Педагогический проект
Креативное развитие личности
через создание ситуации успеха
для младших школьников
Автор проекта
Ярцева Ольга Михайловна
Учитель начальных классов
МБОУ Сосновская СОШ № 2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2
Актуальность
Развитие креативных способностей учащихся тесно связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как "в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа".
Сегодня востребован человек творческий, интеллектуально развитый, умеющий учиться, гибко адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способный применять полученные знания на практике, искать пути рационального и нестандартного разрешения, возникающих проблем.
Новизна проекта
Развитие учебно-познавательной компетенции обучающихся с целью формирования креативных способностей младших школьников. У обучающихся развиваются творческие способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы.
Учитель управляет творческой деятельностью и самостоятельной работой обучающихся, создаёт ситуацию успеха. Путь ребенка к усвоению знаний лежит через удивление, фантазию, любознательность.
Задачи
изучить литературу, дающую чёткое представление о поставленной проблеме;
провести мониторинг по выявлению уровня школьной мотивации детей;
выработать приёмы по созданию ситуации успеха учащихся;
обеспечить благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны учителя, отказ от оценочных суждений и критики в адрес обучаемого для проявления креативности;
создать условия для пробуждения творческого поведения;
произвести отбор методов, являющихся наиболее эффективными для развития креативности на начальном этапе развития личности;
повысить мотивацию к обучению, учить мыслить, анализировать, обобщать, развивать поисково – исследовательские и коммуникативные компетенции.
Литература
ФГОС НОО (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. М.: РГУ, 2012.
Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одарённости. М.: Молодая гвардия, 2011.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Академия, 2010.
Дусавицкий А. К. Развитие креативной личности в учебной деятельности М., 2010.
Ксензова Г.Ю. Успех рождает успех.// Открытая школа.-2012 г.- №4.
Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2011 г. - № 6.
Туник Е.Е. Тесты Е.Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство. 2010 г.
Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников проблемы, методы, результаты исследований и практики - В.: МОДЭК, 2012.
Яковлев В.Я. Философские принципы креативности. // Вестник Московского Университета. – 2012 г.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Аналитический
Изучение проблемы (апрель-май 2014 г.)
Поисково – диагностический
Мониторинги, анкетирование, позволяющие выявить познавательные способности детей (сентябрь-октябрь 2014 г.)
2. Основной этап
Достижение поставленной цели и решение поставленных задач (ноябрь-май 2014/2015 гг.)
3. Заключительный этап
Анализ полученных результатов (май 2015 г.)
Срок реализации проекта: 1 год.
Ожидаемые результаты
уметь высказывать оригинальные идеи;
уметь защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания, уметь решать нестандартные задачи;
уметь задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
уметь рецензировать ответы товарищей, вносить коррективы, давать ответы, видеть и действовать в уме;
уметь делиться своими знаниями с другими;
уметь создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий;
повышение качества знаний.
Применяю нестандартные приемы обучения, так как они являются важным средством развития креативности.
Внеклассное занятие: «Путешествие в Вообразилию»
(задание «Перевоплощение»: каждый учащийся, молча, ничего не говоря другим, выберет любое животное или растение. После того, как все сделают это, по очереди, ничего не говоря, не издавая никаких звуков, дети изображают выбранное животное. Один показывает, все остальные высказывают предположение, что загадал выполняющий. При этом нельзя повторяться: если выбранное животное или растение кто-то уже изобразил, замените его на другое).
Внеклассное занятие: «Устами младенца»
(задание «Отгадалки»: участники в этом конкурсе могут набрать до 50 баллов, если отгадают, о чем идет речь, с первой попытки. Каждый получает по одному заданию. За правильный ответ на 1-й вопрос дается 25 баллов. При неправильном ответе можно попытаться ответить на 2-й вопрос (15 баллов), а в случае и этой неудачи – на 3-й (3 баллов).
Урок-путешествие «Начало истории человечества»
(задание: нескольким ученикам дается текст, они должны ответить на предложенные вопросы к тексту и аргументировать свой ответ).
Интерактивная игра по русскому языку «Что? Где? Когда?»
(задание: отгадайте анаграмму (чтобы отгадать слово, нужно в данном слове переставить местами буквы):
Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы – вмиг
Превращусь я и в аллеи,
И в лужайки, и в цветник. (ответ-парк-карп).
Урок творчества «Устное народное творчество глазами детей»
(задание: учащимся предложена таблица с русскими и иностранными пословицами, они должны соединить сходные между собой иностранные пословицы и поговорки с русскими, объясните их смысл).
Урок-аукцион по русскому языку «Парные согласные звуки в конце слова»
(задание «Удивительный звук»: учащимся дан текст, с пропущенными парными согласными, ученики по очереди вставляют правильную букву и объясняют свой выбор)
Урок-тренажер «Путешествие по природным зонам России»
(задание: каждый учащийся, по цепочке отвечают на тестовые задания о природных зонах своей Родины)
Урок-творческий отчет «Изготовление декоративной выпуклой аппликации из картона и цветной бумаги «Букет для мамы»
(задание: ученики выполняют поделку своими руками к празднику 8 Марта)
Результаты проекта
Презентации детских проектов:
«Моя малая Родина»;
«Моя семья в годы ВОВ»;
«Достопримечательности моего края»;
«Традиции моей семьи».
Стенгазета
«Никто не забыт, ничто не забыто».
Конкурсы:
Выставка поделок из природного материала «Чудеса природы»;
Конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами детей»;
Конкурс «Я талантлив»;
Выставка поделок ко дню Пасхи.
Результаты проекта:
учащиеся шире используют новые информационные технологии в своей учебной деятельности (подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентаций по различным предметам с привлечением компьютерных средств);
имея навыки работы с большим количеством программных продуктов, ученики свободнее ориентируются в мире быстро развивающихся информационных технологий;
раскрывается творческий потенциал ребенка;
стабильный рост качества знаний учащихся;
достижения учащихся в школьных, районных, областных и Всероссийских конкурсах;
повысилась мотивация к обучению.
Перспективность и практическая
значимость проекта
Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по теме: «Креативное развитие личности через создание ситуации успеха для младших школьников».
Обобщение опыта работы на заседании районного
методического объединения учителей начальных классов.
Информационные ресурсы
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/01/26/razvitie-kreativnykh-sposobnostey
http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/2905.html
http://минобрнауки.рф/
http://festival.1september.ru/articles/632538/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.