Педагогический проект «Персонализация обучения на уроках информатики»

  • pdf
  • 11.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья Персонализация.pdf

Педагогический проект  «Персонализация  обучения на уроках информатики»

 

Цель проекта: внедрить в практику работы технологию персонализированного обучения на параллелях 5-6 классах

 

«Целью персонализации в школах является максимальное развитие образовательного и личностного потенциала каждого учащегося, повышение эффективности учебного процесса для каждого ученика и для образовательного сообщества в целом». (Е. И. Казакова)

 

Результат персонализации образования — развитие личности учащегося, его мягких навыков и высокие академические результаты. Ожидается, что обе группы результатов при персонализированной модели образования (ПМО) будут выше, чем в условиях традиционного образования. Двух летний опыт внедрения ПМО на уроках информатики в 5-6 классах, позволяет сделать некоторые выводы. Но прежде, необходимо остановиться на оствновных элементах персонализации образования.

Персонализированное образование — способ проектирования и осуществления образовательного процесса, направленного на развитие личностного потенциала учащегося. В персонализированном образовании учащийся выступает субъектом совместной учебной деятельности, имеет возможность строить свою индивидуальную траекторию с тем, чтобы в ней учитывались особенности его личности и потребности развития. 

 

Рис.1. Основные элементы МПО

 

 

 

У каждого ребёнка своя «зона ближайшего развития», свои интересы и стиль работы, именно поэтому им необходима возможность выбора (уровня сложности, типа задания и темпа освоения учебного материала). Для обеспечения такой возможности нужны понятные ориентиры: преследуемые цели, государственные и школьные образовательные стандарты и требования. 

 

Рис.2. Система ориентиров ПМО

 

Шкалированные цели. Чтобы ребёнок смог выстроить личную траекторию внутри учебного модуля, он должен осознавать учебные цели, отвечающие на три вопроса:1.Чего требуется достичь? (целевой уровень).2.Какие элементарные знания и умения необходимо для этого освоить? (базовый уровень ).3.Как можно применить достигнутые результаты, развивать их дальше? (сверхцелевой уровень).Такая формулировка целей образует шкалу — структурированный по уровням ожидаемый результат. Значительная часть элементов ФГОС находится на уровне 2.0, некоторые — на уровне 3.0. Таким образом, четвёртый уровень выше требований ФГОС. Учащийся не обязан достичь всех целей четвёртого уровня, однако интерес и желание могут появиться в процессе. Чувство успеха, возникшее в результате достижения более сложной цели, мотивирует учащегося выбирать сложные цели и в дальнейшем, т. е. чаще находиться в зоне ближайшего развития. Цели изложены на понятном для школьника языке, что позволяет обеспечить самостоятельное обучение. Цели являются ориентиром и для учителя, который получает возможность предлагать ребенку взаимозаменяемые задания, работающие на достижение конкретного элемента цели.

Под культурой учения мы понимаем особенности взаимодействия учащихся между собой и с учителем; общий настрой коллектива, его установки и их проявления в поведении. Мы говорим «учение», имея в виду, что это процесс на стороне ребёнка — в отличие от обучения, которое является деятельностью учителя по отношению к учащемуся.

Становление культуры персонализированного образования проходит через несколько этапов. Ключевая идея — постепенная передача принятия решений и ответственности от учителя к ученику.

 

 

Культура учения — фактор, определяющий успех внедрения персонализированного образования в школе. Здравый смысл и педагогический опыт подсказывают, что эта культура складывается постепенно.

Можно выделить пять существенных характеристик культуры персонализированного образования.

ü  Первая — это общее видение и ощущение совместной цели. Сложно мотивировать человека идти в неизвестном направлении к неизвестной ему цели. Проще мотивировать человека, если цель ему известна. Ещё лучше, если эта цель поставлена вместе с самим человеком и он видит в ней свой личный смысл.

ü  Вторая черта — высокая степень самостоятельности учащихся. Обратим внимание, что это не только условие, которое необходимо для персонализированного образования, но и важное качество, которые нужно развивать. Самостоятельность нужна не только в учёбе, но и в жизни, и она не приходит сама. 

ü  Третьей чертой культуры персонализированного образования является установка на рост.

ü  Четвёртая черта культуры персонализированного образования — партнёрские отношения между учителем и учащимися. Подчеркнём, что партнёрские отношения — это не то же самое, что отношения приятельские или панибратские.

ü  Для всего перечисленного выше важна динамичная предметная среда.

 

 

Обратная связь — один из самых мощных факторов, влияющих на успешность образования. Её качество, частота и своевременность могут удвоить результативность работы педагога, однако на её организацию педагогу часто не хватает времени. ПМО предлагает передать часть функций обратной связи самим учащимся и платформе, таким образом, сэкономив время и силы учителя для осуществления точечной и качественной обратной связи. В ПМО выборочная проверка — категорически не рекомендованный инструмент. Если школьникам предложено выполнить какую-то работу, они имеют право знать, насколько качественно они её сделали. Благодаря использованию методологии ПМО и ресурсов Платформы ребёнок регулярно и оперативно получает качественную обратную связь. Заметим, что наличие гарантированной обратной связи учит школьника ответственно относиться к любой взятой на себя задаче, пониманию смысла учебной работы и работы вообще. ПМО предлагает инструменты, позволяющие предоставить детализированную обратную связь с установкой на рост.

Опыт внедрения модели персонализированного образования в процесс обучения информатике подтверждает ее эффективность в достижении планируемых результатов обучения, согласно, рабочей программы по предмету. Для реализации модели персонализированного образования необходима цифровая образовательная платформа (и желательно ориентированная на данную модель образования), которая обеспечивает качество и оптимальность временных затрат в работе педагога по разработке и сопровождению обучающихся  их индивидуальных образовательных траекторий. 

Источники информации:

1.       https://vbudushee.ru/upload/lib/%D0%9F%D0%9C%D0%9E.pdf  

2.       https://vbudushee.ru/library/

3.       https://vbudushee.ru/education/arkhiv-programm-i-proektov/programma-tsifrovayaplatforma-personalizirovannogo-obrazovaniya-dlya-shkoly/