Педагогическая гостиная
«ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО
САМООЦЕНКИ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Содержание занятия
1. Создание атмосферы «Мое достижение»
Участникам по кругу предлагается рассказать об одном из своих достижений (хороших событий) за время, прошедшее с нашей предыдущей встречи.
2. Беседа «Сущность, виды и содержание портфолио»
Проблемное поле:
· что такое портфолио и для чего оно нужно;
· из чего состоит портфолио;
· как составлять портфолио.
Портфолио в переводе с английского или итальянского языков означает «папка» или «портфель». Это понятие родилось в Америке как противовес тестам, имеющим количественные показатели, в рамках движения за качество, справедливость, объективность. Термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса.
Портфолио – это папка материалов, иллюстрирующих личные (профессиональные и творческие) достижения человека и процесс этих достижений. Портфолио используется как технология профессионального развития и саморазвития и реализует следующие цели:
· повышение эффективности методической работы;
· развитие умений и навыков, профессиональной культуры, профессионального мастерства;
· презентация достижений человека.
Эта технология широко используется в Швеции, Дании, США (портфолио ведут ученики, студенты, учителя, директора и пр.).
Портфолио учащегося позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ребенка: учебные, творческие, социальные, коммуникативные. Портфолио способно предоставить исчерпывающую информацию о его знаниях, умениях, опыте, достижениях и решает важные педагогические задачи:
· постоянная поддержка учебной мотивации ребенка;
· поощрение активности и самостоятельности детей;
· расширение возможности обучения и самообучения;
· развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность.
Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен».
Виды портфолио:
1. Личный.
2. Групповой или коллективный.
3. Тематический.
4. Простой (1 часть).
5. Составной либо комплексный (2-3 части).
Структура портфолио учащегося:
1. Портфолио документов,
2. Портфолио работ,
3. Отзывы и рекомендации.
Портфолио документов
Портфолио документов – это портфель документированных индивидуальных достижений. Это дипломы, грамоты, сертификаты с районных, городских, республиканских, международных конкурсов, соревнований, олимпиад.
Портфолио работ
Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, учебных лагерях, прохождение различных курсов, спортивных и художественных достижений и др.
Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.
Портфолио работ для ребенка – это дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности» в учебной и творческой деятельности.
Портфолио отзывов
Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения ребенка к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, а также письменный анализ самого ребенка своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем. Это может быть рецензия на статью, опубликованную в СМИ, отзыв о работе в кружке, о выступлении, резюме с оценкой своих достижений, подготовленное ребенком, эссе ребенка, посвященное выбору направления дальнейшего обучения.
Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки и самоосознания у ученика.
Структура портфолио педагога:
1. Титульный лист.
2. Творческая визитка автора:
- ФИО;
- фото;
- место работы, должность;
- опыт, краткая трудовая биография;
- звания, микродостижения;
- жизненное и педагогическое кредо;
- эссе – размышление о своей профессии и ее роли, о своей миссии, своем месте в профессии (может быть в виде анкеты, интервью).
- тема, цель ведения портфолио и индивидуальные задачи ее достижения (умею… хочу освоить…).
3. Документы (копия диплома, свидетельства, подтверждающие профессиональный статус, квалификацию).
4. Портфолио материалов.
Лучшие авторские материалы, разработки, сценарии, уроки и пр., которые показывают, как автор достигает своей цели. Материалы должны дополняться рефлексивными записками – осмыслением своих действий и умений (самоанализ урока, профессиональной деятельности)
5. Портфолио процесса.
Самая сложная часть портфолио. Осмысление себя, своих промежуточных достижений и того, над чем предстоит еще работать.
6. Портфолио отзывов.
Отзывы о работе педагога детей, родителей, других учреждений, коллег (грамоты, благодарности, письма).
Главное в портфолио – наличие цели и отбор материалов, их анализ и оценка. Исходя из поставленной цели, в портфолио могут сочетаться профессиональные, учебные и творческие достижения человека.
Можно делать портфолио на 1 год, максимум – 3 года (для достижения конкретной цели, изучения конкретной темы).
3. Практикум «Проектирование портфолио»
Участникам предлагается разделиться на 3 группы, после чего каждой группе дается задание создать макет портфолио:
1 группа – учащегося,
2 группа – педагога,
3 группа – отдела (клуба).
Результаты работы групп вывешиваются на всеобщее обозрение и обсуждаются всеми участниками.
|
Портфолио учащегося |
Портфолио педагога |
Портфолио отдела (клуба) |
Портфолио документов |
· год рождения, · документы об образовании, · награды (грамоты, дипломы). |
· биографические сведения, · резюме (опыт работы, стаж, категория), · повышение квалификации (курсы, стажировки), · награды. |
· год создания, · паспорт отдела, клуба (педагоги, кружки, количество учащихся), · награды (участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях), · Устав клуба, · правила для учащихся, · структура самоуправления. |
Портфолио работ
|
· проекты (тема, описание, текст, фото), · исследовательские работы, рефераты, · описание моделей, макетов, приборов, участие в выставках, · работы по искусству, · участие в хоре, оркестре, ансамбле (гастроли, концерты) · курсы и кружки, · участие в конкурсах, олимпиадах, научных конферен-циях, соревнованиях. |
· научные работы, · методические разработки, · открытые занятия, · выступления на семи-нарах, конференциях, МО, · авторские творческие работы, · фото-летопись, · мультимедийные презентации. |
· секции, кружки, творческие коллективы, · конкурсные работы · участие в конкурсах, выставках, · организация мероприятий, · результативность, · фото-летопись кружков, клуба, мероприятий, · мультимедийные презентации. |
Портфолио отзывов |
· отзывы педагогов, родителей, друзей, · благодарственные письма, · статьи в СМИ, · самоанализ. |
· отзывы учеников, коллег, администрации, · выдающиеся кружковцы, · результаты анкетирования родителей, · статьи в СМИ, · самоанализ. |
· отзывы других учреждений, · анкетирование детей, родителей, педагогов, · благодарности родителей, детей, · статьи в СМИ о педагогах, мероприятиях, · анализ работы. |
4. Презентация опыта. Портфолио отдела ИЗО и ДП творчества.
3. Рефлексия «Ключевая фраза»
Участникам предлагается завершить фразу «Для меня на семинаре самым интересным/ актуальным/ нужным было…».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.