Педагогический проект квест-технологий в учебном процессе физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста «Можем всё»
Оценка 4.8

Педагогический проект квест-технологий в учебном процессе физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста «Можем всё»

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
физическая культура
3 кл—4 кл
12.12.2022
Педагогический проект квест-технологий в учебном процессе физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста «Можем всё»
Педагогический проект содержит в себе экспериментальную методику применения сюжетов квест-технологии во время изучения разделов общеобразовательной программы по физической культуре
Педагогический проект по квестам.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А.А. Ивасенко»

 

 

 

 

Педагогический проект квест-технологий в учебном процессе физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста «Можем всё»

 

Спартакиада среди людей старшего возраста — Ирбит и Ирбитский район

 

 

 

 

                                                                                                                             Подготовила:

Сорока Наталья Александровна,

                                                                                                  учитель физической культуры

 

 

 

 

Нефтеюганск, 2021

АННОТАЦИЯ

Педагогический проект квест-технологий в учебном процессе физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста «Можем всё», предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях. Данный проект может быть полезен педагогом – предметником при работе с обучающимся разных возрастных категорий.

Проект направлен на развитие личностного потенциала каждого обучающегося, формирование положительного психологического климата, становление умственных и физических способностей, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях современного образования.

Цель: Обеспечить организационное и методическое сопровождение процесса реализации квест-технологий в учебном процессе физического воспитания.

Объект: Процесс реализации квест-технологий в физическом воспитании обучающихся младшего школьного возраста.

Предмет: Организационное и методическое сопровождение процесса реализации квест-технологий на уроках физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста.

Гипотеза: Предполагается, что разработка и обоснование организационных и методических форм реализации квест-технологий, в учебном процессе физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста, окажет положительное воздействие как на процесс развития двигательных способностей, так и расширение знаний теоретического материала по реализуемому разделу программы.

Задачи:

1.                  Раскрыть педагогические возможности современных сюжетов квест-технологий в учебном процессе обучающихся младшего школьного возраста.

2.                  Провести контроль теоретических знаний, двигательной подготовленности и развития физических качеств обучающихся младшего школьного возраста на начальном этапе педагогического исследования.

3.                  Разработать и обосновать организационное и методическое сопровождение процесса реализации квест-технологий, на занятиях физическим воспитанием обучающихся младшего школьного возраста.

4.                  Экспериментальным путем показать возможности использования квест-технологий в учебном процессе физического воспитания обучающихся младшего школьного.

Проект реализуется в течение учебного 2021-2022 года на обучающихся младшего школьного возраста.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. В настоящее время наблюдается значительное ухудшение заинтересованности обучающихся общеобразовательных школ к уроку физическая культура. Поэтому новые образовательные стандарты ФГОС общего среднего образования, диктуют необходимость модернизации и совершенствования учебного процесса в общеобразовательных школах, ориентируя учебные организации на использование новых современных технологий, повышающих эффективность учебного процесса, что, в полной мере, относится и к процессу физического воспитания. Между тем, несмотря ни на какие уже известные педагогические технологии, эти методики и концептуальные подходы не нашли конверсии в современных теориях и практиках физического воспитания [А.Н. Корольков, 2018].

Так же анализ заинтересованности обучающихся младшего школьного возраста в уроке физической культуры показал недостаточную теоретическую разработку вопросов организационно-методического обеспечения занятий, прежде всего на начальном уровне.

Эти обстоятельства обусловливают насущную необходимость разработки новых организационных-методических форм физического воспитания. Одним из таких направлений интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию, могут являться квест-технологии, которые хорошо зарекомендовали себя в учебном процессе других дисциплин учебного плана.

Негативным является тот факт, что работа по внедрению сюжетов квест-технологий в образовательной деятельности носит локальный характер [И.А. Пилипенко, 2020].

Исходя из этого следует сказать, что в нашем исследовании квест-технологии рассматриваются, в первую очередь, как одно из направлений успешного усвоения обучающимися младшего школьного возраста теоретического и практического материала учебной программы.

Необходимо отметить, что квест-технология не получила достаточно широкого распространения в учебной деятельности обучающихся младшего школьного возраста; хотя дети, в свою очередь, позитивно настроены на обучение посредством применения метода квест-технологий Это, исходя из мнений авторов [О.В. Морозов, А.А. Косярский, К.А. Борзов, О.Г. Боровик, 2019], связано с незнанием учителей самой квест-технологии, а именно ее правил разработки и реализации на уроках физической культуры.

Некоторые ученые отмечают [В.В. Чигинцева, 2017], применение квест-технологий на уроках обучающихся младшего школьного возраста развивает у них: коммуникативные и образовательные универсальные учебные действия, общеуниверсальные умения и навыки, ассоциативное мышление; психо-эмоциональное состояние; способность слушать других и не бояться высказывать свою точку зрения, а умение самостоятельного углубленного изучения материала, который они получают в результате изучения данного материала, позволяет расширить повысить уровень мотивации, а также обогатить словарный запас.

Так же авторы [В.Н. Полищук, 2017] считают, что для повышения уровня культуры младшего школьного возраста, которая первоначально воспитывается через игровую деятельность, необходимо внедрять в учебный процесс образовательный квест, сочетающий в себе идеи проблемного и игрового обучения. Такой метод обучения предполагает в полной мере усвоение учебного материала, а также решение проблем, с которыми обучающиеся сталкиваются в процессе обучения.

Актуальность исследования также обусловлена все возрастающими требованиями к процессу формирования у обучающихся мотивационно-позитивного отношения к дисциплине физическая культура в школе, приобщении к здоровому образу жизни и занятий физической культурой и спортом.

 


 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Анализ и оценка различных сторон подготовленности обучающихся младшего школьного возраста.

Необходимость совершенствования физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста была обоснована в первой главе. Одним из вариантов совершенствования нами предлагается реализация современных квест-технологий на уроках физического воспитания в школе.

В педагогическом исследовании приняли участие 83 обучающихся третьих классов. В контрольную и экспериментальную группы из всего числа обучающихся вошли 54 человек по 27 тестируемых в каждой. Остальные обучающиеся так же подвергались педагогическому воздействию во время эксперимента, но их результаты были обобщены для видения уровня физического, двигательного и умственного развития в целом. Проведенный анализ контингента занимающихся показал, что среди них 33,7% занимаются спортом на постоянной основе, 43,5% занимаются физической культурой во внеурочной деятельности и в домашних условиях, а 22,8% не занимаются физической культурой вообще.

На первом этапе нашего исследования стояла задача определить уровень физической подготовленности обучающихся, уровень сформированности у них двигательных умений и теоретических знаний из раздела физического воспитания в младшем школьном возрасте.

Для определения уровня физической подготовленности был сформирован блок тестовых заданий, в который вошли:

1. Челночный бег 3х10м;

2. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье;

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

4. Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине;

5. Прыжок в длину с места;

6. Бег 1000м;

7. Бег 30м;

8. Поднимание туловища из положения лежа на спине.

Данный блок тестовых заданий прошел апробацию в ряде научно-методических и исследовательских работ, где показал свою высокую надежность и информативность при оценке физической подготовленности обучающихся младшего школьного возраста.

Уровни и шкала оценок выполняемых заданий взяты из контрольных нормативов и испытаний по физической культуре для обучающихся третьего класса по программе А.П. Матвеева.

На втором этапе исследования мы обследовали двигательную подготовленность обучающихся, которая, по нашему мнению, наглядно отражают уровень сформированности умений и навыков при освоении практического материала по изучаемым разделам общеобразовательной программы. Программа оценки двигательных умений состояла из 16 упражнений и тестов, которые выполнялись в период прохождения соответствующего раздела учебной программы.

Для объективности оценки сформированных умений и навыков был применен метод экспертных оценок, в группу экспертов входили учителя высокой квалификации по физической культуры МБОУ «СОШ №3 имени А.А. Ивасенко».

Упражнения и тесты, выполняемые обучающимися по основным разделам программы:

1.                  Гимнастика: стойка на лопатках, кувырок вперед и переворот в сторону, кувырок назад;

2.                  Лыжная подготовка: одновременный бесшажный ход, ступающий и скользящий шаги, одновременный одношажный ход;

3.                  Подвижные игры: броски мяча стоя спиной к цели, проба Ромберга, прыжки на скакалке, метание мяча в цель;

4.                  Легкая атлетика: бег на 60м, бег с высоким подниманием бедра, метание мяча на дальность, многоскоки на двух.

Результаты оценки сформированных у обучающихся умений и навыков при освоении программного материала, необходимо также учитывать при формировании содержания уроков с применением квест-технологий, что сделает программу педагогического воздействия более полной с точки зрения удовлетворения направленности интересов занимающихся.

На третьем этапе исследования анализу подвергся уровень сформированности теоретических знаний. В качестве контрольного материала использовались вопросы для оценки теоретических знаний по программе А.П. Матвеева.

Программа оценки теоретических знаний для обучающихся третьего класса состояла из 20 контрольных вопросов. В структуре анкеты преобладают закрытые вопросы, с прямой и косвенной видовой направленностью. Следует отметить, что вопросы разбиты по темам, изучаемым в течении учебного года. Так, нами в анкете представлены: «Подвижные игры», «Гигиена», «Знания о физическом воспитании» и «Олимпийское движение». Способ представления информации для обучающихся осуществлялся на печатной основе. Данная оценка была проведена в начале учебного года (сентябрь месяц) до внедрения экспериментальных квест-технологий.

Проведенное тестирование физической, технической подготовленности и теоретических знаний позволило нам не только определить направления совершенствования данных сторон подготовленности у обучающихся младшего школьного возраста средствами современных квест-технологий, но и сформировать контрольную и экспериментальную группы. Идентичность которых показана в таблицах 1; 2; 3.

 

Таблица 1

Сравнительный анализ физической подготовленности обучающихся контрольной и экспериментальной групп до эксперимента (n-27)

Тесты

ЭГ

Х±õ

 

КГ

Х1±õ1

 

tкр/tрс

2,06

Достоверность различий Р

1

Челночный бег 3х10 м

9,72±0,61

9,65±0,62

2,06/0,45

Р>0,05

2

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

7,12±6,18

6,8±6,48

2,06/0,19

Р>0,05

3

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

8,87±9,41

8,94±4,48

2,06/0,95

Р>0,05

4

Подтягивание в висе на низкой перекладине

7,64±5,0

6,92±5,65

2,06/0,33

Р>0,05

5

Прыжок в длину с места толчком двумя

132,77±17,68

130,83±20,16

2,06/0,38

Р>0,05

6

Бег 1000 м

±

±

2,06/-

Р>0,05

7

Бег 30 м

6,39±0,46

6,31±0,46

2,06/0,67

Р>0,05

8

Поднимание туловища из положения лежа на спине

19,88±6,36

20,5±5,48

2,06/0,56

Р>0,05

 

Результат в беге на 1000 метров определялся без учета времени, для выполнения норматива обучающиеся должны просто преодолеть эту дистанцию.

Анализ контрольных результатов показывает, что наиболее высокие результаты обучающиеся показывают в тестах: наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (гибкость) и поднимание туловища из положения лежа на спине (силовая выносливость).

Результаты, соответствующие среднему уровню выявлены в тестах: челночный бег, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и подтягивание из виса лежа. Данные тесты характеризуют развитие координационных и силовых способностей.

Наиболее низкие результаты были выявлены в упражнениях: прыжок в длину с места толчком двумя, характеризующее проявление скоростно-силовых способностей и бег на 30 метров, показывающее величину развития скоростных способностей.

 

 

Таблица 2

Сравнительный анализ теоретических знаний обучающихся контрольной и экспериментальной групп до эксперимента (n-27)

 

 

Тесты

ЭГ

Х±õ

 

КГ

Х1±õ1

 

tкр/tрс

2,06

Достоверность различий Р

1

Количество правильных ответов

11,6±1,37

10,9±1,28

2,06/0,56

Р>0,05

 

Таблица 3

Сравнительный анализ сформированных умений и навыков обучающихся контрольной и экспериментальной групп до эксперимента (n-27)

 

Тесты

ЭГ

Х±õ

 

КГ

Х1±õ1

 

tкр/tрс

2,06

Достоверность различий Р

1

Гимнастика

1.1

Стойка на лопатках

4,53±0,34

4,56±0,33

2,06/0,38

Р>0,05

1.2

Кувырок вперед

4,49±0,24

4,58±0,22

2,06/1,59

Р>0,05

1.3

Переворот в сторону

4,51±0,25

4,56±0,31

2,06/0,83

Р>0,05

1.4

Кувырок назад

4,47±0,24

4,49±0,4

2,06/0,15

Р>0,05

2

Лыжная подготовка

2.1

Одновременный бесшажный ход

4,54±0,26

4,53±0,18

2,06/0,14

Р>0,05

2.2

Ступающий шаг

4,47±0,27

4,55±0,27

2,06/1,1

Р>0,05

2.3

Скользящий шаг

4,55±0,25

4,57±0,26

2,06/0,19

Р>0,05

2.4

Одновременный одношажный ход

4,41±0,23

4,58±0,28

2,06/2,56

Р>0,05

3

Подвижные игры

3.1

Броски мяча стоя спиной к цели

4,22±0,35

4,15±0,43

2,06/0,51

Р>0,05

3.2

Проба Ромберга

4,63±0,25

4,48±0,34

2,06/2,01

Р>0,05

3.3

Прыжки на скакалке

4,63±0,2

4,56±0,17

2,06/1,52

Р>0,05

3.4

Метания мяча в цель

4,37±0,23

4,5±0,22

2,06/0,95

Р>0,05

4

Легкая атлетика

4.1

Бег на 60 м

4,52±0,19

4,68±0,18

2,06/0,3

Р>0,05

4.2

Бег с высоким подниманием бедра

4,52±0,28

4,53±0,29

2,06/0,02

Р>0,05

4.3

Метание мяча на дальность

4,55±0,2

4,52±0,28

2,06/0,5

Р>0,05

4.4

Многоскоки на двух

4,5±0,31

4,46±0,29

2,06/0,41

Р>0,05

 

 

Эти таблицы показывают, что группы идентичны, между ними нет разницы ни в одном блоке исследований, все это позволяет нам проводить педагогический эксперимент.

В качестве экспериментального материала нами рассматривались современные квест-технологии. В первой главе мы раскрыли методические возможности квест-технологий, их востребованность в процессе физического воспитания. В нашем исследовании, для совершенствования различных сторон подготовленности были предложены организационные и методические формы обеспечения реализации квест-технологий.

 

3.2 Содержательно-методическое обеспечение процесса реализации квест-технологий на уроках физической культуры

 

Структурно и содержательно экспериментальные квест-технологий были построены с учетом интересов и двигательных потребностей̆ обучающихся младшего школьного возраста. Это было реализовано посредством проведения анкетирования, которое позволило нам увидеть отношение и интерес к урокам физической культуры у обучающихся младшего школьного возраста.

Анкетирование проводилось на базу МБОУ «СОШ № 3 имени А.А. Ивасенко» в апреле 2021 года, в ходе которого было опрошено 83 обучающихся младшего школьного возраста.

В анкете представлено четыре направления интереса со свободным вариантом ответа. Обучающимся нужно было поставить галочку рядом с той формулировкой, которая была им близка. Отмеченная ими формулировка наглядно отражала отношения обучающихся младшего школьного возраста к уроку физической культуры, и в дальнейшем позволила осуществить акцент на составлении сюжетов квестов. Выбрав данный метод исследования, мы руководствовались тем, что анкетирование является одним из основных методов изучения общественного мнения. Оно обширно применяется в различных областях и позволяет узнать мнение респондентов на интересующие интервьюеров темы. Необходимо сказать, что данная анкета проводилась единожды, так как носила сугубо информационный характер.

Результаты исследования структуры интереса к уроку физической культурой у обучающихся, полученные с использованием опроса в форме анкетирования, представлены на рисунке 1.

 Рис. 1 Приоритетные направления интереса и двигательной потребности обучающихся младшего школьного возраста к урокам физической культурой

В исследовании были обнаружены определенные различия в направленности интереса к уроку физической культуры, что позволяет сделать некоторые выводы. В данной группе из числа опрошенных 29% в качестве приоритетной цели выбрали игровую деятельность, которая выражается в подвижных играх, а также интерес к игровой деятельности, который выражается в игровых действиях.

Но 23% обучающихся младшего школьного возраста выбрали для себя любительскую направленность интереса, которая выражается в интересе к урокам физкультуры и занятиям спортом.

В то же время, 14% респондентов в качестве приоритетной указали направленность в оздоровительной деятельности. Данные обучающиеся воспринимают урок физической культуры как компонент в формировании правильного режима дня, соблюдении основных принципов закаливания и правильного питания, а также возможность улучшить или скорректировать собственное здоровье.

Вместе с тем 34% респондентов в наибольшей степени привлекает перспектива достижения высоких результатов как на уроке физической культуры, так и в своей спортивной деятельности.

Эти данные позволяют сделать вывод о том, что интерес к физической культуре у обучающихся младшего школьного возраста носит следующий вид приоритетной направленности:

- привлечение внимания к занятиям спортом посредством игры, которая является одним из видов активного досуга;

- любительскую направленность, проявляющаяся в интересе к включению в сферу физической культуры как любителя;

- оздоровительная направленность, проявляющаяся в интересе к овладению навыками ведения и укрепления здорового образа жизни посредством физической культуры;

- спортивная направленность, проявляющаяся в интересе к достижению высоких результатов в физической культуре (участие в различных олимпиадах, соревнованиях, стремлении к высоким результатам в спорте).

В ходе анализа анкеты установлено, что организационно-методическое обеспечение уроков физической культурой учитывать следующие условия:

- содержание и организация педагогической деятельности учитывает особенности приоритетной направленности интереса обучающихся к урокам физической культурой;

- процесс формирования интереса к урокам предусматривает формирование интереса к составляющим ценностного потенциала;

- учебный процесс планируется с учетом факторов успешности овладения теоретической и практической деятельностями в физическом воспитании.

- достаточная физическая и теоретическая сложность содержания выполняемых упражнений и заданий;

- возможность достижения достаточного объёма и интенсивности нагрузки во время урока;

-  эмоциональность;

- преобладание игрового и соревновательного методов при прохождении сюжета квестов.

В заключении, исходя из анализа результатов анкетирования, можно сказать, что учебный предмет физическая культура должен основываться на игровой и спортивной деятельности. Ведь именно через нее обучающиеся младшего школьного возраста будут лучше осваивать теоретические и практические элементы содержания образовательной программы. А чтобы данная деятельность не казалась однотипной, мы предлагаем реализовывать ее через квест-технологии, которые не только отмечаются высокой эмоциональной атмосферой, но и способствуют развитию интеллекта и физической подготовленности у обучающихся. Все это говорит о большом потенциале проведения уроков физической культуры в формате образовательного квеста.

Основываясь на этом, нами были разработаны сюжеты следующих квест-технологий: «Юный спринтер» (прил. 1), «Спортивные гимнасты» (прил. 2), «Самый активный» (прил. 3) и «Лыжные гонщики» (прил.4). Реализация всех квест-технологий, как и говорилось ранее, осуществлялась в основной части урока по физической культуре. Необходимо отметить, что нами применялись все три вида построения сюжетов квест-технологий, а именно: линейный, круговой, штурмовой.

Рассмотрим подробно каждый из сюжетов квест-технологий.

Самый первый сюжет, который мы внедряли в образовательный процесс урока физической культуры у обучающихся младшего школьного возраста, называется «Юный спринтер» и реализовывался он во время прохождения раздела легкой атлетики. Особенностью данной квест-технологии является новизна применения такой современной технологии в рамках образовательного процесса. По направленности, она является образовательно-тренировочной. Основная трудность, по нашему мнению, заключается в организации процесса прохождения маршрута квест-технологии и ее содержанием, так как обучающиеся ранее не сталкивались с подобным построением структуры и содержания урока физической культуры.

По виду квест-технология является линейной и состоит из пяти последовательных двигательных заданий (табл.4). В прохождении данного сюжета следует сделать акцент на том, что если один из обучающихся не может выполнить двигательное задание, то ему оказывается помощь другим участником команды, при условии, что в других заданиях он не сможет уже оказывать помощь. Поэтому каждый участник и команда в целом должны рассчитывать свои возможности для прохождения всего квеста.

Таблица 4

«Содержание квест-технологии «Юный спринтер»»

Двигательное задание

Методические особенности

Карточка

Прыжки на возвышение

 

Прыжки осуществляются на двух ногах; стоит акцентировать внимание на том, что задание выполняется без остановок

1.                  Круговые движения головой

Перемещение предметов различной массы

За один раз можно взять от 1 до 3 предметов; обучающимся нужно определиться со стратегий, чтобы успешно выполнить данное задание

2.                  Прыжки на двух ногах

Перетягивание каната с утяжелителем

 

К канату закреплены гири общей сложностью в 20 килограммов

3.                  Стойка на носках, руки вверх

4.                  Махи прямых ног в стороны

Броски набивного мяча на дальность

 

Суммируется сумма всей команды; необходимо набрать 13 метров

5.                  Сгибание и разгибание рук из упора лежа

Преодоление слаломной полосы

Обучающиеся проходят вид полосы, где во время бега до подсказки нужно оббегать красные фишки, а обратно синие, при этом касаясь пола

6.                  Наклоны в стороны

 

Исходя из содержания таблицы мы видим, что двигательные задания подбирались для развития скоростных и силовых способностей у обучающихся.

Помимо этого, на каждое двигательное задание расписаны методические указания, а также прикреплено теоретическое задание. Основной задачей теоретических заданий является углубление знаний о утренней гигиенической зарядке. Во время их составления мы делали акцент на иерархической составляющей, то есть обучающимся нужно было определить правильную последовательность выполнения упражнений.

Так же в теоретическую составляющую сюжета квест-технологии был применен пазл, фрагменты которого необходимо было собрать на всех этапах двигательных заданий.

Перед тем как приступить к выполнению практической части квест-технологии обучающиеся делятся на две физически равные команды и проходят на линию старта. С момента подачи сигнала обучающиеся по очереди начинают методически правильное выполнение первого двигательного задания. Необходимо отметить, что обучающиеся прошедшие первое задание не открывают конверт с подсказками, пока последний из команды не закончит выполнение упражнения. Во время ожидания обучающиеся оказывают эмоциональную поддержку каждому участнику, тем самым проявляя командный дух. Лишь по приходу последнего участника команда может открыть конверт, где находится теоретическая подсказка и фрагмент пазла. Подобным образом две команды проходят все пять этапов. По окончанию выполнения всех этапов команды бегут на контрольную точку, где им нужно написать загаданный вид спорта, собрать пазл и сказать, что на нем изображено.

Победителем в квест-технологии становится та команда, которая быстрее пройдет этапы дистанции, определит правильную последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, по полученным подсказкам и правильно соберет пазл с олимпийского чемпиона по легкой атлетике.

Вторая квест-технология, которую мы планировали реализовали в учебном процессе обучающихся младшего школьного возраста внедрять в образовательный процесс, называется «Спортивные гимнасты». По направленности данная квест-технология является образовательно-обучающей. Основная трудность, по нашему мнению, заключается в предотвращении конфликтных ситуаций на этапах двигательных заданий, связано это с тем, что квест-технология по виду является штурмовой, а это значит, что обучающиеся могут «столкнуться» на каком-либо этапе, так как команда выстраивает свой индивидуальный маршрут прохождения сюжета.

Квест-технология направлена на повышение уровня физической подготовленности и закрепление теоретических основ физической культуры раздела гимнастики у обучающихся младшего школьного возраста. Состоит из шести двигательных заданий и стольких же подсказок. В качестве подсказки является фрагмент карты, которая приведет обучающихся к главному теоретическому заданию. Для получения подсказки обучающимся необходимо выполнить двигательное задания.

Двигательные задания побирались в соответствии с рабочей программой по физической культуре и с планом обучения обучающихся третьих классов. Исходя из этого данная квест-технология направлена на совершенствование физической подготовленности, основу которой составляют гибкость и координация.

Перед тем как приступить к выполнению практической части квест-технологии обучающиеся делятся на три физически равные команды. Еще до начал прохождения сюжета квест-технологии командам раздаются карты, на них изображены станции, к которым передвигаться они могут в любой последовательности. С момента подачи сигнала обучающиеся начинают передвижение к первым этапам, которые обозначены крестиком. Далее, ссылаясь на свою определенную тактику, команды проходят все следующие проходят все пять этапов, избегая столкновений с другими командами (табл.5).  

 

 

 

 

Таблица 5

«Содержание квест-технологии «Спортивные гимнасты»»

Двигательное задание

Методические особенности

Лазание по гимнастической стенке

Во время лазания обучающиеся должны перейти с одной стороны гимнастической стенки на другую, при этом переступая через различные препятствия в виде перекрытых реек, выступающих предметов и так далее. На одной из реек будет закреплена подсказка, ее необходимо оторвать и принести команде.

Перекаты под стойками с гимнастическими палками

Обучающимся нужно принять положение лежа на животе, руки вверх и выполнить перекат. Расстояние, которое необходимо преодолеть, обмеряется в 10 метров. Если выполняющий задание сбивает гимнастическую палку, то подсказку команда не получает.

Прохождение перекладин в положении вис

Обучающиеся принимают исходное положение вис у начальной красной отметки. Далее выполняется передвижение руками по перекладинам в левую сторону до финиша с аналогичной отметкой. Важно пройти задание от обозначенных начала и конца.

Выполнение акробатической фигуры

По приходу на данный обучающиеся выбирают любой конверт, в котором представлена акробатическая фигура из нескольких человек. Ребятам нужно определить кто какой элемент будет выполнять, и по итогу зафиксировать свое положение.

Ходьба по бревну

Передвижение по бревну осуществляется в положении приседа, руки в стороны. Во время ходьбы под бревном спрятана подсказка, нужно наощупь ее найти и принести своей команде.

Выполнение локомоций

На данном задании обучающимся нужно решить математические задачи, с помощью которых они узнают сколько им нужно сделать: прыжков согнув ноги, махи в стороны, перевороты в стороны, кувырки вперед.

 

Исходя из содержания таблицы необходимо отметить, что на каждое двигательное задание расписаны методические указания, тем самым акцентируя внимание на особенностях выполнения каждого упражнения.

В теоретическую составляющую сюжета квест-технологии внедрены карта, по которой обучающиеся сами осуществляют ориентировку в пространстве, пазлы и задание, в котором обучающимся нужно написать различия между гимнастическими упражнениями и акробатическими.

Во время прохождения этапов и выполнения двигательных заданий команды получают фрагмент пазла. По окончанию выполнения всех этапов команды останавливаются в любом удобном для них месте и собирают пазл, на котором изображена другая карта. На второй карте пунктирной линией изображен маршрут поиска главного теоретического задания, а с оборотной стороны написано четверостишье, в котором завуалированно написано то, что должны найти обучающиеся. По нахождению теоретического задания, которое представлено в форме четверостишья, команды в течение 5-7 минут занимаются его решением.

Победителем в квест-технологии становится та команда, которая быстрее пройдет этапы дистанции, оперативно сориентируется по второй карте и быстрее решит теоретическое задание.

Третья квест-технология, реализованная в образовательном процессе обучающихся младшего школьного возраста, называется «Лыжные гонщики». По направленности данная квест-технология является образовательно-познавательной. Данный сюжет реализован в спортивном зале, а не на улице с заранее подготовленной площадью. Объясняется это тем, что во время изучения и освоения раздела лыжной подготовки в общеобразовательных организациях было введено дистанционное обучение. Следует отметить, что при прохождении сюжета обучающиеся сталкиваются с главной сложностью – межпредметной связью, которая основывается на знаниях, полученных на уроке математики.

Квест-технология направлена на повышение уровня физической подготовленности и закрепление теоретических основ физической культуры раздела лыжной подготовки у обучающихся младшего школьного возраста. Состоит из шести двигательных заданий и стольких же подсказок. В качестве навигатора по станциям является заранее подготовленная карта. Для получения подсказки обучающимся необходимо выполнить двигательное задания.

Двигательные задания подбирались в соответствии с рабочей программой по физической культуре и с планом обучения обучающихся третьих классов. Исходя из этого данная квест-технология направлена на совершенствование физической подготовленности, а именно выносливости.

Перед тем как приступить к выполнению практической части квест-технологии обучающиеся делятся на три равные по всем кондициям команды. Еще до начал прохождения сюжета квест-технологии командам раздаются карты, на них изображены станции, к которым передвигаться они могут в любой последовательности. С момента подачи сигнала обучающиеся начинают передвижение к первым этапам, которые обозначены крестиком. Далее, ссылаясь на свою определенную тактику, команды проходят все следующие проходят все пять этапов, избегая столкновений с другими командами (табл.6).

Таблица 6

«Содержание квест-технологии «Лыжные гонщики»»

Двигательное задание

Методические указания

Теоретическое задание

Прыжки на скакалке

Прыжки выполняются на двух ногах с вращение скакалки вперед. В общей сложности каждый обучающийся должен прыгнуть 80 раз.

Рассчитать высоту лыжных палок и лыж в соответствии с собственным ростом

«Лодочка»

Из исходного положения лежа на животе, руки вверх выполнить статическое удержание. Команда начинает выполнение задания одновременно и должна продержаться 15 секунд.

Написать виды лыжных ходов и шагов

«Циркуль»

Обучающиеся принимают исходное упор лежа. По сигналу команда единолично начинает передвигать руками по кругу, тем самым «рисуя» круг. Таких кругов ребята должны очертить три за 3 минуты.

Перевести представленную скорость спортсмена в км/ч

Приседания в стороны

Обучающиеся выстроены в шеренгу и стоят в широкой стойке ноги врозь, держась за руки. По готовности им нужно выполнить присед в любую сторону одновременно и встать в исходное положение. Таких приседаний необходимо выполнить 12 раз и без ошибок.

Выявить различия между лыжными гонками и биатлоном

Поднимание туловища с набивным мячом

Исходное положение лежа на спине, набивной мяч вверх. Выполнить поднимание туловища с последующим возвращением.

Решить задачу: Лыжник проехал 14 метров, что составило из 2 части из 12. Сколько всего должен проехать спортсмен?

«Неваляшка»

Исходное положение сед, руки вниз. Выполнить наклон вперед, после лечь на спину и коснуться носками ног за головой.

Графически изобразить технику поворота переступанием

 

Исходя из содержания таблицы необходимо отметить, что на каждое двигательное задание расписаны методические указания, тем самым акцентируя внимание на особенностях выполнения каждого упражнения.

В теоретическую составляющую сюжета квест-технологии внедрены задачи по математике, связанные с изучаемым разделом по физической культуре, а так же обычные теоретические вопросы.

Во время прохождения этапов и выполнения двигательных заданий на них, команды получают теоретические задания. По окончанию выполнения всех этапов команды останавливаются в любом удобном для них месте и начинают их решение. В данных заданиях представлена не только теория, изучаемая по учебнику, но и математические задачи. На все обсуждения и решения с ответами командам дается 10 минут.

Победителем в квест-технологии становится та команда, которая быстрее пройдет этапы дистанции, оперативно сориентируется и быстрее решит теоретические задания.

Последним сюжетом квест-технологии, который мы планировали внедрять в образовательный процесс обучающихся младшего школьного возраста называется «Самый активный». Отличительной особенностью данной квест-технологии является то, что она направлена не на улучшение своих умений в каком виде спорта, а на сбалансированное развитие за счет выбранных заданий, относящихся к разделу подвижных игр. По направленности является образовательно-тренировочной. Основные трудности, с которыми столкнутся обучающиеся, заключаются не только в правильных ответах на вопросы, но и в прохождении двигательных заданий, так как на каждом этапе обозначены определенные условия.

Данная квест-технология направлена на повышение уровня физической подготовленности и закрепление теоретических основ физической культуры у обучающихся младшего школьного возраста. По виду является кольцевой и состоит из пяти последовательных двигательных заданий, и стольких же по количеству теоретических вопросов. Для получения конверта с вопросом обучающимся необходимо выполнить условие этапа. Например, при выполнении переходе через препятствия обучающиеся смогут открыть конверт только в том случае, если выполнят задание быстрее установленного времени. Поэтому каждый участник и команда в целом должны ответственному подходить к выполнению каждого задания.  (табл.7). 

Таблица 7

«Содержание квест-технологии «Самый активный»»

Двигательное задание

Методические особенности

Теоретическое задание

Сбивание мячом кеглей

 

Сбивание кеглей выполняется на расстоянии 7 метров теннисным мячом. В общей сложности команде необходимо сбить все 10 кеглей.

Определяется название подвижной игры: «Перестрелка», «Парашютисты», «Защита укрепления», «Стрелки».

«Паутинка»

Перед обучающимися расположены стойки с намотанными на них нитками. Нужно пролезть через них так, чтобы ничего не задеть. На всю команду допускается 2 касания.

Сформулировать цель соревнований и определить соревновательное упражнение.

«Скалолаз»

Исходное положение упор лежа. Нужно выполнить сгибание бедра вперед-вверх, касаясь коленями локтей. Условие: упражнение выполняется в среднем темпе в течение 30 секунд.

Написать условия выполнения соревновательного упражнения

Прыжки через планки

Обучающимся необходимо выполнить подряд прыжки через несколько планок высотой в 30 см (8 штук), после чего, возвращаясь обратно, проползти под ними. Важно, что следующий в команде приступает к выполнению упражнению только после того, как закончит напарник по команде. Условие: время выполнения всей команды не должно превышать 3 минуты.

Определить измерение результата и способ выявления победителя

Переход через препятствия

Перед обучающимися лежат набивные мячи весом в 2 кг. Нужно взять мяч в руки и пройти через имитацию барьеров (10 штук). Важно, прохождение «барьеров» осуществляется по определенной схеме. Так же, следующий в команде приступает к выполнению упражнению только после того, как закончит напарник по команде. Условие: время выполнения всей команды не должно превышать 4 минут.

Изложить нарушения правил выбранной подвижной игры

 

На каждое двигательное задание расписаны методические указания, а также прикреплен теоретический вопрос. Основная задача вопросов теории заключалась в составлении правил соревнований по выбранной подвижной игре.

Перед тем как приступить к выполнению практической части квест-технологии обучающиеся делятся на четыре физически равные команды. Команды проходят на разные этапы, чтобы не создавать помех друг другу. С момента подачи сигнала обучающиеся по очереди начинают методически правильное выполнение первого двигательного задания. Необходимо отметить, что обучающиеся открывают конверт с вопросом лишь после того, как выполнят условие задания. Если команда не справляется с двигательным заданием, то приступают к следующему этапу без теоретического вопроса, а значит теряют балл. Во время ожидания, когда практическое задание выполняется не одновременно, а по очереди, обучающиеся оказывают эмоциональную поддержку каждому участнику, тем самым проявляя командный дух. Подобным образом команды проходят все пять этапов. По окончанию выполнения всех этапов команды бегут на контрольную точку, где им дается 8-10 минут на открывание конвертов и коллективную подготовку ответов на вопросы.

Победителем в квест-технологии становится та команда, которая быстрее пройдет этапы дистанции и получит больше баллов за ответы на теоретические вопросы.

 

Организационно-методические условия реализации экспериментальных квест-технологий в учебном процессе физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста.

В рамках проведенных исследований, направленных на обоснование организационно-методического квест-технологий на уроках физической культуры обучающихся младшего школьного возраста, мы видим, что необходимость изучение методики преподавания урока с применением новой педагогической технологии затруднено из-за не разработанности данного направления. Для того, чтобы учесть влияние данного аспекта, в настоящем исследовании была предпринята попытка изучить общую структуру урока по физической культуре с целью выявления приоритетных направлений, интересующей обучающихся деятельности. Тем самым преследовалась цель устранить проблемную научно-исследовательскую ситуацию, в которой организационно-методическое обеспечение требовало разработанности направлений теоретических знаний и практической деятельности.

Разработанная комплексная система педагогических действий по изучению направленности личности обучающихся позволила предложить на этой основе организационно-методическое обеспечение квест-технологии.

Реализация сюжетов квест-технологий осуществлялась в основной части урока физической культуры. Здесь следует отметить, что применение квест-технологии может внедряться так же в подготовительную часть урока и во внеурочную деятельность.

Структурно, реализуемые нами квест-технологии состоят из следующих последовательно реализуемых этапов:

- творческое введение в тематику сюжета;

- ознакомление с двигательными заданиями и маршрутом следования;

- последовательное прохождения этапов;

- подведение итога.

Основным содержанием являлись двигательные задания, которые соответствуют ряду требований: оригинальность, доступность и адекватность поставленным задачам. Помимо практической деятельности, нами так же разрабатывались задания теоретического характера.

Если говорить об умственной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, то вопросы и утверждения для прохождения сюжетов квест-технологий составлялись на основе изучаемого программного материала по физической культуре для обучающихся третьего класса.

Следует отметить, что в рамках педагогического эксперимента нами были выбраны все виды прохождения сюжетов, а именно: штурмовой, кольцевой и линейный. Самым интересным для тестируемых является штурмовой, так как обучающиеся самостоятельно, входе обсуждений, выбирают путь по представленным двигательным этапам. А во время линейного и кольцевого видов они соблюдают определенную последовательность.

Комплектация команд для прохождения квест-технологий осуществлялась следующим образом: все обучающиеся были поделены на команды, формирование которых проходило по принципу выбор капитанов. Капитаны последовательно выбирали себе в команду по одному обучающемуся, это позволяло демократично комплектовать команды, равномерно распределяя участников с разным уровнем физической подготовленности и видом соматотипа. Подобное разделение предполагало формирование новых межличностных и межгрупповых взаимоотношений, проявление которых возможно лишь при согласованной работе в команде.

Здесь же важно сказать, что в конце каждого урока с применением сюжетов квест-технологий проводится рефлексия и анализ проделанной работы. Это, в свою очередь, позволяет совершенствовать квест-технологии, учитывая при этом мнение обучающихся, которое важно при составлении новых сюжетов. Данный метод исследования позволил выявить как плюсы, так и минусы современной педагогической технологии.

После проведения сюжетов квест-технологии с различными видами деятельности нами осуществлялась оценка уровня сформированности интереса к урокам физической культуры в образовательном процессе, зафиксированная до и после завершения педагогического эксперимента, представленная в таблице 8.

Таблица 8

«Исследование приоритетных направлений интереса обучающихся к уроку физической культуры»

Направления изучаемого интереса у обучающихся младшего школьного возраста

Процент обучающихся, проявивших соответствующую степень интереса

До (%)

После (%)

1

Устойчивый интерес к углубленному овладения теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками

17,9

57,6

2

Устойчивый интерес к систематическим занятиям физической культурой

36,3

34,1

3

Интерес к эпизодическому посещению занятий

38,8

8,3

4

Интерес к занятиям физической культурой не сформировался

7

-

Полученные данные показывают, что в ходе педагогического эксперимента интерес к углубленному овладению теоретическими и практическими основами физической культурой значительно увеличился. До начала исследования подобный интерес испытывало лишь 17,9% обучающихся, а по окончании педагогического эксперимента увеличился до 57,6% участников.

Интерес к систематическим занятиям физической культурой до начала эксперимента подтвердило 36,3% обследуемых, а по окончанию – 34,1% от общего числа участников эксперимента. Снижение количества заинтересованных в систематических занятиях составило 2,2%. Связано это с тем, что после участия в педагогическом эксперименте, который основывался на новых современных технологиях, изменил мнение обучающиеся по поводу сформированности интереса к физической культуре. Отсюда можно сделать заключение, что по прохождению педагогического эксперимента мы наблюдаем как личностную, так и эмоциональную динамику у исследуемых. Поэтому, выше обозначенные проценты из устойчивого интереса к систематическим занятиям перешли в устойчивый интерес к углубленному овладению.

Значительный процент участников эксперимента (38,3%) до его начала проявили интерес на уровне эпизодических занятий. Данный показатель снизился после окончания эксперимента до 8,3% обучающихся от общего числа обследуемых. Связано это с тем, что интерес к уроку физический культуры, который ранее носил лишь относительный и непостоянный характер, изменился в положительную сторону. Так, основной процент обучающихся изменили свое мнение, и при повторном анкетировании отметили, что физическая культура им интересна как в углубленном изучении, так и в систематических занятиях.

Отметим, что участников эксперимента, у которых интерес к физической культуре не сформировался на протяжении всего эксперимента был сравнительно низок, а после окончания педагогического эксперимента и вовсе был не зафиксирован.

Далее была проанализирована оценка участниками эксперимента степени соответствия организационно-методических условий реализации квест-технологий программным требованиям занятий, учета интереса обучающихся и их двигательных потребностей представлена на рисунке 2.        

Рис.2 Динамика оценки соответствия организационно-методического обеспечения урока физической культуры особенностям интереса и теоретическим, двигательным потребностям обучающихся на первом и втором этапах эксперимента.

Как видно из рисунка 2, после завершения входящего контроля оценка обучающимися младшего школьного возраста степени соответствия их интересу разделов общеобразовательной программы посредством применения квест-технологии находится в диапазоне от 1,9 балла до 2,5 баллов по пятибалльной шкале. Наибольший интерес у обучающихся младшего школьного возраста, вполне естественно, вызывает содержание раздела практической подготовки. Этот факт объясним с точки зрения желания удовлетворить, в первую очередь, двигательную потребность. Такая утилитарная направленность не может иметь долгосрочную перспективу без всестороннего подкрепления ее с точки зрения развития устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

После завершения второго этапа эксперимента с осуществлением внедрения квест-технологии в образовательный процесс оценка степени соответствия содержания теоретической подготовки возрастает до 3,7 баллов. Причем увеличение показателя оценки реализации интереса в разделе содержания теоретической составляющей после второго этапа составило наибольшую величину по сравнению с другими показателями.

Оценка участниками эксперимента степени соответствия их интересу к содержанию организационно-методической формы проведения урока после первого этапа составляет в среднем 2,3 балла. После окончания второго этапа показатель средней оценки по этому аспекту увеличился до 3,9 баллов.

Полученные данные позволяют заключить, что в ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента удалось достичь существенного прогресса в плане соответствия организационно-методического содержания занятий особенностям интереса и подготовленности обучающихся.

 

Экспериментальное обоснование.

Вместе с тем, в условиях эксперимента проводился контроль теоретических знаний, двигательной подготовленности и развития физических качеств обучающихся младшего школьного возраста. Обобщение материалов тестирования испытуемых позволили дать достоверную оценку уровня их общей физической подготовленности.

Полученные данные дают возможность сделать ряд заключений относительно изменений в показателях двигательной и физической подготовленности обучающихся (табл.9), основанных на программе А.П. Матвеева.

Анализируя полученные результаты, можно сказать, что даже небольшое количество занятий с сюжетами квест-технологий позволили улучшить ряд показателей. Достоверно значимые различия появились в таких тестах как:

- Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

- Прыжок в длину с места толчком двумя

- Поднимание туловища из положения лежа на спине

Во всех этих тестах tрас. превышает величину tкр. (2,06).

Таблица 9

Сравнительный анализ физической подготовленности обучающихся контрольной и экспериментальной групп после эксперимента (n-27)

Тесты

ЭГ

Х±õ

 

КГ

Х1±õ1

 

tкр/tрс

2,06

Достоверность различий Р

1

Челночный бег 3х10 м

9,1±0,87

9,3±0,94

2,06/0,75

Р>0,05

2

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

13,23±2,17

9,1±2,36

2,06/2,28

Р˂0,05

3

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

15,07±3,27

12±2,48

2,06/1,84

Р>0,05

4

Подтягивание в висе на низкой перекладине

11,5±2,41

9,77±2,13

2,06/0,67

Р>0,05

5

Прыжок в длину с места толчком двумя

147,6±14,1

140,83±21,4

2,06/2,11

Р˂0,05

6

Бег 1000 м

±

±

 

Р>0,05

7

Бег 30 м

6,03±0,23

6,14±0,18

2,06/0,52

Р>0,05

8

Поднимание туловища из положения лежа на спине

27,4±4,25

21,3±5,42

2,06/2,14

Р˂0,05

 

Анализируя развитие физических качеств, которые были зафиксированы в начале и конце эксперимента, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, достоверно улучшились все показатели, оценивающие физические качества обучающихся младшего школьного возраста. Во- вторых, стоит отметить, что количество обучающихся со средним и высоким уровнями сформированности физической подготовленности пребывает в большинстве. Помимо этого, на конец учебного года количество обучающихся с уровнем ниже среднего постепенно снижается. Это означает, что степень развития двигательных способностей у тестируемых находится на уровне выше среднего, тем самым позволяет заключить, что применение на уроках физической культуры положительно сказывается на физическом развитии обучающихся младшего школьного возраста.

В-третьих, при сравнении исходных и конечных данных в контрольных тестах у испытуемых, наибольшие сдвиги зарегистрированы в развитии гибкости, а также скоростно-силовых и скоростных способностях.

В-четвертых, наблюдается спад показателей у обучающихся, которые выполняли определенные тесты на уровне ниже среднего. Так, в прыжке в длину толчком двумя мы наблюдаем 15% показатель снижения слабого или полного невыполнения данного теста.

Интерпретация результатов данной задачи исследования позволила, на наш взгляд, показать значимость применения квест-технологий в развитии физических способностей на уроках физической культуры обучающихся младшего школьного возраста.

Помимо физических качеств, в ходе эксперимента целенаправленно изучалось влияние сюжетов квест-технологий на усвоение знаний о физической культуре у обучающихся (табл.10).

Таблица 10

Сравнительный анализ теоретических знаний обучающихся контрольной и экспериментальной групп после эксперимента (n-27)

 

Тесты

ЭГ

Х±õ

 

КГ

Х1±õ1

 

tкр/tрс

2,06

Достоверность различий Р

1

Количество правильных ответов

17,3±1,61

13,9±1,34

2,06/0,56

Р<0,05

 

В содержание теста входили вопросы, отражающие основные темы, изучаемые по программе физической культуры в третьем классе, а именно: «подвижные игры», «гигиена», «олимпийское движение» и «знания о физическом воспитании».

В вопросах, относящихся к олимпийскому движению, средняя оценка составила 4,7 баллов. Данный программный материал легко усвоился обучающимися младшего школьного возраста.

Наиболее сложными оказались вопросы, напрямую связанные с физической культурой, а именно определения, трактовку которых тестируемые, зачастую, забывали. По итогу средний балл составил – 4,25. Связано это с тем, что обучающиеся младшего школьного возраста не применяют данные знания в повседневной жизнедеятельности.

Максимальное количество баллов набрали в вопросах о гигиене – 5,0 ровно. Это произошло потому, что гигиена является неотъемлемой частью нашего существования, и знания об основах данного направления не вызвали никаких затруднений.

В направлении «подвижные игры» результат был средним и составил – 4,5 балла. Так как они являются основной деятельностью в обучении обучающихся начальных классов. Исходя из этого время, затрачиваемое на ответы, было затрачено по минимуму. Так же следует сказать, что во время процедуры тестирования большинство обучающихся начинали решение теста именно с данной темы, потому для них она казалась самой простой и понятной в трактовке вопросов.

В общей сложности, все обучающиеся младшего школьного возраста прошли предложенный тест успешно. Так, 73% справились на отлично, 19% выполнили итоговое тестирование на отметку «хорошо», и лишь малая часть в объеме 8% допустили большое количество ошибок.

Анализ фактического материала позволяет заключить, что образовательный процесс, ориентированный на формирование ценностных ориентации, базисную систему знаний, усвоение специальных знаний является результативным процессом, который позволил повысить уровень теоретической подготовленности.

Так же третьим направлением, которое мы анализировали, являлись показатели сформированности двигательных умений при освоении учебного материала по физической культуре. Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы анализу подверглась эмпирическая информативность упражнений для оценки двигательных умений. В качестве основного, единичного критерия, мы использовали ранговую оценку технической подготовленности, полученную методом экспертных оценок. Контроль и оценку сформированных двигательных умений и навыков мы осуществляли методом экспертных оценок. Необходимо сказать, что метод экспертных оценок целесообразно использовать там, где отсутствует объективная оценка получаемого результата, а мерой сложности выполняемых программ является оценка, выставляемая на основе субъективных взглядов специалистов-экспертов с обязательным расчетом коэффициента конкордации. Данный коэффициент позволяет устанавливать степень согласованности мнений экспертов по поводу одного или нескольких признаков. В нашем случае, каждый эксперт (п-7) осуществлял оценку исследуемого объекта (признака) по шкале в оценочном интервале – 5 баллов. Результаты экспертных оценок представлены в таблице 11.

Таблица 11

Сравнительный анализ сформированных умений и навыков обучающихся контрольной и экспериментальной групп после эксперимента (n-27)

 

Тесты

ЭГ

Х±õ

 

КГ

Х1±õ1

 

tкр/tрс

2,06

Достоверность различий Р

1

Гимнастика

1.1

Стойка на лопатках

4,71±0,2

4,6±0,3

2,06/1,56

Р>0,05

1.2

Кувырок вперед

4,53±0,3

4,43±0,28

2,06/1,28

Р>0,05

1.3

Переворот в сторону

4,65±0,24

4,58±0,27

2,06/1,03

Р>0,05

1.4

Кувырок назад

4,66±0,3

4,59±0,27

2,06/0,32

Р>0,05

2

Лыжная подготовка

2.1

Одновременный бесшажный ход

4,62±0,25

4,55±0,29

2,06/0,87

Р>0,05

2.2

Ступающий шаг

4,71±0,18

4,62±0,25

2,06/1,53

Р>0,05

2.3

Скользящий шаг

4,73±0,2

4,65±0,24

2,06/1,33

Р>0,05

2.4

Одновременный одношажный ход

4,7±0,17

4,6±0,26

2,06/1,75

Р>0,05

3

Подвижные игры

3.1

Броски мяча стоя спиной к цели

4,61±0,25

4,5±0,28

2,06/1,5

Р>0,05

3.2

Проба Ромберга

4,74±0,16

4,6±0,27

2,06/2,42

Р<0,05

3.3

Прыжки на скакалке

4,74±0,15

4,57±0,26

2,06/3,03

Р<0,01

3.4

Метания мяча в цель

4,55±0,24

4,45±0,26

2,06/1,52

Р>0,05

4

Легкая атлетика

4.1

Бег на 60 м

4,57±0,3

4,51±0,29

2,06/0,77

Р>0,05

4.2

Бег с высоким подниманием бедра

4,64±0,18

4,55±0,25

2,06/1,41

Р>0,05

4.3

Метание мяча на дальность

4,59±0,25

4,54±0,26

2,06/0,85

Р>0,05

4.4

Многоскоки на двух

4,65±0,24

4,55±0,22

2,06/1,63

Р>0,05

 

Самые высокие оценки показаны в разделе «Лыжная подготовка» при выполнении упражнения скользящего шага. Данное упражнение является базовым в освоении лыжных шагов, как и ступающий шаг, и именно на него в этом учебном году оказывался наибольший акцент во время проведения уроков. Поэтому степень освоения данного упражнения оценивается экспертами наивысшим баллом. Здесь же необходимо сказать, что одновременный бесшажный ход, имеющий диапазон баллов от 4,51 до 4,73 оценивался как самый сложный в лыжной подготовке. Данный вид начал изучаться лишь этой зимой, но уже, как мы видим, имеет средние показатели успеваемости овладения.

К показателю «выше среднего», основываясь на оценка» относится изучение раздела «Гимнастика». Самым легко осваиваемым упражнением является стойка на лопатках, связано это с высокой степенью развитости работы мышц туловища и возможностью удержания собственных ног в идеально вертикальном положении. Так же в качестве оценки были выбраны кувырок вперед и переворот в сторону. Если первое упражнение большинство выполняют технически правильно, то второе нуждается в хорошей доработке с физической стороны. Помимо этого, оба упражнения у немногих вызывают чувство страха, перерастающее в отрицание выполнения упражнения, так как был неудачный практический опыт в самостоятельном освоении данных гимнастических элементов. В заключении стоит отметить, что освоение данного раздела некоторым обучающимся дается очень тяжело. Данный вывод сделан как из визуальной оценки морфофункциональных возможностей, так и уровня координационных способностей.

На среднем уровне, исходя из анализа исследования, находится «Легкая атлетика». Данный раздел вполне успешно осваивается обучающимися младшего школьного возраста, в доказательство представлены оценки экспертной группы. Если распределять выдвинутые нами тесты по физическим качествам и ранжированию в степени овладения, то: самым первым является бег на 60 метров, отражающий скоростные способности; на втором месте – метание мяча в цель, в состав которого входит координационные способности и точность; завершающим, но немало важным является бег с высоким подниманием бедра – выносливость. Ссылаясь на возрастные показатели развития того или иного физического качества мы можем заключить, что для обучающихся младшего школьного возраста (9-10 лет) уровень физического развития и итоговые оценки экспертов соответствуют друг другу.

В разделе подвижные игры, сформированные умения и навыки были оценены экспертами на среднем уровне.

В состав оценочных упражнений вошли не только стандартные нормативы, которые обучающиеся сдают каждый учебный год, но и тесты, которые достоверно оценят уровень сформированности развития физической подготовленности по изучаемому разделу. Исходя из этого мы предложили следующее: броски мяча стоя спиной к цели, проба Ромберга, прыжки на скакалке. Стоит отметить, что каждый вид практической деятельности вызывал затруднения. Так, по результатам мы можем отметить следующие показатели: 4,14-4,26; 4,52-4,8; 4,65-4,73 соответственно. Наибольшую сложность вызвали броски мяча, по оценкам они отмечены как самые низкие не только в разделе подвижных игр, но и среди всех упражнений. Связано это с мышечной памятью выполнения упражнений. Следующей была проба Ромберга, которая выполнялась из стойки правой или левой, руки в стороны и с закрытыми глазами. Оценивались непосредственно координационные возможности в пространстве и степень статической атаксии, которые оказались на уровне выше среднего. И заключающим были прыжки на скакалке на двух. Данное упражнение до выполнения на уровне автоматизма дается не каждому обучающемуся. Некоторым до сих пор сложности скоординировать собственные движения, чтобы беспрепятственно и легко прыгать на скакалке. Однако, данный вид оценивается как успешный, и является основополагающим в развитии физической подготовленности обучающихся младшего школьного возраста.

Результаты проведенного исследования позволяют сказать, что представленная программа оценки двигательных умений учитывает специфичность каждого изучаемого раздела по уроку физическая культура и дает объективную оценку физическому развитию обучающихся младшего школьного возраста. Информативность выбранных упражнений позволяет получить объективную оценку возможностей индивидуумов, а именно отобразить уровень технического совершенствования по истечению учебного года.

Следует подчеркнуть, что оценка степени соответствия педагогической программы интересам участников эксперимента статистически значимо возросла по окончании педагогического эксперимента. Это позволило прийти к выводу, что при использовании специализированного педагогического воздействия удалось достичь существенно более высокого уровня взаимосвязи содержания педагогического процесса и особенностей интереса и подготовленности обучающихся.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу.  Экспериментальное организационно-методическое обеспечение квест-технологий оказало положительное влияние на формирование устойчивого интереса обучающихся младшего школьного возраста к урокам по физической культуре. Это можно объяснить расширением объема теоретических знаний и практических умений на основе выявления направленности общего интереса тестируемых.

Планируется, что на базе образовательных учреждений учителями физической культуры в дальнейшем будут так же разрабатываться и внедряться сюжеты квест-технологий для всех школьных возрастов. Ведь своевременное выявление направленности общего интереса обучающихся в организационно-методическом обеспечении уроков, учет физических и умственных способностей может позволить разработать содержание педагогической деятельности по формированию устойчивого интереса в других разделах физического воспитания в школе. Педагогический эксперимент организационно-методического обеспечения реализации квест-технологий на уроках физической культуры обучающихся младшего школьного возраста дает возможность учителю во время планирования ориентировать процесс обучения с учетом выявленных теоретических и практических направлений развития.

Таким образом, разработанная нами методика показывает, что разработка и обоснование организационных и методических форм реализации квест-технологий, в учебном процессе физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста, оказывает положительное воздействие как на процесс развития физических качеств, двигательных способностей, так и расширение знаний теоретического материала по реализуемому разделу программы.

 

 

 

 

 

 

 


 

ВЫВОДЫ

Реализуемый проект позволяет сформулировать следующие выводы:

1.                  Ретроспективный анализ специальной научно-методической литературы и собственные исследования позволяют заключить, что современные методики реализации квест-технологий позволяют их внедрять в учебный процесс физического воспитания в школе, что, по нашему мнению, позволит не только активизировать процесс развития двигательных способностей, освоения практических умений и навыков выполнении учебного материала, но и улучшит уровень теоретических знаний.  Немаловажно, что современные квест-технологии востребованы, они вызывает высокую эмоциональную активность и мотивацию у обучающихся младшего школьного возраста. Все это делает актуальным процесс разработки и реализации квест-технологий в учебном процессе обучающихся младшего школьного возраста.

2.                  Проведенный контроль уровня физической подготовленности, теоретических знаний и двигательной подготовленности показал, что обучающиеся демонстрируют во всех трех компонентах подготовленности результаты, соответствующие среднему или ниже среднего уровня усвоения. Наиболее низкие результаты показаны в физической подготовленности, где средний результат демонстрируют 21,3%, а низкий – 12%. Проведенное тестирование позволило нам сформировать контрольную и экспериментальную группы на начало эксперимента достоверных различий между обучающимися этих групп не было (Р>0,05).

3.                  Результаты проведенного анкетирования показали, что обучающиеся младшего школьного возраста, в приоритетных направлениях реализации физической культуры в школе, выделяют спортивную и игровую деятельность. Все эти предпочтения и составляют основу разработанных четырех сюжетов квест-технологий: «Спортивные гимнасты», «Лыжные гонщики», «Самый активный», «Юный спринтер». Все, выше перечисленные сюжеты квест-технологий, сочетают в себе идеи проблемного и игрового обучения. Экспериментальная методика представлена в обучающем модуле урочной формы обучения, задания которой сопряжены с учебной программой физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста. Разработанное и экспериментально обоснованное организационно-методическое обеспечение позволяет целенаправленно воздействовать на всестороннее развитие обучающихся младшего школьного возраста.  Организационно процесс реализации квест-технологий осуществлялся в основной части урока, продолжительность которого составляет 17-20 минут.

4.                  Проведенный по окончанию эксперимента контрольный срез основных компонентов подготовленности (физическая подготовленность, двигательные умения, теоретические знания) показал, что у большинства обучающихся экспериментальной группы, наблюдается рост результатов во всех направлениях исследования. В отдельных показателях наблюдаются достоверно значимые различия (Р<0,05): физическая подготовленность – наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, прыжок в длину с места толчком двумя, поднимание туловища из положения лежа на спине; теоретические знания – «олимпийское движение», «знания о физическом воспитании»; двигательные умения – проба Ромберга, прыжки на скакалке. Все это позволяет говорить о высокой эффективности разработанных сюжетов квест-технологий, реализуемых в физическом воспитании обучающихся младшего школьного возраста.  Полученные данные позволяют рационально планировать процесс педагогического воздействия на основные компоненты подготовленности обучающихся и формировать у обучающихся познавательный интерес к физическому воспитанию в целом.

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                  Ботяев, В.Л. Использование квест-технологий в процессе обучения плаванию детей младшего школьного возраста / В.Л. Ботяев, Н.А. Сорока // Физическая культура в школе. – 2021. – №7. – с. 18-22. – Текст: непосредственный.

2.                  Ботяев, В.Л. Организационно-методические условия реализации оздоровительного плавания на занятиях с учащимися младшего школьного возраста / В.Л. Ботяев, А.А. Тихонова, Н.А. Сорока // Современное педагогическое образование: императивы, трансформации, векторы развития. – 2021. – Т. 2. – №26 – с. 251-256. – Текст: непосредственный.

3.                  Ботяев, В.Л. Организационно-методическое обеспечение реализации квест-технологий в учебном процессе физического воспитания обучающегося младшего школьного возраста / В.Л. Ботяев, Н.А. Сорока, Я. Опшитош // Акутальные проблемы физической культуры и спорта. – 2021. – с. 297-302. – Текст: непосредственный.

4.                  Ботяев, В.Л. Реализация квест-технологий на занятиях физической культурой в школе у обучающихся младшего школьного возраста / В.Л. Ботяев, Н.А. Сорока // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – №4(182). – с. 48-52. – Текст: непосредственный.

5.                  Корольков, А.Н. Школьное физическое воспитание: межпредметный аспект / А.Н. Корольков // Инновационные технологии российского и зарубежного образования. – 2018. – с. 91-107. – Текст: непосредственный.

6.                  Морозов, О.В. Игровая квест-технология в системе дополнительного образования / О.В. Морозов, А.А. Косярский, К.А. Борзов, О.Г. Боровик // Школьные технологии. – 2019. – №6. – с. 94-98. – Текст: непосредственный.

7.                  Опшитош, Я. Организационно-методическое обеспечение реализации средств силового воркаута в физическом воспитании обучающихся старшего школьного возраста / Я. Опшитош, Н.А. Сорока, В.Л. Ботяев //Актуальные проблемы физической культуры и спорта. – 2021. – с. 285-291. – Текст: непосредственный.

8.                  Пилипенко, И.А. Квест-игра / И.А. Пилипенко // Материалы X всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста». – 2020. – с. 208-209. – Текст: непосредственный.

9.                  Полищук, Н.В. Использование квест-технологии в экологическом образовании младших школьников / Н.В. Полищук, Т.Б. Туча // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – №6. – с. 185-187. – Текст: непосредственный.

10.              Полянская, Г.В. Методика обучения физической культуре в начальной школе / Г.В. Полянская // Вестник науки и образования. – 2019. – №1. – с. 65-70. – Текст: непосредственный.

11.              Сорока, Н.А. Квест-технологии как направление интенсификации процесса обучения плаванию обучающихся младшего школьного возраста / Н.А. Сорока // Студенчество в научном поиске. – 2020. – №14. – с. 148-150. – Текст: непосредственный.

12.              Чигинцева, В.В. Квест-игра как современная технология интерактивного обучения русскому языку в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного подхода / В.В. Чигинцева // Вестник ТГПУ. – 2017. – Т. 2. – с. 72-76. – Текст: непосредственный.

13.              Dodge, B. Some thoughts about Webquests / B. Dodge. – San Diego: Distance Educator, 1995. – Text: direct.

14.              Zakirova, F.M. The importance of quest technology and it’s application in education / F.M. Zakirova, D. Karshiyeva // JournalNX. – 2020. – ISSN:2581-4230. – p.1318-1321. – Text: direct.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени

АННОТАЦИЯ Педагогический проект квест-технологий в учебном процессе физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста «Можем всё», предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях

АННОТАЦИЯ Педагогический проект квест-технологий в учебном процессе физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста «Можем всё», предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность

Так же авторы [В.Н. Полищук, 2017] считают, что для повышения уровня культуры младшего школьного возраста, которая первоначально воспитывается через игровую деятельность, необходимо внедрять в учебный…

Так же авторы [В.Н. Полищук, 2017] считают, что для повышения уровня культуры младшего школьного возраста, которая первоначально воспитывается через игровую деятельность, необходимо внедрять в учебный…

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА Анализ и оценка различных сторон подготовленности обучающихся младшего школьного возраста

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА Анализ и оценка различных сторон подготовленности обучающихся младшего школьного возраста

На втором этапе исследования мы обследовали двигательную подготовленность обучающихся, которая, по нашему мнению, наглядно отражают уровень сформированности умений и навыков при освоении практического материала по…

На втором этапе исследования мы обследовали двигательную подготовленность обучающихся, которая, по нашему мнению, наглядно отражают уровень сформированности умений и навыков при освоении практического материала по…

Проведенное тестирование физической, технической подготовленности и теоретических знаний позволило нам не только определить направления совершенствования данных сторон подготовленности у обучающихся младшего школьного возраста средствами современных…

Проведенное тестирование физической, технической подготовленности и теоретических знаний позволило нам не только определить направления совершенствования данных сторон подготовленности у обучающихся младшего школьного возраста средствами современных…

Таблица 2 Сравнительный анализ теоретических знаний обучающихся контрольной и экспериментальной групп до эксперимента ( n -27)

Таблица 2 Сравнительный анализ теоретических знаний обучающихся контрольной и экспериментальной групп до эксперимента ( n -27)

Эти таблицы показывают, что группы идентичны, между ними нет разницы ни в одном блоке исследований, все это позволяет нам проводить педагогический эксперимент

Эти таблицы показывают, что группы идентичны, между ними нет разницы ни в одном блоке исследований, все это позволяет нам проводить педагогический эксперимент

Рис. 1 Приоритетные направления интереса и двигательной потребности обучающихся младшего школьного возраста к урокам физической культурой

Рис. 1 Приоритетные направления интереса и двигательной потребности обучающихся младшего школьного возраста к урокам физической культурой

В ходе анализа анкеты установлено, что организационно-методическое обеспечение уроков физической культурой учитывать следующие условия: - содержание и организация педагогической деятельности учитывает особенности приоритетной направленности интереса…

В ходе анализа анкеты установлено, что организационно-методическое обеспечение уроков физической культурой учитывать следующие условия: - содержание и организация педагогической деятельности учитывает особенности приоритетной направленности интереса…

Необходимо отметить, что нами применялись все три вида построения сюжетов квест-технологий, а именно: линейный, круговой, штурмовой

Необходимо отметить, что нами применялись все три вида построения сюжетов квест-технологий, а именно: линейный, круговой, штурмовой

Перетягивание каната с утяжелителем

Перетягивание каната с утяжелителем

Победителем в квест-технологии становится та команда, которая быстрее пройдет этапы дистанции, определит правильную последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, по полученным подсказкам и правильно соберет пазл…

Победителем в квест-технологии становится та команда, которая быстрее пройдет этапы дистанции, определит правильную последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, по полученным подсказкам и правильно соберет пазл…

Таблица 5 «Содержание квест-технологии «Спортивные гимнасты»»

Таблица 5 «Содержание квест-технологии «Спортивные гимнасты»»

Победителем в квест-технологии становится та команда, которая быстрее пройдет этапы дистанции, оперативно сориентируется по второй карте и быстрее решит теоретическое задание

Победителем в квест-технологии становится та команда, которая быстрее пройдет этапы дистанции, оперативно сориентируется по второй карте и быстрее решит теоретическое задание

Лодочка» Из исходного положения лежа на животе, руки вверх выполнить статическое удержание

Лодочка» Из исходного положения лежа на животе, руки вверх выполнить статическое удержание

Отличительной особенностью данной квест-технологии является то, что она направлена не на улучшение своих умений в каком виде спорта, а на сбалансированное развитие за счет выбранных…

Отличительной особенностью данной квест-технологии является то, что она направлена не на улучшение своих умений в каком виде спорта, а на сбалансированное развитие за счет выбранных…

Прыжки через планки Обучающимся необходимо выполнить подряд прыжки через несколько планок высотой в 30 см (8 штук), после чего, возвращаясь обратно, проползти под ними

Прыжки через планки Обучающимся необходимо выполнить подряд прыжки через несколько планок высотой в 30 см (8 штук), после чего, возвращаясь обратно, проползти под ними

Для того, чтобы учесть влияние данного аспекта, в настоящем исследовании была предпринята попытка изучить общую структуру урока по физической культуре с целью выявления приоритетных направлений,…

Для того, чтобы учесть влияние данного аспекта, в настоящем исследовании была предпринята попытка изучить общую структуру урока по физической культуре с целью выявления приоритетных направлений,…

Комплектация команд для прохождения квест-технологий осуществлялась следующим образом: все обучающиеся были поделены на команды, формирование которых проходило по принципу выбор капитанов

Комплектация команд для прохождения квест-технологий осуществлялась следующим образом: все обучающиеся были поделены на команды, формирование которых проходило по принципу выбор капитанов

Связано это с тем, что после участия в педагогическом эксперименте, который основывался на новых современных технологиях, изменил мнение обучающиеся по поводу сформированности интереса к физической…

Связано это с тем, что после участия в педагогическом эксперименте, который основывался на новых современных технологиях, изменил мнение обучающиеся по поводу сформированности интереса к физической…

Как видно из рисунка 2, после завершения входящего контроля оценка обучающимися младшего школьного возраста степени соответствия их интересу разделов общеобразовательной программы посредством применения квест-технологии находится…

Как видно из рисунка 2, после завершения входящего контроля оценка обучающимися младшего школьного возраста степени соответствия их интересу разделов общеобразовательной программы посредством применения квест-технологии находится…

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье -

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье -

В-четвертых, наблюдается спад показателей у обучающихся, которые выполняли определенные тесты на уровне ниже среднего

В-четвертых, наблюдается спад показателей у обучающихся, которые выполняли определенные тесты на уровне ниже среднего

В общей сложности, все обучающиеся младшего школьного возраста прошли предложенный тест успешно

В общей сложности, все обучающиеся младшего школьного возраста прошли предложенный тест успешно

Одновременный одношажный ход 4,7±0,17 4,6±0,26 2,06/1,75

Одновременный одношажный ход 4,7±0,17 4,6±0,26 2,06/1,75

Ссылаясь на возрастные показатели развития того или иного физического качества мы можем заключить, что для обучающихся младшего школьного возраста (9-10 лет) уровень физического развития и…

Ссылаясь на возрастные показатели развития того или иного физического качества мы можем заключить, что для обучающихся младшего школьного возраста (9-10 лет) уровень физического развития и…

Результаты педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу

Результаты педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу

ВЫВОДЫ Реализуемый проект позволяет сформулировать следующие выводы: 1

ВЫВОДЫ Реализуемый проект позволяет сформулировать следующие выводы: 1

Проведенный по окончанию эксперимента контрольный срез основных компонентов подготовленности (физическая подготовленность, двигательные умения, теоретические знания) показал, что у большинства обучающихся экспериментальной группы, наблюдается рост результатов…

Проведенный по окончанию эксперимента контрольный срез основных компонентов подготовленности (физическая подготовленность, двигательные умения, теоретические знания) показал, что у большинства обучающихся экспериментальной группы, наблюдается рост результатов…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

Полянская, Г.В. Методика обучения физической культуре в начальной школе /

Полянская, Г.В. Методика обучения физической культуре в начальной школе /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2022