Статья "Картографическая грамотность."

  • Книги
  • docx
  • 16.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья о формирование географической (картографической) культуры на уроках географии. А она является составной частью общей культуры человека. Почему необходима картографическая культура? Сегодня картографическая грамотность нужна не только научному работнику, она становиться необходима каждому человеку в быту: дипломату, туристу, инженеру, водителю, читателю газет, зрителю. Можно утверждать, что картографическая грамотность нужна современному человеку не менее, чем компьютерная. Поэтому ее освоение должно быть обязательным и прежде всего в школе.
Иконка файла материала Картографическая грамм.docx
Кравченко Лариса Васильевна                                                                                    МБОУ «ВСОШ», г. Абакан Картографическая грамотность.                                «Карта есть то удивительное орудие изучения земного шара,                                 которое одно только и сможет дать человеку дар провидения.                                                                                                         Ю.М. Шокальский                         Важным   моментом   изучения   географии   является   формирование географической   (картографической)   культуры.   А   она   является   составной частью общей культуры человека.             Почему необходима картографическая культура? Старшее поколение помнит, когда в каждом доме   на стене висела географическая карта. И люди внимательно следили за всеми событиями на планете и в нашей стране. В мире постоянно   идут   картографические   войны.   имеющие   Государства, территориальные   претензии,   тиражируют   карты   с   несуществующими   в реальности границами.  И нет ни одного государства, чтобы  бы  подобная карта издавалась   в   самом   этом   государстве.         И   действительно,   карта   страны   ­ важнейший атрибут государственной символики.  А число граждан РФ, хорошо знающих карту своей Родины, не так уж велико. Знание карты ­ это не только показать   государство,   город.   Оно   предполагает   наличие   знаний   в   области физической   и   экономической   географии,   культуры,   истории,   политического устройства.   И   сегодня   картографическая   грамотность   нужна   не   только научному   работнику,   она   становиться   необходима   каждому   человеку.   Её недостаток сказывается на нашем хозяйстве и планировании, на отношении к природе,   на   национальных   отношениях,   на   международной   политике   и сотрудничестве. Поэтому   ее освоение   должно быть обязательным и прежде всего в школе.              В ФГОС  говорится, что бы каждый учащийся был готов использовать усвоенные   знания,   умения   и   способы   деятельности   в   реальной   жизни   длярешения практических задач и жизненно значимых ситуаций. Также в заданиях по ЕГЭ много вопросов на знание картографической грамотности, т.е. карты. А хорошему   знанию   карты   должно   предшествовать   ее   понимание   и   умение   ее читать. Школьников нужно научить  понимать, читать и знать карту. Понимать ­ значит, усвоить главные свойства географических карт. Читать ­ значит уметь распознавать   географическую   действительность   по   ее  изображению   на  карте. Знать   –   значит   помнить,   ясно   представлять   по   памяти   расположения, относительные размеры и форму объектов. Таким образом, первоначально карта является объектом изучения, а затем источником знаний.            Учащиеся часто затрудняются выбрать необходимые для ответа карты, не умеют   анализировать   их,   характеризовать   по   ним   различные   явления, устанавливать причинно­следственные связи. Именно поэтому работа с картами и атласами сегодня должна стать важнейшей   составляющей географического   К   сожалению,   на   уроках   географии   на   работу   с   картой образования.   специального   времени   практически   нет.   А   самый   трудный   материал запоминается легче, если он несет в себе элементы занимательности.            Например, учащимся нравиться работать с географическими силуэтами. Вначале я даю более простые задания: только по очертаниям  узнать объект и назвать   его.   Затем   ответить   на   вопросы:   ­   В   каком   полушарии   находиться? Какие   океаны   и   моря   омывают?     Далее   работа   усложняется,   к   знакомым объектам прибавляются контуры более мелких географических форм: страны мира, контуры полуостровов, островов, очертания рек, озер мира и России.                        Часто политическая карта мира   не может служить эффективным инструментом   для   формирования   знаний   о   местонахождении   и   взаимном расположении государств. Изучение карты – проблема для многих учащихся. Кто­то   запоминает   размещение   стран   по   цвету   (некоторые   государства обозначены   определенным   цветом,   например,   Китай   всегда   показывается желтым цветом), кто­то по контуру.В  решении  названой  проблемы  школьникам  могут  помочь «графы».   Теорию графов можно применять при изучении темы «Политическая карта мира» в 10 классе. «Граф» ­ математическая модель, используемая для описания взаимного расположения объектов на политической карте мира. Кружками  обозначаются страны,   а   линиями,   соединяющими   кружки   ­   наличие   общей   границы   между соответствующими  государствами.   При использовании  «графов» в вершинах можно   указывать   названия   лишь   некоторых   стран,   чтобы   ученики   заполнили недостающие.   Возможно   указание   всех   государств.   Тогда   задача   учащихся   – дописать столицы данных стран. Эффективным является не только выполнения заданий на «опознание» стран по готовым «графам», но и самостоятельное изготовление «графов» школьниками. «Граф», конечно, не может заменить карту. Он является лишь производной, дает возможность   намного   глубже   проникнуть   в   карту,   лучше   рассмотреть   и запомнить ее.            Существует огромное количество различных заданий, которые  развивают мыслительную   деятельность,   зрительную   память,   интерес   к   предмету,   и формируют картографическую грамотность.