Педагогические условия реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках учебного предмета «Технология» (уровень основного общего образования)
Оценка 5

Педагогические условия реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках учебного предмета «Технология» (уровень основного общего образования)

Оценка 5
docx
25.01.2024
Педагогические условия реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках учебного предмета «Технология» (уровень основного общего образования)
статья.docx

Cухих Н.А. кандидат психологических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

г. Курск

Natalia.A. Sukhikh Candidate of  Psychological Sciences, Docent

Kursk State University,

Kursk

Кадашова Э.Э., магистрант 2 курса,

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

г. Курск

Esiya E. Kadashova., 2nd year undergraduate

Kursk State University,

Kursk

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» (УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)

 

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF STUDENTS' DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EDUCATIONAL SUBJECT "TECHNOLOGY" (LEVEL OF BASIC GENERAL EDUCATION)

 

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия успешной реализации проектной деятельности на уроках технологии в рамках образовательной программы основного общего образования.

Abstract. The article examines the pedagogical conditions for the successful implementation of project activities in technology lessons within the framework of the educational program of basic general education.

Ключевые слова: технология, проектная деятельность, обучающиеся.

Keywords: technology, project activities, students.

Развитие системно-деятельностного подхода возродило интерес к использованию проектной деятельности в процессе обучения. Использование новой научно-методической основы, развитых информационных технологий позволили включить этот метод в круг наиболее востребованных образовательных технологий, без систематического применения которого невозможно реализовать центральные установки современного образования: «научить детей учиться».

Проектная деятельность дает учителю и ученикам самые широкие возможности. В.В. Рубцов, И.Я. Зимняя, Н.Н. Нечаев, отмечают, что обучение проектированию, проектной деятельности есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром. Педагогическое управление проектной деятельностью обучающихся является сложным процессом. В настоящий период в исследованиях по проблеме педагогической управленческой деятельности все более актуальным становится не просто изучение элементов педагогического управления, а определение данного феномена как единого целого.[4] Основное назначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Проектная деятельность - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален. Но всё же наиболее целостно и эффективно проектная деятельность вписалась в образовательную область предмета «Технология». [2]

Учебный предмет «Технология» занимает ключевое место в системе общего образования. Его роль обусловлена потребностью в подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению профессиями. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Среди множества современных инновационных педагогических подходов, отличающихся от «классического формирования знаний, умений и навыков», особое место занимает организация проектной деятельности, которая дает больше возможностей для реализации развивающего и личностно-ориентированного подходов.

Организация проектной деятельности на уроках технологии направлена на формирование активной субъектной позиции обучающихся, на интеграцию различных предметных сфер, на реализацию знаний, умений и навыков в конкретной общественно-полезной деятельности. Проектная деятельность дает обучающимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду.

Задачей педагогической деятельности на современном этапе является

обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематических знаний техники через развитие познавательной и исследовательской компетентности. Предмет «Технологии» - это экспериментальная креативная платформа, где, интегрируясь с другими предметами, можно создать следующие условия для развития навыков проектирования и исследовательской деятельности школьников:

1. Творческая среда. Необходимо превратить каждый урок в творческий процесс, для этого можно использовать  собственный жизненный опыт, литературу, интернет-ресурсы.

2. Учет возрастных особенностей. Любое исследование должно быть посильным, интересным, полезным, соответствовать возрасту обучающихся.

3. Психологический комфорт. Постараться создать психологическую обстановку в классе, чтобы каждый ребенок, независимо от его умственных способностей, чувствовал себя значимым в процессе исследования. [1]

Педагогу необходимо организовать  работу детей таким образом, чтобы они ненавязчиво усваивали процедуру исследования, последовательно проходя все ее основные этапы:

 1. Подготовка к проведению исследования.

 - определение объекта и предмета исследования;

 - выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности;

 - планирование и разработка исследовательских действий;

 - изучение научной литературы;

 - формулирование гипотезы;

- формулирование цели и задачи исследования.

2. Проведение научного исследования.

3. Оформление научно-исследовательской работы.

4.Защита результатов исследования. [3]

Реализация проектной деятельности в рамках учебного предмета "Технология" способствует развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы, креативного мышления, аналитического мышления, а также формированию предпринимательских навыков. Этот подход к обучению позволяет обучающимся лучше понять изучаемый материал, применить его на практике и подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

С педагогической точки зрения не имеет значения, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию, или начинающий исследователь обнаруживает то, что уже известно. Здесь самым ценным является исследовательский опыт. Именно этот исследовательский опыт, креативное мышление является основным педагогическим результатом и важнейшим приобретением ребенка.

 

Список использованных источников и литературы:

1. Богомолова А. А. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся // История и обществознание в школе. 2016. №5. С. 35-38.

2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. М. : АБВ-Издат, 2018. 100 с.

3. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.Я. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ под редакцией И.А. Сасовой. М.: Вентана-Графф, 2003.

4. Роль педагога в организации проектной деятельности учащихся // Электрон. дан. Режим доступа URL : https://videouroki.net/razrabotki/rol-piedaghogha-v-orghanizatsii-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia.html (дата обращения: 21.12.2023)


 

Скачано с www.znanio.ru

C ухих Н.А. кандидат психологических наук, доцент

C ухих Н.А. кандидат психологических наук, доцент

Проектная деятельность дает учителю и ученикам самые широкие возможности

Проектная деятельность дает учителю и ученикам самые широкие возможности

Организация проектной деятельности на уроках технологии направлена на формирование активной субъектной позиции обучающихся, на интеграцию различных предметных сфер, на реализацию знаний, умений и навыков в…

Организация проектной деятельности на уроках технологии направлена на формирование активной субъектной позиции обучающихся, на интеграцию различных предметных сфер, на реализацию знаний, умений и навыков в…

Проведение научного исследования

Проведение научного исследования

Роль педагога в организации проектной деятельности учащихся //

Роль педагога в организации проектной деятельности учащихся //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2024