КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Педагогическая диагностика детей
в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила старший воспитатель
Апсаламова С.З. Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных
Раздольное,2018
задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.
Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся
мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во
всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только
государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее
условие выживания каждого человека, страны.
(Слайд 1 )Регламентируемые документы педагогической диагностики:
Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного
образования – статья 3.2.3.
Для начала проведем сравнительный анализ Системы мониторинга достижения
детьми планируемых результатов освоения Программы по ФГТ и
педагогической диагностики ФГОС.
(Слайд 2) Сходства и различия Мониторинга результативности
педагогической
образовательной деятельности ФГТ и
диагностики ФГОС.
Мониторинг
Педагогическая диагностика
Определен
ие
система организации сбора,
хранения,
обработки и
распространения информации
о деятельности педагогической
системы,
обеспечивающая
непрерывное слежение за ее
состоянием и прогнозирование
развития.
(Слайд 3) в первом случае предполагает
постоянный
сбор
информации об объектах
Педагогическая
диагностика это механизм,
позволяющий
выявить
индивидуальные особенности
и
перспективы развития
ребенка.
Изучение
ребенка
дошкольного возраста для
познания
его (Слайд
Структура
4)
контроля, то есть выполнение
функции
слежения;
изучение объекта по одним и
тем же критериям с целью
выявления
динамики
изменений;
компактность, минимальность
измерительных процедур и их
включенность
в
педагогический процесс.
индивидуальности и оценки
его развития как субъекта
познания,
общения и
деятельности;
понимание мотивов его
поступков, видение скрытых
резервов
личностного
развития, предвидение его
поведения в будущем.
Определение объекта
1.
мониторинга.
Сбор информации об
2.
объекте
мониторинга
посредством наблюдения за
объектом и условиями его
функционирования
с
комплекса
применением
методов
диагностики.
3. Обработка и анализ ин
формации из существующих
источников.
и
4.
комплексная оценка объекта на
основе
полученной
информации и прогноз
развития.
5.
изменении деятельности.
Принятие решения об
Интерпретация
—
этап
Первый
проектировочный.
Определение
методов диагностики.
целей и
—
этап
Второй
Проведение
практический.
диагностики.
Определение
ответственных, обозначения
времени и длительности,
способов фиксации.
этап
Третий
аналитический.
полученных фактов.
—
Анализ
этап
Четвертый
—
интерпретация данных. Этот
основной путь понимания
ребенка и прогнозирования
перспектив его развития.
этап
—
Пятый
целеобразовательный.
Предполагает определение
актуальных образовательных
задач для каждого ребенка и
для группы в целом. 5)
(Слайд
Инструментарий
-
система координат или
контрольные точки сравнение с
которыми будет даваться
характеристика
динамики
развития объекта;
карты наблюдений детского
развития,
позволяющие
фиксировать
индивидуальную динамику и
развития каждого ребенка.
сбор
необходимой
информации через: опросы,
анализ,
наблюдение
(систематическое, случайное,
стандартизированное и т. д.) и
другие методы исследования;
(Слайд 6)
год
Мониторинг уровней освоения
Программы проводится 2 раза
в
(промежуточный,
итоговый, по показателям и
критериям,
представленных
интегративными личностными
качествами по возрастным
группам.
во
Проводится
всех
возрастных группах 3 раза в
год: в начале года, середине
и в конце года.
В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя
оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет
скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какогото
конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о
личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики
развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для
выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку
развиться, открыть какието способности, преодолеть проблемы.
(Слайд 7) И так, что такое Педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика это механизм, позволяющий выявить
индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка.
(Слайд 8)Главная цель диагностического обследования – получить не
столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о
реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для
коррекции педагогического процесса.
Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных
На основании этой информации,
особенностях развития ребенка. разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке
старшего дошкольника к обучению в школе.
Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится
обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая
диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого
ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития.
Диагностическое обследование дошкольников важно для каждого ребенка,
педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в
обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная
коррекционная работа дает отличные результаты.
(Слайд 9)Принципы диагностического обследования
принцип последовательности и преемственности диагностики –
проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и
методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания
личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.
принцип доступности диагностических методик и процедур –
наглядность становится главным условием получения необходимой информации
(тесты с картинками)
принцип прогностичности
Последний принцип проявляется в ориентации диагностической
деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития»
дошкольников.
Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским:
Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то,
чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы
возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может
овладеть с помощью и при поддержке взрослого.
(Слайд 10) В качестве основных методов, позволяющих выявить степень
реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ
используются:
наблюдение
изучения продуктов деятельности детей
несложные эксперименты
беседы
Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них –
субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок,
следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение
длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.
Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях:
в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время
проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего
недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не
выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты
молодец!», « я вижу у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность
индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста
от 10 до 20 минут.
(Слайд 11)Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться
«правил» педагогического диагностирования.
Обследование дошкольников: проводится только в первой половине дня,
в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);
обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.
с ребенком работает один взрослый.
нельзя торопить ребенка с ответом, нужно дать возможность подумать с
ответом;
обследование проводится обязательно в игровой форме;
нельзя заставлять ребенка, если он не желает что то делать, лучше отложить
диагностику.
Диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 3
раза в год: в начале года, середине и в конце года.
(Слайд 12) На основании полученных результатов в начале и середине года
воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей
возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам
программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и
которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года –
сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на
начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого
анализа являются основой конструирования образовательного процесса на
новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого
ребёнка заносятся в диагностическую таблицу.
Реализация всех программ дошкольного образования предполагает оценку
индивидуального развития детей, через проведение педагогический
диагностики. Рассмотрим и сравним как отражается раздел педагогической
диагностики в разных образовательных программах дошкольного образования.
(Слайд 13)Программа «От рождения до школы». Педагогическая диагностика
рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного
возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и
лежащей в основе дальнейшего планирования. Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально
организованной деятельности.
Направлена на изучение:
коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы
установления и поддержки контакта, принятия совместных решений,
разрешения конфликтов, лидерства и т.д.) ;
игровой деятельности;
познавательной деятельности (развитие детских способностей, познавательной
активности);
проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности,
ответственности и автономии, как развивается умение планировать и
организовывать свою деятельность);
художественной деятельности;
физического развития.
Инструментарий — карты наблюдений детского развития, позволяющие
фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.
Результаты могут использоваться исключительно для индивидуализации
образования и оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО
Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО
Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО
Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО
Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО
Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО
Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.