Педагогическая философия учителя географии МКОО «Староатлашская СШ»
Старокулаткинского района Ульяновской области
Музяевой Фярдяни Абдулловны.
Вся моя сознательная жизнь связана со школой. Школе я посвящаю свои думы, радости и тревоги. Счастлива ли я? Да. Я утвердилась в главном, нашла свое призвание, свой путь в жизни. Центр моих притяжений – ребенок со своим хрупким миром. Войти в этот мир, не разрушить его, дать почувствовать, что этот мир – самое главное. Самое ценное на земле, - моя педагогическая философия. Чего ждет ребенок от учителя? Любви. Понимания. Сочувствия.
Как не обмануть? Как помочь? Как утвердить веру в добро, справедливость?
На эти вопросы я пытаюсь найти ответы. Но однозначного ответа быть не может. Я поняла, что детям не нужен повадырь, а только наставник, друг, собеседник. Дети верят тебе, делятся мыслями, тайнами, печалью и радостью, рассказывают нехитрые житейские новости.
Не обмануть их, не предать, не встать на путь урокодательства, а думать, искать, добиваться , чтобы каждый день приносил удовлетворение и тебе и твоим детям,- мои педагогические принципы.
Учительская работа не заканчивается со школьным звонком. Эта работа почти на 24 часа. Иногда думы не отпускают тебя и ночью: как начать урок. Чтобы с первого твоего слова дети были увлечены, шагали с тобой, радовались, открывали новое, были исследователями, первооткрывателями, а не поглащателями азбучных истин.
Каждый день как в новую реку. А сколько подводных течений, неожиданного? Надо быть в тонусе. Детская непосредственность, замысловатые вопросы каждый день. Любознательные, пытливые, с широко распахнутыми глазами и открытыми лицами, не дают расслабиться. Поддерживают меня, придают силы, уверенности в моей работе. Это их детские вопросы, фантазия, воображение вдохновляют меня, помогают найти верный путь при подготовке урока, внеклассного занятия, в разговоре с родителями и учениками. Показать уникальность их ребенка, создать союз понимания, доверия, уважения и любви между родителями и ребенком – тоже моя задача.
Люблю смотреть на детей, когда они работают.
Вот вздыхает, крутится – не получается- помоги учитель.
А вот рука радостно взлетает вверх – все сделал. Что еще впереди?
А этот сомневается: на правильном ли пути? Ждет одобрительного кивка или улыбки учителя.
Какие они разные. Почувствовать ученика, настроиться на его волну, приблизиться к душе ребенка – вот моя задача. Учиться у ученика, учить его, дать ребенку истытать радость труда, радость в учении – сверхзадача.
« Не должно быть несчастных детей, детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны». ( В. Сухомлинский).
Воспитывать пытливость, умение добывать знания, стремление думать самому, жить школьной жизнью увлеченно – моя учительская позиция. Моему ученику жить в новом, быстро меняющемся мире, поэтому не освобождать ученика от необходимости мыслить, не все «разжевывать», не давать в развернутом виде. Трудиться умственно, испытывать от этого удовольствие – хороший посыл к успеху. Приучаю детей не бояться ошибиться: учитель, друзья рядом – поможем, подскажем. Строга к тем, кто смеется над ошибками своих сотоварищей. Моя любимая фраза: « На ошибках учатся! Кто не ошибается, тот не знает побед». Вот только мне ошибаться нельзя ! Мои педагогические ошибки дети унесут во взрослую жизнь.
За долгие годы педагогической деятельности, опираясь на свой опыт и на опыт других учителей, я определила для себя несколько правил, которым следую в своей работе:
*** Вера в успех, в детей, в свою работу.
*** Принцип бережного прикосновения.
*** Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
*** Принцип целесообразности. Здравый смысл во всём.
*** Улыбка и доброжелательность. * ***Мудрость и терпение. У всех всё получится.
*** Защищённость каждого ребёнка.
*** Принцип трёх «не»: не спешить, не вредить, не винить.
*** Барометр урока – глаза ребёнка.
Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение в гору познания – главное моё стремление.
Постоянно поддерживаю «жадность к учению» Получить Звание – «Лучший математик» или «Лучший дежурный по классу», выступить перед родителями на концерте или провести игру на классном празднике – вот постоянные стимулы к успеху.
Верю, что вместе с детьми преодолею многое. Только бы они верили мне.
День прошел… И классы опустели…
Я люблю тебя, жизнь.
Ах, Как годы летят,
Мы грустим, седину замечая.
Нет за это наград –
У меня ведь работа такая!
От детей я приму,
В светлых звуках осеннего гимна
Объясненье в любви,
И я знаю, что это взаимно.
Исповедь учителя
Вот исполнилось и мне шестьдесят.
Сколько прожито – не сосчитать.
Вроде недавно я в школу пошла,
Там хороших друзей обрела.
Проучилась в школе хорошо,
Восемь классов пролетели, как кино...
Затем училище, пединститут –
Завертелось, закружилось всё вокруг...
Были трудности – пришлось преодолеть,
Все экзамены, зачёты прокорпеть,
И пришёл тот долгожданный миг:
Я – Учитель, а не ученик.
И подумала, что трудности прошли.
Всё пойдёт легко на раз, два, три...
Но, увы, опять уроки мне учить,
Ведь учитель просто вечный ученик!
Завертелась пуще прежнего Земля...
И пришлось учить с детьми от А до Я.
Сколько детских лиц передо мной прошло!
А учу их в школе уж давно!
Аж сорок третий год!
Размышлениям придаюсь опять:
Почему с детишками судьбу связала
И учителем зачем решила стать?
Почему?.. Ответа нет, но знаю,
Что прфессию не выбирала я.
«Будь учителем!»- душа мне подсказала.
Видно, быть с детьми – судьба моя!
Чем могу я отплатить за этот
Драгоценный дар моей судьбы?
Только тем, что навеки подарила
Детям капельку моей души. С.В.Черемисина.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.