Педагогический проект на основе квест-технологии "Акулы"
Оценка 4.7

Педагогический проект на основе квест-технологии "Акулы"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
физическая культура
1 кл—4 кл
11.12.2022
Педагогический проект на основе квест-технологии "Акулы"
В педагогическом проекте отражено применение сюжетов квест-технологии при изучении раздела плавания в общеобразовательных организациях.
Педагогический проект.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А.А. Ивасенко»

 

 

 

 

Педагогический проект на основе квест-технологии «Акулы»

 

Картинки для детей акула (15 фото) 🔥 Прикольные картинки и юмор

 

 

 

 

 

                                                                                                                             Подготовила:

Сорока Наталья Александровна,

                                                                                                  учитель физической культуры

 

 

 

 

Нефтеюганск, 2022

АННОТАЦИЯ

Педагогический проект на основе квест-технологии «Акулы», предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях. Данный проект может быть полезен педагогом – предметником при работе с обучающимся разных возрастных категорий.

Проект направлен на развитие личностного потенциала каждого обучающегося, формирование положительного психологического климата, становление умственных и физических способностей, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях современного образования.

Цель: Оценить эффективность квест-технологий, как направление интенсификации процесса обучения плаванию обучающихся на занятиях физической культурой в школе.

Объект: Процесс обучения плаванию обучающихся на занятиях физической культурой в школе.

Предмет: Интенсификация процесса обучения плаванию средствами квест-технологий на занятиях физической культурой в школе.

Гипотеза: Предполагается, что разработанные и реализуемые сюжеты квест-технологий в учебном процессе на занятиях плаванием, позволят не только интенсифицировать процесс обучения, но и окажут положительное воздействие на процесс развития двигательных способностей.

Задачи:

1.      Раскрыть возможности квест-технологий в направлении интенсификации процессов обучения в физическом воспитании.

2.      Разработать содержание и направления реализации квест-технологий в процессе обучения плаванию обучающихся.

3.      Составить проект прогнозируемых результатов реализации квест-технологий в учебном процессе обучающихся.

4.      Выявить положительные аспекты в развитии обучающихся, после применения квест-технологии.     

Проект реализуется в течение первой четверти на обучающихся младшего школьного возраста.


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. В настоящее время осуществляется расширение базы школьных бассейнов, что предоставляет возможность реализации третьего часа физической культуры в направлении обучения обучающихся плаванию. Данная ситуация диктует необходимость совершенствования процесса обучения, используя для этого современные технологии. В век информационных технологий, когда различную информацию можно найти в сети интернет, обучающиеся не хотят воспринимать однотипные уроки с не современным или не интересным подходом изложения учебного материала. Поэтому учитель стремится использовать современные педагогические технологии на своих уроках, чтобы каждый обучающийся в классе был непосредственно задействован в учебном процессе. Одним из таких направлений являются квест-технологии, применение которых в других областях педагогического образования уже показало свою эффективность.  Следует отметить, что в педагогике квест-технология, выступающая в качестве метода обучения, является новой, и на данный момент находится на стадии теоретического обоснования. 

По мнению Н.М. Сязи [2016], под квест-технологией понимается такая модель, где происходит сочетание продолжительного поиска при выполнении задания с приключениями и игрой. О.В. Шатунова [2015] отмечает, что в квест-технологиях имеются элементы исследования, апробация знаний, умений и навыков самостоятельного принятия решений.

По определению Г.А. Федоровой [2016] квест – это целенаправленный поиск информации для решения проблемы или выполнения задания. Автор А.Т. Фаритов [2018] рассматривает квест-технологию как «технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя, четкие правила, и реализуется с целью повышения у обучающихся знаний, умений и навыков в двадцать первом веке».

На сегодняшний день ряд авторов рассматривают различные варианты внедрения квест-технологий в образовательный процесс:

- как способ формирования ассоциативного мышления [Д.Ю. Шалков, 2016];

- для технологической подготовки школьников [О.В. Шатунова, 2015];

- как средство физического и познавательного развития детей [О.Н. Самохина, 2015];

- как интерактивное обучение [Ю.В. Калугина, 2015; В.В. Чигинцева, 2017];

- как инновационная форма воспитания [Т.О. Лечкина, 2015];

- для развития коммуникативной активности [Н.Н. Кривдина, 2016].

Проводя анализ литературных источников, мы выяснили, что единой классификации квест-технологий не существует. Так, попытки классифицировать их по разнообразным системным и инструментально-значимым признакам предприняли несколько авторов [О.В. Шатунова, 2015; Е.В. Сафронова, 2018; А.Т. Фаритов. 2018].

Необходимо отметить, что квест-технология не получила достаточно широкого распространения в учебной деятельности обучающихся  ; хотя дети, в свою очередь, позитивно настроены на обучение посредством применения метода квест-технологий Это, исходя из мнений авторов [А.Н. Королевич, В.Ю. Давыдов, А.В. Петряев, А.С. Синицин, 2015], связано с незнанием учителей самой квест-технологии, а именно ее правил разработки и реализации на уроках физической культуры.

Некоторые ученые отмечают [В.Ю. Давыдов, И.Н. Григорич, О.В. Морозова, А.Н. Королевич, 2015; О.Н. Самохина, 2015; Д.Ю. Шалков, 2016; Г.А. Федорова, 2016; В.В. Чигинцева, 2017], что применение квест-технологий в учебной деятельности у обучающихся   развивает у них: коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, общеучебные умения и навыки, ассоциативное мышление, интеллектуальные способности, психо-эмоциональное состояние, умение слушать окружающих и не бояться высказывать аргументировано свою точку зрения, мотивацию к самостоятельному углубленному изучению понравившегося и заинтересовавшего материала, а также расширяет словарный запас.

Так же авторы [Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая, 2016; В.Н. Полищук, 2017] считают, что для повышения уровня культуры, которая первоначально воспитывается через игровую деятельность, необходимо внедрять в учебный процесс образовательный квест, сочетающий в себе идеи проблемного и игрового обучения. Такой метод обучения предполагает в полной мере усвоение учебного материала, а также решение проблем, с которыми обучающиеся сталкиваются в процессе обучения.

 Таким образом, в настоящее время теоретико-методологические основы применения квест-технологии в образовательном процессе требуют дальнейшего развития и адаптации к современным условиям, что позволяет сделать вывод об актуальности дальнейших научных исследований в данном направлении.


 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Анализ результатов анкетирования обучающихся.

Проведенное анкетирование позволило выявить у обучающихся уровень заинтересованности и удовлетворенности в рамках занятий по предмету «Плавание», входящий в школьную программу. Анкетирование проводилось на базу МБОУ «СОШ № 3 имени А.А. Ивасенко» в сентябре 2021 года.

В содержании анкеты отражены 16 вопросов. В структуре анкеты преобладают закрытые вопросы, с прямой и косвенной видовой направленностью. Способ представления информации для обучающихся осуществлялся на печатной основе. Таким образом, исходя из ответов респондентов, были получены следующие результаты:

Первым, и одним из ключевых вопросов, являлся вопрос, направленный на выявление интереса к занятиям плаванию. Так, на вопрос «Интересно ли Вам плавание, как учебный предмет» обучающиеся ответили в следующем процентном соотношении: 87% дали положительный ответ, а 13% отметили, что плавание их не интересует (рис. 1).

Рис. 1. Результаты анкетирования обучающихся. Вопрос №1 «Интересно ли Вам плавание, как учебный предмет?»

На вопрос об личном отношении к занятиям в бассейне, большинство обучающихся ответили, что с удовольствием посещают уроки по плаванию, и малая часть ответили, что равнодушны или им не нравятся занятия (рис. 2). По нашему предположению, причиной того, что остальные обучающихся равнодушны или не заинтересованы в занятиях плаванием.

Рис. 2. Результаты анкетирования обучающихся. Вопрос №2 «Как Вы относитесь к занятиям в бассейне?»

Один из самых важных вопросов, который нас интересовал, был направлен на определение чувства страха перед водой – гидрофобию. Так как данная фобия создает ряд проблем у учителя перед подготовкой к уроку по плаванию, а именно необходимо осуществлять подбор таких средств и методов обучения, которые были бы направлены как на преуспевающих обучающихся, так и на боящихся, не умеющих плавать.

Ссылаясь на это, мы выяснили, что ярого проявления данной фобии у обучающихся – нет, но трое респондентов все же отметили, что тревожное состояние проявляется во время занятий в бассейне (рис. 3).

Рис. 3. Результаты анкетирования обучающихся. Вопрос №3 «Испытываете ли Вы чувство страха перед водой?»

Далее, исходя из анализа ряда ответов на социологические вопросы мы отмечаем, что обучающимся свойственны такие качества как коммуникабельность и общительность. Так, о своих достижениях в школе и о содержании уроков по плаванию обучающиеся рассказывают близким с удовольствием, а это свидетельствует о прямой информированности взрослых в успехах своих детей. Данный вывод наглядно отражен в ниже представленной диаграмме (рис. 4).

Рис. 4. Результаты анкетирования обучающихся. Вопрос №4 «Рассказываете ли Вы своим близким о том, как проходят занятия по плаванию?»

Так же, исходя из результатов анкетирования, можно отметить, что почти половина обучающихся добровольно принимают участие в подготовке инвентаря для предстоящих занятий. Отсюда можно сделать вывод, что данные обучающиеся готовы проявлять инициативу и могут быть помощниками во время занятий учителю по физической культуре (рис. 5).

Рис.5. Результаты анкетирования обучающихся. Вопрос №5 «Принимаете ли Вы участие в процессе подготовки и уборке инвентаря и оборудования на занятиях плаванием?»

Как мы уже отметили ранее, большинству обучающихся интересно плавание как учебный предмет, и они посещают занятия с удовольствием. Основываясь на этом, нами был сформулирован один из ключевых вопросов, который звучал следующим образом: «Вам больше нравятся игры в воде или плавание спортивным стилем?» Ссылаясь на полученные результаты, мы видим, что обучающимся импонирует, когда усвоение программного материала осуществляется не по стандартным методикам, а через игровую деятельность (рис. 6).

Рис.6. Результаты анкетирования обучающихся. Вопрос №6 «Вам больше нравятся игры в воде, или само плавание спортивным стилем?»

Следующий вопрос был направлен выявление планируемых результатов у обучающихся по окончанию дисциплины «Плавание» в этом учебном году. Анализируя ответы, мы получили следующее: 43% надеются, что, станут более крепкими физически, 26% – закалят свой организм, а 31% планируют научиться хорошо плавать (рис. 7).

Рис.7. Результаты анкетирования обучающихся. Вопрос №7 «Что Вы хотите получить от занятий плаванием?»

На вопрос «Замечаете ли Вы у себя положительные изменения в освоении техники плавания» большинство обучающихся дали положительный ответ, а четверть опрошенных – отрицательный (рис. 8). По нашему мнению, отрицательные ответы связаны с монотонией, не совсем правильным подбором средств и методов обучения к предстоящему уроку, что вызывает сложности в освоении базовых упражнений в воде, а также, возможно, что обучающимся   не импонирует спортивное плавание как вид спорта.

Рис.8. Результаты анкетирования обучающихся. Вопрос №8 «Замечаете ли Вы у себя положительные изменения в освоении техник плавания?»

Выражая свое мнение о роли учителя в обучении плаванию, большая часть обучающихся (91%) отметили высокий профессионализм преподавателя (рис. 9). Это может означать, что учитель по физической культуре, профессионально и качественно преподносит учебный материал, не забывая делать акцент не только на приобретении жизненно необходимых умений и навыков, но и на изучении теоретического материала по учебной программе плавания.

Рис.9. Результаты анкетирования обучающихся. Вопрос №9 «Устраивает ли Вас как учитель преподает урок плавания?»

Еще один ключевой вопрос был направлен на качество освоения приобретенных за время обучения плаванию базовых умений, где большинство обучающихся отметили у себя положительные сдвиги в их освоении (рис. 10).

Рис.10. Результаты анкетирования обучающихся. Вопрос №10 «Умеете ли Вы выполнять базовые упражнения в плавании?»

Говоря о выполнении базовых упражнений, было отмечено, что наиболее трудным, по мнению обучающихся, является упражнение скольжение по поверхности. По результатам многие овладели техникой выполнения данного упражнения, а меньшинство пока делают неудачные попытки. По нашему мнению, в большей степени это сопряжено с низким уровнем развития координационных способностей, а также психологической неготовностью самих обучающихся (рис. 11).

Рис.11. Результаты анкетирования обучающихся. Вопрос №11 «Способны ли Вы выполнить скольжение по поверхности воды на груди или спине?»

В заключении, исходя из анализа результатов анкетирования, можно сказать, что учебный предмет «Плавание» входящий в школьную программу должен основываться на игровой деятельность. Ведь именно через нее обучающиеся будут лучше осваивать теоретические и практические элементы содержания образовательной программы по спортивному плаванию. А чтобы игровая деятельность не казалась однотипной, мы предлагаем реализовывать ее через квест-технологии, которые не только отмечаются высокой эмоциональной атмосферой, но и способствуют развитию интеллекта и физической подготовленности у обучающихся. Все это говорит о большой роли проведения урока физической культуры в формате образовательного квеста.

 

Проект экспериментальной методики интенсификации процесса обучения плаванию обучающихся через направление реализации квест-технологий.

Проводя такой метод исследования, как педагогическое наблюдение, мы определили низкий уровень сформированности познавательного интереса обучающихся к урокам физической культуры. По нашему мнению, это связано с однотипностью упражнений и отсутствием творческого подхода к преподаванию уроков.  Исходя из этого, можно сказать, что выявленный низкий уровень отрицательно сказывается на интересе к преподаваемому материалу, закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков, а также желании к совершенствованию своей физической подготовленности.

сюжеты квест-технологий в основной части урока физической культуры.

Структурно, предлагаемые нами квест-технологии состоят из следующих последовательно реализуемых этапов:

- творческое введение в тематику сюжета;

- ознакомление с двигательными заданиями и маршрутом следования;

- последовательное прохождения этапов;

- подведение итога.

Основным содержанием квест-технологий являлись двигательные задания, которые соответствуют ряду требований: оригинальность, доступность и адекватность поставленным задачам. Помимо практической деятельности, нами так же разрабатывались задания теоретического характера.

Следует отметить, что некоторые двигательные задания брались из упражнений общей физической подготовленности пловцов на предварительном этапе обучения. Это, в свою очередь, позволит не только привить у обучающихся жизненно необходимые умения и навыки, но и улучшить физическую составляющую в обучении плаванию.

Если говорить о теоретической составляющей, то вопросы и утверждения для прохождения сюжетов квест-технологий составлялись на основе изучаемого программного материала по плаванию.

Основываясь на этом, нами были разработаны сюжеты следующих квест-технологий: «Юные пловцы», «Быстрые кролисты» и «Будущие чемпионы». Реализация всех квест-технологий, как и говорилось ранее, осуществлялась в основной части урока по физической культуре. Необходимо отметить, что нами применялись все три вида построения сюжетов квест-технологий, а именно: линейный, круговой, штурмовой.

Комплектация команд для прохождения квест-технологий осуществлялась следующим образом: все обучающиеся были поделены на команды, формирование которых проходило по принципу выбор капитанов. Капитаны последовательно выбирали себе в команду по одному обучающемуся, это позволяло демократично комплектовать команды, равномерно распределяя участников с разным уровнем физической подготовленности и видом соматотипа. Подобное разделение предполагало формирование новых межличностных и межгрупповых взаимоотношений, проявление которых возможно лишь при согласованной работе в команде.

Здесь же важно сказать, что в конце каждого урока с применением сюжетов квест-технологий проводится рефлексия и анализ проделанной работы. Осуществляется обратная связь с классом, выявляется интерес к прошедшей квест-технологии, выясняется, что они узнали нового, и является ли это стимулом к дальнейшему изучению учебного материала по плаванию. Основываясь на данном алгоритме, обучающиеся высказывают свое мнение по структуре и содержанию квест-технологий, ее направленности и сложности к выполнению. Это, в свою очередь, позволяет совершенствовать квест-технологии, учитывая при этом мнение обучающихся, которое важно при составлении новых сюжетов квест-технологий.

Рассмотрим подробно каждый из сюжетов квест-технологий.

Самый первый сюжет, который мы планировали внедрять в образовательный процесс урока физической культуры у обучающихся, называется «Юные пловцы». Особенностью данной квест-технологии является новизна применения такой современной технологии в рамках образовательного процесса. По направленности является образовательно-тренировочной. Основная трудность, по нашему мнению, заключается в организации процесса прохождения маршрута квест-технологии и ее содержанием, так как обучающиеся ранее не сталкивались с подобным построением содержания урока физической культуры.

По виду квест-технология является линейной и состоит из пяти последовательных двигательных заданий (табл.1). В прохождении данного сюжета следует сделать акцент на том, что если один из обучающихся не может выполнить двигательное задание, то ему оказывается помощь другим участником команды, при условии, что в других заданиях он не сможет уже оказывать помощь. Поэтому каждый участник и команда в целом должны рассчитывать свои возможности для прохождения всего квеста.

Таблица 1

«Содержание квест-технологии «Юный пловец»»

Двигательное задание

Закрепленное утверждение

Методические особенности

В положении лежа на животе, руки в верху, перекат в положение лежа на спине (4 м.)

 

В 1896 году данный вид спорта вошел в программу первых Олимпийских игр, и с тех пор неизменно входит в олимпийскую программу.

Перекат выполняется из положения «натянутой стрелы», стопы и кисти не касаются пола, взгляд направлен на руки.

Упражнение на координационной лестнице – (5 Hops& 5 Runs), бег и прыжки.

Первое олимпийское золото в данном виде спорта сборной СССР принесла Галина Прозуменщикова на Олимпиаде в 1964-м году.

Прыжки осуществляются на двух, шаги в ячейку выполняются поочередно каждой ногой наступая в «клетку».

Вращение обруча в движении (6 м.)

 

В Олимпийскую программу входят такие дистанции: 50м, 100м, 200м, 400м, 800м, 1500м.

Допустимы различные варианты вращения обруча; обучающийся начинает движение только после начала вращения обруча.

Передвижение в упоре лежа сзади с набивным мячом

(6 м.)

В олимпийскую программу входят 5 видов состязаний.

Передвижениеосуществляется лицом вперед, мяч находится между туловищем и бедрами согнутых ног.

В упоре стоя согнувшись обучающиеся выполняют движение по разметкам, где отмечены положения кистей и стоп.

Вид спорта или спортивная дисциплина, где результатом является время преодоления дистанции вплавь.

 

Обучающиеся проходят необычный вид «классиков», где для продвижения вперед нужно ставить руки и ноги на разметку.

 

 

Исходя из содержания таблицы мы видим, что двигательные задания подбирались для развития координационных способностей у обучающихся.

Помимо этого, на каждое двигательное задание расписаны методические указания, а также прикреплено теоретическое утверждение. Основной задачей теоретических утверждений является углубление знаний о спортивном плавании у обучающихся. Во время их составления мы делали акцент на иерархической сложности по принципу убывания. Это осуществлялось для того, чтобы обучающиеся сами догадались на какой вид спорта разработаны сюжеты квест-технологий.

Так же в теоретическую составляющую сюжета квест-технологии был применен пазл, фрагменты которого необходимо было собрать на всех этапах двигательных заданий.

Перед тем как приступить к выполнению практической части квест-технологии обучающиеся делятся на две физически равные команды и проходят на линию старта. С момента подачи сигнала обучающиеся по очереди начинают методически правильное выполнение первого двигательного задания. Необходимо отметить, что обучающиеся прошедшие первый этап не открывают конверт, пока последний из команды не закончит выполнение упражнения. Во время ожидания обучающиеся оказывают эмоциональную поддержку каждому напарнику по своей команде, тем самым проявляя командный дух. Лишь по приходу последнего участника команда может открыть конверт, где находится теоретическое утверждение и фрагмент пазла. Подобным образом две команды проходят все пять этапов. По окончанию выполнения всех этапов команды бегут на контрольную точку, где им нужно написать загаданный вид спорта, исходя из подсказок в форме теоретических утверждений, и собрать пазл, сказав, что на нем изображено.

Победителем в данной квест-технологии становится та команда, которая быстрее пройдет этапы дистанции, определит вид спорта по теоретическим подсказкам и правильно соберет пазл с изображением всероссийской федерации плавания.

Вторая квест-технология, которую мы планировали внедрять в образовательный процесс, называется «Быстрые кролисты». По направленности данная квест-технология является образовательно-обучающей. Основная трудность, по нашему мнению, заключается в предотвращении конфликтных ситуаций на этапах двигательных заданий, связано это с тем, что квест-технология по виду является штурмовой, а это значит, что обучающиеся могут «столкнуться» на каком-либо этапе, так как команда выстраивает свой индивидуальный маршрут прохождения сюжета.

Квест-технология направлена на повышение уровня физической подготовленности и закрепление теоретических основ спортивного плавания у обучающихся. Состоит из шести двигательных заданий и стольких же подсказок. В качестве подсказки является фрагмент карты, которая приведет обучающихся к главному теоретическому заданию. Для получения подсказки обучающимся необходимо выполнить двигательное задания.

Двигательные задания побирались в соответствии с рабочей программой по физической культуре и с планом обучения обучающихся четвертых классов. Исходя из этого данная квест-технология направлена на совершенствование физической подготовленности в плавании вольным стилем и кролем на спине.

Перед тем как приступить к выполнению практической части квест-технологии обучающиеся делятся на три физически равные команды. Еще до начал прохождения сюжета квест-технологии командам раздаются карты, на них изображены станции, к которым передвигаться они могут в любой последовательности. С момента подачи сигнала обучающиеся начинают передвижение к первым этапам, которые обозначены крестиком. Далее, ссылаясь на свою определенную тактику, команды проходят все следующие проходят все пять этапов, избегая столкновений с другими командами (табл.2).

Таблица 2

«Содержание квест-технологии «Быстрые кролисты»»

Двигательное задание

Методические особенности

Передвижение вперед в упоре лежа ноги на фитболе.

Для передвижения вперед необходимо подтянуть согнутые ноги к себе и переставляя руки вперед вернуться в исходное положение. Задание выполняется до тех пор, пока обучающиеся не пересекут линию финиша.

Работа руками кроль из положения планка с утяжелителем.

Перед обучающимися на расстоянии 10 м находятся набивные мячи весом 5 кг, к которым привязаны ленты. Нужно из положения упор лежа выполнить поочередные круговые движения руками, держа кистями ленту, тем самым притягивая к себе набивной мяч. Важно, чтобы рука была либо прямая, либо имитировала гребок.

Передача волейбольного мяча в колонне.

Обучающиеся принимают исходное положение сед на пятках в колонне по одному на расстоянии метра друг от друга. Первый в колонне наклоняется вперед, берет в руки волейбольный мяч, после отводит туловище назад и передает мяч напарнику по команде. По такому принципу действий выполняет каждый из команды. Замыкающему при получении мяча нужно отвести туловище назад и передать его обратно напарнику по команде спереди. Выполнение задания заканчивается, когда направляющий вернет мяч на исходную точку.

Разноименная работа ног из положения сед углом с передачей набивного мяча (3 кг).

Обучающиеся выстроены в шеренгу. По готовности принимают положение сед углом и начинают осуществлять разноименную работу ногами. Далее правофланговому дается в руки набивной мяч, его обучающиеся должны передавать друг другу в течение минуты. Важно, чтобы носки были оттянуты и работа осуществлялась непрерывно.

Удержание горизонтального положения.

Исходное положение лежа, голеностоп на гимнастической скамье, а кисти рук держат рейку гимнастической стенки. То есть обучающиеся принимают положение натянутой стрелы. В таком положении нужно в течение минуты удержать свое туловище в горизонтальном положении.

Прыжки скрестно под ритм.

Обучающимся включается определенный ритм. Им необходимо по очереди его повторить. Частота ритма подбирается для каждого из команды индивидуально.

 

Исходя из содержания таблицы необходимо отметить, что на каждое двигательное задание расписаны методические указания, тем самым акцентируя внимание на особенностях выполнения каждого упражнения.

В теоретическую составляющую сюжета квест-технологии внедрены карта, по которой обучающиеся сами осуществляют ориентировку в пространстве, пазлы и задание в виде анаграммы.

Во время прохождения этапов и выполнения двигательных заданий команды получают фрагмент пазла. По окончанию выполнения всех этапов команды останавливаются в любом удобном для них месте и собирают пазл, на котором изображена другая карта. На второй карте пунктирной линией изображен маршрут поиска главного теоретического задания, а с оборотной стороны написано четверостишье, в котором завуалированно написано то, что должны найти обучающиеся. По нахождению теоретического задания, которое представлено в форме анаграммы, команды в течение 5-7 минут занимаются его решением.

Победителем в квест-технологии становится та команда, которая быстрее пройдет этапы дистанции, оперативно сориентируется по второй карте и быстрее решит теоретическое задание.

Последним сюжетом квест-технологии, который мы планировали внедрять в образовательный процесс обучающихся   называется «Будущие чемпионы». Отличительной особенностью данной квест-технологии является то, что она направлена на подготовку к сдаче контрольных тестов по предмету плавание в школе. По направленности является образовательно-тренировочной. Основные трудности, с которыми столкнутся обучающиеся, заключаются не только в правильных ответах на вопросы, но и в прохождении двигательных заданий, так как на каждом этапе обозначены определенные условия.

Данная квест-технология направлена на повышение уровня физической подготовленности и закрепление теоретических основ спортивного плавания у обучающихся  . По виду является кольцевой и состоит из пяти последовательных двигательных заданий, и стольких же по количеству теоретических вопросов. Для получения конверта с вопросом обучающимся необходимо выполнить условие этапа. Например, при выполнении прыжков через гимнастическую скамью обучающиеся смогут открыть конверт только в том случае, если выполнят задание быстрее установленного времени (табл.3). 

 

 

Таблица 3

«Содержание квест-технологии «Будущие чемпионы»»

Двигательное задание

Закрепленный вопрос

Методические особенности

Бросок набивного мяча

(1 кг)

 

Какова последовательность стилей в эстафетном комплексном плавании?

Бросок выполняется из широкой стойки ноги врозь, мяч вниз. Нужно попасть или задеть обруч, который расположен на расстоянии 4-х метров. Каждому дается по две попытки. Условие: нужно попасть 9 раз.

Выкрут прямых рук назад

В какой последовательности изучается техника спортивного вида плавания?

Обучающиеся выполняют движение прямых рук назад с гимнастической палкой. Записывается лучшая попытка, где расстояние между кистями наименьшее. Условие: в сумме должно составить 300 см  

Удержание набивного мяча ногами на гимнастической скамье (3 кг)

Сколько существует способов выполнения поворотов в плавании? Дайте им верное название.

Исходное положение лежа на животе на гимнастической скамье, руки вверх, набивной мяч между стоп. Нужно удержать мяч на весу. Условие: сохранять статическое положении более 30 сек

Прыжки через гимнастическую скамью

Какую дистанцию спортивного плавания называют "плавательным марафоном"?

Обучающимся необходимо выполнить подряд прыжки через несколько гимнастических скамей (5 штук). Важно, что следующий в команде приступает к выполнению упражнению только после того, как закончит напарник по команде. Условие: время выполнения всей команды не должно превышать 1 минуты

Транспортировка утяжелителей

Кто является самым титулованным пловцом в мире?

Перед обучающимися лежит инвентарь различного веса. Нужно перенести все содержимое в обруч, расположенный на расстоянии 30 м. Важно, что следующий в команде приступает к выполнению упражнению только после того, как закончит напарник по команде; переносить можно не более двух предметов. Условие: время выполнения всей команды не должно превышать 4 минут.

Следует отметить, что упражнения, которые мы выбрали для реализации сюжета квест-технологии, напрямую связаны со специальной подготовленностью юных пловцов на предварительном этапе обучения.

Помимо этого, на каждое двигательное задание расписаны методические указания, а также прикреплен теоретический вопрос. Основная задача вопросов теории заключалась в улучшении знаний по предмету плавание в школе у обучающихся, а также повышение их заинтересованности в плавании, как в виде спорта.

Перед тем как приступить к выполнению практической части квест-технологии обучающиеся делятся на три физически равные команды. Команды проходят на разные этапы, чтобы не создавать помех друг другу. С момента подачи сигнала обучающиеся по очереди начинают методически правильное выполнение первого двигательного задания. Необходимо отметить, что обучающиеся открывают конверт с вопросом лишь после того, как выполнят условие задания. Если команда не справляется с двигательным заданием, то приступают к следующему этапу без теоретического вопроса, а значит теряют балл. Во время ожидания, когда практическое задание выполняется не одновременно, а по очереди, обучающиеся оказывают эмоциональную поддержку каждому участнику, тем самым проявляя командный дух. Подобным образом команды проходят все пять этапов. По окончанию выполнения всех этапов команды бегут на контрольную точку, где им дается 5-7 минут на открывание конвертов и подготовку ответов на теоретические вопросы.

Победителем в квест-технологии становится та команда, которая быстрее пройдет этапы сюжета и получит больше баллов за ответы на теоретические вопросы.

После реализации всех трех сюжетов квест-технологий планируется получение обратной связи от обучающихся, принятие у них тестов для определения изменений в физической подготовленности, а также повторная регистрация параметров занятий.

 

Проект прогнозируемых результатов реализации квест-технологий в учебном процессе обучающихся.

В перспективах реализации сюжетов квест-технологий нами предполагается, что через сюжетное построение квест-технологий будет достигнута цель в формировании позитивного отношения к физической культуре, повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, а также оказание положительного воздействия на процесс развития двигательных способностей. В рамках проведенного исследования мы так же планируем, что после применения сюжетов квест-технологий на уроках физической культуры, произойдут значительные изменения в процессе обучения плаванию обучающихся. Это должно быть связано с эмоциональным настроем обучающихся к предстоящему уроку, который должен реализовываться не по стандартной схеме, а с применением новых педагогических технологий.

Планируется, что на базе образовательных учреждений учителями физической культуры в дальнейшем будут так же разрабатываться и внедряться сюжеты квест-технологий для всех школьных возрастов, так как применение нашей методики на уроках должно замотивировать обучающихся к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

Здесь следует отметить, что практическая реализация методики квест-технологий на уроках физической культуры может осуществляться в урочной и неурочной формах обучения. А разработанные и представленные в нашей работе сюжеты квест-технологий могут послужить опорным материалом при реализации сюжетов квест-технологий в других разделах физического воспитания в школе.

Таким образом, разработанная нами методика должна показать, что внедрение в учебный процесс сюжетов квест-технологий положительно скажется на формировании мотивационной и личностной сфер обучающихся.

Особенно значимые изменения планируется увидеть в физической подготовленности обучающихся, а также в совершенствовании умений и навыков в процессе обучения плаванию. Так же реализуемые сюжеты квест-технологий в учебном процессе обучающихся, должны повысить не только качество освоения практического материала, но и теоретическую составляющую в освоении учебного материала по предмету физическая культура.

 

 

 

 

 

 

 


 

ВЫВОДЫ

Реализуемый проект позволяет сформулировать следующие выводы:

1.                  Сложившаяся система организации и проведения уроков плавания по физической культуре в школе обусловлена определенной практикой преподавания данной дисциплины. В основном урок, исходя из анализа научно-методической литературы, реализуется сугубо через практический опыт учителей, так как общепринятой программы преподавания плавания в школе – нет. Поэтому, в связи с расширением базы школьных бассейнов, а также возможности реализации третьего часа физической культуры в направлении обучения обучающихся плаванию, учителям необходимо совершенствовать процесс обучения через современные педагогические технологии. Так, вопросом интенсификации учебного процесса обучающихся через педагогическую квест-технологию занимались Е.А. Игумнова, А.А. Каравка, Т.О. Лечкина, С.А. Осяк, О.А. Ульяновская.

Так же, ссылаясь на литературные источники, существует проблема формирования позитивного отношения к физической культуре, которая начинает проявляться уже в младшем школьном возрасте. Это обусловлено тем, что уроки преподаются по стандартным методикам, которые зачастую не вызывают у обучающихся   высокой эмоциональной активности. Таким образом, учитывая вышеперечисленные аспекты, мы внедряем в образовательный процесс педагогические квест-технологии, или иначе образовательный квест.

2.                  Анализ результатов проведенного анкетирования, позволяет сказать, что обучающиеся   хотели бы осваивать учебный предмет плавание, через игровую деятельность. Все это явилось основанием для разработки трех сюжетов квест-технологий, которые позволяют повысить эмоциональный фон, оказывают мотивирующий эффект на получение теоретических знаний и стимулируют к осознанному освоению практического материала на занятиях по плаванию. Разработанные нами сюжеты квест-технологий сочетают в себе идеи проблемного и игрового обучения, а также реализуются в основной части урока по физической культуре. Так же в этих сюжетах, в равных пропорциях, представлены как двигательные задания, так и задания теоретического характера, которые преимущественно направлены на улучшение общей и специальной физической подготовленности обучающихся, а также повышению знаний в теоретической составляющей обучения предмету плавание в школе.

3.                  В рамках предполагаемой реализации педагогического эксперимента мы прогнозируем, что после применения сюжетов квест-технологий на уроках физической культуры произойдут значительные изменения в процессе реализации и повышения качества обучения плаванию. Это должно быть связано с эмоциональным настроем обучающихся к предстоящему уроку, который должен реализоваться не по стандартной схеме, а с применением новых технологий. Так, эмоциональный подъем обучающихся должен отразиться на показателях частоты сердечных сокращений, общей и моторной плотностей урока, а также на результатах физической подготовленности. Таким образом, внедряя сюжеты квест-технологий в образовательный процесс по предмету физическая культура, раздел плавание, мы ожидаем, что данная методика значительно повысит интерес к уроку, будет стимулировать обучающихся к поиску и освоению теоретического материала и повышению уровня физической подготовленности.

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                  Давыдов, В.Ю. Характеристика морфофункционального состояния пловцов 10-19 лет / В.Ю. Давыдов, И.Н. Григорич, О.В. Морозова, А.Н. Королевич // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт: научный журнал. – 2015. – №3. – с. 112-119. – Текст: непосредственный.

2.                  Игумнова, Е.А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №6. – 313 с. – Текст: непосредственный.

3.                  Калугина, Ю.В. Анализ образовательного квест как педагогической технологии / Ю.В. Калугина, А.Р. Мустафина // Преподаватель. XXI век. – 2016. – №4. – с. 253-259. – Текст: непосредственный.

4.                  Калугина, Ю.В. Анализ образовательного квеста как педагогической технологии / Ю.В. Калугина, А.Р. Мустафина // Преподаватель XXI века. – 2016. – №4. – с. 253-259. – Текст: непосредственный.

5.                   Калугина, Ю.В. Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку / Ю.В. Калугина, А.Р. Мустафина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – №3. – с. 3496-3500. – Текст: непосредственный.

6.                  Каравка, А.А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определёнными компетенциями / А.А. Каравка // Мир науки. – 2015. – №3. – 20 с. – Текст: непосредственный.

7.                  Королевич, А.Н. Взаимосвязь между скоростью плавания и силовыми, морфофункциональными, психофизиологическими показателями в плавании / А.Н. Королевич, В.Ю. Давыдов, А.В. Петряев, А.С. Синицин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт: научный журнал. – 2015. – №1. – с. 48-57. – Текст: непосредственный.

8.                   Кривдина, Н.Н. Развитие социальной и коммуникативной активности дошкольников в образовательных квестах. / Н.Н. Кривдина // Филологическое образование в период детства. – 2016. – №23. с. 146-148. – Текст: непосредственный.

9.                  Лечкина, Т.О. Технология «квест-проект» как инновационная форма воспитания / Т.О. Лечкина // Наука и образование: новое время. –  2015. – Т. 1. №6. – с. 12-14. – Текст: непосредственный.

10.              Лях, В.И. Физическая культура / В.И. Лях. – М.: Физическая культура и спорт, 2012. – 64 с. – Текст: непосредственный.

11.              Осяк, С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. –  2015. – №1. – с. 25-31. – Текст: непосредственный.

12.               Полищук, Н.В. Использование квест-технологии в экологическом образовании младших школьников / Н.В. Полищук, Т.Б. Туча // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – №6. – с. 185-187. – Текст: непосредственный.

13.              Самохина, О.Н. Игра-квест – как эффективное средство физического и познавательного развития детей дошкольного возраста. / О.Н. Самохина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2015. – №7. – с. 57-63. – Текст: непосредственный.

14.              Сафронова, Е.В. Технологическая концепция образовательного квеста / Е.В. Сафронова // Школьные технологии. – 2018. – №3. – с. 70-74. – Текст: непосредственный.

15.              Степанова, Л.М. Педагогические технологии организации и проведения урока плавания в школе / Л.М. Степанова – Текст: непосредственный // Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей. – 2017. – с. 221-225.

16.               Сязи, Н.М. Региональные образовательные традиции в формировании полиэтнической культуры школьников / Н.М. Сязи // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. –  2016. – №5. – с. 183-189. – Текст: непосредственный.

17.              Тарабрина, И.В. Основные методы физической подготовки пловцов младшего возраста / И.В. Тарабрина // European Social Science Journal. – 2015. –№3. – с. 96-103. – Текст: непосредственный.

18.              Тарабрина, И.В. Эффективность методики обучения плаванию на суше / И.В. Тарабрина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2015. – Т. 21. №2. – с. 236-240. – Текст: непосредственный.

19.              Ульяновская, О.А. Использование квест-технологий в образовании для реализации стандартов нового поколения / О.А. Ульяновская // Инновации в современной науке Материалы XII Международного весеннего симпозиума: Сборник научных трудов. Центр научной мысли. – 2016. – с. 130-136. – Текст: непосредственный.

20.              Фаритов, А.Т. Некоторые аспекты классификации и применения квест-игр в школе / А.Т. Фаритов // Школьные технологии. – 2018. –  №4. – с. 90-95. – Текст: непосредственный.

21.               Федорова, Г.А. Технология квеста во внеурочной деятельности в 6 классах / Г.А. Федорова // Вестник ТОГИРРО. – 2016. –  №1. – с. 254-256. – Текст: непосредственный.

22.              Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж.К. Холодов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – Текст: непосредственный.

23.              Чигинцева, В.В. Квест-игра как современная технология интерактивного обучения русскому языку в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного подхода / В.В. Чигинцева // Вестник ТГПУ. – 2017. – Т. 2. – с. 72-76. – Текст: непосредственный.

24.              Шалков, Д.Ю. Технология квеста как эффективный способ формирования ассоциативного мышления обучающихся / Д.Ю. Шалков, В.В. Колмакова // Преподаватель высшей школы в XXI веке. – 2016. – №1. – с. 287-296. – Текст: непосредственный.

25.               Шатунова, О.В. Ландшафтные квест-игры в технологической подготовке школьников / О.В. Шатунова // Вестник научных конференций. –  2015. –  Т. 4. №4. – с. 152-155. – Текст: непосредственный.

26.              Dodge, B. Some thoughts about Webquests / B. Dodge. – San Diego: Distance Educator, 1995. – Текст: непосредственный.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени

АННОТАЦИЯ Педагогический проект на основе квест-технологии «Акулы», предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях

АННОТАЦИЯ Педагогический проект на основе квест-технологии «Акулы», предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность

О.В. Шатунова, 2015; Е.В. Сафронова, 2018;

О.В. Шатунова, 2015; Е.В. Сафронова, 2018;

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА Анализ результатов анкетирования обучающихся

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА Анализ результатов анкетирования обучающихся

Один из самых важных вопросов, который нас интересовал, был направлен на определение чувства страха перед водой – гидрофобию

Один из самых важных вопросов, который нас интересовал, был направлен на определение чувства страха перед водой – гидрофобию

Рис.5. Результаты анкетирования обучающихся

Рис.5. Результаты анкетирования обучающихся

По нашему мнению, отрицательные ответы связаны с монотонией, не совсем правильным подбором средств и методов обучения к предстоящему уроку, что вызывает сложности в освоении базовых…

По нашему мнению, отрицательные ответы связаны с монотонией, не совсем правильным подбором средств и методов обучения к предстоящему уроку, что вызывает сложности в освоении базовых…

Говоря о выполнении базовых упражнений, было отмечено, что наиболее трудным, по мнению обучающихся, является упражнение скольжение по поверхности

Говоря о выполнении базовых упражнений, было отмечено, что наиболее трудным, по мнению обучающихся, является упражнение скольжение по поверхности

Основным содержанием квест-технологий являлись двигательные задания, которые соответствуют ряду требований: оригинальность, доступность и адекватность поставленным задачам

Основным содержанием квест-технологий являлись двигательные задания, которые соответствуют ряду требований: оригинальность, доступность и адекватность поставленным задачам

Рассмотрим подробно каждый из сюжетов квест-технологий

Рассмотрим подробно каждый из сюжетов квест-технологий

Исходя из содержания таблицы мы видим, что двигательные задания подбирались для развития координационных способностей у обучающихся

Исходя из содержания таблицы мы видим, что двигательные задания подбирались для развития координационных способностей у обучающихся

Для получения подсказки обучающимся необходимо выполнить двигательное задания

Для получения подсказки обучающимся необходимо выполнить двигательное задания

Исходя из содержания таблицы необходимо отметить, что на каждое двигательное задание расписаны методические указания, тем самым акцентируя внимание на особенностях выполнения каждого упражнения

Исходя из содержания таблицы необходимо отметить, что на каждое двигательное задание расписаны методические указания, тем самым акцентируя внимание на особенностях выполнения каждого упражнения

Таблица 3 «Содержание квест-технологии «Будущие чемпионы»»

Таблица 3 «Содержание квест-технологии «Будущие чемпионы»»

Во время ожидания, когда практическое задание выполняется не одновременно, а по очереди, обучающиеся оказывают эмоциональную поддержку каждому участнику, тем самым проявляя командный дух

Во время ожидания, когда практическое задание выполняется не одновременно, а по очереди, обучающиеся оказывают эмоциональную поддержку каждому участнику, тем самым проявляя командный дух

Таким образом, разработанная нами методика должна показать, что внедрение в учебный процесс сюжетов квест-технологий положительно скажется на формировании мотивационной и личностной сфер обучающихся

Таким образом, разработанная нами методика должна показать, что внедрение в учебный процесс сюжетов квест-технологий положительно скажется на формировании мотивационной и личностной сфер обучающихся

ВЫВОДЫ Реализуемый проект позволяет сформулировать следующие выводы: 1

ВЫВОДЫ Реализуемый проект позволяет сформулировать следующие выводы: 1

Так, эмоциональный подъем обучающихся должен отразиться на показателях частоты сердечных сокращений, общей и моторной плотностей урока, а также на результатах физической подготовленности

Так, эмоциональный подъем обучающихся должен отразиться на показателях частоты сердечных сокращений, общей и моторной плотностей урока, а также на результатах физической подготовленности

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

Осяк, С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология /

Осяк, С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология /

Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта /

Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2022