Статья "Картографическая грамотность."
Оценка 4.9

Статья "Картографическая грамотность."

Оценка 4.9
Книги
docx
география
Взрослым
16.02.2017
Статья "Картографическая грамотность."
Статья о формирование географической (картографической) культуры на уроках географии. А она является составной частью общей культуры человека. Почему необходима картографическая культура? Сегодня картографическая грамотность нужна не только научному работнику, она становиться необходима каждому человеку в быту: дипломату, туристу, инженеру, водителю, читателю газет, зрителю. Можно утверждать, что картографическая грамотность нужна современному человеку не менее, чем компьютерная. Поэтому ее освоение должно быть обязательным и прежде всего в школе.
Картографическая грамм.docx
Кравченко Лариса Васильевна                                                                                    МБОУ «ВСОШ», г. Абакан Картографическая грамотность.                                «Карта есть то удивительное орудие изучения земного шара,                                 которое одно только и сможет дать человеку дар провидения.                                                                                                         Ю.М. Шокальский                         Важным   моментом   изучения   географии   является   формирование географической   (картографической)   культуры.   А   она   является   составной частью общей культуры человека.             Почему необходима картографическая культура? Старшее поколение помнит, когда в каждом доме   на стене висела географическая карта. И люди внимательно следили за всеми событиями на планете и в нашей стране. В мире постоянно   идут   картографические   войны.   имеющие   Государства, территориальные   претензии,   тиражируют   карты   с   несуществующими   в реальности границами.  И нет ни одного государства, чтобы  бы  подобная карта издавалась   в   самом   этом   государстве.         И   действительно,   карта   страны   ­ важнейший атрибут государственной символики.  А число граждан РФ, хорошо знающих карту своей Родины, не так уж велико. Знание карты ­ это не только показать   государство,   город.   Оно   предполагает   наличие   знаний   в   области физической   и   экономической   географии,   культуры,   истории,   политического устройства.   И   сегодня   картографическая   грамотность   нужна   не   только научному   работнику,   она   становиться   необходима   каждому   человеку.   Её недостаток сказывается на нашем хозяйстве и планировании, на отношении к природе,   на   национальных   отношениях,   на   международной   политике   и сотрудничестве. Поэтому   ее освоение   должно быть обязательным и прежде всего в школе.              В ФГОС  говорится, что бы каждый учащийся был готов использовать усвоенные   знания,   умения   и   способы   деятельности   в   реальной   жизни   для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. Также в заданиях по ЕГЭ много вопросов на знание картографической грамотности, т.е. карты. А хорошему   знанию   карты   должно   предшествовать   ее   понимание   и   умение   ее читать. Школьников нужно научить  понимать, читать и знать карту. Понимать ­ значит, усвоить главные свойства географических карт. Читать ­ значит уметь распознавать   географическую   действительность   по   ее  изображению   на  карте. Знать   –   значит   помнить,   ясно   представлять   по   памяти   расположения, относительные размеры и форму объектов. Таким образом, первоначально карта является объектом изучения, а затем источником знаний.            Учащиеся часто затрудняются выбрать необходимые для ответа карты, не умеют   анализировать   их,   характеризовать   по   ним   различные   явления, устанавливать причинно­следственные связи. Именно поэтому работа с картами и атласами сегодня должна стать важнейшей   составляющей географического   К   сожалению,   на   уроках   географии   на   работу   с   картой образования.   специального   времени   практически   нет.   А   самый   трудный   материал запоминается легче, если он несет в себе элементы занимательности.            Например, учащимся нравиться работать с географическими силуэтами. Вначале я даю более простые задания: только по очертаниям  узнать объект и назвать   его.   Затем   ответить   на   вопросы:   ­   В   каком   полушарии   находиться? Какие   океаны   и   моря   омывают?     Далее   работа   усложняется,   к   знакомым объектам прибавляются контуры более мелких географических форм: страны мира, контуры полуостровов, островов, очертания рек, озер мира и России.                        Часто политическая карта мира   не может служить эффективным инструментом   для   формирования   знаний   о   местонахождении   и   взаимном расположении государств. Изучение карты – проблема для многих учащихся. Кто­то   запоминает   размещение   стран   по   цвету   (некоторые   государства обозначены   определенным   цветом,   например,   Китай   всегда   показывается желтым цветом), кто­то по контуру. В  решении  названой  проблемы  школьникам  могут  помочь «графы».   Теорию графов можно применять при изучении темы «Политическая карта мира» в 10 классе. «Граф» ­ математическая модель, используемая для описания взаимного расположения объектов на политической карте мира. Кружками  обозначаются страны,   а   линиями,   соединяющими   кружки   ­   наличие   общей   границы   между соответствующими  государствами.   При использовании  «графов» в вершинах можно   указывать   названия   лишь   некоторых   стран,   чтобы   ученики   заполнили недостающие.   Возможно   указание   всех   государств.   Тогда   задача   учащихся   – дописать столицы данных стран. Эффективным является не только выполнения заданий на «опознание» стран по готовым «графам», но и самостоятельное изготовление «графов» школьниками. «Граф», конечно, не может заменить карту. Он является лишь производной, дает возможность   намного   глубже   проникнуть   в   карту,   лучше   рассмотреть   и запомнить ее.            Существует огромное количество различных заданий, которые  развивают мыслительную   деятельность,   зрительную   память,   интерес   к   предмету,   и формируют картографическую грамотность.

Статья "Картографическая грамотность."

Статья "Картографическая грамотность."

Статья "Картографическая грамотность."

Статья "Картографическая грамотность."

Статья "Картографическая грамотность."

Статья "Картографическая грамотность."

Статья "Картографическая грамотность."

Статья "Картографическая грамотность."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2017