«Педагогические условия, способствующие развитию креативности как одной из составляющих формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках изобразительного искусства»».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», ХМАО-Югра, г.Нефтеюганск
Международная программа оценки учебных достижений ПИЗА проводит оценку функциональной грамотности учащихся по четырем областям грамотности: читательской, математической, естественно-научной и финансовой. В ходе исследований изучается не уровень усвоения школьной программы, а способность подростков применять полученные знания в жизни.
Предмет изобразительное искусство не входит в эти исследования, но является компонентом системы российского образования, поэтому достигая предметных и метапредметных результатов мы формируем качество личности и предпосылки функциональной грамотности. Многие формы функциональной грамотности тесно переплетаются в рамках реализации программ изобразительного искусства, дополняя и обогащая их базовые знания для решения повседневных задач. Креативное мышление является одной из составляющих формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках изобразительного искусства»».
Что оно под собой подразумевает?
«Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее". Как сказал Эллис Пол Торренс— американский психолог, специалист по проблемам психологии креативности и образования
Сегодня есть множество подходов к определению креативности
(лат. creative - творческий, лат. creatio - создание).
Несмотря на различные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывают с изображением чего-то нового (для личности и для общества).
В целом можно сказать, что в результате экспериментальных исследований, была выделена способность особого рода – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; такая способность и была названа креативностью. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству.
Развитие креативности обучающихся предполагает не пассивное усвоение навязанных форм и методов отношения к окружающему, а собственное активное и гибкое восприятие, основанное на индивидуальных качествах. Как же развить креативность в детях?
Существует множество методов в педагогике. Креативные методы обучения ориентированы на создание учениками личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности.
Например, на уроках изобразительного искусства предлагаются такие методы как:
• Метод агглютинации
• Метод «Мозгового штурма» (А. Ф. Осборн)
• Метод «Если бы…» Метод гиперболизации Метод придумывания.
• Метод инверсии
В программе «Изобразительное искусство» под руководством Б.М. Неменского предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного креативного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру и основы функциональной грамотности.
Рассмотрим некоторые задания и материалы из учебников по программе Б.М.Неменского, для реализации которых возможно сочетание разных методов создания креативной среды. Тема урока «Изображение и фантазия» во втором классе.
Здесь мы обращаем внимание детей на то, что художники изображают не только реальную действительность, но и то, чего нет в реальной жизни, свои фантазии и креативность. Однако о чём бы художники ни фантазировали, они отталкиваются от жизни, которая их окружает. Попробуем сначала изобразить словами, например, сказочную птицу. Какая она может быть? Она может быть с золотыми крыльями, в сияющем венце, уметь петь и говорить или, наоборот, быть едва заметной. Она может быть сильная и мудрая, нежная и добрая, весёлая и тихая.
Художник увидел сильную летящую птицу, изобразил с натуры. Но затем у него появляется другая мысль. А что если? И возникает летательный аппарат. Затем увидев красоту цветов, художник А что если? И появляется светильник, напоминающий те или иные цветы, украшение и много другое в жизни человека. Эта информация, считываемая с природы, позволяет художнику креативно и нестандартно мыслить, выдвигать необычные идеи и изобретать что-то новое.
Объектом изображения могут быть не только птицы. Фантастические существа могут объединять в себе элементы людей, зверей, насекомых, деревьев, трав, цветов (метод агглютинации). Например, у фантастического зверя может быть голова тигра, вместо шерсти цветы и травы, тело может напоминать туловище рыбы (человек-конь, птица-тигр и т. д). На уроке предлагается изобразить сказочных, несуществующих животных и птиц (соединение воедино элементов разных животных и даже растений). Они узнают, что художнику в творчестве помогает не только природа и красота окружающего мира, но и его креативность.
На занятии «Удивительный транспорт» в 3 классе внимание детей переключается на разнообразие форм и образное решение транспорта: наземного, воздушного, водного. В начале урока знакомим детей с интересными видами транспорта, использовавшимися в старину (карета, дилижанс, паровоз, аэростат, парусный корабль, военные наземные машины, воздушные, водные суда). Нужно определить характер транспорта (воинственный, злой, страшный и мирный, добрый) (метод мозгового штурма). Далее обращаем внимание детей на использование в конструировании транспорта бионических форм (стрекоза — вертолёт; птица — самолёт; жук — автомобиль; рыба — подводная лодка, корабль), на роль фантазии в создании разнообразных по назначению и форме современных образцов машин, диковинного транспорта будущего. Очень важно, чтобы дети могли неторопливо, внимательно рассмотреть эту удивительную трансформацию природных форм в необычные конструкции машин. Это поможет более свободно фантазировать в процессе выполнения творческих заданий. Говоря о сегодняшних экологических проблемах, связанных с загрязнением среды обитания человека, в том числе и транспортом, подчеркиваем, что существует экологически чистый транспорт (автомобиль, работающий на электричестве или от солнечных батарей, парусник, велосипед и др.). Детям предлагается придумать формы этих видов транспорта (метод придумывания). Перед выполнением рисунка необходимо показать готовые рисунки детей, обращая внимание на особенности пластической формы, её обогащение интересными деталями. И необходимо проследить, чтобы в ходе выполнения работы школьники не шли по пути копирования, бездушного воспроизведения любого вида транспорта, а стремились создать его художественный образ (машина семейная, хозяйственная или военная, добрая, хищная, злая в зависимости от того, для чего её создали; кто её хозяин, каким он хочет себя показать). Надо раскрыть образ машины, который должна выражать её конструкция. В этом случае ребята сталкиваются с необычной креативной моделью автомобиля, необходимого в быту, но уже в совершенно новой форме, в которой закладываются основы функциональной грамотности. Можно дать задание по мотивам сказок. Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? (метод «Если бы»). Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги.
Полезную информацию и развитие креативности дает изучение темы «Реальность и фантазия» в 6 классе. Для достижения таких планируемых результатов: как умение рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека; понимать, что воображение и фантазия нужны человеку, чтобы строить образ будущего, а также для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность, учащимся предлагаю ответить на вопросы. 1. «Как вы думаете, был ли Суриков очевидцем казни стрельцов и покорения Сибири Ермаком, видел ли, как везли опальную боярыню Морозову по улицам заснеженной древней Москвы? Встречал ли Васнецов Ивана-царевича на Сером Волке?
Беседуя со школьниками на эту тему приходим к пониманию, что сущность художественной креативности художников заключается в том, чтобы создать не копию реальности, а творческие образцы, но, что очень важно, путём не нарушения, а сохранения и даже обострения основных впечатлений от жизненной реальности. Для того чтобы создать новые образы и написать новую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая зоркость, творческая самостоятельность воображения и креативное мышление (Метод «Если бы», метод придумывания). Ещё одна важная мысль, которую необходимо подчеркнуть в беседе: ценность произведения искусства не в том, чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за реальность, а в подлинности чувств и переживаний, передаваемых художником зрителю. На уроке предлагаю рассмотреть работу М. Шагала «Прогулка». Разве может быть так, чтобы люди летали? Взлетая, лирические герои Марка Шагала вырываются из объятий предметного мира. Так в «Прогулке» он изобразил сцену фантастического полёта невесты, вознесённой в широкое, словно раскрытое для полёта небо, но связанной с землёй рукой художника. В другой руке художник-жених держит птицу, таким образом ему (вопреки поговорке) удаётся удержать и небесного журавля, и земную синицу. В этом произведении выражена именно реальность, правда чувств художника. Фантазия — это не просто нереальное сочетание реальных элементов, а обострённое видение сути реальности. Креативное воображение узнаётся не столько по тому, что человек может придумывать, а скорее по тому, как он умеет преобразовывать реальную действительность, в художественный мир. В конце урока учащимся предлагается ответить на вопросы: Как ты понимаешь роль фантазии в жизни человека? Как ты думаешь, что такое творческое воображение художника и что такое творческое воображение зрителя? А что означает креативное мышление?
Применение метода гиперболизации в 6 классе позволяет обучающимся освоить технику изображения сатирических и юмористических образов на уроке по теме «Сатирические образы».
Следующее, где очень ВАЖНА креативность детей, это тема урока в 7 классе «Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля». Здесь в проектной деятельности на уроках предлагается спроектировать макет «Дом своей мечты» из выполненных на уроке модулей в форме геометрических тел. Здесь нет определенной последовательности выполнения работы, инструкций. Есть то, что дети должны выбрать сами, а они понимают, что дом может быть необычным, спроектированным в одной плоскости фронтальной композиции, либо выполнен как объемно-пространственный макет. Может быть ученик решит создать из простых призматических форм обычный дом, ну а затем начнет усложнять и присоединять иные геометрические формы (метод инверсии). Может сразу начнет придумывать сложное взаимное сочетание форм. И конечно у ребенка возникнет мысль усовершенствовать, добавить, что-то еще приукрасить, что-то еще внести в этот образ, а может сделать планировку микрорайона или другой территории в городе? На это и рассчитан творческий процесс, который является основой креативного мышления обучающихся. Цель творческой работы будет одна, а решение элементов учебного проекта будет разное. Участники проекта решают одну важную задачу, создание проекта «Дом моей мечты». Они выдвигают идею, подбирают материал для макетов, выбирают городское пространство для привязки своих архитектурных объектов. Из множества идей выбирают самую оригинальную, интересную, самую лучшую, иными словами самую креативную. И мы закладываем не только базовые знания, но и основы функциональной грамотности.
При изучении любой темы можно планировать использование методов развития креативности и наша задача, обратить внимание детей, т.е. сделать небольшой акцент на очень важном для ребенка, чтобы эта мысль зародилась у него в голове и осела, а вдруг пригодиться.
Создание на уроках ИЗО креативной среды позволяет формировать ключевые компетенции у обучающихся, создать в классе атмосферу сотрудничества. Дети приобретают надпредметные связи и опыт самообразования, культуру исследовательского труда и развивают собственную креативность. А результаты развития креативного мышления ребят позволят им создавать собственный творческий продукт.
Таким образом сочетание современных педагогических технологий и методов развития креативности на уроках изобразительного искусства способствует формированию функциональной грамотности обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.