Педагогические условия образовательной среды для детей с РАС
Оценка 4.6

Педагогические условия образовательной среды для детей с РАС

Оценка 4.6
Семинары
doc
другое
1 кл—4 кл
05.03.2024
Педагогические условия образовательной среды для детей с РАС
В данном материале рассказывается о создании педагогических условий образовательной среды в современной школе. Образовательная среда рассматривается по Янушу Корчаку и показывается актуальность данного подхода в современных условиях.
Пед_усл_созд_ср.doc

Педагогические условия образовательной среды для детей с РАС

Концепция модернизации российского образования предполагает, что «дети с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч., РАС должны быть обеспечены медико – социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний – в специальных школах и школах–интернатах».

Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с РАС обосновываются международными документами в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации  «Об образовании», а также федеральными законами.

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Последовательность   организации специальных условий образования для детей с РАС:

(командный способ работы всего педагогического

коллектива).

 

1.      Выявление особых потребностей у детей с ОВЗ;

2.      Организация представления учащегося на ППк и

3.      ПМПК (консультации со специалистами, работа с родителями)

4.      Введение          специальных условий для обучения детей с РАС по рекомендациям ПМПК:

5.      Введение          в содержание общеобразовательной программы для

6.      нормально развивающихся сверстников специальных

7.      коррекционно-развивающих разделов или разработка АООП;

8.      Подключение к работе специалистов коррекционно-развивающей направленности (КРН);

9.      Разработка совместно со специалистами КРН и использование в работе педагогов   специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных АЙТИ технологий), обеспечивающих реализацию адаптивного обучения,

10.  Организация особой пространственной и временной образовательной среды для детей с ОВЗ в инклюзивной группе.

Принципы организации
инклюзивной образовательной среды

командный способ работы всего педагогического

коллектива).

  1. Раннее включение детей с РАС в инклюзивную образовательную среду.
  2. Коррекционно-развивающая      помощь.
  3. Индивидуальная направленность образования.
  4. Активность родителей (законных представителей).
  5. Приоритет социализации детей с РАС в детском сообществе.
  6. Развитие позитивных межличностных отношений.
  7. Безопасность образовательной среды.

 

 

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Януш Корчак -  польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. В 1911 году Корчак оставил профессию врача и основал «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной которым руководил (с перерывом в 1914—1918годы) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности. Содержание, формы и методы воспитательной работы в детских домах Корчака, нравственная атмосфера этих учреждений в значительной степени определялись педагогическим кредо их создателя.

Польский педагог Януш Корчак в своей книге «Как любить ребенка» (1919) описывает четыре типа «воспитывающей среды», где главными категориями выступают «свобода-зависимость» и «активность-пассивность».

Выделяют четыре типа образовательной среды:

ü  «догматическая» характеризуется зависимостью и пассивностью;

ü  «безмятежная» - пассивностью и свободой;

ü  «карьерная» - активностью и зависимостью;

ü  «творческая» - свободой и активностью.

Для развития творческой личности оптимальной средой является творческая образовательная среда.

Среда традиционных догматов: «Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьезность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твердости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте. Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон, высокая нравственность как навык. Благоразумие, доходящее до пассивности, одностороннего незамечания прав и правд, которых не передала традиция, не освятил авторитет, не закрепил механически шаблон поступков…. Догматом могут быть земля, костел, отчизна, добродетель и грех; могут быть наука, общественно-политическая работа, богатство, борьба, а также Бог – Бог как герой, божок или кукла. Не во что, а как веришь». (Корчак, 1990, с.27-28)

Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, по мнению автора, характеризуется высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность апатию. Если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своем стремлении устоять против чужой злой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.

Догматическая образовательная среда формирует пассивную и зависимую личность.

Показательно, что именно догматический тип образовательной среды оказался наиболее распространенным в различных учебных заведениях самых разных стран и эпох, включая и нынешнее время. Такой тип образовательной среды формирует людей, заключенных в своеобразную психологическую тюрьму.

Среда безмятежного потребления: «Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, снисходительности к современным течениям, среди привлекательной простоты.

Здесь он может быть всем, чем он хочет: сам – из книжек, бесед, встреч и жизненных впечатлений – ткет себе основу мировоззрения, сам выбирает путь». (Корчак, 1990, с.28)

Такая личность всегда довольна тем, что у нее есть и не способна к напряжению и борьбе. Встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире. Это свободная, но пассивная личность.

Безмятежный тип образовательной среды возникает там, где доброжелательное, «душевное» отношение к детям не подкрепляется соответствующей требовательностью; перед детьми не ставятся новые перспективы развития, не стимулируется необходимое для развития творческое напряжение их духовных, интеллектуальных и физических сил.

Среда внешнего лоска и карьеры: «Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями. Ибо нет здесь места для полноты содержания, есть одна лукавая форма – искусная эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание зияющей пустоты. Лозунги, на которых можно заработать. Этикет, которому надо покоряться. Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, зависть, злоба, злорадство. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают». (Корчак, 1990, с.29)

Формируются черты личности – фальшь и лицемерие – «искусная игра» и «точно пригнанная маска», стремление к карьере за счет хитрости, подкупа, высоких связей и т.п.

Это активная, но зависимая личность.

Идейная (творческая) среда: «Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно веришь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления – есть добрая воля. Нет догм – есть проблемы. Нет благоразумия – есть жар души, энтузиазм. Сдерживающим началом здесь – отвращение к грязи, моральный эстетизм. Бывает – здесь временами ненавидят, но никогда не презирают. Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях – сталкиваясь, снижая полет и вздымая – наполняет собой просторы. Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждешь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений, утверждений и отрицаний». (Корчак, 1990, с.28)

В творческой среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.

Таким образом, творческая образовательная среда – единственная, которая способна обеспечить личностное саморазвитие субъекта.

 

СРЕДА неразрывна связана с деятельностью, которая возникает в созданной среде и где результат деятельности может быть закреплен надолго, только при условии эмоционального отклика ребёнка, возникающего в процессе учения.


Скачано с www.znanio.ru

Педагогические условия образовательной среды для детей с

Педагогические условия образовательной среды для детей с

Януш Корчак - польский педагог, писатель, врач и общественный деятель

Януш Корчак - польский педагог, писатель, врач и общественный деятель

Среда внешнего лоска и карьеры: «Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями

Среда внешнего лоска и карьеры: «Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2024