа но че ре до ва ние бу си нок; или од на по ло ви на бус (впра во или вле во от крас ной бу си нки) рас кра ше на пра виль но, вто рая по ло ви на бус рас кра ше на с пра виль ным че ре до ва ни ем, но не от красн ой бус ин ки, а от края бус.
23
3 бал ла — за да ние вы пол не но пра виль но и пол но стью: са мая круп ная бу син ка рас кра ше на крас ным ка ран да шом, в обе сто ро ны от крас ной бу син ки вы дер жа но че ре до ва ние бу си нок: зе лё ная, си няя, жёл тая.
Цель: вы явить уме ние пра виль но по нять текст за да чи и вы пол нить дей ст вия по мо де ли ро ва нию за дан ной си туа ции: пе рей ти от чис ла к со от вет ст вую ще му ко неч но му мно же ст ву пред ме тов (кру гов, квад ра тов).
0 бал лов — есть по пыт ка ре шить од ну за да чу, но чис ло кру гов или квад ра тов не вер ное.
1 балл — вы пол не на вер но толь ко од на за да ча, нет по пы ток выпо лнить вто рую за да чу.
2 бал ла — од на за да ча вы пол не на вер но, есть по пыт ка ре шить вто рую за да чу, но чис ло кру гов или квад ра тов не вер ное.
3 бал ла — обе за да чи вы пол не ны вер но: на ри со ва но пять круг ов и два квадр ат а.
Цель: вы явить уме ние точ но сле до вать ин ст рук ции, уме ние срав ни вать мно же ст ва по чис лу элеме нтов, не вы пол няя пе ре счёт.
0 бал лов — срав не ние не про ве де но: уче ник не по нял смысл пред ло жен но го за да ния.
1 балл — на ри со ван один тре уголь ник.
3 бал ла — за да ние вы пол не но вер но: на ри со ван один круг.
Цель: вы явить уме ние на хо дить ос но ва ние, по ко то ро му мо жет быть про из ве де на клас си фи ка ция, и в со от вет ст вии с этим оп ре де лять ме сто объ ек та.
0 бал лов — уче ник не при сту пил к вы пол не нию за да ния.
1 балл — лин ия пров ед ен а от белк и к птиц ам, при этом во врем я уст но го об ще ния по сле вы пол не ния всех за да ний ре бё нок ука зы ва ет на общ ее мес то обит ан ия: «Птиц ы и белк и жив ут на дер евья х».
2 балл а — лин ия пров ед ен а от белк и к птиц ам, во врем я устн о- го об ще ния ре бё нок ука зы ва ет на ко ли че ст во пред ме тов: «Пять кар ти нок на од ном ри сун ке и пять кар ти нок на дру гом ри сун ке».
24
3 бал ла — ос но ва ние для клас си фи ка ции вы бра но пра виль но:
ли ния про ве де на от бел ки к жи вот ным.
Цель: про ве рить со стоя ние фо не ма ти че ско го слу ха, фо не мат ич еск ого вос при ятия в про цес се от бо ра кар ти нок с за данным зву ком в на зва ни ях.
0 бал лов — пе ре чёрк ну ты круж ки под все ми кар тин ка ми; или, кро ме нуж ных кар ти нок, от ме че ны и кар тин ки, в на зва ни ях ко то рых есть звук [ш], при этом мог ут быть отм еч ен ы и карт инк и, в на зва ни ях ко то рых есть зву к [ц] и/или [з].
1 балл — кро ме нуж ных кар ти нок, от ме че ны и кар тин ки, в наз ван ия х кот ор ых есть звук [з] и/или [ц].
2 бал ла — от ме че ны толь ко кар тин ки, в ко то рых звук [с] сто ит в по зи ции на ча ла сло ва (слон, са мо лёт), оши боч но го вы де ле ния кар ти нок нет.
3 бал ла — за да ние вы пол не но пра виль но: от ме че ны кар тин ки слон, са мо лёт, ко са, ли са, авт об ус.
Цель: вы явить сте пень го тов но сти к ов ла де нию зву ко вым ана ли зом на уров не оп ре де ле ния ко ли че ст ва зву ков в сло ве.
0 бал лов — при со от не се нии кар ти нок и схем до пу ще но три ошиб ки.
1 балл — при со от не се нии кар ти нок и схем до пу ще но две ошиб ки, од но из трёх изо бра же ний со еди не но с нуж ной схе мой.
2 бал ла — при со от не се нии кар ти нок и схем до пу ще на од на ошиб ка, две из трёх кар ти нок со еди не ны с нуж ной схе мой; или толь ко од на из кар ти нок со еди не на с нуж ной схе мой, от ос таль ных кар ти нок ли нии не про ве де ны.
3 бал ла — при со от не се нии кар ти нок и схем оши бок не до пу ще но, не ме нее двух кар ти нок пра виль но со от не се ны со схе ма ми: изо бра же ние жу ка со еди не но со схе мой из трёх зву ков, изо бра же ние ут ки со еди не но со схе мой из че ты рёх зву ков, изо бра же ние ба нан а сое дин ен о со схем ой из пят и звук ов.
25
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.