Педагогические технологии в образовательном процессе.
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
физика
Взрослым
14.10.2019
Современный учитель должен не только знать, но и владеть современными педагогическими технологиями. Применение современных педагогических технологий позволяет поднять учащихся на более качественную ступень формирования личности. В образовании современные технологии могут стать и тренажером, и средством контроля, и средством наглядности и мониторинга.
Педагогические технологии в образовательном процессе.docx
Педагогические технологии в образовательном процессе.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло
понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и
употреблении существуют большие разночтения.
Педагогическая технология
совокупность психолого
педагогических установок, определяющих специальный набор и
компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,
воспитательных средств; она есть организационнометодический
инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Современные педагогические технологии – это набор
операций по конструированию знаний, умений, навыков и
отношений в соответствии с поставленными целями.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных
технологий, предложенных для использования. Педагогическое
мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное
содержание, применить оптимальные методы и средства обучения
в соответствии с программой и поставленными образовательными
задачами. Каждый педагог творец технологии, даже если имеет
дело с заимствованиями.
В современной развивающейся школе на первое место выходит
личность ребенка и его деятельность.
Поэтому среди
приоритетных технологий выделю педагогические технологии на
основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
игровые технологии;
проблемное обучение
;проектно
исследовательская технология ; технология мастерских ;методы
активного обучения.
1 Cущность проблемного обучения
Под проблемным обучением обычно понимается такая
организация учебных занятий, которая предполагает создание под
руководством учителя проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может
способствовать реализации двух целей:
Первая цель сформировать у учащихся необходимую
систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель достигнуть высокого уровня развития
школьников,
развития способности к самообучению,
самообразованию.
Важно отметить еще одну из важных целей проблемного
обучения сформировать особый стиль умственной деятельности,
исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Особенность проблемного обучения заключается в том, что оно
стремится максимально использовать данные психологии о тесной
взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования
и мышления.
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в
процессе обучения в корне изменяется характер и структура
познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию
творческого потенциала личности учащегося.
Главным и
характерным
признаком
проблемного
обучения
является проблемная ситуация.
2 При проблемном обучении учитель создает проблемную
ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск
решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта
своего обучения и как результат у него образуются новые знания,
он обладает новыми способами действия. Трудность управления
проблемным обучением в том, что возникновение проблемной
ситуации акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется
использование дифференцированного и индивидуального
подхода. Если при традиционном обучении учитель излагает
теоретические положения в готовом виде, то при проблемном
обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им
самим найти способ его решения, сталкивает противоречия
практической деятельности, излагает различные точки зрения на
один и тот же вопрос. Типичные задания проблемного обучения:
рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение,
обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить
факты, сформулировать самим конкретные вопросы.
Формы и методы проблемного обучения
В целом можно говорить о шести дидактических способах
организации процесса проблемного обучения (то есть общих
методах), представляющих собой три вида изложения учебного
материала учителем и три вида организации самостоятельной
учебной деятельности учащихся:
1) Метод монологического изложения.
При монологическом методе учитель сам объясняет сущность
новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки.
3 2) Методы рассуждающего изложения.
Первый вариант создав проблемную ситуацию, учитель
анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.
Второй вариант излагая тему, учитель пытается путем поиска и
открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную
логику научного поиска путем построения суждений и
умозаключений на основе логики познавательного процесса.
Форма беседа лекция.
3) Метод диалогического изложения.
Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в
созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и
решает её, но с помощью учащихся. Основы формы
преподавания поисковая беседа, рассказ.
4) Метод эвристических заданий.
Суть эвристического метода заключается в том, что открытие
нового закона, правила и тому подобное совершается не
учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под
руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого
метода является сочетание эвристической беседы и решением
проблемных задач и заданий.
5) Метод исследовательских заданий.
Организуется учителем путем постановки перед учащимися
теоретических и практических исследовательских заданий
имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает
4 логические операции самостоятельно, раскрывая сущность
нового понятия и нового способа действия.
6) Метод программированных заданий.
Это метод при котором учащиеся с помощью, особым образом,
подготовленных дидактических средств может приобретать новые
знания и новые действия.
Как показали исследования, можно выделить наиболее
характерные для педагогической практики типы проблемных
ситуаций, общие для всех предметов.
Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если
учащиеся не знают способы решения поставленной задачи.
Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении
учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания
в новых практических условиях.
Трений тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае,
если имеется противоречие между теоретически возможным путем
решения задачи и практической неосуществимости выбранного
способа.
Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда
противоречия между практически достигнутым
имеются
результатом выполнения учебного задания и отсутствием у
учащихся знаний для теоретического обоснования.
Процесс постановки учебных проблем требует знания не только
логико психологических и лингвистических, но и дидактических
правил постановки проблем.
5 Учитель, перед учащимися ставит уже встречавшиеся ранее
проблемы. При это он учитывает следующее:
а) алгоритм решения ранее решаемых проблем можно
использовать при решении новых трудных проблемных задач;
б) решение встречавшихся ранее задач, но не решенных изза
отсутствия достаточных знаний;
в) повторение пройденного материала;
г) ранее решенные коллективом проблемы можно
использовать для вторичной постановки перед слабыми учащимися
для самостоятельного решения.
Применение современных образовательных технологий и
методов педагогической диагностики позволяет поднять учащихся
на более качественную ступень формирования индивидуальной
личности, об этом могут свидетельствовать следующее :
результаты административных контрольных работ; стабильно
высокое качество знаний по предметам; преобладание учебно
познавательных мотивов; систематическое участие и победы в
конкурсах и олимпиадах всех уровней.
В завершении необходимо ещё раз подчеркнуть, что все
современные технологи в образовании могут стать и тренажёром,
и средством контроля, и средством подвижной наглядности и
мониторинга, хранителем и распространителем информации.
6
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.