Педагогическая практика по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" в начальной школе

  • doc
  • 13.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала педпрактика внеурочка.doc

Педагогическая практика по внеурочной деятельности

«Азбука здоровья» в начальной школе.

Учитель МАОУ СОШ п. Рыбачий

Калининградская область

Ю.В. Назарова

         Здоровье, самое ценное, что есть у человека. И действительно, здоровье, не только отсутствие болезни, но и физическая, психологическая и социальная адаптация человека. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый процесс здорового и безопасного образа жизни. На протяжении нескольких лет в нашей школе идет целенаправленная системная работа по здоровьесбережению.

        На этой основе мною была разработана программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья», которая рассчитана на 4 года обучения в начальной школе, представляющая собой программу, направленную на достижение двух уровней воспитательных результатов, предполагающую постепенное продвижение обучающихся от представлений о значимости ЗОЖ к убеждениям и осознанным действиям по сохранению и укреплению своего здоровья.

      Цель программы: содействовать формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни путем создания здоровьесберегающей среды в школе, направленной на формирование, сохранение и укрепление культуры здоровья, на повышение качества образования.

Задачи:

* создать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья;

* формировать у обучающихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;

* создавать возможность обучающимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;

* способствовать профилактике вредных привычек обучающихся средствами ФК и занятиям спортом.

     Моя программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Формы проведения занятия и виды деятельности:

·         Беседы

·         Игры

·         Лабораторные исследования и проекты

·         Просмотр тематических видеофильмов и презентаций

·          Экскурсии

·         Дни здоровья, спортивные мероприятия с участием родителей

·         Конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок

·          Решение ситуационных задач

·         Театрализованные представления, кукольный театр

·         Участие в конкурсах по тематике ЗОЖ.

   

      Разработанная мною программа внеурочной деятельности  «Азбука здоровья» состоит из четырёх частей: 

      1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.

      2 класс «Мы за ЗОЖ»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

      3 класс «Здоровье губить – себе вредить»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.

     4 класс «Я, ты, он, она – вместе мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.      

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» обучающиеся должны   

 знать:

ü  основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

ü  особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

ü  особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

ü  основы рационального питания;

ü  правила оказания первой помощи;

ü  способы сохранения и укрепление здоровья;

ü  основы развития познавательной сферы;

ü   свои права и права других людей;

ü  соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

ü   влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

ü  значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

ü  знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

 уметь:

ü  составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

ü  выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

ü   различать “полезные” и “вредные” продукты;

ü   использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

ü   определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

ü  заботиться о своем здоровье;

ü  использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

ü   оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

ü   находить выход из стрессовых ситуаций.

 Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Но школа без помощи родителей, медицинских и физкультурно - оздоровительных учреждений не сможет решить проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни. Мы сможем решить эти проблемы только сообща.

В программе курса предусмотрены также и другие формы проведения занятий: беседы с медицинским работником, работниками питания, сопровождаемые презентациями, фильмами, экскурсии в различные учреждения, такие как: МЧС, ПОЛИЦИЯ, пожарная часть, мед. учреждения нашего района и др.

    Часть моей программы по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении адаптированных основных образовательных программ, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Для достижения этой цели я провожу занятия где учащиеся обсуждают вопрос о том, что такое здоровье и что такое болезнь, узнают, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуют свой образ жизни, составляют правила и нормы здорового образа жизни.   С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение. Для этой цели в классе проводится психотренинг. Под моим руководством  дети учатся снимать с себя усталость, раздражительность, недовольство и т. д.  На занятиях я использую различные формы фантазирования. Важно постоянно ставить детей в ситуацию аргументированного выбора: нужно чистить зубы или не нужно; заниматься гимнастикой или нет; беречь себя или относиться к себе безразлично. В такую ситуацию, например, ребенок попадает участвуя в игре "Хорошо - плохо". Эта игра дает возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи. Другая форма фантазирования предполагает самостоятельное составление детьми различных загадок.

Интересно прошли занятия на темы: «Мы за здоровый образ жизни» (конспект занятия ПРИЛОЖЕНИЕ №1), «Моя красивая осанка», «Как я одеваюсь», «В здоровом теле - здоровый дух», «Зачем человек ест», «Полезная и вредная пища», «Внимание - ДОРОГА», «Опасные места», «Кто нас защищает», «Школа кулинаров» и т.д.

Я использую:

1) «Часы игр». «Часы игр» провожу в каникулярный период времени, а также на внеурочных занятиях. Для участия в играх назначают определенный день и час в школе или на площадке. Если   погода хорошая, то независимо от времени года, игры проводятся на открытом воздухе. Не редко на такие занятия приглашаем родителей учащихся принять участие. Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом и подготовленностью участников, они должны быть доступными как для мальчиков, так и для девочек. Их содержание должно быть простым, легким в объяснении, интересным и увлекательным. Кроме того, эти игры должны правильно чередоваться. В одном занятии должны содержаться как спокойные игры, так и подвижные. Так как игры являются любимым занятием учащихся младших классов, то их необходимо проводить во внеурочное время в специальные «часы игр», на утренниках, на праздниках, на прогулках, на экскурсиях и т.д. Чтобы проводить эти виды внеклассной работы необходимо подготовить актив учащихся.

2) Спортивные соревнования. Самая интересная и увлекательная форма внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе – это спортивные соревнования. Благодаря спортивным соревнованиям можно привлечь учащихся систематически заниматься физическими упражнениями как в школе, так и дома. Спортивные соревнования направлены на повышение физической подготовленности учащихся, а также помогают сплотить коллектив. Как и другие виды внеурочной работы, соревнования входят в состав общего годового плана работы школы.

Для учащихся начальных классов школы проходят соревнования по играм и легкой атлетике. Программа соревнований по играм состоит из подвижных игр, которые отражены в школьной учебной программе, и игр, которые наиболее хорошо разучены на внеурочных занятиях.

3) Неделя физической культуры. В течение недели я, совместно с учителем физкультуры провожу разные спортивные мероприятия во всех классах начальной школы. В рамках недели физкультуры запланированы следующие мероприятия: а) Путешествия по сказкам; б) «Веселые старты», в) «Из истории олимпийских игр».

4) Дни здоровья. Дни здоровья принято проводить 1 раз в четверть, при этом участие принимают учащиеся всех классов.

5) Спортивные праздники. Спортивные праздники посвящаются тематическим датам. По традиции в школах принято проводить следующие мероприятия: военно-спортивный марш бросок «Семеро смелых», Велопробег, «Игры доброй воли», «Спортивная спортландия», «Олимпионика», «Папа, мама, я – спортивная, здоровая семья».

      Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья.   

      Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы. 

             В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.

            Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся знают основные вопросы гигиены, умеют составлять и соблюдать режим дня.

Учащиеся моего класса не болеют вирусными заболеваниями передающимися воздушно-капельным путем. Умеют приготовить себе здоровый завтрак. Любят физкультуру. Демонстрируют такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

«Здоровый образ жизни!»

(конспект занятия по внеурочной деятельности

«Азбука здоровья» 3 класс)

Цель занятия: формирование потребности у обучающихся вести здоровый образ жизни и ответственно относиться к своему здоровью.

Задачи:

1.  Актуализация проблемы сохранения здоровья со школьного возраста.

3. Расширение кругозора у обучающихся по вопросам здоровья.

4. Пропаганда здорового образа жизни.

Ход занятия

1. Организационный момент. Постановка цели занятия.

 Эпиграф:

Когда нет здоровья, молчит мудрость, не

может расцвести искусство, не играют силы,

бесполезно богатство и бессилен разум.

Древнегреческий историк, «отец истории» Геродот.

 

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно,

На ладони появилось

Ярко рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной!

 

- Я хочу начать нашу встречу с приветствия и пожелания: «Будьте всегда здоровы», дорогие ребята!

- Закройте глаза и прислушайтесь. Представьте, что мы с вами находимся на острове, где сбываются мечты. Каждый из вас может выбрать из списка только одну мечту: Любовь, Дружба, Здоровье, Богатство, Слава, Семья, Счастье. Выбор за вами!

- Подведём итог и узнаем, что же выбрали вы (ребята по очереди говорят, что они выбирают).

- Большинство из вас не выбрали Здоровье. А без здоровья не может быть ни славы, ни любви, ни богатства, ни счастья. При встрече мы друг другу говорим «здравствуйте». Это значит, что мы всем желаем здоровья! Думали ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?

Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье только тогда, когда его теряем. Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».

- Сегодня мы поговорим на тему «Здоровый образ жизни». И мне нужны честные, смелые, ловкие и умелые ребята, умеющие постоять за себя и друга в беде не оставить.

- А кто из вас скажет, что значит здоровый образ жизни?

Это соблюдение всех правил, норм для поддержания хорошего здоровья.

На нашем занятии мы попытаемся дать с вами правильный ответ на этот вопрос.

2. Основная часть

- У вас на партах есть листочки, на которых написаны характеристики человека. Посмотрите и выберите из всех предложенных слов только те, которые подходят для здорового человека.

Слова на листочках: красивый, сутулый, сильный, ловкий, бледный, румяный, стройный, ленивый, толстый, крепкий, неуклюжий, подтянутый.

 

- Давайте прочитаем, какие слова вы выбрали. 

- Молодцы, справились с заданием!

- А что помогает человеку быть всегда здоровым? (дети отвечают)- (правильное питание, занятие физкультурой и спортом, гигиена, закаливание, отказ от вредных привычек, режим).

- Первое правило здорового образа жизни – это здоровое питание.

Давайте мы с вами поиграем в игру «Полезное - неполезное». Если речь идёт о полезной пище – вы хлопаете в ладоши, если нет - не хлопаете.

Итак, начинаем: сок, шоколад, леденцы, суп, торт, фрукты, хлеб, чипсы, творог, молоко, лимонад, рыба, каша, овощи, фанта, мясо, кефир, ягоды, кока-кола.

- Молодцы, вы были очень внимательны!  Отдавайте предпочтение фруктам и овощам! Пейте больше воды! Употребляйте творог, рыбу, молоко, яйца, каши!

- А от вредных продуктов надо отказаться.

Опыт 1. Давайте проведём опыт с чипсами. (Между бумажными салфетками прижимается один картофельный чипс. На салфетке появилось жирное пятно, это говорит о наличии жира в продукте.).

- Посмотрите, что стало с салфеткой? При термической обработке жиры превращаются в канцерогены, поражающие печень, нервную систему и почки.

- А вот ещё один опыт. Следующим опытом мы проверим чипсы на натуральность. Мы уже знаем, что в натуральном картофеле есть крахмал. Крахмал – это углевод, он необходим для организма человека. При взаимодействии с йодом он окрашивается в синий цвет.

Давайте капнем йод на дольки картофеля и чипсы.

- Что мы увидели? Мы увидели, что картофель посинел, а чипсы – нет.

- Что нам доказывает этот опыт?

Вывод: картофель – натуральный продукт, чипсы – ненатуральный продукт.

Итак, запомните, что чипсы – это один из самых вредных продуктов.

Опыт 2. Ещё есть один вредный напиток – кока кола. Проведём эксперимент и докажем вреден ли этот напиток. Возьмём «ментос» и бросим в стакан с кока колой, увидим, что из этого получится.

Влияние «Кока-колы» на металлические предметы.

Для следующего опыта нам понадобятся ржавые или тусклые металлические предметы: выбирайте, тут есть монеты, скрепки. В мисочку с «Кока – Колой» положите ваш предмет. Немного подождем.

А пока веселая музыка приглашает нас на физкультминутку.

Физкультминутка.

Ребята давайте вернемся к нашему опыту. Как вы думаете, что произошло с предметами? (предположения детей). Вытащите свою монетку и потрите ее тряпочкой (дети достают предметы из напитка и трут тряпочкой). Что стало с ржавой монеткой? Посмотри на нее через лупу. (Монетка посветлела, заблестела). Какой вывод можно сделать после этого опыта? (Ответы детей). Мы сделали правильный вывод, ведь если «Кока-Кола» с легкостью удаляет ржавчину, то она так же легко может разъедать стенки нашего желудка.

«Закажи обед». Ребята, вы знаете, что некоторые кафе доставляют обеды прямо в офис. Представьте себе, что каждый из вас может сейчас тоже заказать себе обед, и вам привезут его прямо в школу. А вот и меню. Вы должны посовещаться и заказать обед. Но постарайтесь выбрать полезные блюда.

- Правильное питание — это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.

Рубрика «Это полезно знать».

1.         Сухость кожи, тусклые волосы, ломкость ногтей - нехватка витамина А.

2.         Расстройство сна, повышенная возбудимость, потеря аппетита -   это нехватка витамина В6.

3.         Мышечная слабость, отдышка и сердцебиение свидетельствуют о дефиците витамина В1.

4. Слабость, головокружение, повышенная утомляемость, частые простуды - верный признак нехватки витамина С. 

5.  Как же повысить защитные силы? Не перенапрягайтесь!  Больше гуляйте, спите в прохладном помещении. И принимайте витамины. 

Учитель:

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.

Второе правило – это соблюдение режима дня. Как вы думаете, что такое режим? В чём заключается это понятие? (дети отвечают) Правильный распорядок дня поможет сохранить здоровье, организует Ваше время. Режим – это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Давайте вспомним основные моменты режима и составим свой режим дня.

Практическая работа

Лист с заданием (у каждой группы)

Группы получают конверт с картинками основных режимных моментов. 

Дети обсуждают режимные моменты, определяют последовательность.

Третье правило здорового образа жизни - это занятие спортом и физкультурой.

- Давайте поиграем в игру «Полезно - вредно». Если «полезно» - поднимаем руку, если «вредно» - ничего не делаем.

·                                 Делать утром зарядку – (полезно).

·                                 Пропускать урок физкультуры – (вредно).

·                                 Заниматься плаванием – (полезно)

·                                 Сидеть перед телевизором больше двух часов – (вредно)

·                                 Ходить каждый день по 3 километра – (полезно)

·                                 Играть в подвижные игры – (полезно).

·                                 Играть в футбол – (полезно)

·                                 Танцевать – (полезно)

·                                 Сидеть на лавочке во время прогулки – (вредно)

·                                 Делать физкультминутки – (полезно)

Физ.минутка

Что такое физкультура?
Тренировка и игра.
Что такое физкультура?
"Физ" и "куль" и "ту" и "ра".
Руки вверх, руки вниз.
Это "физ".
Крутим шею словно руль.
Это "куль".
Ловко прыгай в высоту.
Это "ту".
Бегай полчаса с утра.
Это "ра".
Занимаясь этим делом, будешь сильным, ловким, смелым.
Плюс хорошая фигура.
Вот что значит физкультура!

Для неспортивного человека слово «зарядка» звучит как что-то утомительное.

Но если посмотреть на это с практической точки зрения, можно развить в себе желание делать ее.

·                                 Первое - умеренные спортивные упражнения укрепляют нашу иммунную систему. Все просто, если не будем делать зарядку и заниматься спортом, будем лечиться от болезней!

·                                 Второе - спорт помогает сбрасывать эмоциональное напряжение и вырабатывает

в нашем мозгу антистрессовые вещества.

Давно доказана связь между эмоциональным состоянием человека и его физическим.

Четвёртое правило

- Что ещё нужно делать, чтобы укреплять здоровье?

Нужно помнить о правилах гигиены. Грязные руки, немытые ягоды, овощи и фрукты служат основной причиной заражения острыми кишечными инфекциями. Руки человека, которые ехал в городском транспорте, отсчитывал деньги, делал покупки, не могут быть чистыми. Недаром врачи называют дизентерию «болезнью грязных рук».

- Давайте мы с вами поиграем ещё в одну увлекательную игру, называется она «Крокодил». Я вам даю карточку, на которой изображено какое-то действие, вы должны молча показать его. Задача остальных – отгадать, что же изображает ведущий.

Карточки: умываться, мыть руки, расчёсываться, чистить зубы, мыться в бане.

Следующее правило. Попробуйте догадаться по стихам.

Учитель:

На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!

- О каком правиле говорится в этом стихотворении?

Правило здорового образа жизни: если хочешь быть здоров - закаляйся!

- Как можно закаляться, вы узнаете, разгадав загадки.

Ты весь мир обогреваешь, 
Ты усталости не знаешь, 
Улыбаешься в оконце, 
И зовут тебя все ...  (солнце)

 Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь. 
Oн невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем. (воздух)

 Я и туча, и туман,
 И ручей, и океан,
 И летаю, и бегу,
 И стеклянной быть могу!  (вода)

- При помощи солнца, воды и воздуха человек укрепляет своё здоровье.

Советы по закаливанию организма.

Чтобы быть закалённым, надо:

- Закаливание должно быть постепенным, лучше начинать с воздушных процедур: умываться и делать зарядку при комнатной температуре в течение 15-20 минут;

- Закаливание должно быть приятным. Нельзя мёрзнуть на морозе, загорать до ожогов, купаться до гусиной кожи;

- Для прогулок всегда нужно одеваться по погоде. Одежда и обувь должны быть лёгкими, но тёплыми и непромокаемыми. Если одежда и обувь промокли, нужно срочно возвращаться домой.

3. Рефлексия

Учитель- Я хочу прочитать вам притчу «О бабочке»

Когда-то в древнем Китае жил очень умный и гордый знатный вельможа. Однажды по всей стране прошел слух, что на границе живет мудрец, самый умный и мудрый на свете. Об этом узнал вельможа. Он очень рассердился: кто может назвать монаха самым умным? Вельможа приказал пригласить этого монаха к себе. Сам же придумал ему загадку: «Я возьму в руки бабочку, и спрячу за спиной, а затем спрошу, что у меня в руках живое или мертвое. Если он скажет, что живое – я раздавлю бабочку. Если скажет мертвое – я раскрою руку и бабочка взлетит». И вот настал день встречи. В зале собралось много людей послушать словесный поединок двух наимудрейших людей. Вельможа сидел на высоком троне и держал бабочку за спиной, с нетерпением ждал монаха. Двери открылись, и в зал вошел небольшого роста худенький человек. Монах поприветствовал вельможу и сказал, что он готов отвечать на его вопросы. И тогда, улыбаясь, вельможа спросил: «Скажи мне, что у меня в руке – живое или мертвое?» Мудрец немного подумал, улыбнулся и ответил: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!». Вельможа растерялся и выпустил бабочку, которая, почувствовав свободу, радостно махая своими прекрасными крыльями, улетела.

Уже сегодня вы держите в своих руках свое будущее. И только вы сами ответственны за него.

От тебя сегодняшнего и от твоих сегодняшних решений зависит, каким будешь ты завтра и ты – в будущем.

- Заботиться о своём здоровье должен каждый человек. Главное – захотеть быть здоровым!

В заключении посмотрим мультфильм из серии «Смешарики. Азбука здоровья»

Здоровье – самый лучший друг,
Оно у каждого вокруг, 
Кто любит спортом заниматься 
И утром бодрым просыпаться. 
Кто любит фруктов много есть, 
Ведь витаминов в них не счесть! 
Здоров лишь тот, кому не лень 
Гулять на воздухе весь день. 
Здоровье будет пусть у всех, 
Здоровье – это ваш успех!