Отчет
о прохождении производственной практики
1.Общая характеристика организации- муниципальное дошкольное образовательное учреждение №1 «Солнышко» города Звенигорода, где проходила практика
1.1.Организационно – правовая форма образовательного учреждения. Основные сведения
Организационно-правовая форма – муниципальное бюджетное учреждение. Тип учреждения – общеобразовательное учреждение. Вид учреждения – муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Учредитель: Муниципальное образование «Одинцовский городской округ Московской области». Функции и полномочия Учредителя от имени муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области» осуществляет Администрация Одинцовского городского округа Московской области, в дальнейшем именуемая «Учредитель».
Формирование и реализацию муниципальной политики в сфере образования на территории Одинцовского городского округа Московской области осуществляет Управление образования, являющееся отраслевым органом Администрации Одинцовского городского округа Московской области в сфере образования.
Основные документы:
Устав Одинцовского городского округа
Положение об управлении образования администрации Одинцовского городского округа
Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 29.07.2019 № 6/7 "Об утверждении изменения в Положение об Администрации Одинцовского городского округа Московской области"
Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 04.07.2019 № 7/6 "Об утверждении Положения об Управлении образования Администрации Одинцовского городского округа Московской области"
Порядок комплектования Учреждения определяется Учредителем в соответствии с муниципальным заказом законодательством Российской Федерации и закрепляются в Уставе.
1.2. Направления деятельности ДОУ
Направления воспитания
1.Удовлетворение возрастных познавательных интересов детей, интеллектуальное развитие.
2.Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование потребности и навыков ведения здорового образа жизни.
3.Формирование социального опыта, коммуникативных и других значимых личностных качеств, обеспечивающих высокий уровень вовлеченности в систему общественных отношений.
4.Развитие связной речи, создание предпосылок для успешного овладения грамотой. 5.Художественное развитие детей, их способность к эстетическому восприятию мира. 6.Экологическое воспитание.
7.Правовое воспитание.
К образовательным направлениям деятельности ДОУ по ФГОС также относят комплексные принципы работы, выделение которых в нормативных документах целесообразно в условиях последовательного усовершенствования системы дошкольного образования, а именно
ü Сотрудничество с семьями дошкольников по широкому кругу вопросов, способствующее выработке единой воспитательной стратегии. Достижение эффективного взаимодействия обеспечивается при условии соблюдения принципов взаимоуважения, в том числе за счет мониторинга образовательных запросов и последовательного улучшения показателей работы детского сада в тех сферах, которые мамы и папы считают наиболее важными.
ü Улучшение результативности педагогического труда за счет внедрения современных образовательных технологий, использования средств ИКТ, экспериментирования с методами воспитательной работы, которые подбираются с учетом возраста и личностных особенностей малышей. Систематическое повышение профессионального уровня педагогов, методистов, администрации детского сада, создающее предпосылки для улучшения общих образовательных условий в организации.
.1.3. Организационная структура
1.4. Функции образовательного учреждения
ДОУ осуществляет следующие функции:
1) Организационная функция: организация образовательного процесса, в том числе разработка учебного плана и расписание образовательной деятельности; разработка и утверждение годового календарного учебного графика; разработка и принятие на основе государственных образовательных стандартов образовательных программ; разработка и принятие локальных актов.
2) Образовательная функция: учебно-воспитательная, включающую в себя обучение и воспитание воспитанников; обеспечение охраны их жизни и здоровья; удовлетворение потребности воспитанников в самообразовании и получении дополнительного образования.
3) Педагогическая функция: управление дошкольной организацией; трудовые отношения.
4) Обеспечивающая функция: управление закрепленным за дошкольной организацией имуществом; осуществление финансово-хозяйственной деятельности, ведение приносящей доход деятельности; развитие материально-технической базы в пределах, закрепленных за дошкольной организацией бюджетных средств.
2. Индивидуальные задания
2.1.Профессиограмма педагога-психолога
Престижность профессии. Сeгoдня пpoфeccия «пcихoлoг» являeтcя oднoй из caмых пoпyляpных. С созданием психологической службы в школе и ДОУ появилась потребность в подготовке педагогов-психологов, ориентированных в профессиональной деятельности на проблематику, связанную с обучением и воспитанием детей.
Квалификационные требования. Практический психолог – это специалист с высшим образованием, уравнённый в отношении оплаты труда, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений.
Функциональные обязанности.
Педагог-психолог проводит работу, направленную на обеспечение психического здоровья и развития детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности, и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации.
Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению. Выполняет профориентационную работу, способствует самостоятельному и осознанному выбору профессии с учетом ценностных ориентации. Содействует поиску, отбору и творческому развитию особо одарённых детей и подростков.
Выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития, оказывает социально-психологическую поддержку детям с отклонениями в умственном и физическом развитии.
Участвует в работе психолого-медико-педагогических комиссий, комиссий по социально-правовой защите детей и подростков, сотрудничает с территориальными службами занятости и центрами профориентации.
Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей. Консультирует по проблемам развития образовательного учреждения.
Основными видами работы психолога являются психодиагностика, психопрофилактика, развитие, коррекция и консультирование.
Профессиональные компетенции. Психолог должен знать: Закон Российской Федерации «Об образовании», Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребёнка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты. В своей практической деятельности психолог руководствуется нормативными документами, регламентирующими его права, обязанности, основные направления деятельности, её цели и задачи.
Обязательные специальные знания педагога-психолога: общая психология, педагогическая психология, психология личности и дифференциальная психология, детская и возрастная психология, социальная психология, медицинская психология (детская психология, нейропсихология, патопсихология, психосоматика); основы дефектологии; основы психотерапии, сексологии, психогигиены; основы профориентации, профессиоведения и психологии труда; основы психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики.
Личностные качества: интерес и уважение к Человеку, дружелюбие. Толерантность.
Педагогические умения:
- обучать других искусству помогать людям, прикладным умениям и навыкам;
- выявлять резервные возможности личности, открывать положительное в человеке и организовывать процесс его самопомощи;
- обучать социальным повседневным жизненным навыкам;
- стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям;
- воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической техники;
- передавать клиенту знания, полученные в процессе обучения и опыта;
- излагать материал доступно, логично, образно, выразительно.
Профессионально-компетентным является такой труд психолога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется его практическая психологическая деятельность, социально-психологическое взаимодействие, реализуется личность психолога и в котором достигаются хорошие результаты.
Медицинские противопоказания к профессиональной деятельности:
- Заболевания нервной системы, психические заболевания.
- Возможные травмы и профессиональные заболевания.
- Психоэмоциональные перегрузки и нервно-психическое истощение.
Пути получения профессии: для получения профессии педагога-психолога необходимо поступить в институт соответствующего профиля.
Профессии: педагог-психолог, социальный психолог-педагог. Карьерный рост.
Возможности карьерного роста, в основном, сводятся к профессиональному совершенствованию, что позволяет стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом. Можно создать собственный бизнес, направленный на оказание психологических услуг. Чтобы работать на высоком профессиональном уровне и быть постоянно востребованным на рынке труда, фундаментального образования бывает недостаточно, необходимо регулярно проходить дополнительные курсы повышения квалификации и учиться разнообразным методам психологической диагностики и не медицинской психотерапии. Помимо этого для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.
Список литературы
1.Абрамова, Г. С. Практическая психология./Г.С. Абрамова. – М.: 2017.
2.Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов н/Д, Феникс, 2015.
3.История психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль, 2010.
4.Немов, Р. С. Психология /Р.С. Немов. – М.: Астрель, 2014. Кн. 2.
5.Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога .- М.: Владос, 2016.
6.Практическая психология образования /под ред. И. В.Дубровиной. – М.:2008.
7.Рабочая книга школьного психолога /под ред. И. В.Дубровиной. – М.: 2011
2.2.Пути
эффективного взаимодействия психолога с
педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами
по вопросам развития детей
2.3. Программа формирования готовности у студентов –будущих психологов к профессиональной деятельности
№ п/п |
Название занятия |
Цели занятия |
Содержание занятия |
1 |
Знакомство |
-ознакомит участников, включить их в тренинг
|
Вводная часть Слово ведущего. Правила групповой работы Разминка. 1. Упражнение "Где мои локаторы" Основное содержание. 2. Игра "Мои ассоциации" 3. Упражнение "Четыре на четыре " 4. Упражнение "Все в комплексе" Рефлексия 5. Подведение итого 6. Упражнение "Подарки всем на радость" |
2 |
Вводное занятие |
- знакомить участников, включить в тренинг, учить понимать невербальное поведение людей; уметь выражать свои чувства с помощью невербальных средств общения; |
Вводная часть 1. Вступление Разминка. 2. Упражнение "Давай познакомимся…" Основное содержание. 3. Игра "Привет тебе и мне" 4. Ситуация "Забудем неприятное" 5. Упражнение "Выбросим неприятную ситуацию и очистимся" Рефлексия 6. Игра "Снежный ком" 7. Рефлексия 8. Мы умеем прощаться |
3 |
Будем жить дружно |
Развитие коммуникативных навыков |
Разминочное упражнение. "Утро с героем" Основная часть Игра " Либо это, либо то" Упражнение "Будем жить дружно". Рефлексия |
4 |
Эмоции передаем друг другу |
Помочь передавать позитивные эмоции друг другу |
Разминка. Упражнение "Отгадай что это" Основная часть Игра "На границе" Упражнение "Нарисуй свою злость". Деловая игра "Мое мнение" Упражнение "Идем навстречу". Рефлексия |
5 |
Я буду лидером |
- раскрытие личностного потенциала участников группы. формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон.
|
Разминка. Упражнение "Мне приятно тебя видеть". Основная часть Мини-лекция "Кто ты"?" Деловая игра "Я буду лидером.". Упражнение "Ведущий всего" Рефлексия |
6 |
Развитие межличностных отношений |
-Развитие доверия и чуткости Развитие межличностных отношений |
Разминка 1. Приветствие Основная часть 2. Игра "Определись" 3. Упражнение "Горы" 4. Упражнение "Доверие" 5. Упражнение "Правда или ложь" Рефлексия Итог дня |
7 |
Повышение взаимной чувствительности
|
- Создание атмосферы сотрудничества формирование понимания другого человека осмысление в группе проблем взаимной оценки, восприятия друг друга. |
Разминка 1. Приветствие Основная часть 2. Игра: "Считаем вместе" 3. Упражнение "Стройка моста" 4. Игра "Особая машина" Рефлексия 5. Итог дня 6. Упражнение "Найди любимое число" |
8 |
Умение общаться |
- Научиться определять эмоции другого человека и контролировать свои формирование умения давать обратную связь; выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям. |
Разминка 1. Приветствие Основная часть 2. Упражнение "Перепутанные цепи" 3. Игра "Эмпатия" Рефлексия 4. Итог занятия
|
9 |
Вперед к успеху! |
- Повышение самооценки и уверенности в своих возможностях, обучение приемам самовнушения. Подведение итогов работы группы |
Разминка 1.Приветствие Основная часть 2. "Мое и твое " 3. Упражнения "Молодцы" 4. Упражнение "Солнышко" Рефлексия |
2.4. Психолого-просветительское мероприятие для педагогов и родителей
«День здоровья»
Задачи: Познакомить воспитателей и родителей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.
Психологическое просвещение в ДОУ - это приобщение взрослых (воспитателей, родителей) к психологическим знаниям.
Главная задача педагога-психолога в детском саду - это создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребёнка.
Атмосфера в группе ДОУ определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями;
4) Отношениями между воспитателями и родителями.
В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей. Для этого необходимо создать зону психологической разгрузки; обучить трудных детей способам выражения агрессию в подобающей форме; обучить детей владеть собой в любых ситуациях; обучить детей бесконфликтно общаться во время эмоционально-развивающих игр; повышать самооценку неуверенных детей; обучить детей сотрудничать и согласовывать свои действия командным требованиям.
Для педагогов
Сегодняшнее занятие посвящается разговору о наших детей! Значит , мы с вами должны определить здоровье детей и определить его слагаемые.
Каждый воспитатель должен знать основные признаки стрессового состояния ребенка:
1. Плохой сон.
2. Подавленное настроение.
3.Малыш беспричинно обидчив, часто плачет или слишком агрессивный.
4.Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, беспокойная непоседливость.
5. Проявление кривляния и упрямства, стремление к одиночеству.
6. Иногда ребенок постоянно жует, что ранее не наблюдалось.
7. Не замеченные ранее признаки: дрожание рук, передергивание плеч, игра с половыми органами, недержание мочи.
8. Потеря веса, истощенность или симптомы ожирения.
9. Расстройства памяти, , слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему.
Любые чувства должны быть замечены, в противном случае они будут наносить психический или физический вред человеку.
Упражнение. «Настроение»
У вас получился неприятный разговор с родителями одного ребенка, который постоянно ведет себя некорректно. Родитель не захотел вникнуть в ваши методические советы и педагогические рекомендации и ответил, что заниматься ребенком должны педагоги в саду, и что у нее совсем нет времени на воспитание сына в семье, так как очень занята на работе. После такого разговора пошатнулось ваше спокойствие и конструктивно построить и закончить беседу не удалось.
Как
вам избавиться от такого плохого настроения?
В руки берите цветные карандаши и на чистом листе бумаги, в расслабленном
состоянии, левой рукой нарисуйте любые абстрактные сюжеты. Главное, цвет и
линии выбираете сами, рисуете в соответствии с вашим настроением. После того
как закончите рисовать, на обратном листе напишите 5-6 слов, созвучных с вашим
настроением, при этом особо не думайте, пишите свободно, без специального
контроля со стороны подсознания. Затем прочитайте их, посмотрите свой рисунок и
с удовольствием разорвите данный листок и выбросьте у мусорный ящик. И вы
почувствуете прилив сил и позитивного настроя.
Для родителей - научите вашего ребенка управлять эмоциями, научите его выражать свои переживания.
Для родителей:
Для детей и родителей
Беседа: Дети и взрослые стоят в кругу. Ведущий говорит - Я знаю, что дети любят играть, но игра у них не всегда получается дружной и интересной. Здесь, когда мы будем собираться вместе, мы попробуем научиться быть внимательными друг к другу и весело играть. Думаю, после наших встреч вы сможете поладить со многими детьми и интересно, дружно проводить вместе время, не ссорясь, не обижая друг друга. Вы хотите этому научиться?
1)Игра «Кто летает?» Дети с ведущим стоят в кругу. Ведущий называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети и взрослые поднимают обе руки вверх и произносят слово “летает” только в том случае, если ведущий назвал действительно летающий предмет. На роль водящего назначаются и дети.
2)“Два сердитых мальчика”
Мальчики поссорились. Они очень сердиты. Сдвинуты брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот - вот подерутся.
3)«Кому, что нужно»
Детям и взрослым предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы личной гигиены (картинки разрезаны на части).
4)« Кто больше назовёт полезных продуктов питания»
Детям и взрослым предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что изображено на картинке, полезный этот продукт или нет.
5)Игра «От микроба убегай» - дети и взрослые надевают шапочки микробов, они по команде ловят других детей и уводят в своё «Больное царство», кого не поймают, тот считается самым ловким.
«Мы злые, злые, злые,
Микробы мы плохие,
Кто кашу не ест
И не моет руки,
Не делает зарядку,
Мы переловим всех по - порядку»
Ритуал прощания
Дети и взрослые благодарят друг друга за совместную игру.
Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого малыша зависят от мудрости воспитателя и родителей, их терпения, внимания к внутреннему миру ребенка. И какие бы усилия не прилагал педагог - психолог, его усилия не будут эффективными без сотрудничества с педагогами и родителями.
2.5.Психологический анализ проведенного мероприятия
№ |
Вопросы для изучения |
да |
нет |
частично |
1 |
Психологический анализ учебной деятельности детей. Активная позиция детей на занятии, позитивное отношение детей к воспитателю, преобладающее на занятии самочувствие детей. |
+ |
|
|
2 |
Психологическая оценка занятия: v Уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов); v соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях (преобладание речи воспитателя, преобладание речи детей, равное соотношение); v соответствие форм и методов занятия возрастным психофизическим особенностям детей (учитывает ли воспитатель индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятий). |
+
+
+ |
|
|
3 |
Психологический анализ деятельности воспитателя на занятии: v наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»); v коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребенком); v внешний облик воспитателя (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде, прическе). |
+
+
+ |
|
|
2.6. Самоанализ проведенного мероприятия
Занятие проводилось в группе с детьми, родителями и воспитателями. Мероприятие включало связанные этапы, в процессе которых воспитанники выполняли определенные задания.
Цели и задачи соответствовали требованиям ФГОС. В процессе занятия использовалась личностная модель деятельности. Воспитанники умело пользовались полученными знаниями. Дети не теряли интерес к деятельности на продолжении всего занятия. Занятие проводилось с учетом всех необходимых требований. Длительность не нарушена. Не допускалось переутомление детей, так как виды деятельности чередовались и проводились методически грамотно.
Занятие реализовало совместную деятельность детей, родителей и воспитателей, ведущей составляющей в данном занятии было взаимодействие. На протяжении занятия учитывались особенности каждого воспитанника: его эмоциональное состояние, темп работы, уровень развития каждого, его темперамент.
Считаю, что мероприятие было логично построено, все этапы взаимосвязаны. Общение с детьми происходило на одинаковом уровне. Дети были активны.
Выдвинутые цели и задачи занятия были выполнены.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.