Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация: г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии
им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)
В условиях изменившейся парадигмы образования большое значение придается апробации и внедрению в учебный процесс инновационных педагогических технологий. Одной из таких технологий может считаться педагогическая технология проблемного обучения.
Проблемное обучение возникло вследствие тех принципиальных изменений, которые произошли в ходе развития педагогической науки, в процессе поиска учителями путей активизации обучения. Исследования в области проблемного обучения ведутся уже давно, что позволяет подвести некоторые итоги, но, тем не менее, проблемное обучение привлекает к себе внимание и на современном этапе развития дидактики. Новые проблемы возникают в связи с использование достижений теории искусственного интеллекта в обучении, с развитием теории индивидуализации и компьютеризации обучения, с применением различных форм группового (кооперативного) обучения и др.
Проблемное обучение основывается на трёх принципах:
· общности целеполагания (цели преподавателя и учащихся);
· бинарности (взаимодействие обучающего и обучающихся);
· проблемности (наличие противоречия в учебном материале или в процессе его усвоения).
Доказано влияние проблемного обучения на активизацию мыслительной деятельности школьников, на формирование, развитие у них нестандартных подходов к решению проблем и, наконец, на развитие их творческого мышления. Это влияние обеспечивается созданием в образовательном процессе специальных ситуаций интеллектуального затруднения – проблемных ситуаций – и их разрешения.
Определение роли и места учебной проблемы в процессе познавательной деятельности ученика связано с рядом факторов. Принятие учеником проблемы, сформулированной учителем в виде проблемного вопроса или проблемной задачи, обусловлено функциональным содержанием проблемы. В связи с этим, возникает вопрос: каковы же основные функции учебной проблемы?
Ответ на этот вопрос содержится в анализе практики, основанной на выводах научных исследований, в которых отмечается две основные гносеологические функции научной (учебной) проблемы:
1. Определение направления научного исследования (деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы).
2. Побуждение к этому исследованию (формирование, развитие познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний).
В отличие от научной проблемы, учебная проблема для учителя является средством управления познавательной деятельностью ученика, способом формирования его мыслительных способностей.
В деятельности ученика учебная проблема служит стимулом активизации мышления, а процесс её решения – способом превращения знаний в убеждения.
Необходимость обеспечения вышеуказанных функций ставит задачу определения требований к учебной проблеме. Практика выдвигает эту задачу ещё и потому, что не всякая проблема может быть использована учителем в качестве средства активизации учебного процесса.
Можно сформулировать шесть основных требований к учебной проблеме, с учетом которых учитель может создавать наиболее эффективные типы проблемных ситуаций.
1. Учебная проблема должна быть связана с изучаемым материалом и естественным путём, логически вытекать из него, а также из деятельности ученика по анализу фактов и явлений, вызвавших проблемную ситуацию.
2. Учебная проблема должна отражать противоречивость информации (непосредственно в формулировке вопроса, задачи или в учебной ситуации).
3. Основным своим содержанием проблема должна давать направление познавательному процессу поиска, указывать направление путей её решения. Неизвестное какими-то переходами должно быть связано с известным ученику знанием.
4. Проблемы должны быть посильными, то есть не должны быть слишком трудными для решения, иначе они не вызовут интереса и учащиеся попытаются их просто обойти. Но они не должны быть и слишком легкими: легкие проблемы быстро решаются и недостаточно активизируют мыслительную деятельность учащихся или вовсе не воспринимаются как проблемы.
5. Вербальная формулировка проблемы должна содержать слова, обозначающие такие известные ученику понятия, в которых содержатся элементы имеющие связь с неизвестным в самой проблеме.
6. Проблемные вопросы, задачи и учебные задания, а также примеры, приводимые учителем при постановке проблем, должны оказывать воздействие на эмоциональное состояние ученика, заинтересовать его в учебном материале, побуждать к активной деятельности.
Следовательно, учебная проблема должна обладать такими свойствами, которые обуславливают её осознанное восприятие учеником, его заинтересованность в её разрешении.
Из психологии известно, что задача воспринимается учеником только в том случае, когда цель, которая может быть достигнута путём решения проблемы, становится для ученика субъективно важной и значительной.
Знание учителем основных требований к учебной проблеме считается одним из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации самостоятельной деятельности учащихся.
Главной научно-методической проблемой работы школы в условиях модернизации образования является поиск путей и способов выполнения нового социального заказа общества, который может быть реализован в различных образовательных моделях и их сочетаниях. Современный образовательный процесс характеризуется не только внедрением образовательных стандартов и расчленённостью на ступени, этапы, уровни, но и разнообразным сочетанием приёмов, методов обучения, повышением требований к уровню профессиональной компетентности преподавателя. Это создает уникальную ситуацию интеграции теории и практики обучения в единую продуктивную дидактическую систему, которая должна явиться одним из решающих факторов успешного решения задач, поставленных государством перед школой.
Необходимость решения проблемы повышения уровня качества образования остро ставит вопрос о поиске адекватных моделей образования, инновационных технологий обучения, о разработке научных основ их анализа, отбора и способов реализации педагогических технологий в практике школы. Очевидно, что проектирование результативных образовательных технологий сегодня невозможно без чёткого описания базовых понятий и исходного инструментария, удовлетворяющего требованиям системного подхода. Мысль А.М. Кушнира о том, что мы вошли в XXI (21) век без научной педагогики [61] во многом справедлива.
Педагогическая технология проблемного обучения, методологические основы реализации которой рассмотрены выше, в какой-то мере, являются попыткой реализовать некоторые инновационные идеи современной отечественной дидактики на эмпирическом уровне.
В заключение следует отметить, что педагогическая технология проблемного обучения не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, расширяя педагогический арсенал педагога, позволяя более эффективно решать поставленные задачи конкретного занятия и всего учебного курса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абасов З. Форма обучения – групповая работа: (Дидактические условия организации) // Директор школы. – 1998. - №6 – С.62-66.
2. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1998. – 233 с.
3. Андриенко Н.В. Преподавание русского языка методом погружения: инвариант, вариатив // www.festival@1september.ru. – 2008.
4. Анохина Г.М. Личностно развивающие педагогические технологии. Учебное пособие. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – 100 с.
5. Аношкин А.Л. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. Омск: ОмГПУ, 1998.
6. Афанасьев В. Проектирование педтехнологий // Высшее образование в России. – 2001. - № 4.
7. Байкова Л. А., Гребёнкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
8. Башарин В.Ф. Педагогическая технология: что это такое // Специалист. – 1993. – № 9.
9. Безруков В.И. Мера проектирования в практике управления педагогическими системами/ Школьные технологии. – 2005, №2. – С. 128-142.
10. Безруков В.И. Проектирование в управлении педагогическими системами.// Педагогика. – 2005,№3. – с.28-34
11. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: 1996.
12. Бермус А.Г. Гуманитарная методология разработки образовательных программ. // Школьные технологии. – 2004, № 3. – с.51-58.
13. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
14. Братенникова А.Н., Василевская Е.И. Метод проектов: история и современность. // Народная асвета. – 2004, №3. – С. 11-15.
15. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии. - 2001. - № 2.
16. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991.
17. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр.— М., 1990.
18. Горбунова Г А. Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников. Автореферат дисс… доктора пед. наук. 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания. – М., 2010. – 46 с.
19. Греков А.А., Рогов Е.И. Рейтинг как показатель профессионального развития педагога. - Ростов-на-Дону, 1991.
20. Гронлунд Н. Тесты достижений в конструировании. Лондон: Прентис-Холл, 1982.
21. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы.- 1995, № 6.
22. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование. – 2001a.
23. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование. – 2001b.
24. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М., 2001с.
25. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. М.: Знание, 1998.
26. Гуминская Т.А. Метод проектов как форма организации самостоятельной деятельности учащихся. // Народная асвета. – 2002, № 9.
27. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследовании. – М., 1986 – 240 с.
28. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
29. Дахин А.Н. Педагогический мониторинг: концепция и применение // Школьные технологии, 1997, № 3.
30. Дидактическая игра на уроке русского языка «Лингвистическое путешествие» // www.festival@1september.ru. – 2008.
31. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход: Пер. с пол. - М.: Мир, 1981. – 456 с.
32. Дмитриев Г.Д. Всем сестрам по серьгам или Учебный стиль ученика: как с ним работать? // Школьные технологии.- 1998.- № 5.
33. Евстифеева О., Кучменко Н. Метод проектов – среда в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность. // Директор школы. – 2003, № 6. – С. 53-58.
34. Ежова Т. В. Педагогические условия проектирования педагогического дискурса // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: коллективная монография / под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. — Воронеж: ВГПУ, 2007. — Кн. 16, гл. XIX. — С. 226—241.
35. Ежова Т. В. Теоретические основы проектирования педагогического дискурса // Педагогика: семья — школа — общество : коллективная монография / под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. — Воронеж : ВГПУ, 2006. — Кн. 7, гл. XXV. — С. 335—345.
36. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: «Академия», 2001.
37. Загвязинский Э. Как мы пришли к проектному обучению. // Директор школы. – 2004, № 9. – С.33-40.
38. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1999.
39. Ибрагимов Г. Опыт концентрированного обучения в школе // Народное образование. 1993. № 4. С. 27-31.
40. Иванов В. Моделирование педагогической деятельности // Высшее образование в России .- 1998, № 2.
41. Ильин Г. Л. Педагогическая технология и педагогическое мастерство // Школьные технологии, 2005. – № 5. – С. 4–9.
42. Ильязова М. Д. Формирование инвариантов профессиональной компетентности студента: ситуационно-контекстный подход. Автореферат дисс… доктора пед. наук. 13.00.08 – теория и методика профессионального образования.– М., 2010. – 45 с.
43. Ильясов Д. Ф., Ильясова О. А. Особенности проектирования образовательных программ в школе. // Школьные технологии. – 2004, № 5. – С. 89-93.
44. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991.
45. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М., 1981.
46. Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции. - Вопросы психологии. - 1996, № 1.
47. Калашников Л. О цикловой системе преподавания // Научный работник. 1930. № 4. С. 52-63.
48. Карпенко М.П. К вопросу о становлении новой педагогической парадигмы и ее технологическом обеспечении // www.viperson.ru. – 2004.
49. Кирикова З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. – Екатеринбург, 2000.
50. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994.
51. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989 .
52. Король А.Д. Диалог в образовании: эвристический аспект. Научное издание. – М. : ЦДО «Эйдос», Иваново: Издательский центр «Юнона», 2009. – 260 с.
53. Корсун Э.Н. Проектная деятельность учащихся на уроках иностранного языка и связь с информационной технологией. // Образование в современной школе. – 2005 № 3. – С.14-19.
54. Круглова И.В. Использование проектной технологий обучения на уроках литературы в старших классах.// Образование в современной школе.- 2005, № 8. – С. 41-45.
55. Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога. Диалог с воображаемым оппонентом. // Народное образование. – 2005, № 7. – с.103-111.
56. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования. // Народное образование. – 2005, № 2. – С. 113-121.
57. Крылова О. Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования. Автореферат дисс… доктора пед. наук. 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. СПб., 2010. – 44 с.
58. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000.
59. Кудрявцева Н. А. Хицова Л.Н. Психолого-физиологическая диагностика как средство реализации технологии дифференцированного обучения в биологическом экспериментальном классе гимназии // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. – № 2. – С. 45—48.
60. Кушнир A.M. Педагогика иностранного языка // Школьные технологии, 1998, № 6.
61. Кушнир А. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование, 2001, № 1. С. 50-65.
62. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Слагаемые технологии модульного обучения. – Барнаул, 1994.
63. Лебедева Л.И. Метод проектов в продуктивном обучении. // Школьные технологии. – 2002, № 5. – С. 116-120.
64. Левитес Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. – М.– Воронеж,1998.
65. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. – М., 1975.
66. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. – 2001. - № 10.
67. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Образование-Культура, 1998.
68. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М. - 2000.
69. Малащенко В.П., Малащенко А.И. Деловая игра в профессиональной подготовке учителя-словесника // Русский язык в школе. - 1986. - № 6.
70. Малкова И. Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе. Автореферат дисс… доктора пед. наук. 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования.– Томск, 2008. – 45 с.
71. Малкова И.Ю. Основания проектирования в педагогической инноватике // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 299. – С. 177–180.
72. Мальцев А.В. Проблемы измерения знаний при итоговой аттестации учащихся // Диалог в развивающем обучении. - Екатеринбург, 1997.
73. Малюшкин А.Б., Иконицкая Л.Н. Тестовые задания по русскому языку.- М., 1999.
74. Маркова И.В. Владение педагогической технологией как необходимый элемент профессиональной активности учителей // Педагогическая теория: идеи и проблемы. - М., 1992.
75. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.
76. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.
77. Месяц С.Д. Погружение — шаг в противоположность. Из опыта осмысления // Методика погружения: «за» и «против»: Сб. научн. метод, ст. /Под ред. А.А. Остапенко. Краснодар: АЭСПК. 1995. С. 23-29.
78. Методика блочно-модульного обучения. – Краснодар, 1989.
79. Методика погружения: «за» и «против»: Сб. научн. метод, ст. / Под ред. А.А. Остапенко. Краснодар: АЭСПК, 1995. 133 с.
80. Мищенко Л. В. Влияние образовательных инновационных технологий на развитие гендерных структур индивидуальности младших школьников // Психология обучения. – 2008. – № 3. – С. 44—58.
81. Мкртчян М.А. Фазы перехода периода от группового способа обучения к коллективному // КСО [Красноярск]. 1995. №2. С. 8-11.
82. Монахов В.Н. Проектирование современной модели дистанционного образования. // Педагогика. – 2004, № 6. – С.11-21.
83. Муравьёва Г.Е. Закономерности и принципы проектирования образовательного процесса. // Школьные технологии. – 2004, № 2. – С. 29-34.
84. Назарова Г.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. М.: Изд-во УРАО, 1998.
85. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. – 1997. – №3.
86. Обухов А. С. Технология опроса // Школьные технологии, 2007. – № 6. – С. 127–132.
87. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990 – 382 с.
88. Олешков М.Ю. Блочно-модульная педагогическая технология на уроках русского языка // Проблемы лингвистического образования. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции «Филологический класс: наука – вуз – школа». В 2-х частях. Ч. 2. – Екатеринбург: АМБ, 2002. (с. 56 – 62).
89. Олешков М.Ю. Деловая игра в системе педагогических технологий // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научно-методических материалов. / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Н.Е Эргановой. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – Екатеринбург, 2007. - С. 166-176.
90. Олешков М.Ю. Дидактическая игра в системе игровых технологий // Дидактическая игра в образовательном процессе. – Нижний Тагил: НТФ ИРРО, 2004. – С. 6-8.
91. Олешков М.Ю. Методика и технология: проблема корреляции понятий // Педагогические технологии в трудовом, профессиональном и дополнительном образовании: Материалы городской научно-практической конференции. Нижний Тагил. 2004. - С. 17-21.
92. Олешков М.Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования. // Педагогика. – 2004, № 6. – С.31-39.
93. Олешков М.Ю. Технологии обучения в высшей школе: проблемы классификации и реализации // Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. Ученые записки. Педагогика. Психология – Нижний Тагил, 2003. – С. 47-54.
94. Олешков М.Ю. Технология проектного обучения в высшей школе // Управление самостоятельной работой студента: Материалы научно-методической конференции НТГСПА. - Нижний Тагил, 2004. - С. 21-24.
95. Остапенко А.А. Концентрация знаний: естественнонаучный аспект: Философско-педагогический очерк. Азовская: АЭСПК, 1997. 20 с. (Вестник Азовского экспериментального социально-педагогического комплекса. Выпуск 1).
96. Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? // Школьные технологии. – 2004, № 4. – С. 93-96.
97. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С.. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996.
98. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997.
99. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология // Воспитание школьников. – 1995. – №1.
100. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. - М.: Профиздат, 1991.
101. Плеханова И.Н. Проектная методика в средних профессиональных учебных заведениях. // Методист. – 2005, №5. – С. 53-56.
102. Погружение как метод концентрированного обучения: Сб.научно- методических ст. / Под ред. А.А. Остапенко. Азовская: АЭСПК, 1997. 16 с. (Вестник Азовского экспериментального социально-педагогического комплекса. Выпуск 5).
103. Профессиональная педагогика. – М., 1999.
104. Прутченков А.В. «Школа деловой игры» // Школьные технологии. - 1999. - № 1-2.
105. Савинова Л.Ф. Теория и практика проектирования и функционирования современной системы профессиональной переподготовки педагога: Монография. — М.: РИО «Альфа», 2001. — 272 с.
106. Самовкина И.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М., Народное образование, 1996
107. Свадковский И.Ф. Метод проектов в системе дальтон-плана. // Школьные технологии. – 2004, № 4. – С. 177-184.
108. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
109. Селевко Г.К. Опыт системного исследования педагогических технологий // Школьные технологии. – 1997. – №1.
110. Сенновекий И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса // Завуч. – 1998. – №1.
111. Сиденко А.С. Игровой подход в обучении // Народное образование, 2000. - № 8.
112. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Завуч. – 2003, №6. – С. 96-111.
113. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат. М., 2000.
114. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. – М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.
115. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001.
116. Третьяков П.И., Сенновский И.В. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. – М.: Новая школа, 1997.
117. Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. – М.: МИРОС, 2001.
118. Уленко Т.Н. Проблемы внедрения метода проектов в школе. // Образование в современной школе. – 2004, № 12. – С. 21-24.
119. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб.-метод, пособие для преподавателей — М.: Высш. школа, 1991.
120. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с.
121. Червонный М.А. Проектирование средств и систем оценивания. // Педдиагностика, 2005, № 4. – С. 80-91.
122. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2002.
123. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М.: Народное образование, 1996.
124. Шайдурова Л.С. Внутришкольный мониторинг – инструмент управления качеством образования // Завуч, 1998, № 6.
125. Шнайдер И., Бём И. Дистанционный курс продуктивного обучения. СПб., 1999.
126. Юдин В В. Технологическое проектирование педагогического процесса. Автореферат дисс… доктора пед. наук. 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. – М., 2009. – 45 с.
127. Юдин В.В. Педагогическая технология: Учебное пособие. Ч. I. Ярославль: ЯрГПУ, 1997.
128. Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика. – 1990. – № 1.
129. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: Швинеса, 1989.
130. Ягафарова Г.З. Модульная технология на уроках русского языка // www.festival@1september.ru. – 2008.
131.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.