Педагогическая статья Развитие профессиональных компетенций обучающихся на занятиях по английскому языку в СПО
Оценка 4.6

Педагогическая статья Развитие профессиональных компетенций обучающихся на занятиях по английскому языку в СПО

Оценка 4.6
docx
06.05.2021
Педагогическая статья Развитие профессиональных компетенций обучающихся на занятиях по английскому языку в СПО
пед.статья проф.комп.Документ Microsoft Word.docx

Репникова Юлия Сергеевна,

преподаватель,

ГБ ПОУ «Волжский политехнический техникум»,

г. Волжский, Волгоградская область

 

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СПО

Профессиональные компетенции – это специализированные знания и умения, необходимые будущим специалистам для эффективного решения рабочих задач в производственной деятельности.

Главной целью педагогической деятельности преподавателя английского языка на 3 и 4 курсе является обеспечение возможности эффективной коммуникации в сфере профессиональной деятельности, а приоритетной задачей при обучении английскому языку выступает формирование профессиональных компетенций, направленных на практическое использование английского языка как инструмента реализации профессиональных интересов.

Решение данной задачи представляется возможным через:

·                     повышение мотивации изучения английского языка;

·                     формирование умений и культуры профессионального общения;

·                     развитие умения ориентироваться в потоке иностранной периодики;

·                     создание лексикона специалиста в профессиональной области;

·                     подготовку к будущей профессиональной деятельности;

·                     формирование навыков устной речи;

·                     формирование профессиональной компетентности;

·                     внедрение информационных технологий в учебный процесс.

Специфика формирования профессиональных компетенций в процессе изучения английского языка студентами нашего техникума заключается в том, что язык выступает как средство, и как инструмент и основа формирования профессиональных компетенций.

Обучение иностранному языку можно считать одним из важнейших элементов системы профессиональной подготовки специалистов в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Это связано с расширением международных экономических связей, увеличением числа совместных предприятий и фирм, развитием глобальных компьютерных сетей, возрастающим использованием в практике предприятий импортного оборудования и зарубежных технологий.

Все это приводит к повышенной потребности в специалистах, владеющих английским языком, способных осуществлять иноязычное языковое общение и способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность в области международного сотрудничества.

 Сегодня особую важность приобретает компетентностно - ориентированный подход к изучению иностранного языка, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессиональных компетенций.

Рассматривая иностранный язык как средство формирования профессиональной направленности будущего специалиста, следует отметить, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком.

Можно с уверенностью сказать, что иностранный язык является эффективным средством профессиональной и социальной ориентации.

Для реализации задачи профессиональной ориентации необходимо соблюдение следующих условий:

–четкая формулировка целей иноязычной речевой деятельности;

–социальная и профессиональная направленность этой деятельности;

–удовлетворенность обучающихся при решении частных задач;

–формирование у обучающихся умения творчески подходить к решению частных задач;

– благоприятный психологический климат в группе.

По специфическому соотношению знаний и умений дисциплина иностранный язык занимает промежуточное положение между теоретическими и прикладными дисциплинами профессиональной подготовки, так как иностранный язык требует такого же большого объема навыков и умений, как практические дисциплины, но вместе с этим не меньшего объема знаний, чем теоретические науки.

Профессиональная направленность в обучении иностранному языку осуществляется в процессе речевой деятельности: чтения, устной и письменной речи.

Знание специальной лексики необходимо для чтения текстов по специальности, поэтому важно, чтобы обучающиеся овладели профессиональной лексикой в полной мере. Необходимо провести отбор лексического материала с учетом специализации.

Процесс обучения профессиональному языку включает овладение спецификой чтения и перевода литературы профессиональной направленности, чтение учебных текстов, обязательное выполнение упражнений, направленных на закрепление лексики, чтение с общим охватом содержания и с элементами анализа.

Одной из целей обучения английскому языку обучающихся СПО является умение самостоятельно читать литературу по специальности с  извлечением информации из иноязычных источников.

Следует отметить, что основным фактором успешного обучения является мотивация, т. е. положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области. При решении этой задачи значительную роль играет интеграция со специальными дисциплинами.

Межпредметные связи помогают студенту накапливать знания о своей будущей профессии. Чем более подготовлен студент в специальных дисциплинах на родном языке, тем легче ему ориентироваться в потоке информации на иностранном языке.

Таким образом, чем более компетентен студент на родном языке, тем больше мотивация для него овладевать дополнительной информацией, а значит, активнее происходит его самореализация на занятии по иностранному языку.

Профессиональное компетентностно-ориентированное обучение студентов иностранному языку включает формирование основ:

1)                языковой и речевой компетенций, позволяющих использовать иностранный язык для получения профессионально значимой информации, используя разные виды чтения;

2) коммуникативной компетенции, позволяющей участвовать в письменном и устном профессиональном общении на иностранном языке;

3) социокультурной компетенции, обеспечивающей эффективное участие в общении с представителями других культур.                                 

Эффективное изучение иностранного языка требует ориентации на важность изучаемого учебного материала, перспективу его использования на практике и в профессиональной деятельности.

Формирование профессиональных компетенций требует развития навыков аудирования и говорения на английском языке с учетом профессиональной подготовки и сферы применения языка в будущей профессиональной деятельности.

Анализ процесса обучения английскому языку, содержания учебных текстов, заданий, упражнений, а также организации форм и методов учебной деятельности приводит к осознанию необходимости осуществления многоуровневого подхода в обучении.

Такой подход подразумевает выдвижение на первый план индивидуального маршрута овладения языком с целью формирования положительной мотивации к изучению языка.

Уровень сформированности профессиональных компетенций у студентов определяется следующими показателями:

- владение лексическими единицами профессиональной направленности;

- готовность к речевой деятельности, что проявляется в реализации потенциала в иноязычном профессиональном общении;

- умение использовать ИКТ при изучении языка;

-  готовность к творческой самореализации в рамках профессиональной деятельности, что говорит о сформированной мотивации к изучению английского языка.

Список используемой литературы:

1) Т.Д. Алексеева «Проблемы теории и методики языковой подготовки в ВУЗе», Модульный принцип обучения иностранному языку в условиях разноуровневой системы высшего образования. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 2. С. 69—74

2) А.Г. Асмолов. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика No4, 2009., с.18.

3) Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения.–М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.–С. 79-87.

5) Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании// Эйдос: интернет-журнал.–2005.–10 сентября.–http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

6) Федеральный государственный образовательный стандарт.// http://www.firo.r

Библиографическая ссылка

Арсланова Г.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27290 (дата обращения: 24.04.2021).

 


 

Репникова Юлия Сергеевна, преподаватель,

Репникова Юлия Сергеевна, преподаватель,

Рассматривая иностранный язык как средство формирования профессиональной направленности будущего специалиста, следует отметить, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести…

Рассматривая иностранный язык как средство формирования профессиональной направленности будущего специалиста, следует отметить, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести…

Межпредметные связи помогают студенту накапливать знания о своей будущей профессии

Межпредметные связи помогают студенту накапливать знания о своей будущей профессии

Вестник Российского государственного университета им

Вестник Российского государственного университета им
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2021