Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"
Оценка 4.8

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
география +1
Взрослым
17.04.2017
Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"
Педагогическая статья.docx
Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования (слайд 1) Два мира есть у человека,  Один – который нас творил,  Другой – который мы от века, Творим, не зная наших сил (слайд 2) Российское   географическое   образование   претерпевает   серьёзную модернизацию в соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных   стандартов   общего   образования.   Новизна   новых   учебных программ   курса   «География»   (5кл.)   заключается   в   отражении   идеи интеграции географических знаний, пространственно­временных взаимосвязей и взаимодействия в целостной системе «человек – природа — общество» от локального до глобального уровней познания. А также с введением ФГОС ООО   второго   поколения   предполагается   смена   парадигмы   получения образования   —   от   знаньевой,   к   системно­деятельностному   подходу   в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик учись сам» (слайд 3).  Меняется   роль   учителя   географии:   новый   учитель   для   новой   школы   даёт школьникам не только знания, сколько в первую очередь учит детей учиться, делает   процесс   познания   интересным   и   привлекательным.   Преподавание школьной   географии     строится   на   выделении   фундаментального   ядра содержания   предметной   области   знаний,   устранения   устаревшего   учебного материала, определения качественных характеристик результатов обучения в сторону   усиления   метапредметных   способов   деятельности.   Школьники должны овладеть анализом, синтезом, аргументированными доказательствами выдвинутых   положений,   проблемностью   мышления,   творческими   навыками выхода   из   ситуации   в   условиях   выбора.   В   стандарте   второго   поколения поставлена   задача   на   основе   географического   образования   продолжить формировать   представления   об   устройстве   мира   как   единого   целого, современные   взгляды   на   процессы   и   явления,   происходящие   в   природе   и обществе,   понимание   своего   места   в   мире.   Исходя   из   выше   изложенного, следует   отметить   наиболее   важные особенности   построения   курса «География»(5кл.) как составной части единой линии учебных  программ и УМК   по   географии   общего   образования.   (Особенности   выбирались   по принципу новизны, что нового заложено в программу). (слайд 4) 1.   Содержание   построено   в   соответствии   с   требованиями   системно­ деятельностного  подхода  в  обучении.  Курс  географии расширяет перечень понятий и представлений учащихся, основы географических знаний и умений в   целях   развития   познавательных   интересов,   склонностей   и   способностей школьников,   развития   ключевых   компетентностей   и   предметных компетенций. Новый стандарт и действующие вариативные программы курса «География» (5кл.) требуют формировать не столько память обучающихся, сколько способы деятельности учащихся в работе с различными источниками географической информации. 2. С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности   обучения   является   формирование   универсальных   учебных действий (способов деятельности) учащихся: вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания   и   характеристики   географических   объектов,   определять расстояния, направления, применять приборы и инструменты в проведении географических практик, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме, использовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении. (слайд 5) 3.   Идеологической   основой   отработки   содержания   учебного   материала   по географии, начиная с 5 класса, является формирование духовно­нравственных качеств   личности   обучающихся   через   обращение   к   общечеловеческим ценностям страны, территории проживания, мира в целом. 4. С введением ФГОС ООО предъявляются серьёзные требования в обучении географии   к   освоению   информационно­образовательной   среды   на электронных носителях в режиме широкого использования ИКТ, мультимедиа средств, формирования ИКТ — компетентности. Использование электронных ресурсов, в т.ч. Интернет. (слайд 6) 5.   Инновационность   методического   аппарата   новых   линий   УМК   курса «География»   основной   школы   требует   с   5   класса   строить   обучение   по географии в режиме самостоятельной познавательной деятельности, активных форм организации учебного процесса, использования вариативных технологий на   основе   ИКТ,   использования   мультимедиа   средств   обучения   географии, направленных на формирование опыта творческой деятельности школьников, индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) обучения.  (слайд 7) Перестройка   профессиональной   деятельности   учителей   географии должна осуществляться по следующим направлениям: Обновление структуры и содержания географического образования. Освоение систем развивающего обучения школьников. Формирование духовно­нравственного развития и воспитания в пространстве урока и дополнительного географического образования. Формирование   универсальных   учебных   действий   учащихся   средствами предметной области знаний. (слайд 8) Управление   качеством   географического   образования   с   ориентацией формирования метапредметного, предметного и личностного результата. Создание   условий   для   организации   индивидуализации,   дифференциации обучения, формирования индивидуальных программ, маршрутов (траекторий) обучения школьников. Усиление   практико­ориентированной   направленности   обучения   географии. (слайд 9) Таким образом, новый курс географии 5 класса в соответствии с главными идеями образовательного стандарта общего образования второго поколения сочетает  в  себе  черты инновационности  и традиционности. Одним словом, (слайд я выучил и поэтому знаю; стало: я знаю не всё, но я знаю, как   это можно   вычислить   или где это можно узнать. «География для всех не только звук!  География ­ опора и основа всех наук!» (слайд 11) География   ­   самый   интересный,   романтичный   и   увлекательный   предмет. Каждый   объект   на   нашей   планете,   каждое   природное   явление,   процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности.  География — единственная наука, которая комплексно изучает абсолютно все объекты на планете Земля. И одна из немногих наук, которая не только тесно связана с другими дисциплинами, но и может служить связующим звеном между всеми науками. С этой точки зрения, география — уникальный школьный предмет, имеющий безграничные возможности для реализации современных стандартов образования,   и   использования   всех   новейших   достижений   информационно­ компьютерных технологий в учебном процессе.  Мы   все   знаем,   что   каждый   наш   ученик   индивидуален,   то   же   касается   и учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель  готов по­разному.  Ну а мне, как и любому другому учителю традиционной программы, приходится многое пересматривать   как   в   своей   деятельности,   так   и   в   себе   самой.   Сразу  было:   10) оговорюсь, что по ФГОС я начну работать только первый год (География 5 класс). С позиции ФГОС на вопрос: Для чего я учу детей? Я бы ответила:  Для того чтобы они стали успешными в жизни.  Поэтому всё начинается  с постепенной «перестройки» себя и изменений в моей педагогической деятельности. Изучая инновационные технологии, методы и приёмы, я  обнаружила, что некоторые из них я применяла на своих уроках и раньше. Однако   внедрение   современных   образовательных   и   информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания.        Конечно, сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки или подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся:   им   непривычно   видеть   педагога   в   роли   помощника, организатора познавательной деятельности.  Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить   по­новому   собственную   позицию,   понять,   зачем   и   для   чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. В   процессе   модернизации   российского   образования   информатизация образования   выделяется   в   качестве   одного   из   приоритетов.   Урок   с использованием   информационных   технологий   нагляден,   красочен, информативен,   интерактивен,   экономит   время   учителя   и   ученика.   Он позволяет   ученику   работать   в   своем   темпе,   а   учителю   даёт   возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.  При   организации   и   осуществлении   учебно­познавательной   деятельности, стимулировании   и   мотивации,   контроле   и   самоконтроле   в   своей   практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные технологии. Остановлюсь на некоторых из них: (слайд 12) 1. Работа с программой  МS POWER POINT для создания мультимедийных презентаций, с   помощью   которой   можно   создавать   слайды   для   показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий. Практически по каждому классу и к каждой теме я разработала электронные обучающие презентации. Кроме того дети   сами   создают   презентации.   Например,   в  6   классе   по   теме  «Облака», когда   дети   знакомятся   с   их   видами,   они   с   удовольствием   наблюдают   за причудливыми   формами   облаков,   фотографируют   их   и   создают   свою презентацию. В 10 классе,  в рамках проекта «Путешествие по странам мира», устраивается конкурс на лучшую презентацию «Самая,  самая, самая!!!», в 11 классе  ­  «Глобальные проблемы человечества» (слайд 13). Презентация облегчает процесс восприятия и запоминания информации  с помощью   ярких   образов.   Тема   урока   представлена   на   слайдах,   в   которых кратко   изложены   ключевые   моменты   разбираемого   вопроса,   что   даёт возможность учащимся в течение лекции учителя сконцентрировать на них внимание.   Наиболее   важную   информацию   на   слайде   можно   анимировать. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание учащегося. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового   материала  (слайд   14).  Презентация   позволяет     иллюстрировать рассказ,   сделать   урок   более   организованным,   наглядным,   интересным, мобильным. При подготовке презентации ученик проводит огромную работу, используя   большое   количество   источников   информации.   Кроме   того,   что данный   вид   учебной   деятельности     формирует   обще­учебные   умения   и навыки,   он   позволяет   развивать   у   ученика   логическое   мышление, приобретается   опыт   публичных   выступлений,   который,   безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет   повысить   самооценку   ученика,   так   как     умение   работать   с компьютером   является   одним   из   элементов   современной   молодежной культуры.   Часто   такую   работу   предлагается   выполнять   группам,   поэтому учащиеся учатся работать вместе, организовывать совместную деятельность, распределять   время,   учебные   задания,   наконец,   постигают   азы   культуры общения в совместной работе. На своих уроках я часто применяю различные флеш­анимации, которые 2. дают   возможность   увидеть   динамику   различных   природных   явлений. Например,  при   изучении   темы  «Движения   земной   коры»  использую   флеш­ анимацию «Строение вулкана»  ( слайд 15)  или при изучении темы «Реки – артерии Земли» включаю анимацию «Строение реки» (слайд 16).   применяю   видеоролики  (слайд   17).   В   последнее   время   на   уроке   Использование видеороликов при изучении географии незаменимо – увидеть своими глазами какой­либо уголок нашей планеты, а не только прочитать его описание.  Например,   при   изучении   темы   «Африка»   использую   научно­ познавательные фильмы из серии «В дебрях Африки»  Видеоролики можно смотреть как самостоятельные фильмы, так и вставлять в презентацию. В 6 классе по многим темам использую   познавательные мультфильмы из серии «Бибигон», например, «Почему идёт дождь?», «Из чего состоит атмосфера?», «Почему возникают землетрясения?». Красочность и  доступное пояснение в 3. изложении позволяют детям легко усваивать материал и надолго сохраняется в   памяти.   Также   использую   видеоэнциклопедии,     рассказывающие   о выдающихся учёных­ путешественниках.   Особое  внимание  уделяю     работе над проектами  и  мини­проектами 4. учащихся  (слайд   18).  Проектную   деятельность   активно   использую   на обобщающих уроках и при изучении обзорных тем. Это помогает охватить огромное   количество   информации,   активизирует   познавательную деятельность учащихся. Мои ученики готовили проекты по темам: «Любимый сердцу уголок – гордость, надежда и боль», «Демографическая ситуация села Новоиткульское», «Кодекс юного туриста», в 8 классе при работе по теме « Природные зоны России» учащиеся создают проекты по темам: тундра, тайга,  степи, полупустыни.  Таким   образом,   исследовательская   деятельность   на   уроках   географии формирует такие ключевые компетентности учащихся, как: ­ информационная (учащиеся   обращаются   к   различным   источникам информации; анализируют, систематизируют и обобщают материал); ­ коммуникативная (в ходе работы учащиеся обращаются за консультациями к специалистам,   при   защите   своих   работ   не   только   представляют структурированные   материалы,   но   и   отвечают   на   вопросы   по   затронутой проблеме, отстаивают собственную точку зрения на данную проблему); ­ самоорганизация (при работе над проектом или исследовательской работой ученики   ставят   учебные   цели   и   задачи,   самостоятельно   составляют   план работы,   распределяют   время   на   выполнение   того   или   иного   вида деятельности); ­ самообразование (в   процессе   самостоятельной   исследовательской   работы учащиеся   узнают   много   нового,   делают   выводы   и   совершают   открытия, важные для их собственного интеллектуального роста).   На   уроках   применяю   различные   технологии   на   географических   картах: (слайд 19) ­   Технология теста «Географическая разминка» (слайд 20­24) ­   Технология теста  «Живая карта» (слайд 25­30) ­   Технологический приём  «Карта – тест» (слайд 31­38) ­   Технологии заданий с использованием географической карты (слайд 39) 5. 6.         Активно внедряю технологии по составлению тестов  (слайд 40).  При этом   использую   программы   HotPotatoes сайт https://learningapps.org  (Савченко   Е.М.),   на   котором   зарегистрирована. Приведу некоторые из них (слайд 41­46). (картошка), В   настоящее   время   большее   внимание   необходимо   уделять   разнообразным тестовым работам, так как их выполнение способствует подготовке учащихся к ЕГЭ. Я часто провожу он­лайн­тестирование учащихся (слайд 47). ЦОРы   предлагают   в   настоящее   время   большое   количество   тренажёров   и тестов   по   географии.   Хорошие   результаты   дают   домашние   задания, выполненные   с   использованием   ИКТ.   Данные   задания   не   являются обязательными,   и   это   является   дополнительным   стимулом.   Учащиеся, особенно   подросткового   возраста,   всегда   стремятся   выделиться   и подчеркнуть   свою   индивидуальность.   И   поэтому   представляемые   работы, выполненные   с   использованием   программ   Office   Excel,   PowerPoint,   Movie Maker   бывают   очень   необычными,   яркими,   эффектными.   Многие   работы, выполненные   учащимися,  используются   мной   в  дальнейшем   как   наглядные пособия,   при   проведении   уроков   в   других   классах.   Даже   учащиеся, занимающиеся   на   оценку   «удовлетворительно»,   выполняют   работы   на «отлично». Это всегда создает атмосферу успешности на уроке и увеличивает интерес   к   изучаемому   предмету.   Что   и   является   основной   целью использования ИКТ на уроках географии.  На уроках использую электронные учебники и учебные пособия по географии (слайд 48). Электронное приложение к учебнику (DVD) — содержит систему интерактивных   учебных   заданий   на   формирование   предметных   и общеучебных умений и способов деятельности в медиасреде. На таких уроках очень   высока   степень   наглядности,   они   содержательны   и   динамичны. 7.     На обобщающих уроках использую игровые технологии (слайд 49). Надо отметить,   что   в   результате   организации   такой   деятельности   даже слабоуспевающие дети проявляют себя с положительной стороны. Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Ребенок очень доволен, когда он слышит «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный». Таким образом, складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Кроме того работа в парах и командах   приводит   к   сотрудничеству.   При   использовании   игровых технологий, когда игра происходит в быстром темпе,  использую  релаксацию (под музыку) ( ) «Я   закрываю   глаза,   я чувствую, как наливается теплом всё моё тело. Я прислушиваюсь и ощущаю, как ровно и спокойно бьётся моё сердце. Я закрываю глаза. На душе светло и тихо. Мой ум чист и ясен. Я маленькая неповторимая частичка этого мира. Я слышу   всплеск   моря   и   крик   чаек   и   ощущаю   влажный,   чистый   воздух.   Я открываю глаза. Я дышу глубоко и ровно. Мне хорошо и радостно. Я хочу ПРИЛОЖЕНИЕ №7 подарить добро и радость другим. Иначе для чего ещё человек рождается на Земле?” А в качестве поощрения за успешную   работу       показываю мультфильм по данной теме.    Это очень хороший стимул.   Нельзя   не   сказать   о   здоровьесберегающих   технологиях  (слайд   50). 8.     Использование   данных   технологий   позволяют   равномерно   во   время   урока распределять   различные   виды   заданий,   чередовать   мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала,   выделять   время   на   проведение   самостоятельных   работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении (слайд 51).   9. Для достижения поставленной цели и задач на уроках применяю (слайд 52)  проблемно­поисковый  метод   обучения,   который   включает   в   себя создание   проблемных   ситуаций,   постановку  проблемных   вопросов,   задач. Например,  «Как   решить   проблему   чистой   воды»,   «Как   увеличить демографическую ситуацию сёл», «Как возродить умирающие совхозы» и т.д. В   условиях   совместной   учебной   работы   учеников   возникает  стремление   к сотрудничеству, к сопоставлению своих представлений и позиций. Для этого использую   групповую   и   парную   форму   работы,   при   выполнении   которой дети свободно общаются, разговаривают и доказывают свою точку зрения. Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех   ­   первостепенное   условие   становления   личности.   Это   внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.  На своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих   учеников,   быть   внимательной   к   ним,   вовремя   заметить   усталость, переключать   внимание,   чтобы   сохранить   работоспособность.   Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути ее достижения. Придаю большое значение созданию   в   классе   спокойной   обстановки,   доброжелательности   и взаимопомощи,   комфорта,   чувства   коллективизма   т.к.,   на   мой   взгляд,   это необходимые   слагаемые   успеха.   Считаю   успех   в   труде   ­   это   основа взаимопонимания между учителем, учеником и родителями.             Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность   образовательного   процесса,   решить   стоящие   перед образовательным   учреждением   задачи   воспитания   всесторонне   развитой, творчески свободной личности. Для подготовки к урокам и самообразованию обращаюсь к методическим сайтам:  (слайд 53)  сайт издательства «1 сентября», сайт «Я иду на урок географии»,   «Единая   Коллекция   цифровых   образовательных   ресурсов», Сайт   педагогических   идей   «Открытый   урок»,   «Открытый   класс», «Сообщество учителей географии», «Сеть творческих учителей» и другие. На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, географических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др. Результатом моей работы является: ­   участие   в   районной   практической   конференции   «Инновационная деятельность учителя – основа развития современной школы»,  ­ участие в районном МО с открытым уроком при переходе на ФГОС,  ­   диплом   2   степени   по   применению   ЭОР   в   образовательном   процессе «Формула будущего»,  ­ диплом 2 степени по применению средств ИКТ в образовательном процессе как необходимое условие современного урока,  ­   диплом   2   степени   на   лучшую   разработку   ЦОР   в   образовательной организации. Пока что только 2 места…, а также участие детей в научно­ практических   конференциях,   географических   олимпиадах,   успешной   сдаче ЕГЭ. Я всегда считала,  что   самое ценное качество педагога – это увлеченность и творчество.   Мне   повезло:   в   моей   школе     немало   увлеченных   учителей. Душевные крылья, которые их возносят над повседневностью, порой никому не видны,   и   внешне   человек   выглядит   совершенно   обыкновенным.   Но   в   этих людях   есть   что­то   детское,   они   и   ведут   себя   иногда   почти   как   дети. Увлеченный   учитель   –   учитель,   который   получает   удовольствие   от   своего дела,   и   для   которого   вся   школьная   жизнь   осветлена   радостью   творчества. Думаю, что именно такого  учителя ценили, ценят, и будут ценить. Помните, ещё  (слайд   54)  В.А.   Сухомлинский   говорил:   “Только   творческий   педагог может развить творческие способности в себе и творческое начало в ребёнке”. А ведь для нас это главное! (слайд 55) Поздравляю всех с началом учебного года! ЖЕЛАЮ здоровья, терпения, творчества, а также  УСПЕХА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ! Благодарю за внимание (слайд 56)

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"

Педагогическая статья "Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации ФГОС общего и среднего образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2017