Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Изварская средняя общеобразовательная школа»
Педагогическая концепция на тему:
«Межпредметные связи на уроках физической культуры»
Автор:
Большаков Владислав Станиславович,
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
д. Извара
2012 год
Актуальность:
Поступая в школу, ребенок имеет начальные представления о значении занятий физической культурой и спортом для здоровья человека. Задача учителя состоит не только в том, чтобы расширить имеющие знания в области физической культуры и сформировать новые, но и заинтересовать самих обучающихся в сохранении и укреплении своего здоровья.
К сожалению, не все ученики с желанием посещают уроки физической культуры. Для этого существует множество причин. Изучив их, я выделил основные:
1) Особенности физического развития. Не каждый ребенок может хорошо выполнять все физические упражнения, в связи с имеющимися отклонениями в состоянии здоровья, уровнем физической подготовленности. Из-за этого он часто не желает посещать те или иные уроки физической культуры, чтобы на фоне своих сверстников не казаться хуже.
2) Отсутствие мотивации на изучение предмета. У каждого ребенка на этапе обучения в школе появляются любимые учебные предметы. Это обусловлено особенностями его познавательных интересов, склонностей. Зачастую, у девочек занятия физической культурой не вызывают заинтересованности, удовольствия, а отсюда и отсутствие желания их посещать.
3) Личностные особенности ребенка. В детском возрасте организм постоянно формируется. Тело может выглядеть не пропорционально, появляется угловатость фигуры, нарушается осанка. Это приводит к тому, что ученик начинает комплексовать, боится при выполнении физических упражнений показаться смешным и нелепым.
Обозначенные причины невольно заставляют задуматься над вопросами:
- как повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета «физическая культура»?
- как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?
- как привить потребность у обучающихся к ведению здорового образа жизни?
Изучив труды ведущих специалистов в области физической культуры: В.И. Ляха, А.Т. Смирнова и А.А. Зданевича - а также индивидуальные особенности своих воспитанников сформировал цель педагогической концепции: создать условия для повышения познавательного интереса к урокам физической культуры через применение межпредметных связей в урочной и внеурочной деятельности.
Реализация поставленной цели будет осуществляться путем решения следующих задач:
1. Разработать систему занятий урочной и внеурочной деятельности, с применением межпредметных связей.
2. Использовать в учебном процессе формы и методы, способствующие повышению мотивации обучающихся к изучению физической культуры.
3. Формировать у обучающихся потребность в ведении здорового образа жизни.
Гипотеза концепции: предполагаю, что проведение интегрированных уроков физической культуры в рамках учебной программы и программы внеурочной деятельности на начальной ступени обучения позволит:
1. Сформировать потребность в занятиях физической культурой и спортом не только среди обучающихся, но и их родителей.
2. Повысить интерес к урокам физической культуры.
3. Овладеть практическими знаниями, умениями и навыками для применения их обучающимися в повседневной жизни.
Основные принципы реализации концепции:
1. Принцип гуманизма. Определяет сочетание требовательности и уважения к личности ребенка, внимательному отношению к личности каждому из них.
2. Принцип природосообразности предполагает, что, вступая в контакт со школьником, учитель обязан учитывать физиологические особенности каждого.
3. Принцип непрерывности является одним из важнейших принципов в системе занятий физическими упражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость слишком больших перерывов между занятиями, приводящих к снижению достигнутого результата.
4. Принцип оздоровительной направленности. При выборе средств и методов преподавания физической культуры необходимо руководствоваться прежде всего их оздоровительной ценностью, осуществлять систематически врачебно-педагогический контроль.
5. Принцип всестороннего развития подразумевает связь физического и других видов воспитания (умственного, трудового, нравственного и т.д.)
Реализация концепции будет происходить через разнообразные формы и методы работы. Среди них:
- групповая (выступает как основная форма работы на уроках, подвижных играх и эстафетах);
- индивидуальная (учет индивидуальных особенностей используется для создания доступных условий при выполнении физических упражнений);
- работа в парах (применяется при работе с гимнастическими снарядами, выполнении парных эстафет).
Осуществление межпредметных связей на уроках возможно через виды деятельности: Например:
- эстафеты с составлением режима дня по карточкам (связь с уроком окружающего мира)
-игры с дидактическим и сюжетным содержанием (связь с уроком литературного чтения)
-игра «Паровозик» с определением ударных гласных (связь с уроком русского языка)
- уроки «физическая культура – математика», «физическая культура - ОБЖ», «физическая культура – история».
Использую межпредметные связи не только в урочной, но и во внеурочной деятельности
Использование межпредметных связей
|
|
|
К активному взаимодействию привлечены родители. Они выступают не только как участники, но и организаторы внеклассных мероприятий:
- изготавливают наглядные материалы.
- выступают в роли судей, членов жюри.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие познавательного интереса и повышение мотивации к изучению предмета.
2. Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
3. Повышение работоспособности на уроке;
4. Совершенствование двигательных умений и навыков;
5. Воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом;
6. Развитие моральных и волевых качеств;
Критерии оценки:
1. 100% посещаемость;
2. Повышение качества обучения;
3. Увеличение числа обучающихся, занятых внеурочной деятельностью по предмету.
Результативность отслеживается путем:
- мониторинга успеваемости и посещаемости;
- наблюдения;
- собеседования обучающихся, их родителей.
Результаты мониторинга изучения мотивации к освоению предмета «физической культуры»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.