Репникова Юлия Сергеевна,
преподаватель,
ГБ ПОУ «Волжский политехнический техникум»,
г. Волжский, Волгоградская область
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СПО
Профессиональные компетенции – это специализированные знания и умения, необходимые будущим специалистам для эффективного решения рабочих задач в производственной деятельности.
Главной целью педагогической деятельности преподавателя английского языка на 3 и 4 курсе является обеспечение возможности эффективной коммуникации в сфере профессиональной деятельности, а приоритетной задачей при обучении английскому языку выступает формирование профессиональных компетенций, направленных на практическое использование английского языка как инструмента реализации профессиональных интересов.
Решение данной задачи представляется возможным через:
· повышение мотивации изучения английского языка;
· формирование умений и культуры профессионального общения;
· развитие умения ориентироваться в потоке иностранной периодики;
· создание лексикона специалиста в профессиональной области;
· подготовку к будущей профессиональной деятельности;
· формирование навыков устной речи;
· формирование профессиональной компетентности;
· внедрение информационных технологий в учебный процесс.
Специфика формирования профессиональных компетенций в процессе изучения английского языка студентами нашего техникума заключается в том, что язык выступает как средство, и как инструмент и основа формирования профессиональных компетенций.
Обучение иностранному языку можно считать одним из важнейших элементов системы профессиональной подготовки специалистов в учебных заведениях среднего профессионального образования.
Это связано с расширением международных экономических связей, увеличением числа совместных предприятий и фирм, развитием глобальных компьютерных сетей, возрастающим использованием в практике предприятий импортного оборудования и зарубежных технологий.
Все это приводит к повышенной потребности в специалистах, владеющих английским языком, способных осуществлять иноязычное языковое общение и способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность в области международного сотрудничества.
Сегодня особую важность приобретает компетентностно - ориентированный подход к изучению иностранного языка, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессиональных компетенций.
Рассматривая иностранный язык как средство формирования профессиональной направленности будущего специалиста, следует отметить, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком.
Можно с уверенностью сказать, что иностранный язык является эффективным средством профессиональной и социальной ориентации.
Для реализации задачи профессиональной ориентации необходимо соблюдение следующих условий:
–четкая формулировка целей иноязычной речевой деятельности;
–социальная и профессиональная направленность этой деятельности;
–удовлетворенность обучающихся при решении частных задач;
–формирование у обучающихся умения творчески подходить к решению частных задач;
– благоприятный психологический климат в группе.
По специфическому соотношению знаний и умений дисциплина иностранный язык занимает промежуточное положение между теоретическими и прикладными дисциплинами профессиональной подготовки, так как иностранный язык требует такого же большого объема навыков и умений, как практические дисциплины, но вместе с этим не меньшего объема знаний, чем теоретические науки.
Профессиональная направленность в обучении иностранному языку осуществляется в процессе речевой деятельности: чтения, устной и письменной речи.
Знание специальной лексики необходимо для чтения текстов по специальности, поэтому важно, чтобы обучающиеся овладели профессиональной лексикой в полной мере. Необходимо провести отбор лексического материала с учетом специализации.
Процесс обучения профессиональному языку включает овладение спецификой чтения и перевода литературы профессиональной направленности, чтение учебных текстов, обязательное выполнение упражнений, направленных на закрепление лексики, чтение с общим охватом содержания и с элементами анализа.
Одной из целей обучения английскому языку обучающихся СПО является умение самостоятельно читать литературу по специальности с извлечением информации из иноязычных источников.
Следует отметить, что основным фактором успешного обучения является мотивация, т. е. положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области. При решении этой задачи значительную роль играет интеграция со специальными дисциплинами.
Межпредметные связи помогают студенту накапливать знания о своей будущей профессии. Чем более подготовлен студент в специальных дисциплинах на родном языке, тем легче ему ориентироваться в потоке информации на иностранном языке.
Таким образом, чем более компетентен студент на родном языке, тем больше мотивация для него овладевать дополнительной информацией, а значит, активнее происходит его самореализация на занятии по иностранному языку.
Профессиональное компетентностно-ориентированное обучение студентов иностранному языку включает формирование основ:
1) языковой и речевой компетенций, позволяющих использовать иностранный язык для получения профессионально значимой информации, используя разные виды чтения;
2) коммуникативной компетенции, позволяющей участвовать в письменном и устном профессиональном общении на иностранном языке;
3) социокультурной компетенции, обеспечивающей эффективное участие в общении с представителями других культур.
Эффективное изучение иностранного языка требует ориентации на важность изучаемого учебного материала, перспективу его использования на практике и в профессиональной деятельности.
Формирование профессиональных компетенций требует развития навыков аудирования и говорения на английском языке с учетом профессиональной подготовки и сферы применения языка в будущей профессиональной деятельности.
Анализ процесса обучения английскому языку, содержания учебных текстов, заданий, упражнений, а также организации форм и методов учебной деятельности приводит к осознанию необходимости осуществления многоуровневого подхода в обучении.
Такой подход подразумевает выдвижение на первый план индивидуального маршрута овладения языком с целью формирования положительной мотивации к изучению языка.
Уровень сформированности профессиональных компетенций у студентов определяется следующими показателями:
- владение лексическими единицами профессиональной направленности;
- готовность к речевой деятельности, что проявляется в реализации потенциала в иноязычном профессиональном общении;
- умение использовать ИКТ при изучении языка;
- готовность к творческой самореализации в рамках профессиональной деятельности, что говорит о сформированной мотивации к изучению английского языка.
Список используемой литературы:
1) Т.Д. Алексеева «Проблемы теории и методики языковой подготовки в ВУЗе», Модульный принцип обучения иностранному языку в условиях разноуровневой системы высшего образования. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 2. С. 69—74
2) А.Г. Асмолов. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика No4, 2009., с.18.
3) Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения.–М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.–С. 79-87.
5) Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании// Эйдос: интернет-журнал.–2005.–10 сентября.–http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
6) Федеральный государственный образовательный стандарт.// http://www.firo.r
Библиографическая ссылка
Арсланова Г.А. ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27290 (дата обращения:
24.04.2021).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.