Верите ли Вы что…..?
№ | Утверждения | до новой I | после новой I |
1. | УУД - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта | ||
2. | Пед.технологии – это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель | ||
3. | Признаками педагогических технологий являются: | ||
4 | Технология «Развитие критического мышления»(ТРКМ) –представляет собой целостную систему приемов и стратегий, формирующую навыки критического мышления в процессе чтения и письма | ||
5. | Основными фазами технологии ТРКМ являются: | ||
6. | ТРКМ не относится к метапредметным технологиям | ||
7. | Метакогнитивные образовательные технологии – это технологии, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности; способствующие формированию метапознания и развитию метакогнитивных способностей | ||
8. | Метапредметные педагогические технологии способствуют формированию и развитию УУД учащихся |
«Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования, саморазвития и лишь по мере средств и возможности будет помогать этому процессу» (П.Ф.Каптерев)
«Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем»
(Я.А.Коменский)
Таблица Донны Огл«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
З – что мы | Х – что мы | У – что мы узнали и что нам осталось узнать |
Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ | Источники, из которых мы намерены получить информацию | |
А | Д | 1 |
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция студента;
самоиндификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания и «незнания»
Морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
моральных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-символических
средств, общих схем решения;
выполнение логических операций
сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления
аналогий, подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной» деятельности по получению,
преобразованию
и применению
нового знания
РЯ
ЛЧт
ИЯ
Мат
ОМ
Муз
ИЗО
Тех
Физ
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Планируемые результаты:
три основные группы результатов
Универсальные учебные действия
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Схема технологического построения учебного процесса (по Кларину М.В.)
П.Т. – это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель
Признаки:
диагностичность описания цели;
воспроизводимость педагогического процесса;
воспроизводимость педагогических результатов
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Модульная технология
Технология мастерских
Кейс – технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества.
Технологии уровневой дифференциации
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ПРИЁМОВ, ФОРМИРУЮЩИХ УУД
Приёмы формирования регулятивных УД | Приёмы формирования познавательных УД | Приёмы формирования коммуникативных УД |
Приемы ТРКМ: | приемы ТРКМ: | приемы технологии диалогового взаимодействия |
Роль образовательных технологий
метакогнитивные образовательные технологии – это технологии, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности; способствующие формированию метапознания и развитию метакогнитивных способностей.
Достижение метапредметных результатов, использование для интегративного обучения
когнитивные образовательные технологии – это технологии, формирующие предметные умения; способствующие формированию и развитию когнитивных способностей учащихся.
Достижение предметных результатов, использование для предметного обучения
Метакогнитивные образовательные технологии
Метакогнитивность - мета – «над», т.е. более высший уровень познания, обозначающий способность к самоанализу и самоконтролю познания и восприятия информации; перевод внешней информации во внутреннюю. В широком смысле обозначает регуляцию и контроль деятельности, в частности познания (интеллектуальной деятельности).
«метапознание» - способность анализировать собственные мыслительные стратегии и управлять собственной познавательной деятельностью (Д. Флейвел)
метакогнитивные образовательные технологии – это технологии, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности; способствующие формированию метапознания и развитию метакогнитивных способностей.
Технология «Развитие критического мышления» (РКМ)
Критическое мышление (КМ) – (гр.kritike-оценка, разбор, обсуждение) разумное, рефлексивное мышле-ние, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возмож-ности (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд)
КМ – процесс оценки или категори-зации в терминах приобретенных базовых знаний…оно включает в себя установку плюс владение фактами, плюс ряд навыков мышления (Дайана Халперн)
Таким образом, КМ – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему информационному полю
Признаки КМ:
Продуктивность;
Самостоятельность, ответственность;
Аргументированность – убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
Многогранность – умение рассматривать явления с разных сторон;
Индивидуальность – формирует личностную культуру работы с информацией;
Социальность – формирует коммуникативные навыки (основной прием взаимодействия – дискуссия)
Возникновение технологии РКМ
Идея развития открытого критического мышления, возможность формирования навыков критического мышления нашли свое отражение в проекте «Чтение и Письмо для Критического Мышления»(ЧПКМ), авторы: Д.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С.Уолтер. Она вылилась в широкий международный проект, в котором участвовали США, европейские страны, Россия. Проект развивался в пяти регионах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Самаре. Известна в России с 1997г.
Технология РКМ – представляет собой целостную систему приемов и стратегий, формирующую навыки критического мышления в процессе чтения и письма. В ней также синтезированы идеи и методы отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, метакогнитивной (надпредметной).
Цель технологии РКМ
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)
Эту технологию можно отнести к рефлексивной, так как она:
формирует самостоятельность мышления;
вооружает методами и способами самостоятельной работы;
дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель – ученик;
позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса. /Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В./.
Обзор методических приемов и стратегий цикла:«вызов – осмысление - рефлексия» технологии РКМ
СТАДИЯ ВЫЗОВА | СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ | СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ |
Парная мозговая атака (групповая). Ключевые термины. | Система маркировки текста "ИНСЕРТ". | Парная мозговая атака |
Сравнительный анализ приемов и стратегий технологии РКМ
№ п/п | Название приема или стратегии, авторы | Деятельность учителя и учащихся в терминах технологии |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Данные приемы «работают» на стадии вызова и могут стать ключевыми для построения всех этапов урока. На стадии вызова ведущими являются: опора на собственный опыт, интерес к изучаемому и активное целеполагание. В терминах УУД (ФГОС) – это целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; умение планировать пути достижения целей; установка целевых приоритетов; выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Кроме вышеназванного, все приемы стадии вызова, помогают в формировании целого комплекса УУД. | |||
1.1 | «Верные и неверные утверждения» («Верите ли Вы?»). | Учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. После того, как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст параграфа, найти подтверждения своим предположениям и ответы на вопросы. | Ученик научится: |
Сравнительный анализ приемов и стратегий технологии РКМ
1.2 | «Кластеры» | Выделение смысловых единиц текста (составление развернутого плана); развитие аналитических умений. | Ученик научится: |
Сравнительный анализ приемов и стратегий технологии РКМ
2.2 | «Инсерт» | Инсерт –это маркировка текста значками по мере его чтения. | Ученик научится: |
Характеристика технологий, используемых при изучении курса «Естествознание»
Название технологии | Технологии диалогового взаимодей-ствия | Технология развития критического мышления | Педагогичес-кая мастер-ская построе-ния знаний |
Цель | Развитие мышления, речи в условиях совместного диалогового взаимодействия | Развитие мыслительных навыков учащихся, умений работать с информацией | Целостное развитие личности, преобладание этой цели над образовательной |
Основа | Коллективная работа над освоением учебной информации в условиях сменности партнеров | Целостная система приемов и страте-гий, формирующая навыки критического мышления в процессе чтения и письма на каждой стадии изучения | Поиск и самострои-тельство знания на каждом из блоков мастерской: индукция; само- и социоконструкция; социализация; рефлексия |
Результат | Развитие метакогнитивных умений; развитие мышления; способность к самообразованию; развитие коммуникативной культуры; целостное мировосприятие |
№ урока,§ | Тема урока | Используемые приемы, стратегии |
8 | От законов механики к механическим устройствам. | «Бортовой журнал» |
9 | Творчество изобретателя. | Конференция |
10 | Гидродинамика и аэродинамика. Плавающие и летающие аппараты. | «Тонкие» и «толстые» вопросы; «Концептуальная таблица» |
11 | Законы сохранения, реактивное движение, космические полеты. | Игра «Как ты думаешь?» |
12 | Космические исследования. | конференция |
13 | Принципы работы тепловых двигателей. | «верю-неверю», «инсерт» |
14 | Законы термодинамики и КПД тепловых двигателей. | «Бортовой журнал», стратегия «IDEAL» |
15 | Исследование КПД различных циклов. | практикум |
16 | Устройство тепловых двигателей. | «Кластеры» |
Тема 2. Взаимодействие науки и техники. 20 ч
Планирование уроков-лекций 8-27 с использованием приемов и стратегий технологии РКМ
Тема 2. Взаимодействие науки и техники. 20 чПланирование уроков-лекций 8-27 с использованием приемов и стратегий технологии РКМ
17 | Теплоэнергетика сегодня. | Семинар |
18 | Принципы работы электрогенераторов и электродвигателей. | «Сводная таблица» |
19 | Исследование работы электрогенератора и электродвигателя. | Практикум |
20 | Источники питания в современной технике. | «Зигзаг-1» |
21 | Преобразование и передача электроэнергии. | стратегия «IDEAL» |
22 | Электроэнергетика и экология. | Конференция |
23 | Радиоволны и особенности их распространения. | «Знаю. Хочу узнать. Узнал» |
24 | Использование радиоволн. | «Таблица-синтез» |
25 | Исследование работы электрогенератора и электродвигателя. | Практикум |
26 | Геометрическая оптика и оптические приборы. | Игра «Как ты думаешь?» |
27 | Принцип действия очков. | практикум |
Резервное время – 6 ч, из них: 3 ч можно отвести обобщению знаний после изучения |
Цель: Сформировать знания учащихся о принципах и особенностях функционирования различных типов тепловых двигателей, на основе которых подвести учащихся к определению критериев использования тепловых двигателей различных типов.
Планируемые результаты обучения:
Личностные – учащиеся осознают роль научных теорий как основы для создания практических устройств, а, следовательно, развития цивилизации в целом.
Метапредметные:
Регулятивные учебные действия – учащиеся адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце постройки «Кластеров», так и по ходу.
Познавательные учебные действия – учащиеся умеют:
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию тепловых двигателей, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Коммуникативные учебные действия – умеют аргументировано излагать свою позицию о необходимости использования тепловых двигателей различных типов для рационального практического применения.
Предметные – учащиеся понимают принципы и особенности функционирования тепловых двигателей различных типов; осознают достоинства и недостатки каждого типа двигателей, определяющие целесообразность его использования для тех или иных целей.
Используемый прием: «Кластеры».
Урок 16. Принципы устройства тепловых двигателей (Лекция)
Стратегия Фишбоун
Трудность:
выбор термоядер-ного горючего
Трудность: необходимость создания высоких плотностей и высоких температур термоядерного горючего
Вывод: ученые многих стран объединяют усилия для создания управляемых термоядерных реакторов
Факты: для уменьшения toи силы отталкивания между ядрами, необходимы самые легкие ядра – изотопы водорода, гелия и лития.
Недостатки: защита от радиации или необходим легкий изотоп гелия, которого ничтожно мало на Земле, но есть на Луне.
Факты: в центре Солнца, toоценивается в 13 млн. градусов, аρ 100г/см3.Для создания таких плотностей на Земле, необходимо давление в 1031 раз больше атмосферного, либо высокие to-подобные внеземные условия при атомном взрыве.
Трудность:
Удержание плотной горячей плазмы в течение 1 сек.
Факты: Любое вещество при to в десятки миллионов градусов превращается в плазму, поэтому каких-либо стенок для удержания термоядерного горючего создать невозможно - предполагается использовать магнитные поля (магнитные ловушки)
Проблема: управляемости термоядерного синтеза
Система мыслительных навыков по Б.Блуму
Интеллектуальные умения | Определение | Что делает ученик |
Знание | Запоминание специфической информации | Реагирует, вспоминает, узнает |
Понимание | Понимание заданного материала независимо от другого материала | Объясняет, переводит, показывает, интерпретирует |
Применение | Использование методов, концепций, принципов и теорий в новых ситуациях | Решает новые проблемы, демонстрирует использование знаний |
Анализ | Расчленение информации на составляющие элементы | Обдумывает, раскрывает, перечисляет, рассуждает, сравнивает |
Синтез | Составление целого из отдельных частей | Комбинирует, составляет, придумывает, творит |
Сравнительная оценка | Определение ценности материалов и методов | Оценивает, обсуждает |
деятельный и активный
креативный
любознательный
инициативный
открытый внешнему миру,
доброжелательный и отзывчивый
положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах
коммуника-
тивность
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
исследова-
тельский
интерес
саморегуляция
ответственность
чувство собственного
достоинства
уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Ожидаемые результаты:
портрет выпускника начальной школы
Таблица Донны Огл«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
З – что мы | Х – что мы | У – что мы узнали и что нам осталось узнать |
Категории информации /Главные слова/ | Источники, из которых мы намерены получить информацию | |
А | Д | 1. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997. |
Верите ли Вы что…..?
№ | Утверждения | до новой I | после новой I |
1. | УУД - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта | ||
2. | Пед.технологии – это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель | ||
3. | Признаками педагогических технологий являются: | ||
4 | Технология «Развитие критического мышления»(ТРКМ) –представляет собой целостную систему приемов и стратегий, формирующую навыки критического мышления в процессе чтения и письма | ||
5. | Основными фазами технологии ТРКМ являются: | ||
6. | ТРКМ не относится к метапредметным технологиям | ||
7. | Метакогнитивные образовательные технологии – это технологии, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности; способствующие формированию метапознания и развитию метакогнитивных способностей | ||
8. | Метапредметные педагогические технологии способствуют формированию и развитию УУД учащихся |
Верите ли Вы что…..?
№ | Утверждения | до новой I | после новой I |
1. | УУД - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта |
| |
2. | Пед.технологии – это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель | ||
3. | Признаками педагогических технологий являются: | ||
4 | Технология «Развитие критического мышления»(ТРКМ) –представляет собой целостную систему приемов и стратегий, формирующую навыки критического мышления в процессе чтения и письма | ||
5. | Основными фазами технологии ТРКМ являются: | + | |
6. | ТРКМ не относится к метапредметным технологиям | - | |
7. | Метакогнитивные образовательные технологии – это технологии, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности; способствующие формированию метапознания и развитию метакогнитивных способностей |
| |
8. | Метапредметные педагогические технологии способствуют формированию и развитию УУД учащихся | + |
«Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования, саморазвития и лишь по мере средств и возможности будет помогать этому процессу» (П.Ф.Каптерев)
Можно и нужно каждого учащегося научить учиться, только тогда его работа будет высокорезультатив-ной, а место учащегося самым лучшим местом под солнцем
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.