Причины инноваций в области педагогических технологий
легко вписываются в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения;
позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному предмету;
обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
Педагогическая технология – систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса (Беспалько);
Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов);
Педагогическая технология — это набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат (В. М. Монахов);
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин);
Пед.технология: 1.Рациональная организация деятельности и ее оснащение; 2.Последовательность операций, позволяющая получать результата с наименьшими затратами;3.Упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. (Педагогическая практика. Справочник. Сысоева М.Е.,//Народное образование);
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Элементы педагогической технологии
1. Модель исходного состояния учащегося.
2. Модель конечного состояния учащегося.
3. Средства диагностики текущего состояния и прогнозирования тенденций ближайшего развития.
4. Набор моделей обучения.
5. Критерии выбора или построения оптимальной модели обучения для конкретных условий.
6. Механизмы обратной связи, обеспечивающие взаимодействие между данными диагностики и выбором модели обучения, соответствующей полученным данным.
Специфика педагогических технологий
в наличии связи с сознанием человека, со сложными и не во всем ясными вопросами научения;
в наличии воспитательного компонента;
в необходимости учета человеческой психологии;
в необходимости учета философского, медицинского и экологического аспектов проблемы.
Сущность педагогической технологии
однозначное и строгое определение целей обучения;
способствование отбору и структуре содержания;
оптимальная организация учебного процесса;
методы, приемы и средства обучения;
реальный уровень квалификации учителя;
объективные методы оценки результатов обучения.
Признаки педагогической технологии
диагностическое целеполагание и результативность;
экономичность;
алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость;
корректируемость;
визуализация .
Технологичные требования к учителю
анализировать учебные материалы с целью выделения основного содержания;
определять цели обучения и мотивировать изучаемый материал;
планировать повторение — вводное, текущее и поддерживающее;
структурировать и распределять новый материал по урокам;
планировать результаты обучения в виде списка ожидаемых на выходе знаний, умений, навыков, ценностных ориентации;
выбрать адекватный материал, методы, формы, режим и средства обучения;
построить систему контроля — текущего и итогового.
Классификация педагогических технологий по Г. К. Селевко
по уровню применения;
по философской основе;
по концепции усвоения;
по подходу к ребенку;
по преобладающему методу;
по организационным формам;
по ведущему фактору психического развития;
по ориентации на личностные структуры;
по характеру содержания и структуры;
по типу управления познавательной деятельностью;
по направлению модернизации существующей традиционной системы и по категории обучающих.
по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии;
по ориентации на личностные структуры: информационные технологии, операционные, эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технология саморазвития, эвристические и прикладные технологии;
по характеру содержания и структуры: технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические и др.
Классификация педагогических технологий по Ф. Я. Савельеву
по направленности действия;
по целям обучения;
по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология;
по применяемым техническим средствам (по технической среде);
по организации учебного процесса;
по методической задаче.
Классификация педагогических технологий по В. П. Беспалько
классическое лекционное обучение;
обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
система «консультант»;
обучение с помощью учебной книги;
система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;
компьютерное обучение;
система «репетитор» — индивидуальное обучение;
«программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.
Технологии личностно-ориентированного обучения
технологии проектной деятельности,
дифференцированного обучения,
обучения в сотрудничестве,
игровые технологии.
Компоненты личностно-ориентированных технологий
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
рефлексия.
Технология проектной деятельности
проект— это замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа (Словарь иностранных слов)
учебный проект — это форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Типология проектов
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
исследовательские,
творческие,
ролево-игровые,
информационные,
практико-ориентированные;
Последовательность работы над проектом
1 этап — подготовительный;
2 этап — планирование и организация деятельности;
3 этап — исследование (осуществление деятельности);
4 этап — представление результатов исследования, отчет.
Метод проектов позволяет ученику:
развивать познавательные навыки;
учиться самостоятельно конструировать свои знания;
ориентироваться в информационном пространстве;
развивать критическое мышление;
формировать механизмы мышления, а не эксплуатировать память;
чувствовать радость и удовольствие от практического результата , который был оценен одноклассниками и учителем.
Здоровъесберегающие технологии
«здоровъесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Н.К.Смирнов
Принципы здоровьесбережения
«Не навреди!»
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося
Непрерывность и преемственность
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
Комплексный, междисциплинарный подход
Успех порождает успех
Ответственность за свое здоровье
Виды физкультминуток
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
гимнастика для слуха;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения;
музыкально-исполнительское движение, или – «пластическое интонирование»;
вокальное исполнение (хоровое, ансамблевое, сольное);
инструментальное исполнение (сольное, групповое, коллективное).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ОБЩЕГО ИЛИ ЛОКАЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ
Буратино
Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два — нагнулся,
Три — нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Здравствуйте!
Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки.
Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.