5 класс. Приставки на з и с.

  • ppt
  • 14.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 класс Приставки на з и с.ppt

Седьмое февраля

Запишите в тетради число:

Повторим!

1.Приставка, корень, суффикс, окончание – это

2.Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке –

3.При образовании однокоренных слов получаются слова с разным ______________ значением

4.Замену одних звуков другими в одной и той же части слова называют

5.Части слов, в которых имеются чередования звуков, называют

Морфемы

морфемике

лексическим 

чередованием

вариантами морфем

Сравните слова в правом и левом столбиках. Назовите приставки в словах.

Расчертить - раздать
Вспомнить - взлететь
Воссоздать - возделать

Объясните написание букв З и С на конце приставок.

Можем мы это сделать?

Сформулируйте тему урока

Запишите тему урока:

Правописание приставок
на з- и с-

Цели урока

1.определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с

2.научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм

3.графически обозначать изученную орфограмму

В некотором Морфемном царстве, орфографическом государстве жили-были согласные, звонкие и глухие.
Дружно жили, не тужили.
Но однажды …
Заспорили звонкий З и глухой С
Кто главней?
Кому стоять на конце этих приставок?

???

Проблемные вопросы

1.Какие знания о стране Морфемике понадобятся для достижения цели нашего путешествия?

Умение выделять приставку в слове, знания о том, что морфемы могут иметь варианты, умение видеть условия выбора варианта морфемы, умение комментировать написание приставок

2. Что мы должны сделать, прежде чем приступим к работе?

Составить план действий

3.Первый шаг?

Выделить приставку

4.Второй?

 Определить, какая буква пишется после приставки

5. Третий?

Сделать вывод

Алгоритм

1. Посмотри на согласный после приставки.

2. Если после приставки глухой согласный, то в конце приставки пиши букву С.

3. Выдели в слове приставку.

4. Если после приставки звонкий согласный, то в конце приставки пиши букву З.

Задание 1: 1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 32. 2. Совпадает ли оно с нашим алгоритмом? Задание 2: Выпишите в тетрадь приставки из упр. 474 Задание 3: Запишите в тетрадь слова из рамочек на стр. 32, 33,34

Исключения! Выучите!!!

Обрати внимание на зги, здесь, здоровье, здание.
З нельзя в них отделить, чтобы смысл не повредить

здесь здание здешний

здоровье
(ни) зги

Нет приставок в словах,
где З является частью корня

Разгадываем

раз + гад + к + а

Из слова РАЗЖЕЧЬ возьмите приставку

Из слова ГАДАТЬ – корень

Из слова УПАКОВКА – суффикс

И окончание – из слова СПРАВКА

Какая приставка пишется в слове РАЗГАДКА?

Задание 4: Спишите и вставьте пропущенные буквы, объясни свой выбор (используйте алгоритм!!!)

И..полнить
И..дать
Ра..бираться
Ра..писание
Бе..порядок
Бе..вкусный
Ни..вергаться (о водопаде)
Ни..послать

Проверим

Исполнить ([ п] – глухой)
Издать ([ д] – звонкий)
Разбираться ([ б]-звонкий)
Расписание ([ п]-глухой)
Беспорядок ([ п]-глухой)
Безвкусный ([ в]-звонкий)
Низвергаться (о водопаде) ([ в]- звонкий)
Ниспослать ([ п]-глухой)

Если все приставки написаны верно, то поставьте себе 5

1. Замените словосочетания с приставками без- и бес- одним словом. 2. Запишите получившиеся слова. 3. Найдите слова с чередующимися согласными.

Ребёнок без забот - …….
Небо без звёзд - …….
Жидкость без цвета - …….
Дорога без конца - …….
Плач без звука - ……..
Движение без шума - ………

Задание 5:

Проверьте себя

Ребёнок беззаботный.
Небо беззвёздное.
Жидкость бесцветная.
Дорога бесконечная. (чередование ц//ч)
Плач беззвучный. (чередование к//ч)
Движение бесшумное.

Задание 6: Определите, сколько приставок в данных словах? Объясните свой выбор.

Несгибаемый.
Несделанный.
Несдобровать.
Несговорчивый.

Повторяем, что узнали:

1. Когда на конце приставки пишется З, а когда С ? (прочитали правило на стр. 32)

2. Всегда ли буквы З- и С- в начале слова являются приставками? (Прочитали слова в рамке рядом с упр. 480 и слайд 11).

3. Повторили алгоритм (слайд 9)

Домашнее задание:

1. Выучить алгоритм (слайд 9)
2. Упр. 480 (обозначьте приставки!)

Спасибо за работу!