Иван Иванович Бецкой был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, где под влиянием идей французских просветителей он сформировался как мыслитель и деятель образования. И.И. Бецкой полностью разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей» в закрытых учебных заведениях сословного характера.
Его педагогические взгляды формировались под влиянием Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и других прогрессивных педагогов Западной Европы. Именно ему Екатерина II поручила создать в России систему воспитательно-образовательных учреждений, прежде всего, для дворянских детей. В документе «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764) и труде «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766)
Педагогические взгляды
И.И. Бецкой изложил свои взгляды на всестороннее воспитание «идеальных» дворян. Именно в воспитании он видел «корень всему злу и добру»; оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества личности, как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства». Образование без воспитания, по его убеждению, лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.
Деятельность И.И. Бецкого
По разработанным Бецким докладам и уставам были открыты сословные закрытые учебно-воспитательные заведения:
воспитательный дом в Москве (1764) и позже в Петербурге;
училище при Академии художеств для мальчиков(с 5 – 6 лет) всякого звания, исключая крепостных (1765);
воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре (1764);
коммерческое училище (1772);
кроме того, в 1766 г. был преобразован Сухопутный шляхетский корпус.
Оптимальной формой организации воспитания и соответственного обучения, по его мнению, должно быть закрытое воспитательное учреждение, куда должны были приниматься дети с 5-6 лет и находиться в нем до 18-20 лет. На протяжении всего пребывания в воспитательном учреждении дети должны быть изолированы от воздействия окружающей среды, даже от родственников. Таким образом предполагалось воспитать «новых отцов и матерей», а те, в свою очередь, должны были воспитывать своих детей не на основе старых традиций, а исходя из педагогической целесообразности.
Обучали: русской словесности, географии, арифметики, истории, иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства и т.п.
Смольный институт благородных девиц, первое в России женское учебное заведение, положившее начало домоводства и т.п. (1764 учебное)
План создания государственной системы образования, по замыслам Екатерины II и И.И. Бецкого, начал реализовываться с :1.создания училища при Академии художеств (1764);2.воспитательных домов в Москве (1764) и Петербурге (1770); 3.воспитательного общества благородных девиц в Петербурге (1764);4.коммерческого училища (1773). Каждое учебное заведение имело свой устав, общим для которых было: -запрещение телесных наказаний и запугивания детей;-индивидуальный подход в оценке способностей каждого учащегося;-ориентация всей педагогической деятельности на решение задач развития неповторимой личности учащегося.
Единственно успешной была деятельность Воспитательного общества благородных девиц, Смольного института, положившая начало женскому образованию в России. В 1764 г. по всем губерниям, провинциям и городам был разослан императорский указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре», который в обиходе именовался Смольным. Согласно указу каждый дворянин мог своих дочерей отдавать для воспитания в это учреждение.
Хочется сделать вывод, что деятельность Бецкого состояла прежде всего в составлении законопроектов, касающихся воспитания и обучения русского юношества. «…Одобрение честных людей будет моя награда; а успехи юношества будут венцом наших трудов», – писал Бецкой. Несмотря на то что осуществить свою программу во всей полноте Бецкому не удалось, прежде всего из-за нехватки образованных педагогов. С усилением дворянской реакции после восстания Пугачева идеи И.И. Бецкого были признаны слишком либеральными, и он был отстранен от руководства учебно-воспитательными учреждениями.
Заключение
Список литературы
1. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.
2. Демков М.И. История русской педагогики. – М., 1963.
4. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.
5. История педагогики /Под ред. А.И. Пискунова М., 1998.
7. Латышина Д.И. История педагогики-М., 1998.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.