Статья о формирование географической (картографической) культуры на уроках географии. А она является составной частью общей культуры человека.
Почему необходима картографическая культура?
Сегодня картографическая грамотность нужна не только научному работнику, она становиться необходима каждому человеку в быту: дипломату, туристу, инженеру, водителю, читателю газет, зрителю. Можно утверждать, что картографическая грамотность нужна современному человеку не менее, чем компьютерная. Поэтому ее освоение должно быть обязательным и прежде всего в школе.
Картографическая грамм.docx
Кравченко Лариса Васильевна
МБОУ «ВСОШ», г. Абакан
Картографическая грамотность.
«Карта есть то удивительное орудие изучения земного шара,
которое одно только и сможет дать человеку дар провидения.
Ю.М. Шокальский
Важным моментом изучения географии является формирование
географической (картографической) культуры. А она является составной
частью общей культуры человека.
Почему необходима картографическая культура? Старшее поколение
помнит, когда в каждом доме на стене висела географическая карта. И люди
внимательно следили за всеми событиями на планете и в нашей стране. В мире
постоянно идут картографические войны.
имеющие
Государства,
территориальные претензии, тиражируют карты с несуществующими в
реальности границами. И нет ни одного государства, чтобы бы подобная карта
издавалась в самом этом государстве. И действительно, карта страны
важнейший атрибут государственной символики. А число граждан РФ, хорошо
знающих карту своей Родины, не так уж велико. Знание карты это не только
показать государство, город. Оно предполагает наличие знаний в области
физической и экономической географии, культуры, истории, политического
устройства. И сегодня картографическая грамотность нужна не только
научному работнику, она становиться необходима каждому человеку. Её
недостаток сказывается на нашем хозяйстве и планировании, на отношении к
природе, на национальных отношениях, на международной политике и
сотрудничестве. Поэтому ее освоение должно быть обязательным и прежде
всего в школе.
В ФГОС говорится, что бы каждый учащийся был готов использовать
усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. Также в заданиях
по ЕГЭ много вопросов на знание картографической грамотности, т.е. карты. А
хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание и умение ее
читать. Школьников нужно научить понимать, читать и знать карту. Понимать
значит, усвоить главные свойства географических карт. Читать значит уметь
распознавать географическую действительность по ее изображению на карте.
Знать – значит помнить, ясно представлять по памяти расположения,
относительные размеры и форму объектов. Таким образом, первоначально карта
является объектом изучения, а затем источником знаний.
Учащиеся часто затрудняются выбрать необходимые для ответа карты, не
умеют анализировать их, характеризовать по ним различные явления,
устанавливать причинноследственные связи. Именно поэтому работа с картами
и атласами сегодня должна стать важнейшей составляющей географического
К сожалению, на уроках географии на работу с картой
образования.
специального времени практически нет. А самый трудный материал
запоминается легче, если он несет в себе элементы занимательности.
Например, учащимся нравиться работать с географическими силуэтами.
Вначале я даю более простые задания: только по очертаниям узнать объект и
назвать его. Затем ответить на вопросы: В каком полушарии находиться?
Какие океаны и моря омывают? Далее работа усложняется, к знакомым
объектам прибавляются контуры более мелких географических форм: страны
мира, контуры полуостровов, островов, очертания рек, озер мира и России.
Часто политическая карта мира не может служить эффективным
инструментом для формирования знаний о местонахождении и взаимном
расположении государств. Изучение карты – проблема для многих учащихся.
Ктото запоминает размещение стран по цвету (некоторые государства
обозначены определенным цветом, например, Китай всегда показывается
желтым цветом), ктото по контуру. В решении названой проблемы школьникам могут помочь «графы». Теорию
графов можно применять при изучении темы «Политическая карта мира» в 10
классе. «Граф» математическая модель, используемая для описания взаимного
расположения объектов на политической карте мира. Кружками обозначаются
страны, а линиями, соединяющими кружки наличие общей границы между
соответствующими государствами. При использовании «графов» в вершинах
можно указывать названия лишь некоторых стран, чтобы ученики заполнили
недостающие. Возможно указание всех государств. Тогда задача учащихся –
дописать столицы данных стран.
Эффективным является не только выполнения заданий на «опознание» стран по
готовым «графам», но и самостоятельное изготовление «графов» школьниками.
«Граф», конечно, не может заменить карту. Он является лишь производной, дает
возможность намного глубже проникнуть в карту, лучше рассмотреть и
запомнить ее.
Существует огромное количество различных заданий, которые развивают
мыслительную деятельность, зрительную память, интерес к предмету, и
формируют картографическую грамотность.
Статья "Картографическая грамотность."
Статья "Картографическая грамотность."
Статья "Картографическая грамотность."
Статья "Картографическая грамотность."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.