Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".
Оценка 4.8

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл
22.10.2018
Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".
Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать (реализовывать) свои возможности. В связи с этим значение разработки данной темы актуальна. Уроки-тренинги позволяют развиваться ученикам в деятельности, учат искать, добывать знания, сравнивать, группировать, классифицировать благодаря представленной им свободе для самовыражения.Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать (реализовывать) свои возможности. В связи с этим значение разработки данной темы актуальна. Уроки-тренинги позволяют развиваться ученикам в деятельности, учат искать, добывать знания, сравнивать, группировать, классифицировать благодаря представленной им свободе для самовыражения.
Уроки.docx
Уроки­тренинги в начальной школе. Важным условием формирования знаний, умений, навыков учащихся является хорошо  продуманное, организованное повторение, закрепление и обобщение учебного материала. Одной из форм этой работы считается проведение обобщающих уроков. Если эти уроки  рассматривать с точки зрения эффективности, то результатом их является насколько  учащиеся продвинулись в усвоении знаний, поднялись на очередную ступень своего  развития.  Взаимопосещение обобщающих уроков с последующим анализом выявило многие  недостатки такой формы организации обобщения знаний учащихся. Не каждый ребенок  активно включался в работу, не всегда учебный материал был ему интересен, отсюда не все учащиеся высказывали свои суждения. Пришли к выводу, чтобы каждый ученик имел возможность говорить, его надо объединить  в пару или группу с другими учениками. Вместе они начнут активно работать и развивать  свои творческие способности. По нашему мнению, такой формой проведения обобщающих уроков являются уроки­ тренинги. Как следствие проведения уроков­тренингов является усиление коммуникативного  аспекта в обучении, повышение уровня абстрактного мышления, логического мышления  учащихся. Процесс закрепления повторения, обобщения знаний становится более  творческим, осознанным. Таким образом, речь идет об оптимизации обучения. Оптимизация ­ максимально многомерный процесс, проявляющийся в последовательной  реализации принципа, критериев, алгоритма и влияющий на получение результата. Говоря  об оптимизации учебного процесса необходимо более пристальное внимание к процессу  формирования творческой активности учащихся. Процесс творчества связан с реализацией  индивидуальности и активности, является актом самовыражения, который осуществляется  в единстве интеллектуального и эмоционального. Начальным этапом процесса творчества  является     накопление материала; переработка материала; процесс изменения. Первый и второй этапы творческого воображения возможны только на основе хорошо  развитого интеллекта. В своей работе учителя в достаточной степени используют задания на развитие  мыслительных операций. От самых простых ­ сравнение, классификация, выделение  признака, анализ до сложных ­ теоретическое обобщение, абстрагирование, синтез и т.д. На своих уроках учителя развивают не только традиционное КОНВЕРГЕНТНОЕ мышление,  но и творческое ДИВЕРГЕНТНОЕ. Конвергентное мышление развивается при решении проблем, задач, имеющих один правильный ответ. Дивергентное мышление  характеризуется разрушением шаблонных стереотипов, большей свободой выбора.  Реальные ситуации с которыми человек сталкивается в своей жизни, не имеют однозначных ответов. Поэтому важно учащимся предлагать учебные задачи, имеющие множество  правильных решений. Так если говорить об уроках математики, то наиболее подходящие темы для развития  дивергентного мышления:       часть и целое; пространственно­временные отношения; задачи с неполными, лишними и нереальными данными; составление простейших уравнений и задач; алгоритмы и т.д. Психологи доказали, что креативность подвержена влиянию многих внешних условий:      оценок; отсутствие критики; стресса; использование учителем ситуативных и личностно­ориентированых педагогических  оценок. В то же время учителю необходимо уделять внимание специальному обучению различным  аспектам творческого мышления:     поиск проблемы; оригинальность в выдвижении гипотез; оценке разработанности идей. Задачи педагога:      создать для учащихся условия для самостоятельной работы; вооружить учащихся методами и приемами для творческой деятельности; обеспечить учащимся основные условия для творческой деятельности; предоставить учащимся время для осуществления всех четырех фаз творчества; Что же такое уроки­тренинги? Это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся. Форма ­ организационно­ правовая. (В 1 классе – работа в парах, со 2 класса – работа в четверках.) Тренинги могут быть использованы при изучении нового материала, при закреплении  пройденного. Учителя нашей школы особую целесообразность использования уроков­тренингов при  обобщении и систематизации знаний. Задача учителя на этом уроке переключать и концентрировать внимание. Ученик – главное  действующее лицо. Отчего зависит эффективность уроков­тренингов? 1. Высокая организация урока (продуманность рабочих пар (четверок), опыт совместной  работы учащихся). Пары (четверки) должны формироваться:    из детей с различным типом восприятия (зрительный, слуховой, моторный); с учетом их активности. 2. Мастерство учителя. СТРУКТУРА УРОКА­ТРЕНИНГА 1. Постановка цели. Учитель вместе с учащимся определяет основные цели урока, включая и социокультурную  позицию, которая неразрывно связана с раскрытием “тайны слов”. Каждый урок имеет  эпиграф, смысл которого раскрывается в конце урока. Чтобы понять его, нужно “прожить” урок. Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном круге. Дети встают в круг, берутся за  руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок чувствовал поддержку, доброе отношение к  нему. Чувство единения с классом, учителем помогает создать атмосферу доверия,  взаимопонимания. 2. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения. Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании  вопрос и несколько вариантов ответов (обычно 3). Правильным может быть 1, 2, а то и все  3 ВАРИАНТА. Выбор скрывает возможные типичные ошибки учащихся. Перед тем как  приступить к работе, дети проговаривают “правила”, которые помогут им организовать  диалог. Проговаривание их в громкой речи создает установку на участие всех детей. 3. Работа в парах (четверках). При работе в группах каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал  почему. Работа в парах (четверках) требует от каждого ученика активной речевой  деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают, учащиеся удерживают в памяти 90% от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и  проговаривает и объясняет. Знания, полученные учащимися на уроках, становятся  востребованными. Важным моментом этого этапа является принятие группового решения. Сам процесс  принятия такого решения способствует корректировке личностных качеств, создает  условия для развития личности и группы. 4. Выслушивание классом различных мнений. Предоставляя слово для высказывания различным группам, учитель имеет прекрасную  возможность отследить, насколько верно сформированы понятия, прочны знания,  насколько хорошо дети овладели терминологией, включают ли в свою речь. Важно так организовать работу, чтобы учащиеся сами могли услышать и выделить образец  наиболее доказательной речи. 5. Экспертная оценка. После обсуждения учитель и учащиеся озвучивают верный вариант выбора. 6. Ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов:   Внимательно ли ты слушал товарища?  Смог ли доказать правильность своего выбора?  Если нет, то почему?  Что получилось, что было трудно? Почему?  Что нужно сделать, чтобы работа была успешной? Таким образом, ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое  понимание или непонимание, свое продвижение вперед. Затем открывается новая карточка. Работа идет по этапам ­ от 2 к 6. Тренинги могут включать от 4 до 7 заданий. 7. Подведение итогов. Подведение итогов проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать  (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял. Происходит раскрытие  “тайны слов”. Этот прием помогает учителю выйти на проблемы нравственности  взаимосвязи учебной деятельности с реальными проблемами окружающего мира, позволяет учащимся воспринимать учебную деятельность как свой социальный опыт. Нужно четко разграничивать:  1. уроки­тренинги 2. уроки­практикумы 3. уроки­тестирования.  На уроках­практикумах за счет множества тренировочных упражнений происходит формирование прочных умений и навыков.  Уроки­тестирования, которые тоже предусматривают выбор ответа. Однако не  исключено, что выбор может быть сделан наугад, т.к. рассуждения учеников  остаются на уровне внутренней речи.  Суть уроков­тренингов в выработке единого понятийного аппарата, в осознании  учащимися своих достижений и проблем. Как выстраиваются задания в тренинге? Соответственно алгоритму действий, формирующих знания, умения, навыки учащихся по  данной теме. (Алгоритмы решения уравнений) Например: Тренинг по теме “Решение уравнений”   В первом задании учащиеся, восстанавливая смысл действия сложения, деления,  вычитания, определяют, какой компонент выражает часть, а какое целое.  Во втором задании дети выбирают правило.  Учащимся предлагается 3 варианта решения, причем ошибка кроется в одном  случае в ходе решения, в другом ­ в вычислении.  В четвертом задании из 3­х уравнений выбрать Х в нестандартной ситуации, с  которой дети еще не встречались. т.е. изученный алгоритм применяется в новых  условиях. В работе над эпиграфом “открытием” детей стали простые истины, но очень важно, что это каждый ребенок понял сам. Таким образом, в системе тренингов с 1 по 4 класс можно проследить логику 4 умений  развития учащегося.   формирование системы умственных действий на основе учебного материала,  прослеживания алгоритма действий.  речевое развитие учащегося: от умения слушать другого, вслушиваться в речь,  умения ясно выражать свои мысли к доказательному диалогу.   развитие эмфатических чувств – это социокультурная линия “проживания урока”,  совместное переживание чувств, как рефлексия этого – осмысление эпиграфа  урока. развитие личности предполагает развитие толерантности коммукативности,  организаторских качеств, развитие самосознания. Схема­модель урока­тренинга  1. Постановка цели. 2. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения. 3. Работа в паре (четверке). Поочередное высказывание мнений. Обсуждение.  Принятие общего решения. 4. Выслушивание классом различных мнений и доказательств. 5. Экспертная оценка учителя. 6. Самооценка. 7. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа. Эпиграфы к урокам­тренингам  1. Тише едешь – дальше будешь. 2. Азбука к мудрости ступенька. 3. В доброй беседе всяк ума копит. 4. Знание ­ лучшее богатство. 5. Поспешишь – людей насмешишь. 6. Думай медленно, работай быстро. 7. Умение везде найдет применение. 8. Делано наспех­ и сделано на смех. 9. Хоть тесно, да лучше вместе. 10. Слово не воробей, вылетит не поймаешь. 11. Иди вперед, а оглядывайся назад. 12. В каждой деревне свои порядки. 13. Умный товарищ – половина дороги. 14. Самая трудная дорога та, которую не знаешь. 15. Самая легкая дорога та, которую уже нашел. 16. Что одному не под силу, то легко коллективу. 17. Сказанное назад не воротишь. 18. Всякому овощу свое время. 19. Мир, что огород: все в нем растет. 20. Не разгрызешь ореха, так и не съешь ядра. 21. Красна птица пением, а человек умением. 22. Когда рук много, работа спорится. 23. Без друга в жизни туго. 24. Сам не отставай и товарищу помогай. 25. Опыт – самый лучший учитель. 26. Одна голова – хорошо, а две – лучше. Примерные темы уроков­тренингов по математике. 1 класс   Сложение и вычитание в пределах девяти.  Задача.  Величины.  Решение уравнений.  Решение задач. 2 класс   Сложение и вычитание двузначных чисел.  Сложение и вычитание трехзначных чисел.  Выражения.  Нахождение площади  Решение выражений со скобками.  Умножение. 3 класс   Множество.  Нумерация многозначных чисел.  Умножение и деление.  Величины.  Решение уравнений.  Решение задач по формулам.  Умножение многозначных чисел. 4 класс   Решение неравенств.  Деление на двузначное и трехзначное число.  Дроби.  Числовой луч.  Решение задач на движение.  Углы.  Примерные темы уроков­тренингов по русскому языку. 2 класс   Гласные и согласные звуки и буквы.  Употребление разделительного мягкого знака в словах   Части речи (слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия  предметов).  Заглавная буква в именах собственных.  Перенос слов.  Безударные гласные в корне слова.  Парные согласные в корне слова. 3 класс   Непроизносимые согласные в корне слова.  Сложные слова и их правописание.  Разделительные твердый и мягкий знак.  Части слова.  Часть речи имя существительное.  Часть речи местоимение.  Часть речи прилагательное.  Часть речи глагол. 4 класс   Правописание безударных гласных в корне и приставке.  Три склонения имен существительных  Безударные падежные окончания имен существительных.  Безударные падежные окончания имен прилагательных.  Склонение местоимений.  Безударные личные окончания глаголов.  Обобщение знаний о предложении. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть  самостоятельным, знать и уметь использовать (реализовывать) свои возможности. В связи с этим значение разработки данной темы актуальна. Уроки­тренинги позволяют  развиваться ученикам в деятельности, учат искать, добывать знания, сравнивать,  группировать, классифицировать благодаря представленной им свободе для  самовыражения.  Теоретическая часть позволяет понять преимущество уроков­тренингов при проведении  обобщающих уроков по данным темам. Практическая часть дает возможность учителю овладеть и применить в своей деятельности данные разработки уроков. Такие творческие задания можно выполнять не только на  обобщающих уроках по математике и русскому языку, но и на уроках окружающего мира,  литературного чтения, истории. Успех и уверенность в проведении данного типа уроков зависит от творчества учителя и от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и  таланты каждого.

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".

Педагогическая статья "Уроки-тренинги в начальной школе".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2018