Педагогические приёмы организации обучения
детей
с ОВЗ (ЗПР) в инклюзивном образовательном пространстве.
|
Фомина Светлана Николаевна учитель – дефектолог МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ высшая квалификационная категория
Григорьева Людмила Сергеевна учитель – дефектолог МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ высшая квалификационная категория |
Инклюзивное образовательное пространство подразумевает совместное обучение нормативных детей и детей с особыми образовательными потребностями и разными индивидуальными возможностями в обычных образовательных организациях. Особенно ярко данный вопрос проявляется в инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).
Данная категория обучающихся испытывает значительные затруднения в усвоении образовательной программы, обусловленные специфическими недостатками их психологического развития:
- недостаточная сформированность познавательной и учебной деятельности,
- недостаточная сформированность пространственно-временных понятий и ориентировки,
- недостаточная концентрация и неустойчивость внимания и восприятия,
- низкая способность к приёму и переработке информации, сложности с прочностью запоминания,
- низкий уровень развития мышления (операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения), трудности в установлении причинно-следственных связей, сложности с абстрактными понятиями,
- недостаточный объём знаний и представлений о предметах и явлениях окружающего мира,
- трудности в речевом развитии (бедность словаря, недостаточный уровень развития лексико-грамматического строя, связной речи),
- быстрая утомляемость, низкая переключаемость и работоспособность.
Для успешного обучения необходим высокий уровень сформированности познавательной деятельности, тесно взаимосвязанный с учебной и являющийся её основой. У обучающихся с ЗПР наблюдается недостаточный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов, речи и моторики, требующий индивидуальной помощи учителя. Эффективными приемами обучения детей с ОВЗ (ЗПР) являются:
- обязательная вербализация любой деятельности, сочетание инструкции с показом,вопросы должны быть сформулированы четко и ясно,
- учебный материал лучше объяснять по частям, а его объем и характер значительно детализировать,
- использовать схемы, таблицы, чертежи, алгоритмы, сигнальные карточки вместо сложных инструкций,
- предлагать «пошаговые» инструкции, поэтапность выполнения задания, давать меньший объем задания,
- использовать индивидуальные карточки-опоры, схемы, графические модели для закрепления и проверки знаний,
- давать выполнять аналогичные задания самостоятельно (следуя от простого к сложному), увеличивать время выполнения,
- применять карточки с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;предлагать образцы решения задач,
- совместно «включать» в работу различные анализаторы,
- использовать разнообразные игровые моменты, дидактические игры, физкультминутки, чередование видов деятельности,
- учебный материал должен «опираться» на жизненный опыт ребёнка, оценивать исходя из его личных успехов и затраченных усилий.
Специфика в работе с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) – акцент на игровых методах обучения, позволяющих активизировать познавательную деятельность, значительно облегчающий процесс восприятия и понимания учебного материала. Регулярное применение данных заданий позволяют повысить познавательную активность детей, скорректировать недостатки психических процессов, улучшить ихработу на уроках.
Задания для корректировки неустойчивого навыка счета.
|
|
|
|
Задания для корректировки сравнения числовых множеств.
|
|
|
|
Задания для преодоления трудностей при решении арифметических примеров.
|
|
|
|
Задания для преодоления трудностей при решении арифметических задач.
|
|
|
|
Задания для коррекции ориентировки в тетради.
|
|
|
|
Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима адаптация объема и характера учебного материала к их познавательным возможностям, которая осуществляется на уроках по любому предмету.Дифференцированные задания с учетом их особенностей помогут им преодолеть недостатки развития, восполнить пробелы в знаниях, заложат основу для дальнейшего обучения.
При обучении математике детям, у которых с трудом формируется навык написания цифр, необходимы дополнительные пособия (цифры для обводки, лекала с прорезями, шаблоны цифр, выкладывание цифр из палочек, лепка их из пластилина).
При формировании вычислительных навыковиспользуются различные опорные схемы, предлагаются карточки с развернутым образцом способа вычисления.
12 + 9 = 12 – 5 = 8 1 2 3
|
Эффективным приемом нормализации учебной деятельности детей с ЗПР является алгоритмизация. Различные памятки-инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления. Памятки помогают детям правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ.
3 1 2 12 – (5 + 3) : 2 =
|
Стойкие затруднения у детей с ЗПР вызывает решение составных арифметических задач, требующих умения выстраивать цепочку рассуждений, чтобы ответить на главный вопрос задачи. Необходимоуделять особое внимание этапу пропедевтики, выделяя наиболее трудное звено и проводить подготовительные упражнения, уточнять понимание терминов, необходимых для решения задачи (цена, количество, скорость, время, расстояние и других), использовать чертежи.При решении составной арифметической задачи возможна индивидуальная запись промежуточных вопросов, помогающих им подобрать нужное действие и выполнить решение задачи.
У Пети было 35 рублей, а у Вити на 10 рублей меньше. Сколько денег было у мальчиков? 1) Узнай, сколько денег было у Вити. ….. - ….. = …... (руб.) – было у Вити. 2) Узнай, сколько денег было у мальчиков вместе. ….. + ….. = …… (руб.) – было у мальчиков. 3) Запиши ответ. Ответ: …… рублей было у мальчиков. |
Данные педагогические приёмы способствуют активизации познавательной деятельности, повышению интереса к учёбе обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Благодаря систематической индивидуальной помощи дети приобретают самостоятельность и позитивный опыт преодоления трудностей, становятся в состоянии усвоить образовательную программу.
Литература:
В.В. Волина «Занимательная математика для детей». Санкт-Петербург, 1996 год.
Е.Н. Плешакова «Математика. Коррекционно-развивающие задания и упражнения» 1-4 класс. Волгоград, 2009 год.
С.Н. Костромина «Учиться на пятерки по математике. Как?». Санкт-Петербург, 2009 год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.