ГКОУ
«Горловская санаторная школа-интернат № 9»
Педагогический проект
«НАРОДНЫЕ ИГРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
2023-2024 учебный год
3 класс
Архипкина-Верещагина
Екатерина Григорьевна
воспитатель
специалист второй категории
г. Горловка
2023-24 уч. г.
Краткая аннотация проекта
Игра – любимый вид деятельности всех школьников. Однако, сегодня наши ребята полностью перешли на игры в телефоне. И это – наша общая беда.
Ведь мы, взрослые, знаем и помним много примеров интересных подвижных игр, которым нас научили наши бабушки и дедушки. Это были народные игры, они естественно находились в быту у детей и передавались из поколения в поколение. К сожалению, сейчас этот механизм передачи нарушен, в эти игры не играют дома и на детских площадках.
Сегодня, в дни высоких технологий, мы редко возвращаемся к традициям и обычаям нашего народа. По этой причине данный Проект ориентирован на знакомство школьников с народными традициями, народным творчеством, народными забавами.
Русские народные забавы ценны в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на развитие мышления, воли, укрепляют силу духа школьника. В народных играх присутствует соревновательный задор, в них проявляются наилучшие общечеловеческие свойства: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование.
Современные школьники мало двигаются, меньше, чем раньше, играют в подвижные игры из-за привязанности к компьютерным играм.
Задача педагога - поддержать интерес учеников к народным подвижным играм.
Проект построен на сотрудничестве обучающихся 3 класса, педагогов и родителей.
Результат работы Проекта подразумевает знание детей о народной игре много новой информации и желание делиться этой информацией с другими учениками.
Паспорт педагогического проекта
Название проекта |
Педагогический проект «Народные игры в современной школе»
|
Автор - разработчик |
Архипкина-Верещагина Екатерина Григорьевна
|
Участники проекта |
Воспитатель 3 класса Обучающиеся 3 класса Родители учеников 3 класса Учитель физкультуры
|
Актуальность проекта |
Проблема приобщения школьников к народным играм актуальна и соответствует потребностям времени.
|
Цель проекта |
Изучение народных игр и приобщение к ним учеников школы-интерната.
|
Задачи проекта |
· Узнать историю появления народных игр. · Изучить многообразие народных игр и их правила. · Провести опрос о знании народных игр учеников начальной школы. · Формировать дружеские взаимоотношения. · Приобщать детей к русской культуре, воспитывать любовь и интерес к русской народной игре. · Подготовить сборник народных игр для школы. · Провести мастер-класс по народной игре.
|
Вид проекта
|
Познавательно-творческий |
Сроки проведения проекта
|
|
Ожидаемые результаты |
Все участники Проекта расширят, уточнят и систематизируют представления о народных играх. Сформируется представление о традициях русского народа.
|
Продукт педагогического проекта |
Сборник народных игр «Играем в школе».
|
Пояснительная записка:
1.1. Актуальность проекта
Народная игра - средство обучения и воспитания, отражение образа жизни национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка всеми доступными средствами, обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Народные игры совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение, являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования школьников. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
Знакомя детей с народными играми, мы - педагоги, возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека-гражданина своей страны.
1.2 Проблема
Русские народные игры теряют популярность в современном обществе из-за конкуренции с современными развлекательными технологиями. Это приводит к утрате традиций и культурных ценностей.
1.3 Гипотеза
Если знакомить детей, начиная со школьного возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать социальному, личностному, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию школьников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в нашей стране и за её пределами.
1.2. Цель и задачи проекта
Цель проекта:
формирование познания и представления школьника о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру.
Задачи проекта
· Воспитывать любовь к родному краю, приобщать детей к народной культуре, воспитывать любовь и интерес к народной игре.
· Расширять кругозор детей через знакомство с народными подвижными играми, учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам.
· Развивать физические качества: ловкость, равновесие, быстроту движений посредством народных подвижных игр.
· Формировать интерес у детей и потребность в использовании народных подвижных игр.
· Использовать в работе все виды фольклора (пословицы, поговорки, загадки, считалки), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
1.3. Участники педагогического проекта:
· Обучающиеся 3 класса
· Воспитатель 3 класса
· Учитель физкультуры
· Родители учеников 3 класса
1.4. Вид проекта:
- По доминирующей деятельности:
практико-ориентированный.
- По предметно-содержательной области: монопроект.
- По количеству участников проекта: коллективный.
- По продолжительности проекта: долгосрочный.
1.7. Ожидаемые результаты
1.8. Предполагаемый продукт педагогического проекта:
Мастер-класс «Все игры в гости к нам!»
1.9.Условия реализации педагогического проекта:
- материально-техническое обеспечение:
· Музыкальный центр, ноутбук, видеопроектор.
· Спортивный инвентарь: мячи, кегли, скакалки, обручи.
· Канцелярские принадлежности.
· Литература по теме.
· Наглядный и раздаточный материал по теме.
- информационное обеспечение:
· Подбор методической и познавательной литературы по теме.
· Сбор информации по теме проекта из Интернета.
- кадровое обеспечение:
· Воспитатель 7 класса
· Учитель физкультуры
Реализация проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями)
Предполагаемая дата проведения |
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
07.09.23 – 18.09.23г. |
1 этап – подготовительный |
Презентация темы проекта. Разработка плана реализации проекта. Создание творческих групп для будущей совместной работы. Выдача инструкций.
|
Вхождение в проблему – просмотр и обсужде- ние видеороликов «Русские народные игры». Объединение детей в рабочие группы. Обсуждение плана самостоятельной работы в каждой группе.
|
Определение продукта проекта: Мастер-класс «Все игры в гости к нам!» |
|||
20.09.23 – 24.11.23г. |
2 этап - основной |
Совместная деятельность педагогов с детьми |
|
Организация исследовательской деятельности обучающихся. Практическая помощь (по необходимости). Направление и контроль выполнения заданий проекта.
|
Работа творческих групп по поиску и сбору информации. Расширение объема знаний обучающихся о многообразии и пользе народных игр. Создание условий для личностного развития и формирования ключевых компетен тностей обучающихся (социальной, коммуни кативной, предметной, исследовательской). Расширение творчес- кого потенциала воспитанников.
|
||
Проведение воспитательных мероприятий по реализации проекта: |
|||
· Дискуссия «Для чего нужны русско-народные игры?», 22.09.2023г. · Опрос учеников начальной школы «Знаешь ли ты народные игры?», 29.09-06.10.2023г. · Задание детям: Узнать в какие игры играли их бабушки и дедушки, 20.10.-27.10.2023г. · Развлечение «Народные игры и забавы», 10.11.2023г. · Беседа «Многообразие русских народных игр», 24.11.2023г.
|
|||
29.11.23 – 17.12.23г. |
3 этап-заключительный |
1. Защита проекта |
|
Помощь подросткам в работе над созданием продукта проекта. Подготовка обучающихся к представлению продукта деятельности, к защите проекта. Отработка умения обучающимися орга- низовывать и проводить подвижные народные игры.
|
Совместная работа над созданием сборника народных игр «Играем в школе»(объединение наработок творческих групп). Представление продукта деятельности в ходе мастер-класса «Все игры в гости к нам!», 14.12.2023г. |
||
2.Анализ проделанной работы |
|||
|
Обобщение работы по реализации проекта. Анализ деятельности всех участников проекта. Определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения. |
Рефлексия. Самоанализ участия в проекте и достигнутом результате (успехи и неудачи). Перспективы дальнейшей работы. |
6. Перспективы дальнейшего развития проекта:
Предложенный проект может успешно реализовываться в структуре внеклассной работы любого школьного коллектива начальной школы.
Теоретическая значимость: внедрение данного проекта вносит вклад в разработку проблемы приобщения детей к русской народной культуре, нравственно-патриотическому развитию подрастающего поколения.
Участвуя в таком проекте, дети:
· используют в игровой деятельности считалки и загадки;
· подбирают и изготавливают атрибуты к организации русских народных игр;
· приобретают навыки умения решать проблемные вопросы;
· участвуют в творческой деятельности;
· учатся использовать приобретенные знания в практической деятельности;
· осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках.
7. Список литературы
· М. Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры». – М., Просвещение, 1988 г.
· С. К. Якуб «Вспомним забытые игры».- М., Детская литература, 1988 г.
· Л. Былеева. Подвижные игры. Москва «Физкультура и спорт»-1974 г.
· Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. Методическое пособие / Сост. Н.А. Тарасевич. – Новосибирск, 2002г.
· https://kladraz.ru/igry-dlja-detei/narodnye-igry-dlja-detei-nachalnyhklasov.html
· https://co1858.ru/detskaya-bezopasnost/russkie-narodnye-igry-dlya-shkolnikovv-pomeshhenii.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.